Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Лесная аптека»
Урок окружающего мира по теме «Лесная аптека»
2 класс УМК «Школа 21 века»
Цели:
- формировать знания учащихся о лекарственных растениях, их целебных свойствах;
- развивать технику чтения и устную речь учащихся, познавательный интерес;
- воспитывать уважение и любовь к природе.
Ход урока:
1 этап: Организационный.
Я держу в ладошках солнце!
Я дарю его друзьям!
Улыбнитесь- это ж просто.
Лучики Солнца — это вам!
Ребята, у вас на столах лучики разных цветов: жёлтые, оранжевые и розовые. В конце урока, с помощью этих лучиков, мы узнаем, как каждый из вас поработал и какое настроение получил от данного урока.
2 этап: Актуализация ранее усвоенных знаний и умений, постановка учебной проблемы.
Я сейчас вам прочитаю загадку, а вы попробуете догадаться, о чем идёт речь.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом – чудеса увидишь в нём! (лес)
Внимание на слайд, посмотрим правильный ответ.
Ребята, как вы думаете, чем является лес для человека? (проблемный вопрос) На доску вывешивается: — кормильцем; — источником тепла; — место отдыха; — …
Возьмите голубые карточки, прочитайте стихотворение про себя. А сейчас по хлопку начинаем все вместе читать стихотворение. Но будьте внимательны. Старайтесь не отставать от своих одноклассников. Используется приём «Жужжащее чтение» для развития скорости чтения.
Екатерина Серова «Зеленая страна»
Я люблю побродить
По зеленой стране.
Здесь друзей заводить
Очень нравится мне.
На сюрпризы горазд
Молчаливый народ
И за то, что отдаст,
Ничего не берет…
В той стране благодать,
Удивительный свет.
Вот бы нам разгадать:
В чем тут главный секрет?
Загляни-ка со мной
В эту славную жизнь
И с зеленой страной
Навсегда подружись.
Ребята, а вы любите ходить в лес? Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие по «Зелёной стране».
Скажите, пожалуйста, когда мы идём в лес, что мы с собой берём? Давайте мы тоже с вами возьмём с собой корзинку и будем собирать все растения, которые попадутся нам на пути. Включается музыка с лесными звуками, дети идут по «полянке». Представьте, что вы, в теплый солнечный день идёте по влажной, мягкой травке, над головой щебечут птички, а вокруг разнообразие цветов и растений. Посмотрите вокруг. Давайте наполним нашу корзинку растениями. Дети собирают растения в корзинку. Молодцы ребята, много растений собрали. А сейчас мы с вами присядем на нашей полянке и поговорим о каждом растении из нашей корзинки.
Ребята, как вы уже заметили, сегодня мы будем работать в группах.
Детям загадываются загадки. Загадки загадываются поочерёдно каждой группе.
Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – серёжки.
На земле лежат листки,
Маленькие лопушки. (Подорожник)
Расправит свой ажурный листик
Король всех трав… (тысячелистник)
Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть!
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках –
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка? (Чистотел)
Сидит Яшка, красная рубашка, брюшко сыто, камешками набито. (шиповник)
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (читает учитель стихотворение, дети повторяют).
Попугайка-помогайка
Есть гимнастика у нас
И для ног и живота,
Но гимнастику для глаз
Мы не знаем, вот беда!
Не расстраивайтесь, дети
Помогу я вам сейчас
Начинаем дружно вместе
— Упражнения для глаз:
Для начала поморгаем
Быстро-быстро, раз, два, три.
Отдохнём и повторяем
Упражнения свои (15-20 сек).
А теперь газа зажмурим,
Все успели? Молодцы!
Открываем, вновь зажмурим,
И ещё раз повторим (5-6 раз).
Дети, новое движение:
Смотрим вниз, потом наверх,
Влево, вправо. Ваше зрение
Будет лучше, чем у всех! (20 сек.)
