Программа внеурочной деятельности «Наш дом — дом знаний, игр и забав» (1–4 класс)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр» п.г.т. Рощинский
муниципального района Волжский Самарской области
Рабочая программа
внеурочной деятельности
социального направления
«Наш дом – дом знаний, игр и забав»
1-4 класс
учителя начальной школы
Яндоло Натальи Владимировны
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативноправовых документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Планируемые результаты начального общего образования
Примерная программа по внеурочной деятельности начального общего образования ФГОС второго поколения начального общего образования ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т.Рощинский.
5. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т.Рощинский
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т.Рощинский. Рабочая программа согласована с председателем методического совета ГБОУ СОШ "ОЦ" п.г.т. Рощинский.
Общая характеристика курса
Программа «Наш Дом – дом знаний, игр и забав» является комплексной образовательной программой, которая вносит в традиционный учебно-воспитательный процесс новые содержательные и процессуальные компоненты, способствующие целенаправленному и более эффективному формированию у школьников начальных классов гражданской ответственности нравственных устоев и толерантности.
В последнее время наблюдается интенсивное взаимопроникновение национальных культур, что связано с территориальным перемещением людей в силу различных причин. В одном классе учатся дети разных национальностей. Изучение курса позволит учащимся совместить в своём сознании культуру народов России, культуру Запада и Востока, создать условия для сопряжении в своём сознании ценностей прошлого и настоящего. Интегрировать в познании культурное наследие человечества. Первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения. Занятия курса помогут создать благоприятные условия для знакомства детей друг с другом, доброжелательную атмосферу в классе. На занятиях реализуется особый поход к личности ребёнка, выраженный в признании его уникальности. Учебный процесс строится на привлекательных формах деятельности: игры, конкурсы, викторины, путешествия, этические беседы, практические, частично-поисковые и творческие работы, коллективные творческие дела, выставки работ, праздники, мини-проекты. Широкое применение наглядных пособий, репродукций художественных произведений, видеороликов, презентаций способствует высокой мотивации учащихся при изучении курса.
Знакомясь с историями из жизни слов, сопровождающих нас, учащиеся совершат увлекательные путешествия в наше прошлое, получат сведения о том откуда пришло то или иное слово в современный русский язык и что оно означает. Изучение детского фольклора поможет познакомиться с речевым богатствам родного языка, народной мудрости, народным поэтическим словом.
Народные игры являются традиционным средством воспитания и обучения детей. Испокон веков в них ярко отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, желание проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры вызывают активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В то же время дети узнают, как много общего и в чем различие в мировоззренческих взглядах других народов и с чем это связано.
Народные пословицы, приметы, присловья о временах года и о погоде представлена как энциклопедия народного естествознания. На занятиях развивается речь и обогащается словарный запас младшего школьника. Учащиеся узнают, как жили наши предки – славяне, их быт и верования, знакомятся со славянской мифологией, изучают вещественные источники исторических знаний – костюм, жилище, мебель, посуда, орудия труда, игрушки. В программе реализуется деятельностный подход к изучению материала, активное участие школьников в процессе приобретения информации. В результате выполнения проекта, учащиеся получают конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками, вложили в неё душу. При выборе проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям. Выполняя проекты, каждый ученик развивает свои творческие возможности и способности, учится решать жизненные задачи. Программа «Наш Дом – дом знаний, игр и забав» интегрируется с такими предметами как культурология, география, литературное чтение, обществознание, технология, изобразительное искусство.
Цель курса:
способствовать формированию у учащихся начальной школы нравственных устоев, гражданской ответственности и толерантности на основе знаний, диалога и сопоставления культур своего народа, своей страны с культурными достижениями народов других регионов, стран и континентов.
Задачи курса:
- расширение культурного кругозора школьников, активизация и развитие их познавательных способностей;
- приобщение учащихся к непреходящим ценностям человеческой культуры;
- развитие и формирование у школьников нравственных представлений и устоев;
- формирование учащихся толерантного сознания; межличностных толерантных отношений;
- дать представления детям о не приходящих ценностях человеческой культуры;
- расширить культурный кругозор школьников, научить их видеть в изученных литературных и художественных произведениях культурные традиции разных народов;
- повышение уровня гражданской ответственности учащихся за свою учебу; за свое поведение в классе, школе, семье, социуме; за выполнение общественных поручений;
- приобщение учащихся к поисково- творческой деятельности.
Ценностные ориентиры содержания курса
1.Формирование основ гражданской идентичности личности.
2.Формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества.
3. Развитие ценностно – смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
5. Развитие самостоятельности, инициативы, ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Место предмета в учебном плане
Курс внеурочной деятельности « Наш дом – дом знаний, игр и забав»» будет преподаваться в течении 4 лет (237ч.) с недельной нагрузкой учащихся: 1 час в неделю: 1 класс – «Школа – наш дом» (33 ч.), 2 класс – «Тайны нашего Дома» (68 ч.), 3 класс – «Наш Дом - Самара, Поволжье» (34 ч.), 4 класс – «Наш Дом – частица мира» (34ч.). Курс «Наш Дом – дом знаний, игр и забав»» имеет блочно-модульную структуру и состоит из четырех автономных, но содержательно и методологически взаимосвязанных модулей. Номер модуля, реализуемого в течение одного учебного года, соответствует классу обучения учащихся.
Содержание каждого из модулей предусматривает возможность формирования у учащихся соответствующих личностных качеств через освоение ими знаний и навыков культурной идентификации и межкультурных коммуникаций. Обобщенные сведения о композиции (структуре) построения курса представлены по этапам.
Этапы реализации курса «Наш дом – дом знаний, игр и забав».
Номер и наименование модуля |
Для какого класса предназначен |
Основное предназначение учебного модуля |
1. Школа – наш Дом |
1 класс |
Показать, что Школа – это Дом, в котором ученик познает культуру и входит в Мир знаний через детские игры, забавы, детский фольклор, экскурсии в прошлое окружающих его вещей |
2. Тайны нашего Дома |
2 класс |
Сформировать у учащихся представление о культурном разнообразии через постижение тайн своего Дома, своей семьи, своей фамилии, путем знакомства со строением жилища домашней утварью, одеждой, праздниками |
3. Наш Дом – Россия |
3 класс |
Знакомство с разнообразием культур славян и народов, проживающих в России, в Самаре и Поволжье, с их обычаями, традициями, мифами, с национальными праздниками |
4. Наш Дом – частица мира |
4 класс |
Знакомство, с разнообразием культур народов мира, с их национальными традициями обычаями, играми, костюмами, сокровищами литературы и искусства |
Согласно учебному плану ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский на 2011 – 2012 учебный год на изучение модуля «Школа – наш дом» в 1 классе отводится 1 учебный час в неделю, итого 33 часа в год.
