12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
ирина1000 Материал размещён в группе «Экология и мы.» |
Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля – наш дом»
Рабочая программа внеурочной деятельности: «Земля – наш дом» (5 класс)
Пояснительная записка
Программа «Земля – наш дом» соответствует экологическому направлению. Данная программа ориентирует учащихся на деятельность по изучению ближайшего природного окружения и участия в природоохранной деятельности через практические занятия.
Экологическое образование по данной программе предполагает воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде. В связи с этим, особую роль в школьном обучении приобретают программы, в процессе изучения которых закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром. В этом и состоит педагогическая целесообразность программы «Земля – наш дом».
Данная программа познавательного типа общекультурного уровня направлена на воспитание и разностороннее развитие ребёнка, совершенствование его интеллекта, расширение его кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации. Развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ. Программа предусматривает развитие логического мышления, творческие способности детей, сочетание теоретических и активных форм обучения.
Новизна предлагаемой программы заключается в самом содержании, методических формах работы, стремлении изучать проблему углубленно, расширенно, в пределах занятий в экосистемном подходе к изложению учебного материала, широком использовании интерактивных методов обучения и разнообразных форм освоения учебного материала. Кроме того, программа предусматривает осознанное участие детей в практических природоохранных акциях, использование регионального компонента.
Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. В этом и состоит актуальность данной программы.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Особенно важно в данной программе, что наиболее наглядной, доступной и познавательной формой для воспитания у подрастающего поколения ответственного отношения к природе и являются практические занятия экологической направленности. Практические занятия играют важную роль в экологическом воспитании школьников, благодаря их мощному воздействию на эмоциональную сферу ребенка.
Цель программы:
формирование экологической ответственности, познавательной и социальной активности в сфере отношений человека с окружающим миром; развитие творческих способностей учащихся в рамках программы «Земля – наш дом».
Задачи:
Обучающие:
дать общие представления о природе;
научить правилам обращения с растительным и животным миром;
закрепить умение учащихся работать с литературой.
Воспитывающие:
воспитать доброе отношение к окружающему миру;
пробудить у детей чувство любви к природе.
Развивающие:
развить интерес ребёнка к науке экологии;
развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, образное мышление;
развивать чувство красоты.
Отличительной особенностью программы «Земля – наш дом» является ее форма реализации: программа имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-познавательной с практической ориентацией.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего 34 часа: 17 часов – на теоретический материал по основным экологическим понятиям и проблемам современного общества; 17 часов – на практические занятия и участие в практических природоохранных акциях.
Форма занятий: индивидуальная, групповая и массовая. Такая форма занятий дает возможность использовать индивидуальный и дифференцированный подход, развивать навыки сотрудничества при работе в группе и умение работать в коллективе.
Содержание программы
Введение (1 ч)
Знакомство детей между собой. Знакомство с кабинетом. Распорядок работы кружка. Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.
Ликвидация экологической безграмотности (11ч)
Разведка экологических бед. Учащимся предлагается ответить на вопросы теста «Как ты относишься к окружающей среде». Этот тест поможет проследить динамику развития представлений, умений, отношений. Выпуск листовок в защиту хвойных насаждений. Нарушение человеком механизмов саморегуляции и поддержания равновесия в природе. Опасность глобальной экологической катастрофы. Обсуждение собственных действий по отношению к окружающей среде. Факты из школьной жизни, оказывающие различное воздействие на окружающую среду.
Экологические проблемы с. Ильинское (6 ч)
Особенности и проблемы местной окружающей среды. Связь жизни людей с состоянием окружающей среды. Окружающая среда как совокупность различных компонентов. Простейший алгоритм оценки состояния окружающей среды с учетом различных аспектов. Исторические периоды в жизни моего поселка и изменение баланса между природой и обществом. Презентация и обсуждение проектов «Мой поселок в будущем»
Наш остров в огромном мире (7 ч)
Ролевая игра «За и против». Лес и его обитатели. Значение леса в жизни и деятельности человека. Ресурсообеспеченность территории, рациональное использование, ресурсосбережение, влияние лесозаготовок на природу. Вывешивание кормушек для птиц. Понятие «биологическое разнообразие». Красная книга Сахалинской области. Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений». Необходимость бережного отношения жителей Сахалинской области к океану. Взаимосвязь жителей Сахалина и океана. Внутренние воды Сахалинской области.
Я изменяю мир (9 ч)
Экологические акции по санитарной очистке территории поселка, берегов залива и реки, посадка деревьев. Итоговое занятие «Земля – наш дом». Личное мнение учащихся к экологическим проблемам и необходимости их решения.
