Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля – наш дом»

15
5
Материал опубликован 31 October 2018 в группе

Рабочая программа внеурочной деятельности: «Земля – наш дом» (5 класс)

Пояснительная записка

Программа «Земля – наш дом» соответствует экологическому направлению. Данная программа ориентирует учащихся на деятельность по изучению ближайшего природного окружения и участия в природоохранной деятельности через практические занятия.

Экологическое образование по данной программе предполагает воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.

Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде. В связи с этим, особую роль в школьном обучении приобретают программы, в процессе изучения которых закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром. В этом и состоит педагогическая целесообразность программы «Земля – наш дом».

Данная программа познавательного типа общекультурного уровня направлена на воспитание и разностороннее развитие ребёнка, совершенствование его интеллекта, расширение его кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации. Развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ. Программа предусматривает развитие логического мышления, творческие способности детей, сочетание теоретических и активных форм обучения.

Новизна предлагаемой программы заключается в самом содержании, методических формах работы, стремлении изучать проблему углубленно, расширенно, в пределах занятий в экосистемном подходе к изложению учебного материала, широком использовании интерактивных методов обучения и разнообразных форм освоения учебного материала. Кроме того, программа предусматривает осознанное участие детей в практических природоохранных акциях, использование регионального компонента.

Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. В этом и состоит актуальность данной программы.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Особенно важно в данной программе, что наиболее наглядной, доступной и познавательной формой для воспитания у подрастающего поколения ответственного отношения к природе и являются практические занятия экологической направленности. Практические занятия играют важную роль в экологическом воспитании школьников, благодаря их мощному воздействию на эмоциональную сферу ребенка.

Цель программы:

формирование экологической ответственности, познавательной и социальной активности в сфере отношений человека с окружающим миром; развитие творческих способностей учащихся в рамках программы «Земля – наш дом».

Задачи:

Обучающие:

дать общие представления о природе;

научить правилам обращения с растительным и животным миром;

закрепить умение учащихся работать с литературой.

Воспитывающие:

воспитать доброе отношение к окружающему миру;

пробудить у детей чувство любви к природе.

Развивающие:

развить интерес ребёнка к науке экологии;

развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, образное мышление;

развивать чувство красоты.

Отличительной особенностью программы «Земля – наш дом» является ее форма реализации: программа имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-познавательной с практической ориентацией.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков,  защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего 34 часа: 17 часов – на теоретический материал по основным экологическим понятиям и проблемам современного общества; 17 часов – на практические занятия и участие в практических природоохранных акциях.

Форма занятий: индивидуальная, групповая и массовая. Такая форма занятий дает возможность использовать индивидуальный и дифференцированный подход, развивать навыки сотрудничества при работе в группе и умение работать в коллективе.

Содержание программы

Введение (1 ч)

Знакомство детей между собой. Знакомство с кабинетом. Распорядок работы кружка. Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.

Ликвидация экологической безграмотности (11ч)

Разведка экологических бед. Учащимся предлагается ответить на вопросы теста «Как ты относишься к окружающей среде». Этот тест поможет проследить динамику развития представлений, умений, отношений. Выпуск листовок в защиту хвойных насаждений. Нарушение человеком механизмов саморегуляции и поддержания равновесия в природе. Опасность глобальной экологической катастрофы. Обсуждение собственных действий по отношению к окружающей среде. Факты из школьной жизни, оказывающие различное воздействие на окружающую среду.

Экологические проблемы с. Ильинское (6 ч)

Особенности и проблемы местной окружающей среды. Связь жизни людей с состоянием окружающей среды. Окружающая среда как совокупность различных компонентов. Простейший алгоритм оценки состояния окружающей среды с учетом различных аспектов. Исторические периоды в жизни моего поселка и изменение баланса между природой и обществом. Презентация и обсуждение проектов «Мой поселок в будущем»

Наш остров в огромном мире (7 ч)

Ролевая игра «За и против». Лес и его обитатели. Значение леса в жизни и деятельности человека. Ресурсообеспеченность территории, рациональное использование, ресурсосбережение, влияние лесозаготовок на природу. Вывешивание кормушек для птиц. Понятие «биологическое разнообразие». Красная книга Сахалинской области. Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений». Необходимость бережного отношения жителей Сахалинской области к океану. Взаимосвязь жителей Сахалина и океана. Внутренние воды Сахалинской области.

Я изменяю мир (9 ч)

Экологические акции по санитарной очистке территории поселка, берегов залива и реки, посадка деревьев. Итоговое занятие «Земля – наш дом». Личное мнение учащихся к экологическим проблемам и необходимости их решения.

