Открытый урок окружающего мира в 1 классе «Зеленая аптека»

3
0
Материал опубликован 13 May 2017 в группе

учитель: Шкунова О.А.

Цели урока :

развитие учебно-управленческих (формулирование и достижение учебной задачи; организация работы в парах, группах) и учебно-логических умений (анализ, сравнение, классификация);

 формирование коммуникативной (умение работать с информацией, работа в парах, группах) и оргдеятельностной компетенций (постановка и решение учебной задачи, рефлексия деятельности).

Задачи: развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения; развитие речи, обогащение словаря учащихся, развитие умения анализировать и сравнивать .

Учиться соотносить старые знания с новыми, познакомить с лекарственными растениями, правилами сбора лекарственных растений.

Воспитывать бережное отношение к природе, воспитание культуры общения на уроке.

 Ход урока.

!.Организационный момент.

Сегодня на уроке мы совершим с вами небольшое путешествие в мир природы,   откроем одну интересную, важную для человека страницу.

А сейчас послушайте стихотворение.

Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

Должен знать ты наперёд

От растений большой прок!

Все растения полезны,

Они -  лекарства для людей,

 Помогают от болезней,

 Только каждый от своей.

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит, в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад,

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Беседа.

-О чём это стихотворение? ( о растениях, которые помогают нам при многих болезнях)

-А какие вы знаете лекарственные растения?

Подставте в числовой ряд соответствующие буквы из алфавита и вы узнаете тему нашего урока. (СЛАЙД)

. Тема урока окружающего мира «Зелёная аптека». (СЛАЙД)

-А что такое аптека?

Аптека- это учреждение в котором продаются или изготавливаются лекарства; набор лекарств для оказания первой медицинской помощи (аптечка)

- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?

(предположения детей) ( травы, которые лечат разные болезни- лекарственные травы)

2. Вызов.

Игра «Верите ли вы , что…»

На парте у вас таблица с номерами вопросов, а справа пустые клеточки. Я буду задавать вам вопросы, а вы во втором столбике будете ставить «+», если согласны, и «_», если не согласны.

 1

2

3

4

5

6

7

             
             

1. Верите ли вы, что все растения лекарственные? (-)

2.Верите ли вы, что 1 растение может лечить несколько болезней? (+)

3. Верите ли вы, что во время болезни можно лечиться только таблетками? (-)

4. Верите ли вы, что если ты поранился на природе, то можно помочь себе только лекарством? (-)

5. Верите ли вы, что если растение – сорняк на огороде, то оно не может быть лекарственным? (-)

6. Верите ли вы, что все растения нужные человеку можно срывать как можно больше. (-)

7. Верите ли вы что детям можно самим рвать лекарственные растения, заваривать и пить как чай. (-)

 -Отложите ваши таблички на край стола, ваши знания об этом мы проверим в конце урока.

3. Осмысление.

Вводная беседа. Лечение травами давно известно в народе. Люди, которые собирали травы, высушивали их и применяли в лечении болезней, назывались травниками, знахарями.

Раздел медицины, разрабатывающий и применяющий методы лечения растениями, называется фитотерапия. Фитотерапевт – врач, специалист по фитотерапии. Фармацевт – специалист по изготовлению (составлению) лекарственных препаратов. (словарная работа)

У. – Но прежде чем найти действительно полезное для человека растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались и люди погибали. Травники должны четко знать, какое растение от чего помогает, какую часть растения нужно использовать, чтобы приготовить лекарство.

Многие лекарственные растения ядовиты, использовать их надо по назначению врача.

Многие лекарственные растения занесены в КРАСНУЮ КНИГУ .

Какие лекарственные растения вы знаете? А в каких случаях они помогают людям?

А хотите узнать больше таких растений? А где мы можем взять эту информацию?

Откройте учебник на с.60-61 . Назовите лекарственные растения.

Объяснение задания учителем.

Продолжим работать в парах. На каждой парте лежит карточка с изображением растения. Вы должны рассмотреть его и прочитать текст об этом растении на обратной стороне.

Работа в парах.

Рассматривание растений и чтение текста.

Что вы увидели у этих растений?

Рассказ о растениях.

1 Аптечная ромашка. (СЛАЙД)

  Про ромашку надо знать.
 Белый крошечный цветочек – 
 Для припарок, для примочек.
 Если воспаление,
 Отвар – успокоение.