класс |
№ п/п |
Тема |
По программе (часов) |
Планируемое количество часов |
1 класс |
|
Здравствуй, школа! |
5 |
5 |
|
|
Устное народное творчество |
5 |
5 |
|
|
История знакомых слов |
7 |
7 |
|
|
Экскурсии в прошлое вещей |
7 |
7 |
|
|
Игровой калейдоскоп |
9 |
9 |
|
|
ИТОГО: |
33 |
33 |
Согласно учебному плану ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский на 2012 – 2013 учебный год на изучение модуля «Тайны нашего Дома» во 2 классе отводится 2 учебных часа в неделю, итого 68 часов в год.
2 класс |
1 |
Тайна народных игр |
10 |
10 |
|
2 |
Устное народное творчество |
12 |
6 + 6 |
|
3 |
Дорожи своим именем |
8 |
8 |
|
4 |
Тайны дома |
8 |
8 |
|
5 |
Тайна народного костюма |
8 |
8 |
|
6 |
Народные праздники |
12 |
4 + 8 |
|
7 |
Тайны народной игрушки |
4 |
4 |
|
8 |
Обобщающее повторение |
6 |
6 |
|
|
Итого |
68 |
68 |
Согласно учебному плану ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский на 2013 – 2014 учебный год на изучение модуля «Наш Дом - Россия» в 3 классе отводится 1 учебный час в неделю, итого 34 часа в год.
3 класс |
1 |
Жизнь славян |
10 |
10 |
|
2 |
Семья |
6 |
6 |
|
3 |
Народные праздники |
6 |
6 |
|
4 |
Былины, предания, мифы |
8 |
8 |
|
5 |
Родной край |
4 |
4 |
|
|
Итого: |
34 |
34 |
На изучение модуля «Наш дом – частица мира» в 4 классе отводится 1 учебный час в неделю, итого 34 часа в год.
4 класс |
1 |
Жизнь славян |
10 |
10 |
|
2 |
Семья |
6 |
6 |
|
3 |
Народные праздники |
6 |
6 |
|
4 |
Былины, предания, мифы |
8 |
8 |
|
5 |
Родной край |
4 |
4 |
|
|
Итого: |
34 |
34 |
Учебный процесс в ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский осуществляется по триместрам, поэтому изучение курса «Наш дом – дом знаний, игр и забав» будет проходить в следующем режиме:
Курс «Наш дом – дом знаний, игр и забав» |
Количество часов в |
||||
неделю |
триместр |
год |
|||
I |
II |
III |
|||
«Школа – наш дом» |
1 |
10 |
11 |
12 |
33 |
«Тайны нашего дома» |
2 |
20 |
22 |
26 |
68 |
«Наш Дом – Россия» |
1 |
10 |
11 |
13 |
34 |
«Наш дом – частица мира» |
1 |
10 |
11 |
13 |
34 |
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты после изучения 1 модуля «Школа – наш дом»
Расширение культурного кругозора обучающихся;
Повышение уровня мультикультурных знаний учащихся и навыков их использования в учебном процессе, в общении.
Повышение уровня гражданской ответственности за свою учёбу и поведение.
Повышение уровня познавательной активности учащихся.
Приобщение к поисковой учебной деятельности.
Ожидаемые результаты после изучения 2 модуля «Тайны нашего дома».
Расширение культурного кругозора за счёт раскрытия тайн строительства жилища, национальной одежды, домашней утвари.
Формирование представления о культурном разнообразии через постижение тайн своей семьи, своей фамилии, традиций и праздников.
Повышение уровня познавательной активности
Формирование толерантных межличностных отношений.
Приобщение к поисковой и творческой учебной деятельности.
Ожидаемые результаты после изучение 3 модуля « Наш дом – Россия»
Расширение культурного кругозора за счет знакомства с разнообразием культур и народов, населяющих Россию.
Повышение уровня толерантности за счёт сопоставления своей культуры с культурой других людей.
Повышение уровня познавательной активности
Приобщение к поисковой и творческой учебной деятельности.
Повышение уровня ответственности за поведение в семье, школе, социуме, за выполнение простейших общественных поручений.
Ожидаемые результаты изучения курса
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные результаты
1. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.
2. Овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого высказывания.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
4. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач
Предметные результаты
1. Ускорение процесса адаптации первоклассников к школьной жизни.
2. Обогащение активного словаря учащихся народным поэтическим соловом.
3. Уважительное отношение к России, родному краю, истории, культуре нашей страны.
4. Осознание целостности окружающего мира.
5. Освоение элементарных правил нравственного поведения в мире людей.
Основное содержание курса
1 класс. 1. Здравствуй, школа! Знакомство первоклассников друг с другом. Правила поведения в школе. Правила учебного сотрудничества.2. Детский фольклор. Считалки, дразнилки, мирилки, потешки, прибаутки, заклички, приговорки, небылицы-перевертыши. Правила самостоятельного литературного творчества. 3. История знакомых слов. Лексические и этимологические сведения, история возникновения слов. Школьные слова (пенал, тетрадь, альбом, азбука, карандаш, портфель и т.д.); животные (медведь, белка, кенгуру, бегемот, дельфин, осьминог и т.д.); растения (береза, осина, рябина, дуб, одуванчик, шиповник, подорожник и т. д.); посуда (вилка, нож, тарелка, чашка, кастрюля); одежда и обувь (сарафан, рубашка, платок, кушак, лапти, сапоги); вежливые слова. Включение слов в активный словарный запас. 4. Экскурсии в прошлое вещей. Как жили наши предки – славяне, их быт и верования, знакомство со славянской мифологией. Вещественные источники исторических знаний – костюм, жилище, мебель, посуда, орудия труда, игрушки. 5. Игровой калейдоскоп. Разучивание русских народных игр и игр народов разных стран («Отгадай, чей голосок», «Вороны и воробьи», «Карусель», «Гуси-лебеди», «Совушка», «Салки», «Через кочки и пенечки»).
2 класс. 1. Тайна народных игр. История народных игр. Разучивание русских народных игр и игр народов разных стран.
2. Устное народное творчество. Загадки. Разгадывание и самостоятельное составление загадок. Пословицы. Объяснение смысла пословиц. Сказки народов России, их тема и основная мысль. 3. Дорожи своим именем. Откуда к нам пришли наши имена? Имена и прозвища Древней Руси. Имя и ангел-хранитель. Отчество и фамилия. Родословное дерево. 4.Тайны дома. Мой дом – моя крепость. Русская изба. Основные элементы крестьянской избы. Строительство дома. Традиции при строительстве избы. История вещей. Первая вилка, посуда, мебель. Первые города. 5. Тайна народного костюма. Костюмы разных стран и народов. Основные элементы русского костюма. Сходства и различия костюмов разных народов.6. Народные праздники. Названия и характерные особенности народных праздников. Праздник урожая, Масленица, Пасха. 7.Тайны народной игрушки. История игрушки. Соломенная игрушка. Тряпичные куклы. Народные промыслы: дымковская, филимоновская, каргопольская, тульская игрушки. Куклы- иностранки. Матрёшка.