Упражнение другое:
Все глаза закройте, раз!
Помассируйте рукою,
Мягко веки ваших глаз! (15-20 сек.)
3 этап: Применение полученных знаний и умений.
Молодцы, справились с заданием. А сейчас посмотрим, хорошо ли вы слушали друг друга.Разгадывание кроссворда. Всё выводится на слайды.
— Какое растение используется при кашле, понижает температуру, а также для укрепления волос? (ромАшка)
— Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти – нагнись солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (Подорожник).
— Какое растение снимает разные воспаления, заживляет раны и улучшает аппетит? (тысячелисТник)
— Листьями этого растения очищают кожу (чистотЕл).
— Из ягод этого растения готовят витаминный общеукрепляющий напиток (шиповниК).
— Какое растении используют, чтобы остановить кровотечение, при гнойных ранах и мелких язвах, так как она обладает обеззараживающими качествами. (крАпива)
Ребята, посмотрите, отгадав кроссворд, у нас получилось новое слово. Дети читают хором АПТЕКА. Ребята, а что такое аптека? Ваша группа будет работать со словарями, а ваша – с интернет ресурсом: найти значение слова АПТЕКА и зачитать. Но читать вы должны выразительно, чётко проговаривая каждое слово. Дети зачитывают значение слова аптека.Итак, аптека – это …. Посмотрите, пожалуйста, на слайд и прочитаем хором (специальное учреждение, где продают и изготавливают лекарства). Предположите, как связаны наши с вами растения со словом аптека? Значит, как мы можем назвать все собранные нами растения? (лекарственные, лечебные, полезные) А сейчас давайте вернёмся к нашему вопросы, который звучал в начале урока: так чем же ещё может являться лес для человека?(аптекой, лесной аптекой) Как вы думаете, над какой темой мы сегодня с вами работали? Совершенно верно, «Лесная аптека». Вывешивается тема на доску.
ФИЗМИНУТКА
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
(Подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(Бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
(Ходьба на месте)
4 этап: Итог урока.
Ребята, наше путешествие по «Зелёной стране» подходит к концу. А чтобы не забыть полезные свойства растений, предлагаю вам создать книжку – малышку. Посмотрите, обложку для нашей книжки – малышки я изготовила, а вы будите изготавливать странички: вам необходимо вырезать и наклеить на страничку (на резной разноцветный картон) иллюстрацию растения и информацию о том, чем оно для нас полезно. Распределите роли в группах: кто из вас будет наклеивать иллюстрацию растения, кто будет наклеивать информацию о пользе данного растения, а кто будет скреплять страницы ленточкой. Дети работают в группах, а затем скрепляют вместе с учителем книжку – малышку ленточкой. Эта книжка – малышка останется у вас в классе. Молодцы!
5 этап: Рефлексия. Домашнее задание.
Ребята, вам понравилось наше путешествие по «Зелёной стране»?
Что показалось самым интересным?
Что узнали нового? Какое растение вам больше всего запомнилось? Может быть какое – то из растений вы уже использовали в лечебных целях?
Ребята, возьмите, пожалуйста лучики. Если вам всё понравилось на уроке и было легко работать – прикрепите к нашему солнышку жёлтый лучик. Если у вас какое –то задание вызвало затруднение – оранжевый лучик. Если же материал данного урока вам показался сложным и непонятным – розовый лучик.
Я вижу, что у вас замечательное солнечное настроение. Вы все сегодня отлично поработали на уроке. Мне бы хотелось подарить вам вот эти замечательные звёздочки. Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за урок!
Стих про лес
Берегите лес, ребята!
Он нам дарит кислород
В нем еще живут зверята
Разных видов и пород
По утру поют нам птицы
А листва укроет в зной
И пыльца цветов на лицах
Оставляет запах свой
Берегите лес, ребята!
И не жгите в нём костры
Благодарны будут звери
И деревья, и кусты.