Лекарственная ромашка используется для лечения ангины, кашля, болеутоляющее средство .Это растение однолетнее. Поэтому, если на одном месте сорвать все ромашки до того, как созревают семена, то на будущий год ромашек на этом месте может и не быть.

2 Зверобой. (СЛАЙД)

В старину это растение считалось травой от девяносто девяти болезней. Специальным Царским указом его везли из Сибири в Москву. Народная молва наделила траву

 «страшной силой» -  косит всякое зверьё направо и налево. Отсюда и название растения. Но зверобой не убивает съевших его животных. Это растение помогает при заживлении ран, при недомоганиях, при кашле.

Очень полезен чай из цветков и листьев зверобоя.

3 Подорожник (СЛАЙД)

Вырастает подорожник,
Лишь приходит срок,
На земле сухой и твердой
Около дорог.
Говорят о нем в народе
Добрые слова.
Всем поможет подорожник –
Скромная трава.
Если ты порезал руку
Или ногу сбил,
Он тебе залечит раны
И прибавит сил.

4 Тысячелистник- многолетнее растение. Каждый лист тысячелистника как пёрышко птицы. Таких листиков-пушинок у одного растения действительно может быть чуть ли не целая тысяча. Цветки собраны в корзинки. Трава и цветы помогают при болезнях пищеварения, обладают противовосполительным действием . Приложит человек листья этого растения к ране, и кровь остановится. (СЛАЙД)

5 Одуванчик — В старинной северной сказке говорится, что когда-то одуванчиков нигде не было .И людям было грустно встречать весну без красивых цветов. Попросили они солнце: «Подари нам красивые цветы!» Улыбнулось солнце и послало на землю свои золотые лучи. Опустились лучи на весеннюю траву и стали весёлыми жёлтыми цветами- одуванчиками. Они растут на полях, лугах, в садах, лесах, вдоль дорог, около жилья. Лекарственным сырьем являются листья, корни, трава.. В медицине корень и трава одуванчика используют как горечь для возбуждения аппетита и улучшения деятельности пищеварения. (СЛАЙД)

6 Валериана лекарственная- происходит от латинского слова « валере», которое означает «быть здоровым». Очень меткое имя для целебной травы. Её свойства известны людям с глубокой древности. Её порошками, настоями и товарами из корней этого растения лечили и головные боли, и нервные болезни желудка и сердца. Древние врачи считали, что валериана возбуждает мысль, приносит спокойствие.(СЛАЙД)

7 Пастушья сумка — получила своё название из-за формы плодов, напоминающих заплечную сумку, которую носили с собой пастухи. Пастушья сумка встречается повсеместно на полях, огородах, вдоль дорог. Отвар пастушьей сумки применяли при лихорадке, для заживления ран, язв, останавливает кровь. Применяется трава пастушьей сумки в виде свежевыжатого сока или недавно собранного растения. (СЛАЙД)

8 Чистотел- встречается по всей стране на скалах, на пустырях, огородах. Лекарственным сырьём служит трава. Она содержит 20 ядовитых веществ, которые губительно действуют на многих микробов и являются опасными для человека и животных. Растение лечит раны, выводит бородавки.(СЛАЙД)

9 Липовый цвет- настой из цветков липы рекомендуют для полосканий полости рта (ангина), при головных болях, при простудных заболеваниях. Кору используют для лечения ожогов, плоды- для остановки носовых кровотечений.(СЛАЙД)

Микроитог.

Физкультминутка. (СЛАЙД)

Беседа

_А как вы считаете, есть ли правила для тех, кто собирает растения?

-Для чего они нужны? Почему вы так думаете? (чтобы растения приносили пользу)

Объяснение задания учителем. (СЛАЙД)

В группе вы должны обсудить правила сбора растений. Один ребёнок подготовит рассказ правил. Какая группа будет готова рассказать нам правила, вы поднимите руки и сядите ровно.

Групповая работа.

Обсуждение в группах.

Высказывание правил представителем группы. (дети)

А сейчас мы подытожим сказанное (выходят выступающие)

Оказывается, чтобы стать настоящим травником, нужно соблюдать определенные правила. Мы уже знаем как относится к растениям в лесу. А вот советы сборщика лекарственных трав.

Советы сборщика лекарственных растений (СЛАЙДЫ)

1 Лучше всего сбор трав следует проводить в сухую погоду.