3 класс.1. Повторение изученного. Строительство дома. Традиции при строительстве избы. Домашняя утварь. Первые города. Национальный костюм. Имя и его значение. 2. Жизнь славян. Расселение народов. Происхождение, внешность славян. Что такое род, племя, старейшина. Жилище славян и других народов. Природа страны славян. Соседи славян. 3. Семья. Как появилась семья. Как появились фамилия и отчество. Названия родственников. Семейные традиции у разных народов.4. Праздники в доме. Календарь славян. Традиции праздников. Церковные праздники. Праздники разных народов их характерные особенности. 5. Обряды, верования древних славян. Зарождение обрядов и традиций. Мифы и сказки. Мифы древних славян. Мифы разных народов. 6. Родной край. Народы, населяющие наш край. Основание города Самара когда и кем. Символика родного города. Герб города Самара.
4 класс. 1.Мой город, моя страна. С чего начинается Родина. Я и моё отечество. Герб, флаг, гимн России .Как начиналась Самара. Когда и кем был основан город Самара. Герб города Самара. Природные богатства России. От льдов Арктики, до субтропиков Сочи, от европейских дубрав до уссурийской тайги. Великие сыны России: А.С.Пушкин, Петр I,М.В.Ломоносов, М.В.Кутузов, А. Суворов,
Д.И.Менделеев, П.И Чайковский, В Васнецов, В.Жуков. Моя родина – Россия. Коллективное творческое дело. Создание книги о России. .2. Все страны будут в гости к нам. Традиции и обычаи различных стан. Достопримечательности различных стран. Национальные костюмы. Кулинария разных народов. Известные люди: поэты, художники, музыканты .Проект «Визитная карта страны». Зарубежные детские писатели, их самые известные произведения и герои этих произведений. Проект «Великие сказочники и их герои». Литературная викторина ». Как встречают Новый год и Рождество в разных странах. Шедевры мировой живописи. Проект «Моя картинная галерея».Альбом «Мировые шедевры живописи. Проект «Экскурсия в музеи разных стран». 3. Люди, изменившие мир. Великие полководцы. Подвиг русского народа. Проект «Великие полководцы». Проект «Они открывали Землю». Игра – викторина «Что? Где? Когда?»
Виды внеучебной деятельности
1. Игровая деятельность: ролевая игра.
2. Познавательная деятельность: викторины, познавательные игры, познавательные беседы, детские исследовательские проекты.
3. Проблемно - ценностное общение: этическая беседа.
4. Досугово - развлекательная деятельность: праздники, путешествия, выставки работ.
5. Художественное творчество: конкурс рисунков, изготовление наглядных пособий.
6. Спортивно - оздоровительная деятельность: подвижные народные игры.
В процессе преподавания курса будут использоваться интенсивные инновационные и креативные технологии обучения:
- игровые технологии;
- развивающие технологии;
- диагностические;
- компетентностно-ориентированные технологии;
- проектная деятельность учащихся.
Формы и методы контроля за успешностью обучения учащихся
1.Наблюдение за уровнем активности учащихся на занятии, за ходом выполнения обучающимися практических занятий, самостоятельной поисковой и мультикультурной творческой деятельностью в процессе их внеклассной работы;
2.Наблюдение за динамикой изменения межличностных отношений обучающихся, их культуры владения диалогом;
3.Психологическое тестирование обучающихся по выявлению динамики изменения уровней их толерантности, агрессивности, креативности.
4. Анализ и совместное обсуждение выполненных школьниками учебных проектов.
Материально-техническое обеспечение внеурочного курса «Наш дом – дом знаний, игр и забав»
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
Примечание |
Книгопечатная продукция |
||
Методическая литература: Полушкин И.А., Михелькевич В.Н., Ионесов В.И. Экспериментальный факультативный курс «Диалог культур народов мира» для учащихся начальной школы. Под общей редакцией Полушкиной Л.И. – Самара, 2005. |
1 |
Библиотечный фонд |
Печатные пособия |
|
|
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.) |
1 |
|
Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.). |
1 |
|
Плакаты обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения |
1 |
|
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.) |
1 |
|
Технические средства обучения |
|
|
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц |
1 шт. |
|
Мультимедийный проектор |
1 шт. |
|
Ноутбук у учителя |
1 шт. |
|
Нэтбуки для учащихся |
13 шт. |
|
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
|
|
сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт» - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 сайт Института новых технологий: http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=59&id=669
|
|
|
Используемая литература
Федеральный Государственный Образовательный стандарта (II поколение) начального общего образования.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2‑е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).— ISBN 978‑5‑09‑022564‑9. Издательство «Просвещение», 2010.
Примерная воспитательная программа по внеурочной деятельности.
Полушкин И.А., Михелькевич В.Н., Ионесов В.И. Экспериментальный факультативный курс «Диалог культур народов мира» для учащихся начальной школы. Под общей редакцией Полушкиной Л.И. – Самара, 2005.
Саплина Е.В.Введение в историю 3 класс. Учебник для четырёхлетней начальной школы- М.:Дрофа, 2002г.
Саплина Е.В.Введение в историю 4 класс. Учебник для четырёхлетней начальной школы- М.:Дрофа, 2002г.
Ворожейкина Н.И. Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом, Беседы по истории Россиии. Ассоциация ХХI век, Смоленск, 2003
Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. –М.:Просвещение, 1998г.
Дыбина О.В.Игры-путешествия в прошлое предметов.-М.:ТЦ»Сфера», 1999г.
Успенский Л.Ты и твоё имя. М.:Наука, 2002г.
Праздники народов России.Знциклопедия – М.:РОСМЭН, 2002г.
