Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля – наш дом»
Рабочая программа внеурочной деятельности: «Земля – наш дом» (5 класс)
Пояснительная записка
Программа «Земля – наш дом» соответствует экологическому направлению. Данная программа ориентирует учащихся на деятельность по изучению ближайшего природного окружения и участия в природоохранной деятельности через практические занятия.
Экологическое образование по данной программе предполагает воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде. В связи с этим, особую роль в школьном обучении приобретают программы, в процессе изучения которых закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром. В этом и состоит педагогическая целесообразность программы «Земля – наш дом».
Данная программа познавательного типа общекультурного уровня направлена на воспитание и разностороннее развитие ребёнка, совершенствование его интеллекта, расширение его кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации. Развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ. Программа предусматривает развитие логического мышления, творческие способности детей, сочетание теоретических и активных форм обучения.
Новизна предлагаемой программы заключается в самом содержании, методических формах работы, стремлении изучать проблему углубленно, расширенно, в пределах занятий в экосистемном подходе к изложению учебного материала, широком использовании интерактивных методов обучения и разнообразных форм освоения учебного материала. Кроме того, программа предусматривает осознанное участие детей в практических природоохранных акциях, использование регионального компонента.
Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. В этом и состоит актуальность данной программы.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Особенно важно в данной программе, что наиболее наглядной, доступной и познавательной формой для воспитания у подрастающего поколения ответственного отношения к природе и являются практические занятия экологической направленности. Практические занятия играют важную роль в экологическом воспитании школьников, благодаря их мощному воздействию на эмоциональную сферу ребенка.
Цель программы:
формирование экологической ответственности, познавательной и социальной активности в сфере отношений человека с окружающим миром; развитие творческих способностей учащихся в рамках программы «Земля – наш дом».
Задачи:
Обучающие:
дать общие представления о природе;
научить правилам обращения с растительным и животным миром;
закрепить умение учащихся работать с литературой.
Воспитывающие:
воспитать доброе отношение к окружающему миру;
пробудить у детей чувство любви к природе.
Развивающие:
развить интерес ребёнка к науке экологии;
развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, образное мышление;
развивать чувство красоты.
Отличительной особенностью программы «Земля – наш дом» является ее форма реализации: программа имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-познавательной с практической ориентацией.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего 34 часа: 17 часов – на теоретический материал по основным экологическим понятиям и проблемам современного общества; 17 часов – на практические занятия и участие в практических природоохранных акциях.
Форма занятий: индивидуальная, групповая и массовая. Такая форма занятий дает возможность использовать индивидуальный и дифференцированный подход, развивать навыки сотрудничества при работе в группе и умение работать в коллективе.
Содержание программы
Введение (1 ч)
Знакомство детей между собой. Знакомство с кабинетом. Распорядок работы кружка. Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.
Ликвидация экологической безграмотности (11ч)
Разведка экологических бед. Учащимся предлагается ответить на вопросы теста «Как ты относишься к окружающей среде». Этот тест поможет проследить динамику развития представлений, умений, отношений. Выпуск листовок в защиту хвойных насаждений. Нарушение человеком механизмов саморегуляции и поддержания равновесия в природе. Опасность глобальной экологической катастрофы. Обсуждение собственных действий по отношению к окружающей среде. Факты из школьной жизни, оказывающие различное воздействие на окружающую среду.
Экологические проблемы с. Ильинское (6 ч)
Особенности и проблемы местной окружающей среды. Связь жизни людей с состоянием окружающей среды. Окружающая среда как совокупность различных компонентов. Простейший алгоритм оценки состояния окружающей среды с учетом различных аспектов. Исторические периоды в жизни моего поселка и изменение баланса между природой и обществом. Презентация и обсуждение проектов «Мой поселок в будущем»
Наш остров в огромном мире (7 ч)
Ролевая игра «За и против». Лес и его обитатели. Значение леса в жизни и деятельности человека. Ресурсообеспеченность территории, рациональное использование, ресурсосбережение, влияние лесозаготовок на природу. Вывешивание кормушек для птиц. Понятие «биологическое разнообразие». Красная книга Сахалинской области. Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений». Необходимость бережного отношения жителей Сахалинской области к океану. Взаимосвязь жителей Сахалина и океана. Внутренние воды Сахалинской области.
Я изменяю мир (9 ч)
Экологические акции по санитарной очистке территории поселка, берегов залива и реки, посадка деревьев. Итоговое занятие «Земля – наш дом». Личное мнение учащихся к экологическим проблемам и необходимости их решения.