Траву и цветы собирают во время цветения.

2 Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

3 Не собирайте грязные, пыльные, больные растения. Не собирайте растения у дорог и в близи промышленных предприятий.

4 После сбора трав тщательно вымойте руки с мылом.


 

Сроки хранения лекарственных трав:

Травы, цветы, листья, почки – два года.

Плоды – три года.

Корни, кора, корневища – до пяти лет.

Хранить сборы трав или отдельные травы в домашней зеленой аптеке надо в бумажных пакетах или стеклянных банках и обязательно писать название травы и дату сбора трав.

Микроитог.

Региональный компонент.

Фронтальная беседа.

-Какие растения в нашей местности растут?

Все эти растения растут и в нашем крае. А ещё много полезных и красивых:: боярышник, лопух, полынь, мать-и мачеха, клевер, крапива и много других растений.

СЛАЙД (4)- А сейчас мы проверим ваши знания. Для этого вспомните всё что мы изучили на уроке. Вам нужно определить растения, которые помогут вам в некоторых ситуациях. (рана, горло, укус, ушиб).

 

. Вспомните начало урока. Вы заполняли таблицу. Изменилось ли ваше мнение, проверим (СЛАЙДЫ 7)

Игра «Веришь ли ты…»

1. Верите ли вы, что все растения лекарственные?

2.Верите ли вы, что 1 растение может лечить несколько болезней?

3. Верите ли вы, что если во время болезни можно лечиться только таблетками?

4. Верите ли вы, что если ты поранился на природе, то можно помочь себе только лекарством?

5. Верите ли вы, что если растение – сорняк на огороде, то оно не может быть лекарственным

6. Верите ли вы, что все растения нужные человеку можно срывать как можно больше.

7. Верите ли вы, что детям можно самим рвать лекарственные растения, заваривать и пить как чай.

- Изменилось ли ваше мнение?

. Рефлексия.

Подходит к концу наш урок. Я хотела бы узнать, что интересного и полезного вы узнали на уроке. (СЛАЙД)

-Какую тему изучали на уроке?

Предложите фразы:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я удивился...

О чем расскажете дома родителям?

(СЛАЙД) У вас на партах лежат листики. Если вам на уроке было интересно, вы узнали новое, то закрасьте листочек жёлтым цветом, если что-то осталось непонятным- зелёного цвета, ну а если урок совсем вам не понравился- то закрасьте в красный цвет.

(Дети выходят к доске и устраивают листопад).

Домашнее задание: узнать лекарственные растения, которое используют в вашей семье. Желаю вам всем крепкого здоровья!


 

 

Технологическая карта урока по теме «Зелёная аптека», окружающий мир 1 класс

УМК «ПНШ», составила учитель начальных классов

(технология развития критического мышления)

Этапы урока

Цель этапа

Время

мин.

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности учащихся

Средства обучения

Формы деятельности

Методы обучения

Измерители

Организационный

Организовать учащихся на дальнейшую деятельность

2

Актуализация опорных знаний

Ответы на вопросы. Прослушивание стихотворения

стихотворение, презентация урока

Фронтальная

Беседа

Вопросы

Вызов

Активизация ранее полученных знаний

5

Актуализация опорных знаний

Ответы на вопросы учителя

Презентация урока

Фронтальная, индивидуальнаяработа .

Игра «Верите ли вы, что… №

Вопросы

Осмысление

Знать: названия лекарственных растений, их назначение, правила сбора.

Уметь: читать и  анализировать текст, пересказывать его, высказывать свои предположения,

23

Организация парной и групповой работы

Работа в парах.  группах.

Ознакомление с заданием. Анализ материала. Выполнение задания.

Карточки с описанием растений, гербарий. Текст учебника «Правила сбора лекарственных трав», презентация урока

Работа парная, в  группах.

Самостоя-тельная работа, частично-поисковый метод, работа с книгой, гербарием

Вопросы

Рефлексия

Уметь: представлять и аргументировать групповое  решение; обобщить материал по изученной теме.

10

Подведение итогов по сказанному. Оценка работы. Консультация по выполнению домашнего задания

Презентация результатов группы, таблица «Лекарственные растения», таблица «Верите ли вы, что…»

Работа с таблицей, презентация урока.

Фронтальная, индивидуальная.

Демонстрация, групповая оценка

Соответствие выполнения критериям оценки.