Синицына Е. «Умные пословицы». М.: Лист, 2000
Федотова И.Ю., Чернецова Л. В. Русский дом. Самара, 1995
Новицкая Н.Ю., Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть. Рус. дет. Фольклор. М.: Просвещение. 199
Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы. – СПб. 2000
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003
Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Адаптационные занятия с первоклассниками: практическая психология учителю. – М.:УЦ «Перспектива», 2002
Аверина Т.В. Детские игры и загадки народов Поволжья. Самара, 1994
Календарно – тематическое планирование курса «Наш дом – дом знаний, игр и забав» 1 класс (33 часа)
№ п/п |
Название раздела или темы |
Количество часов на изучение темы |
Темы урока |
Количество часов на изучение |
Примерная дата проведения урока |
Формы деятельности |
Планируемые результаты |
||
№ урока |
Название |
триместр |
число |
||||||
1 |
Здравствуй, школа! |
5 |
1 |
Знакомство. Знакомство с новым с учебным курсом и знакомство первоклассников друг с другом. |
1 т |
1 |
|
Этическая беседа «Здравствуй, школа!». Игра «Давайте познакомимся!» |
Личностные УУД Формирование отношения друг к другу как к целост-ной группе – «класс». Осознание нового статуса школьника. Регулятивные УУД Контроль и объективная самооценка поведения в школе Познавательные УУД Знакомство с правилами поведения в школе. Коммуникативные УУД Позитивное эмоциональное отношение к школе и одноклассникам |
2 |
Правила школьной жизни. Школьник и дошкольник |
1 т |
1 |
|
Дебаты «Как себя вести в школе?». |
||||
3-4 |
Учимся работать дружно |
2 п |
1 |
|
Коллективное творчес-кое дело: составление «Конституции класса» |
||||
5 |
Мы - хорошие друзья |
1п |
1 |
|
Праздник «Дружба начинается с улыбки» |
||||
2
|
Устное народное творчество
|
5
|
6 |
Считалки
|
1 т |
1 |
|
Этическая беседа «Для чего нужна считалка?» Игра «Угадай, чей голо-сок?», выбор ведущего с помощью считалки |
Личностные УУД Принятие и соблюдение норм школьного поведения Регулятивные УУД Формировать действие контроля, коррекции и оценки своих знаний Познавательные УУД Осмысление общения как способа получения и передачи информации формировать умение добывать новые знания Коммуникативные УУД Формирование умения работать в коллективе, умение представлять свое творчество |
7 |
Дразнилки, мирилки, молчанки |
1 т |
1 |
|
Беседа «Жанры фольклора». Конкурс «Сочиняю сам» |
||||
8 |
Заклички, приговорки |
1 т |
1 |
|
Конкурс «Кто знает больше?» |
||||
9 |
Потешки, прибаутки, небылицы-перевертыши. |
1 п |
1 |
|
Разучивание прибауток, небылиц, потешек, иллюстрирование. |
||||
10 |
«Час потехи». Обобщающее занятие
|
1 п |
1 |
|
Праздник «Час потехи». Мини-проект «Наше творчество» |
||||
3
|
История знакомых слов
|
7
|
11 |
Школьные слова |
1 т |
2 |
|
Познавательная беседа, дидактическая игра «Помоги Незнайке» |
Личностные УУД Формирование позитивного отношения к чтению, учебно-познавательного интереса. Регулятивные УУД Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Контроль и коррекция. Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации, умение делать выводы Коммуникативные УУД Формирование умения работать в паре, группе, умения оформлять свою мысль в устной речи.
|
12 |
В мире животных |
1 т |
2 |
|
Просмотр презентации « В мире животных», дидактическая игра «Зоопарк» |
||||
13 |
В мире растений |
1 т |
2 |
|
Просмотр презентации «В мире растений», дидактическая игра «В ботаническом саду» |
||||
14 |
Скатерть - самобранка |
1 п |
2 |
|
Просмотр презентации «История посуды». Проблемная ситуация: как вести себя за столом |
||||
15 |
Кое – что из нашего гардероба |
1 т |
2 |
|
Просмотр презентации «История вещей» Конкурс аппликаций «Хороши у нас наряды» |
||||
16 |
Очень важные слова |
1 п |
2 |
|
Разыгрывание ситуаций: знакомство, приветствие, прощание, извинение, просьба. |
||||
17 |
«Словарная работа». Обобщающее занятие. |
1п |
2 |
|
Викторина «В мире слов». |
||||
4 |
Экскурсии в прошлое вещей |
7 |
18 |
Путешествие в прошлое куклы. |
1 т |
2 |
|
Познавательная беседа, Конкурс рисунков «Моя кукла» |
Личностные УУД Развитие широких познавательных интересов, мотивов познания и творчества Регулятивные УУД Выполнение задания в соответствии с целью, планирование деятельности и контроль Познавательные УУД Осмысление взаимосвязи человека и культуры. Формирование представлений об истории необходимых вещей Коммуникативные УУД Формирование умения слушать собеседника |
19 |
Посуда рассказывает о своем рождении. |
1 т |
2 |
|
Просмотр презентации, изготовление наглядности |
||||
20 |
Путешествие в прошлое карандаша и ручки. |
1 т |
2 |
|
Познавательная беседа, конкурс рисунков цветными карандашами |
||||
21 |
Путешествие в прошлое бумаги. |
1 т |
2 |
|
Просмотр презентации «Рождение бумаги», игрушка в технике оригами |
||||
22 |
Путешествие в прошлое книги. |
1 т |
2 |
|
Познавательная беседа, изготовление книжки-малышки |
||||
23 |
Путешествие в прошлое школы. |
1 т |
3 |
|
Просмотр презентации, составление словарика школьных слов |
||||
24 |
« Из прошлого в будущее ». Обобщающее занятие |
1 п |
3 |
|
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» |
||||
5
|
Игровой калейдоскоп
|
9
|
25 |
Русские народные игры |
1 т |
3 |
|
Познавательная беседа «Игры наших бабушек, дедушек». |
Личностные УУД Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, готовности к сотрудничеству и дружбе Регулятивные УУД Самоконтроль и взаимоконтроль соблюдения правил игры Познавательные УУД Формирование умения добывать новые знания Коммуникативные УУД Формирование умение выполнять различные социальные роли в группе. |
26 |
Игры народов Поволжья |
1 п |
3 |
|
Разучивание игры «Лиса и куры» |
||||
27 |
Народные игры разных стран |
1т |
3 |
|
Разучивание игры «Вороны и воробьи» |
||||
28 |
Народные игры разных стран |
1 п |
3 |
|
Разучивание игры « Совушка» |
||||
29 |
Народные игры разных стран |
1п |
3 |
|
Разучивание игры «Удочка» |
||||
30 |
Народные игры разных стран |
1п |
3 |
|
Разучивание игры «Салки» |
||||
31
|
Народные игры разных стран |
1п
|
3 |
|
Разучивание игры « Гуси – лебеди» |
||||
32 |
«Играем вместе». Обобщающее занятие |
1п
|
3 |
|
Мини-проект: «Игровой калейдоскоп» |
||||
|
33 |
«Похожие и разные». Заключительное занятие |
1п |
3 |
|
Игровая программа «Карусель»
|
Т – теоретическое занятие П – практическое занятие
Календарно – тематическое планирование курса «Наш дом – дом знаний, игр и забав» 2 класс (68 часов)
№ п/п |
Название раздела или темы |
Количество часов на изучение темы |
Темы урока |
Количество часов на изучение |
Примерная дата проведения урока |
Формы деятельности |
Планируемые результаты |
||
№ урока |
Название |
триместр |
число |
||||||
1 |
Тайна народных игр |
10 |
1 |
Вводный урок |
1 п |
1 |
|
Любимые игры и конкурсы. |
Личностные УУД Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе Регулятивные УУД Самоконтроль, коррекция и взаимоконтроль соблюдения правил игры Познавательные УУД Формировать умение добывать новые знания, делать выводы. Коммуникативные УУД Формирование умения договариваться, работать в группе, выполнять различные социальные роли в группе.. |
2 |
История народных игр |
1 т |
1 |
|
Познавательная беседа: «Как появились народные игры?» |
||||
3 |
Русские народные игры |
1 п |
1 |
|
Разучивание игры « У медведя во бору» |
||||
4 |
Русские народные игры |
1 п |
1 |
|
Разучивание игры «Горелки» |
||||
5 |
Русские народные игры |
1 п |
1 |
|
Разучивание игры «Полетушки» |
||||
6 |
Народные игры разных стран |
1 п |
1 |
|
Разучивание игры «Удочка» |
||||
7 |
Народные игры разных стран |
1 п |
1 |
|
Разучивание игры «Лиса и куры» |
||||
8 |
Народные игры разных стран
|
1 п |
1 |
|
Разучивание игры «Два мороза» |
||||
9 |
Народные игры разных стран |
1 п |
1 |
|
Разучивание игры «Вороны и воробьи» |
||||
10 |
«Играем вместе». Обобщающее занятие |
1 п |
1 |
|
Игровая программа: любимые игры |
||||
2
|
Устное народное творчество
|
6
|
11
12 |
Загадка- описание и загадка – сравнение.