Календарно-тематическое планирование
№ заня тия | Дата прове дения | Тема занятия | Универ сальные действия | Виды деятельности уч-ся | Формы контроля | Направ ления деятель ности уч-ся |
1 |
| Введение |
| |||
1.1 | Экологический сбор - "огонек" | Регуля тивные УУД | Определяет цель деятельности | Тест | Соц. | |
2 |
| Ликвидация экологической безграмотности | ||||
2.1 | Как ты относишься к окружающей среде | Познава тельные УУД | Выполняет роли | Игра «Экодом» | Соц. | |
2.2 | Знаем ли мы свои экологические права и обязанности? | Познава тельные УУД | Высказывает версию | Беседа | Обще культур ное | |
2.3 | Экскурсия-прогулка «Краски и звуки весны» | Познава тельные УУД | Перерабатывает информацию | Выступления уч-ся | Обще интеллектуальное | |
2.4 | Что останется после нас? | Регуля тивные УУД | Добывает новые знания | Анализ собранной информации | Соц. | |
2.5 | Практическое занятие «Уборка школьного двора» | Комму никативные УУД | Проговаривает последователь ность действий | Оценивание работы | Обще культур ное | |
2.6 | Экологическая акция «Елочка» | Познава тельные УУД | Перерабатывает информацию | Выступления уч-ся | Обще культур ное | |
2.7 | Почему нельзя сжигать мусор во дворе | Регуля тивные УУД | Добывает новые знания | Анализ собранной информации | Соц. | |
2.8 | Не жгите опавшие листья | Познава тельные УУД | Добывает новые знания | Анализ собранной информации | Соц. | |
2.9 | Как вы можете помочь природе? | Познава тельные УУД | Добывает новые знания | Анализ собранной информации | Соц. | |
2.10 2.11 | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» | Комму никативные УУД | Проговаривает последователь ность действий | Презентация готового изделия | Обще культур ное | |
3 | Экологические проблемы с. Ильинское | |||||
3.1 3.2 | Шагни за порог | Регуля тивные УУД | Добывает новые знания | Беседа | Соц. | |
3.3 3.4 | Изучаем местную окружающую среду | Познава тельные УУД | Добывает новые знания | Беседа | Соц. | |
3.5 3.6 | Мой поселок в будущем | Комму никативные УУД | Проговаривает последователь ность действий | Выступления уч-ся | Обще интеллектуальное | |
4 | Наш остров в огромном мире | |||||
4.1 | Лес – наше богатство | Познава тельные УУД | Добывает новые знания | Беседа | Соц. | |
4.2 | Сохранение биологического разнообразия | Познава тельные УУД | Добывает новые знания | Беседа | Соц. | |
4.3 | Зеленая аптека - лекарственные растения | Познава тельные УУД | Добывает новые знания | Беседа | Соц. | |
4.4 | Красная книга Сахалинской области. | Познава тельные УУД | Перерабатывает информацию | Создание экознаков | Обще интеллектуальное | |
4.5 | Экологическая акция «Мир птиц» | Комму никативные УУД | Проговаривает последователь ность действий | Выступления уч-ся | Соц. | |
4.6 | Вода, вода, кругом – вода | Познава тельные УУД | Добывает новые знания | Беседа | Соц. | |
4.7 | Экологическая акция «Чистый берег» | Комму никативные УУД | Проговаривает последователь ность действий | Выступления уч-ся | Соц. | |
5 | Я изменяю мир |
| ||||
5.1 5.2 | Экологическая акция «Друзья природы» | Комму никативные УУД | Проговаривает последователь ность действий | Выступления уч-ся | Обще культур ное | |
5.3 5.4 | Экологическая акция «Мы чистим мир» | Комму никативные УУД | Проговаривает последователь ность действий | Выступления уч-ся | Соц. | |
5.5 5.6 | Экологическая акция «Посади дерево» | Комму никативные УУД | Проговаривает последователь ность действий | Выступления уч-ся | Обще интеллектуальное | |
5.7 | Как ты относишься к окружающей среде | Познава тельные УУД | Перерабатывает информацию | Создание экознаков | Обще культур ное | |
5.8 | Викторина «Зелёный мир вокруг нас» | Комму никативные УУД | Применение полученных знаний | Викторина | Обще интеллектуальное | |
5.9 | Итоговое занятие «Земля – наш дом» | Комму никативные УУД | Отбирает источники информации | Оформление результатов работы в виде листовок | Соц. |