1 Аптечная ромашка.

  Про ромашку надо знать.
 Белый крошечный цветочек – 
 Для припарок, для примочек.
 Если воспаление,
 Отвар – успокоение.

Лекарственная ромашка используется для лечения ангины, кашля, болеутоляющее средство .Это растение однолетнее. Поэтому, если на одном месте сорвать все ромашки до того, как созревают семена, то на будущий год ромашек на этом месте может и не быть.

2 Зверобой.

В старину это растение считалось травой от девяносто девяти болезней. Специальным Царским указом его везли из Сибири в Москву. Народная молва наделила траву

 «страшной силой» -  косит всякое зверьё направо и налево. Отсюда и название растения. Но зверобой не убивает съевших его животных. Это растение помогает при заживлении ран, при недомоганиях, при кашле.

Очень полезен чай из цветков и листьев зверобоя.

3 Подорожник

Вырастает подорожник,
Лишь приходит срок,
На земле сухой и твердой
Около дорог.
Говорят о нем в народе
Добрые слова.
Всем поможет подорожник –
Скромная трава.
Если ты порезал руку
Или ногу сбил,
Он тебе залечит раны
И прибавит сил.

4 Тысячелистник- многолетнее растение. Каждый лист тысячелистника как пёрышко птицы. Таких листиков-пушинок у одного растения действительно может быть чуть ли не целая тысяча. Цветки собраны в корзинки. Трава и цветы помогают при болезнях пищеварения, обладают противовосполительным действием . Приложит человек листья этого растения к ране, и кровь остановится.

5 Одуванчик — В старинной северной сказке говорится, что когда-то одуванчиков нигде не было .И людям было грустно встречать весну без красивых цветов. Попросили они солнце: «Подари нам красивые цветы!» Улыбнулось солнце и послало на землю свои золотые лучи. Опустились лучи на весеннюю траву и стали весёлыми жёлтыми цветами- одуванчиками. Они растут на полях, лугах, в садах, лесах, вдоль дорог, около жилья. Лекарственным сырьем являются листья, корни, трава.. В медицине корень и трава одуванчика используют как горечь для возбуждения аппетита и улучшения деятельности пищеварения.

6 Валериана лекарственная- происходит от латинского слова « валере», которое означает «быть здоровым». Очень меткое имя для целебной травы. Её свойства известны людям с глубокой древности. Её порошками, настоями и товарами из корней этого растения лечили и головные боли, и нервные болезни желудка и сердца. Древние врачи считали, что валериана возбуждает мысль, приносит спокойствие.

7 Пастушья сумка — получила своё название из-за формы плодов, напоминающих заплечную сумку, которую носили с собой пастухи. Пастушья сумка встречается повсеместно на полях, огородах, вдоль дорог. Отвар пастушьей сумки применяли при лихорадке, для заживления ран, язв, останавливает кровь. Применяется трава пастушьей сумки в виде свежевыжатого сока или недавно собранного растения.

8 Чистотел- встречается по всей стране на скалах, на пустырях, огородах. Лекарственным сырьём служит трава. Она содержит 20 ядовитых веществ, которые губительно действуют на многих микробов и являются опасными для человека и животных. Растение лечит раны, выводит бородавки.

9 Липовый цвет- настой из цветков липы рекомендуют для полосканий полости рта (ангина), при головных болях, при простудных заболеваниях. Кору используют для лечения ожогов, плоды- для остановки носовых кровотечений.

Советы сборщика лекарственных растений

1 Лучше всего сбор трав следует проводить в сухую погоду.

Траву и цветы собирают во время цветения.

2 Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

3 Не собирайте грязные, пыльные, больные растения. Не собирайте растения у дорог и в близи промышленных предприятий.

4 После сбора трав тщательно вымойте руки с мылом.

Сроки хранения лекарственных трав:

Травы, цветы, листья, почки – два года.

Плоды – три года.

Корни, кора, корневища – до пяти лет.

Хранить сборы трав или отдельные травы в домашней зеленой аптеке надо в бумажных пакетах или стеклянных банках и обязательно писать название травы и дату сбора трав.

             
             

1

2

3

4

5

6

7

             
             

1

2

3

4

5

6

7

             
             

1

2

3

4

5

6

7

             
             

1

2

3

4

5

6

7

             
             

1

2

3

4

5

6

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.