Загадка и отгадка. Загадки - обманки. |
1 т
1 п |
1
1
|
|
Беседа « Какие бывают загадки? Как составить свою загадку? Загадки об овощах и фруктах. Кто знает больше? |
Личностные УУД Формирование учебно-познавательного интереса Осознание собственных достижений при изучении темы Регулятивные УУД Выполнение задания в соответствии с целью Познавательные УУД Умение отличать извест-ное от неизвестного, в ситуации специально созданной учителем. Умение делать выводы. Коммуникативные УУД Умение оформлять свою мысль в устной речи, выразительно рассказывать |
13 |
Разгадай мою загадку! |
1п |
1 |
|
Конкурс загадок «А ну-ка, отгадай!» |
||||
14 |
Старинная пословица не даром молвится |
1 т |
1 |
|
Беседа «Народная мудрость». Заучивание и объяснение пословиц. |
||||
15 |
Пословицы о труде и дружбе |
1 п |
1 |
|
Конкурс «Кто знает больше?» |
||||
16 |
Хлеб – всему голова |
1 т |
1 |
|
Просмотр презентации «хлеб». Сказка « Лёгкий хлеб»
|
||||
3 |
Народные праздники |
4 |
17 |
Подготовка к «Празднику урожая» |
1 п |
1 |
|
Объяснение и заучивание пословиц, стихотворений о хлебе. |
Личностные УУД Проявлять творческое отношение к подготовке к праздника. Осознание собственных достижений Регулятивные УУД Выполнение задания в соответствии с целью, самоконтроль и коррекцию. Познавательные УУД Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы Коммуникативные УУД Умение оформлять свою речь в устной речи |
18 |
Подготовка к «Празднику урожая» |
1 п |
1 |
|
Инсценирование сказки «Пшеничный колосок» |
||||
19 |
Подготовка к «Празднику урожая»
|
1 п |
1 |
|
Разучивание стихов, загадок пословиц, изготовление рисунков для оформления праздника. |
||||
20 |
Праздник урожая |
1 п |
1 |
|
Участие в празднике
|
||||
4
|
Устное народное творчество
|
6
|
21 |
Расскажи мне сказку |
1 т |
2 |
|
Беседа «Для чего нужны сказки?» Коллективное устное сочинение сказки |
Личностные УУД Формировать учебно-познавательный интерес, эмоционально-ценностное отношение к героям сказки Регулятивные УУД Выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания, адекватно оценивать результат Познавательные УУД Умение добывать новые знания. Находить ответы на вопросы Коммуникативные УУД Умение выполнять различные социальные роли в соответствии с задачами учебной деятельности |
22 |
Сказки о животных |
1 п |
2 |
|
Инсценирование сказки «Лиса и Заяц» Иллюстрирование |
||||
23 |
Бытовые сказки |
1 п |
2 |
|
Инсценирование сказки «Репка» Иллюстрирование |
||||
24 |
Волшебные сказки |
1 п |
2 |
|
Просмотр сказки «Волшебное кольцо» Иллюстрирование |
||||
25 |
Книжка – игрушка « Моя сказка» |
1 п |
2 |
|
Изготовление книжки-игрушки |
||||
26
|
Книжка – игрушка « Моя сказка» |
1 п
|
2
|
|
Изготовление книжки-игрушки |
||||
3
|
Дорожи своим именем
|
8
|
27 |
Имя и его значение |
1 т |
2 |
|
Познавательная беседа «Что означают наши имена» |
Личностные УУД Формирование позитивного отношения к чтению, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. Регулятивные УУД Освоение умения выбирать нужный источник информации. Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД Формирование умения работать в паре, группе. |
28 |
Я и моё имя
|
1 п |
2 |
|
Поиск в справочной литературе значение своего имени. |
||||
29 |
Отчество и фамилия |
1 п |
2 |
|
Поиск в справочной литературе значения своей фамилии |
||||
30 |
Имена и прозвища в Древней Руси |
1 п |
2 |
|
Просмотр презентации «Древняя Русь» |
||||
31 |
Откуда к нам пришли наши имена? |
1 т |
2 |
|
Просмотр презентации «Что означают наши имена» |
||||
32 |
Моя история
|
1 п |
2 |
|
Изготовление альбома |
||||
33 |
Моя история
|
1п |
2 |
|
Изготовление альбома |
||||
34 |
Моя история
|
1 п |
2 |
|
Защита работ |
||||
4 |
Тайны дома |
8 |
35 |
История дома |
1 т |
2 |
|
Познавательная беседа, просмотр презентации «Такие разные дома» |
Личностные УУД Развитие широких познавательных интересов, мотивов познания и творчества Регулятивные УУД Выполнение задания в соответствии с целью, планирование, контроль и коррекция Познавательные УУД Осмысление взаимосвязи человека и культуры. Формирование представлений об истории необходимых вещей Коммуникативные УУД Формирование умения слушать собеседника |
36 |
Первые города |
1 т |
2 |
|
Познавательная беседа «В древнерусском городе» |
||||
37 |
Русская изба |
1 п |
2 |
|
Просмотр презентации « В русской избе» Конкурс рисунков |
||||
38 |
Основные элементы крестьянской избы |
1 п |
2 |
|
Изготовление аппликации «Мой дом» |
||||
39 |
Путешествие в прошлое ножа и вилки |
1 т |
2 |
|
Просмотр презентации «Трапеза в разные времена» |
||||
40 |
Путешествие в прошлое стола и стула |
1 п |
2 |
|
Просмотр презентации «Мой трон» Изготовление стола и стула из картона |
||||
41 |
Хранитель домашнего очага |
1 п |
2 |
|
Изготовление игрушки Домовёнок |
||||
42 |
Мой дом – моя крепость |
1 п |
2 |
|
Выставка работ |
||||
5
|
Тайны народного костюма
|
8
|
43 |
Костюмы разных стран и народов. |
1 т |
3 |
|
Просмотр презентации «Народные костюмы» |
Личностные УУД Развитие широких познавательных инт-ересов, мотивов познания и творчества Регулятивные УУД Выполнять взаимо-проверку и корректи-ровку учебного задания, адекватно оценивать результат Познавательные УУД Формирование представ-лений о культурных ценностях нашего народа Коммуникативные УУД Формирование конструк-тивных способов взаимо-действия с окружающими людьми |
44 |
Основные элементы русского костюма |
1 т |
3 |
|
Поиск информации. Изготовление бумажной куклы |
||||
45 |
Сходства и различия костюмов разных народов |
1 т |
3 |
|
Сравнение костюмов. |
||||
46 |
Русская красавица |
1 п |
3 |
|
Изготовление шаблонов одежды. |
||||
47 |
Русская красавица
|
1 п |
3 |
|
Изготовление игрушки |
||||
48 |
Мой национальный костюм |
1 п |
3 |
|
Сравнение костюмов. Изготовление шаблонов одежды. |
||||
49 |
Мой национальный костюм |
1 п
|
3 |
|
Изготовление игрушки |
||||
50 |
Мой национальный костюм Защита работ |