 

Календарно-тематическое планирование

заня

тия

Дата

прове

дения

Тема занятия

Универ

сальные действия

Виды

деятельности

уч-ся

Формы контроля

Направ

ления деятель

ности уч-ся

1

 

Введение

 

 

   

1.1

 

Экологический сбор - "огонек"

Регуля

тивные

УУД

Определяет цель деятельности

Тест

Соц.

2

 

Ликвидация экологической безграмотности

       

2.1

 

Как ты относишься к окружающей среде

Познава

тельные

УУД

Выполняет роли

Игра

«Экодом»

Соц.

2.2

 

Знаем ли мы свои экологические права и обязанности?

Познава

тельные

УУД

Высказывает версию

Беседа

Обще

культур

ное

2.3

 

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки весны»

Познава

тельные

УУД

Перерабатывает

информацию

Выступления уч-ся

Обще

интеллектуальное

2.4

 

Что останется после нас?

Регуля

тивные

УУД

Добывает новые знания

Анализ собранной информации

Соц.

2.5

 

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

Комму

никативные УУД

Проговаривает последователь

ность действий

Оценивание работы

Обще

культур

ное

2.6

 

Экологическая акция «Елочка»

Познава

тельные

УУД

Перерабатывает информацию

Выступления уч-ся

Обще

культур

ное

2.7

 

Почему нельзя сжигать мусор во дворе

Регуля

тивные

УУД

Добывает новые знания

Анализ собранной информации

Соц.

2.8

 

Не жгите опавшие листья

Познава

тельные

УУД

Добывает новые знания

Анализ собранной информации

Соц.

2.9

 

Как вы можете помочь природе?

Познава

тельные

УУД

Добывает новые знания

Анализ собранной информации

Соц.

2.10

2.11

 

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

Комму

никативные УУД

Проговаривает последователь

ность действий

Презентация готового изделия

Обще

культур

ное

3

 

Экологические проблемы с. Ильинское

       

3.1

3.2

 

Шагни за порог

Регуля

тивные

УУД

Добывает новые знания

Беседа

Соц.

3.3

3.4

 

Изучаем местную окружающую среду

Познава

тельные

УУД

Добывает новые знания

Беседа

Соц.

3.5

3.6

 

Мой поселок в будущем

Комму

никативные УУД

Проговаривает последователь

ность действий

Выступления уч-ся

Обще

интеллектуальное

4

 

Наш остров в огромном мире

       

4.1

 

Лес – наше богатство

Познава

тельные

УУД

Добывает новые знания

Беседа

Соц.

4.2

 

Сохранение биологического разнообразия

Познава

тельные

УУД

Добывает новые знания

Беседа

Соц.

4.3

 

Зеленая аптека - лекарственные растения

Познава

тельные

УУД

Добывает новые знания

Беседа

Соц.

4.4

 

Красная книга Сахалинской области.

Познава

тельные

УУД

Перерабатывает информацию

Создание экознаков

Обще

интеллектуальное

4.5

 

Экологическая акция «Мир птиц»

Комму

никативные УУД

Проговаривает последователь

ность действий

Выступления уч-ся

Соц.

4.6

 

Вода, вода, кругом – вода

Познава

тельные

УУД

Добывает новые знания

Беседа

Соц.

4.7

 

Экологическая акция «Чистый берег»

Комму

никативные УУД

Проговаривает последователь

ность действий

Выступления уч-ся

Соц.

5

 

Я изменяю мир

 

     

5.1

5.2

 

Экологическая акция «Друзья природы»

Комму

никативные УУД

Проговаривает последователь

ность действий

Выступления уч-ся

Обще

культур

ное

5.3

5.4

 

Экологическая акция «Мы чистим мир»

Комму

никативные УУД

Проговаривает последователь

ность действий

Выступления уч-ся

Соц.

5.5

5.6

 

Экологическая акция «Посади дерево»

Комму

никативные УУД

Проговаривает последователь

ность действий

Выступления уч-ся

Обще

интеллектуальное

5.7

 

Как ты относишься к окружающей среде

Познава

тельные

УУД

Перерабатывает информацию

Создание экознаков

Обще

культур

ное

5.8

 

Викторина «Зелёный мир вокруг нас»

Комму

никативные УУД

Применение полученных знаний

Викторина

Обще

интеллектуальное

5.9

 

Итоговое занятие «Земля – наш дом»

Комму

никативные УУД

Отбирает

источники информации

Оформление результатов работы в виде листовок

Соц.
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезный ресурс!

2 February 2019

Согласна, сейчас вопросы краеведения есть в ВПР

2 March 2019

Сейчас это очень актуально

2 March 2019

Спасибо!

2 March 2019

Благодарю за качественную работу!

3 March 2019