Календарно-тематическое планирование
№ заня тия |
Дата прове дения |
Тема занятия |
Универ сальные действия |
Виды деятельности уч-ся |
Формы контроля |
Направ ления деятель ности уч-ся |
1 |
|
Введение |
|
|||
1.1 |
Экологический сбор - "огонек" |
Регуля тивные УУД |
Определяет цель деятельности |
Тест |
Соц. |
|
2 |
|
Ликвидация экологической безграмотности |
||||
2.1 |
Как ты относишься к окружающей среде |
Познава тельные УУД |
Выполняет роли |
Игра «Экодом» |
Соц. |
|
2.2 |
Знаем ли мы свои экологические права и обязанности? |
Познава тельные УУД |
Высказывает версию |
Беседа |
Обще культур ное |
|
2.3 |
Экскурсия-прогулка «Краски и звуки весны» |
Познава тельные УУД |
Перерабатывает информацию |
Выступления уч-ся |
Обще интеллектуальное |
|
2.4 |
Что останется после нас? |
Регуля тивные УУД |
Добывает новые знания |
Анализ собранной информации |
Соц. |
|
2.5 |
Практическое занятие «Уборка школьного двора» |
Комму никативные УУД |
Проговаривает последователь ность действий |
Оценивание работы |
Обще культур ное |
|
2.6 |
Экологическая акция «Елочка» |
Познава тельные УУД |
Перерабатывает информацию |
Выступления уч-ся |
Обще культур ное |
|
2.7 |
Почему нельзя сжигать мусор во дворе |
Регуля тивные УУД |
Добывает новые знания |
Анализ собранной информации |
Соц. |
|
2.8 |
Не жгите опавшие листья |
Познава тельные УУД |
Добывает новые знания |
Анализ собранной информации |
Соц. |
|
2.9 |
Как вы можете помочь природе? |
Познава тельные УУД |
Добывает новые знания |
Анализ собранной информации |
Соц. |
|
2.10 2.11 |
Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» |
Комму никативные УУД |
Проговаривает последователь ность действий |
Презентация готового изделия |
Обще культур ное |
|
3 |
Экологические проблемы с. Ильинское |
|||||
3.1 3.2 |
Шагни за порог |
Регуля тивные УУД |
Добывает новые знания |
Беседа |
Соц. |
|
3.3 3.4 |
Изучаем местную окружающую среду |
Познава тельные УУД |
Добывает новые знания |
Беседа |
Соц. |
|
3.5 3.6 |
Мой поселок в будущем |
Комму никативные УУД |
Проговаривает последователь ность действий |
Выступления уч-ся |
Обще интеллектуальное |
|
4 |
Наш остров в огромном мире |
|||||
4.1 |
Лес – наше богатство |
Познава тельные УУД |
Добывает новые знания |
Беседа |
Соц. |
|
4.2 |
Сохранение биологического разнообразия |
Познава тельные УУД |
Добывает новые знания |
Беседа |
Соц. |
|
4.3 |
Зеленая аптека - лекарственные растения |
Познава тельные УУД |
Добывает новые знания |
Беседа |
Соц. |
|
4.4 |
Красная книга Сахалинской области. |
Познава тельные УУД |
Перерабатывает информацию |
Создание экознаков |
Обще интеллектуальное |
|
4.5 |
Экологическая акция «Мир птиц» |
Комму никативные УУД |
Проговаривает последователь ность действий |
Выступления уч-ся |
Соц. |
|
4.6 |
Вода, вода, кругом – вода |
Познава тельные УУД |
Добывает новые знания |
Беседа |
Соц. |
|
4.7 |
Экологическая акция «Чистый берег» |
Комму никативные УУД |
Проговаривает последователь ность действий |
Выступления уч-ся |
Соц. |
|
5 |
Я изменяю мир |
|
||||
5.1 5.2 |
Экологическая акция «Друзья природы» |
Комму никативные УУД |
Проговаривает последователь ность действий |
Выступления уч-ся |
Обще культур ное |
|
5.3 5.4 |
Экологическая акция «Мы чистим мир» |
Комму никативные УУД |
Проговаривает последователь ность действий |
Выступления уч-ся |
Соц. |
|
5.5 5.6 |
Экологическая акция «Посади дерево» |
Комму никативные УУД |
Проговаривает последователь ность действий |
Выступления уч-ся |
Обще интеллектуальное |
|
5.7 |
Как ты относишься к окружающей среде |
Познава тельные УУД |
Перерабатывает информацию |
Создание экознаков |
Обще культур ное |
|
5.8 |
Викторина «Зелёный мир вокруг нас» |
Комму никативные УУД |
Применение полученных знаний |
Викторина |
Обще интеллектуальное |
|
5.9 |
Итоговое занятие «Земля – наш дом» |
Комму никативные УУД |
Отбирает источники информации |
Оформление результатов работы в виде листовок |
Соц. |
Горбачёва Марина Юрьевна
Ирина
Ужвюк Марина Владимировна
ирина
Горбачёва Марина Юрьевна