1 п
|
3 |
|
Выставка работ |
||||
6
|
Народные праздники
|
8
|
51 |
Встреча весны у народов нашей страны |
1 т |
3 |
|
Просмотр презентации «Здравствуй, весна» |
Личностные УУД Развитие готовности к сотрудничеству Регулятивные УУД Выполнение задания в соответствии с целью Познавательные УУД Умение отличить известное от неизвест-ного в ситуации специально созданной учителем Коммуникативные УУД Формирование конструк-тивных способов взаимо-действия с окружающими людьми |
52 |
Масленица |
1 п |
3 |
|
Просмотр презентации Разучивание стихов. |
||||
53 |
Светлый праздник Пасхи
|
1 т |
3 |
|
Просмотр презентации. Роспись пасхального яйца |
||||
54 |
Песни разных народов о весне |
1 п |
3 |
|
Разучивание песни. Иллюстрирование |
||||
55 |
Произведения живописи разных народов о весне |
1 т |
3 |
|
Просмотр презентации |
||||
56 |
Подготовка к празднику
|
1 п |
3 |
|
Разучивание стихов и песен |
||||
57 |
Подготовка к празднику
|
1 п |
3 |
|
Разучивание стихов и песен |
||||
58 |
Праздник «Весна – красна!»
|
1 п |
3 |
|
Участие в празднике |
||||
7 |
Тайны народной игрушки |
4 |
59 |
История игрушки. |
1 т |
3 |
|
Просмотр презентации. Изготовление шаблонов |
Личностные УУД Нравственно-эстетическое отношение к предметам народного промысла Регулятивные УУД Выполнение задания в соответствии с целью, планирование, контроль. коррекция и оценка Познавательные УУД Коммуникативные УУД Формирование умения слушать собеседника. |
60 |
Народные промыслы. Дымковская игрушка. |
1 п |
3 |
|
Просмотр презентации Иллюстрирование |
||||
61 |
Народные промыслы. Тульская игрушка |
1 т |
3 |
|
Просмотр презентации. Изготовление шаблонов |
||||
62 |
Матрёшка
|
1 п |
3 |
|
Изготовление игрушки «Русская матрёшка» |
||||
8 |
Обобщающее повторение |
6 |
63 |
Подготовка к празднику
|
1 п |
3 |
|
Инсценирование сказки |
ЛичностныеУУД формирование эмоцио-нальной отзывчивости, толерантности Регулятивные УУД Действия контроля и коррекции, саморегуляция Познавательные УУД Умение добывать новые знания Коммуникативные УУД Формирование умения слушать собеседника. |
64 |
Подготовка к празднику |
1 п |
3 |
|
Заучивание и чтение стихотворений |
||||
65 |
Подготовка к празднику
|
1 п |
3 |
|
Инсценирование сказки |
||||
66 |
Подготовка к празднику |
1 п |
3 |
|
Заучивание и чтение стихотворений |
||||
67 |
Подготовка к празднику
|
1 п |
3 |
|
Выставка работ |
||||
68 |
Праздник «Наш дом» |
1 п |
3 |
|
Участие в празднике |
Т – теоретическое занятие П – практическое занятие
Календарно – тематическое планирование курса «Наш дом – дом знаний, игр и забав» 3 класс (34 часа)
№ п/п |
Название раздела или темы |
Количество часов на изучение темы |
Темы урока |
Количество часов на изучение |
Примерная дата проведения урока |
Формы деятельности |
Планируемые результаты |
||
№ урока |
Название |
триместр |
число |
||||||
1
|
Жизнь славян
|
10
|
1 |
Вводный урок |
1 п |
1 |
|
Любимые игры и конкурсы. |
Личностные УУД Формирование учебно- познавательного интереса Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе Регулятивные УУД Действия целеполагания, планирования, самоконтроль, коррекция и взаимоконтроль соблюдения правил игры, саморегуляция Познавательные УУД Умение добывать новое знание. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Установление причинно-следственных связей. Умение делать выводы. Группировка и классификация объектов. Коммуникативные УУД Адекватно использовать речь для предоставления результата Умение работать в паре и группе. Умение выразительно рассказывать
|
2 |
Расселение народов Происхождение славян |
1 т |
1 |
|
Поиск и выделение информации из текста о потопе, о делении земель между сыновьями Ноя. Летописец Нестор и его теория о происхождении славян. |
||||
3 |
Природа страны и занятия восточных славян |
1 п |
1 |
|
Просмотр иллюстраций. Самостоятельный поиск информации. Составление плана выступления. |
||||
4 |
Строительство дома. Домашняя утварь |
1 п |
1 |
|
Просмотр презентации. Раскрашивание рисунка с обозначением частей дома и домашней утвари |
||||
5 |
Национальный костюм |
1 п |
1 |
|
Сравнивать костюмы разных народов. Изготовление открытки русский парень да красна девица с подписью элементов костюма |
||||
6 |
Древнерусский город |
1 п |
1 |
|
Просмотр презентации. Создание аппликации. Профессии людей в древнерусском городе |
||||
7 |
Создание славянской письменности |
1 т |
1 |
|
Поиск информации о Кирилле и Мефодии. День славянской письменности 24 мая. Просмотр презентации о первых книгах. Какое значение имело создание славянской азбуки? |
||||
8 |
Кто правил на Руси |
1 п |
1 |
|
Самостоятельное чтение статей «Предание о княгине Ольге», «Крещение Руси». Работа в парах Восстановление деформированного плана |
||||
9 |
Соседи славян |
1 п |
1 |
|
Просмотр презентации. Работа в парах. Восстановление пропущенной информации в тексте. Самопроверка и взаимопроверка. |
||||
10 |
Жилище славян и других народов |
1 п |
1 |
|
Работа в парах. Установление соответствия изображения жилища и его названия (в культуре разных народов). |
||||
2
|
Семья
|
6
|
11 |
Как появилась семья |
1 т |
2 |
|
Значение семьи в жизни каждого человека. Просмотр презентации. Коллективное составление работы «Ларец семейных ценностей». |
Личностные УУД Осознание значения семьи в жизни каждого человека. Эмоционально-отзывчивое отношение к каждому члену семьи. Принятие и соблюдение норм школьного поведения Регулятивные УУД Действия целеполагания, планирования, контроля и коррекции, оценки, саморегуляция. Познавательные УУД Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, анализировать объекты с целью выделения существенных признаков. Коммуникативные УУД Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми
|
12 |
Название членов семьи |
1 п |
2 |
|
Самостоятельное составление генеалогического дерева своей семьи. Презентация работ. |
||||
13 |
Как появились отчества и фамилии |
1т |
2 |
|
Самостоятельное изучение статьи «Откуда к нам пришли наши имена». Выделение главных мыслей. Составление вопросного плана. Взаимопроверка. |
||||
14 |
Семейные традиции |
1 п |
2 |
|
Самостоятельное составление сообщения о семейных традициях. Дискуссия: «Кому и зачем нужны традиции?» |
||||
15 |
Семейные традиции у разных народов |
1 т |
2 |
|
Составление плана сообщения о семейных традициях. Самостоятельный поиск информации в интернете, энциклопедиях. |
||||
16 |
Семейные традиции у разных народов |
1 п |
2 |
|
Работа в группах. Составление лаконичных подписей к слайдам презентации, просмотр, самопроверка и взаимопроверка |
||||
3
|
Народные праздники
|
6
|
17 |
Церковные праздники. Рождество |
1п |
2 |
|
Просмотр презентации. «Рождество Христово». Конкурс стихов |
Личностные УУД Развитие широких познавательных интересов, мотивов познания и творчества Регулятивные УУД Выполнение задания в соответствии с целью Познавательные УУД Использовать приобретённые знания в практической деятельности Коммуникативные УУД Формирование умения работать в коллективе, умение представлять свое творчество |
18 |
Праздники разных народов |
1т |
2 |
|
Просмотр презентации Работа в парах. Найдите соответствие иллюстрации и названия праздника. |
||||
19 |
Праздники разных народов |
1п |
2 |
|
Праздничные забавы Разучивание игр |
||||
20 |
Подготовка к празднику Масленица |
1 п |
2 |
|
Разучивание песни. Иллюстрирование |
||||
21 |
Подготовка к празднику Масленица |
1 п |
2 |
|
Разучивание стихов и песен Изготовление солнышка – символа весны. |
||||
22 |
Праздник Масленица |
1 п |
3 |
|
Участие в празднике |
||||
4
|
Былины, предания, мифы
|
8
|
23 |
Во что верили древние славяне |
1 т |
3 |
|
Самостоятельный поиск в Интернете ответа на вопрос. Объяснить значение слов Даждбьбог, Перун, Стрибог, Русалка, Леший, Домовой. Иллюстрирование. |
Личностные УУД Проявлять уважительное отношение к культурному многообразию человечества, проявлять желание читать поучительные произведения Регулятивные УУД Планировать своё действие в соответствии с целью, выполнять учебное действие в соответствии с планом. Выполнять взаимопроверку и корректировку задания, оценивать выполненное задание Познавательные УУД Отбирать необходимую информацию из литературных произведений, определять тему беседы и обосновывать своё мнение. Коммуникативные УУД Строить понятные для партнёра высказывания, осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь |
24 |
Мифы древних славян |
1 п |
3 |
|
Просмотр презентации. Чтение мифов. Составление вопросов для викторины. |
||||
25 |
Мифы древних славян |
1 п |
3 |
|
Поиск в Интернете мифов «Светогор», «Микула Селянович, чтение, выделение информации. Ответ на вопросы в паре |
||||
26 |
Мифы разных народов |
1п |
3 |
|
Мифы Древней Греции просмотр мультфильма «Подвиги Геракла» |
||||
27 |
Мифы разных народов |
1п |
3 |
|
Мифы Древнего Египта |
||||
28 |
Былины |
1т |
3 |
|
Илья Муромец и Соловей Разбойник, чтение, обсуждение |
||||
29 |
Былины
|
1п |
3 |
|
Алёша Попович и Тугарин Змей, чтение, обсуждение |
||||
30 |
Обобщающий урок « Великая мудрость предков» |
1п |
3 |
|
Викторина. Команды соревнуются в знании мифов, преданий и былин разных народов. Из букв составляют имена героев. По цитатам определяют источник, отвечают на вопросы по содержанию |
||||
5 |
Родной край |
4 |
31 |
Народы, населяющие наш край |
1п |
3 |
|
Поиск информации в интернете. Узнавание народа по национальному костюму, Изготовление коллективной работы «Многонациональная земля русская» |
Личностные УУД Формирование позитивного отношения к изучению темы, уважительное отношение культурному многообразию человечества. Регулятивные УУД Планировать свою деятельность в соответствии с целью, выполнять учебное задание в соответствии с планом, выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания, оценивать выполненное задание Познавательные УУД Определять источники необходимой информации и обосновывать своё мнение Коммуникативные УУД Формирование умения работать в паре, группе. |
32 |
Как начиналась Самара |
1п |
3 |
|
Путешествие по Самаре Просмотр презентации. Как начиналась Самара. Когда и кем был основан город Самара. Оформление открытки «Моя Самара». Выставка работ. |
||||
33 |
Символика родного города |
1п |
3 |
|
Герб города Самара. Составление фотоколлажа «Я люблю тебя, Самара!» Распределение ролей на обобщающее занятие, разучивание стихов, сообщений. |
||||
34 |
Обобщающее занятие «Моя родина – Самара» |
1п |
3 |
|
Праздничное итоговое занятие. На фоне слайдов с изображением Самары учащиеся читают сообщения, стихи, поют песню. |
Календарно – тематическое планирование курса «Наш дом – дом знаний, игр и забав» 4 класс (34 часа)
№ п/п |
Название раздела или темы |
Количество часов на изучение темы |
Темы урока |
Количество часов на изучение |
Примерная дата проведения урока |
Формы деятельности |
Планируемые результаты |
||
№ урока |
Название |
триместр |
число |
||||||
1
|
Мой город, моя страна
|
6
|
1 |
Я и моё Отечество |
1 п |
1 |
|
Просмотр презентации и повторение сведений о государственных символах России и их значении. Герб, флаг, гимн России. Запоминание гимна наизусть. Этическая беседа «С чего начинается Родина?» |
Личностные УУД Развитие широких учебно- познавательных интересов, мотивов познания и творчества, эмоциональной отзывчивости, чувства патриотизма Регулятивные УУД Формирование умения планировать последовательность выполнения задания и самостоятельно работать по плану. Самоконтроль, коррекция и взаимоконтроль Познавательные УУД Формирование умения добывать новые знания, используя разнообразные источники, умение делать выводы о культурных ценностях нашего народа. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД Формирование умения оформлять свою мысль в устной речи, готовности к сотрудничеству, умения выразительно читать и пересказывать тексты развитие умения выполнять различные социальные роли в группе.
|
2 |
Как начиналась Самара |
1т |
1 |
|
Просмотр презентации. Как начиналась Самара. Когда и кем был основан город Самара. Герб города Самара. Оформление открытки «Моя Самара». Выставка работ. |
||||
3 |
Природные богатства России |
1 п |
1 |
|
Работа в группах с текстом. Выбор цитат для составления лаконичной подписи к слайдам. Просмотр и озвучивание презентации. |
||||
4 |
Великие сыны отечества |
1 п |
1 |
|
Индивидуальная работа с текстом. Работа в группах по восстановлению деформиро-ванного текста о Пушкине, Ломоносове, Петре 1, Кутузове, Менделееве, Чайковском, Васнецове, Жукове. |
||||
5 |
Моя родина – Россия |
1п |
1 |
|
Самостоятельный поиск информации о России в научно-популярной и художественной литературе. Оформление страницы будущей книги |
||||
6 |
Обобщающее занятие. Круглый стол «Моя Россия» |
1п |
1 |
|
Обсуждение и коллективное составление книги»Моя Россия» по разделам |
||||
2
|
Все страны будут в гости к нам
|
17
|
7 |
«Визитная карта страны» |
1т |
1 |
|
Осуждение плана работы для составления визитной карточки страны, выбор страны и аргументация выбора |
Личностные УУД Формирование нравственно-эстетической ориентации, толерантности. Соотносить личные интересы с интересами своих спутников. Осознавать собственные достижения . Принятие и соблюдение норм школьного поведения
РегулятивныеУУД Действие в соответствии с целью, планирование, контроль и коррекция учебных действий, саморегуляция. Познавательные УУД Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, анализировать объекты, с целью выделения существенных признаков. Установление причинно-следственных связей. Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей, схем Коммуникативные УУД договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе; использовать речевые средства для представления результата деятельности. Умение выполнять различные социальные роли в группе в соответствии с задачами учебной деятельности.
|
8 |
Достопримечательности различных стран |
1п |
1 |
|
Самостоятельный поиск в сети Интернет необходимых сведений. Вывод в печать иллюстраций и составление подписи к ним. |
||||
9 |
Традиции и обычаи различных стан |
1п |
1 |
|
Самостоятельный поиск в научно-популярной литературе необходимой информации. Составление вопросов викторины по теме. |
||||
10 |
Национальные костюмы |
1п |
1 |
|
Опираясь на наглядные пособия, раскрашивание национальных костюмов с подписью элементов и деталей одежды. |
||||
11 |
Кулинария разных народов |
1п |
2 |
|
Поиск в Интернете рецептов блюд. Составление рецептов для кулинарной книги. |
||||
12-13 |
Известные люди: поэты, художники, музыканты |
1т 1 п |
2 |
|
Составление плана рассказа о выдающемся деятеле науки или искусства выбранной учеником страны. Поиск необходимой информации в энциклопедии |
||||
14 |
Защита проекта «Визитная карта страны» |
1п |
2 |
|
Презентация проектов. Игра «Туристическое агентство». Побеждает команда, сумевшая привлечь большее количество туристов в свою страну.
|
||||
15-16 |
Великие сказочники и их герои |
1 т 1 п |
2 |
|
Выбор учащимся одно из зарубежных сказочников, поиск необходимой информации в энциклопедии |
||||
17 |
Литературная викторина |
1п |
2 |
|
Учащиеся делятся на 2 группы: сказочники и сказочные персонажи. Сказочники выбирают «своих» героев по описанию, а персонажи своих авторов. В конце игры блиц-опрос. |
||||
18 |
Как встречают рождест-во и Новый год в разных странах |
1п |
2 |
|
Просмотр презентации. Составление и оформление новогодней открытки |
||||
19-20 |
Шедевры мировой живописи |
1т 1п |
2 |
|
Поиск в сети Интернет художников выбранной учащимся страны, и репродукций их картин. Составление презентации. |
||||
21 |
«Моя картинная галерея» защита мини-проекта |
1 п |
2 |
|
Просмотр презентации, подготовленной учащимися, узнавание автора и названия картин |
||||
22 |
Экскурсия в музей |
1т |
3 |
|
Составление плана рассказа о музеях страны, выбранной учащимся. Составление презентации. |
||||
23 |
«Экскурсия в музей» защита мини - проекта |
1п |
3 |
|
Просмотр презентаций о музеях, находящихся в разных странах. Викторина: «Назови страну» |
||||
3
|
Люди, изменившие мир
|
11
|
24-25 |
Великие изобретатели |
1т 1п |
3 |
|
Составление плана рассказа об изобретателе, поиск необходимой информации в энциклопедии |
Личностные УУД Формирование учебно-познавательного интереса, умения работать в коллективе. Принятие и соблюдение норм школьного поведения Формирование позитивного отношения к чтению, Регулятивные УУД Освоение умения выбирать нужный источник информации, выполнение задания, в соответствии с целью, осуществлять контроль и коррекцию. Познавательные УУД Освоение умения самостоятельно добывать знания, используя текстовую информацию, анализ объектов с целью выделения существенных признаков. умение делать выводы Коммуникативные УУД Формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми, умения работать в паре, группе |
26 |
Защита мини-проекта «Великие изобретатели» |
1п |
3 |
|
Подготовка и проведение устного журнала «Наука и жизнь» |
||||
27-28 |
«Великие полководцы» |
1 т 1п |
3 |
|
Составление плана рассказа о полководце, поиск необходимой информации в энциклопедии |
||||
29 |
Подвиг русского народа |
1п |
3
|
|
Просмотр презентации на тему «День победы». Изготовление плаката «Никто не забыт, ничто не забыто» |
||||
30 |
Защита мини-проекта «Великие полководцы» |
1п |
3 |
|
Просмотр презентации, подготовленной учащимися, узнавание полководца и называние его подвигов |
||||
31-32 |
Они открывали землю |
1т 1 п |
3 |
|
Составление плана выступления «Великие путешественники». Поиск информации в энциклопедии и Интернете |
||||
33 |
Защита мини-проекта «Они открывали землю» |
1 п |
3 |
|
Просмотр презентации, подготовленной учащимися, узнавание великого путешественника, нахождение на карте его маршрута |
||||
34 |
Итоговый урок- викторина «Что? Где? Когда?» |
1п |
3 |
|
Интеллектуальная игра, выбор победителя, по количеству верно данных ответов
|