Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению. Курс внеурочной деятельности «Земля - наш общий дом»
1
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 1 г. Усолье - Сибирское»
РАССМОТРЕНО на заседании МО воспитателей и педагогов дополнительного образования _____/Фуражева Л.В./ Протокол № 1 от « 26 »___08____2022_г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ГОКУ СКШ №1 г. Усолье - Сибирское _______________/ Лебедева А.В. / от « 29 »____08_____2022_г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГОКУ СКШ №1 г. Усолье - Сибирское ____________ /Мигунов Н.В./ Приказ № 41 от « 29 »____08____2022__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по направлению: духовно-нравственное
Курс внеурочной деятельности «Земля – наш общий дом»
Класс: 9 а (68 часов)
(Срок реализации -1 год, возраст детей – 16-18лет)
Воспитатель: Некрасова К.В.
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГОКУ СКШ №1 г. Усолье-Сибирское. В случае чрезвычайной ситуации (карантин и др.) программа реализуется 100%за счет дистанционного обучения.
- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа реализует духовно-нравственное направление во внеурочной
деятельности.
В основе курса лежат цели и задачи воспитательной программы школы:
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания у подростков.
Задачи: 1. Формировать у учащихся уважение и любовь к труду, учению, уважительное отношение к человеку-творцу. 2. Развивать мышление, воображение, эстетическое восприятие. 3. Способствовать формированию личности подростка, способного оказывать противодействие негативному влиянию из внешней среды. 4. Дать необходимую базу духовно-нравственных знаний для формирования норм поведения и определённых действий в обществе. 5. Воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории.
6. Расширять знания о правах и обязанностях человека, правовых документах современности, Родине, государственной символике России.
7. Формировать усвоение школьниками правил поведения, навыков общения со сверстниками и взрослыми. 8. Формировать личностные качества учащихся (любознательность, ответственность, патриотизм, правовую грамотность, терпимость).
Общая характеристика курса
Актуальность. Нравственное воспитание и развитие личности в воспитательно - образовательном процессе всегда стояло на первом месте и являлось важным компонентом в целостной системе образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном объединении российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Программа направлена на создание условий для духовно-нравственного и гражданского становления обучающихся, для их ценностно-смыслового самоопределения. В России вопросы воспитания нравственности и патриотизма объявлены приоритетными направлениями образовательной политики государства. Эта позиция закреплена в законе «Об образовании в Российской Федерации», в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция призвана поддерживать важнейшее для государства и общества направление внутренних задач – воспитание граждан Российской Федерации через усвоение ими высоких моральных норм, традиций, устоев семьи и общества, приобщение к системе ценностей, отражающих богатство, своеобразие и единство культур народов России. Нравственное воспитание и социокультурное развитие обучающихся с ОВЗ направлено на формирование определенных качеств личности. Главный акцент делается на формирование таких качеств как: любовь к Родине, прилежание в учебе, вежливость в общении, уважение к старшим, трудолюбие, чувство дружбы, вежливость в общении с людьми дома, в образовательной организации и на улице, чувство товарищества, коллективизм, доброжелательность, умение различать плохие и хорошие поступки, а также формирование таких важных качеств, как жизнерадостность, вера в свои силы, опрятность и аккуратность, самостоятельность при реализации учебных и внеучебных обязанностей.
В основу разработанной программы положены следующие принципы: Принцип сотрудничества предусматривает объединение целей детей и взрослых, организацию совместной деятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь.
Принцип творчества и успеха. Осуществление воспитания направлено на развитие творческих задатков и способностей каждого ребенка.
Принцип активности предполагает вовлеченность детей и родителей (законных представителей) в специально разработанные виды индивидуальной и коллективной деятельности; Принцип дифференциации направлен на отбор содержания, методов и форм работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей всех участников образовательного процесса.
Принцип доверия и поддержки предполагает веру в ребенка, доверие, поддержку его устремлений.
Принцип культуросообразности предполагает формирование личности на лучших традициях семейного воспитания, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех членов семьи.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и родителей.
А также:
системность; доступность; научность; создание развивающей ситуации; занимательность; наглядность; связь теории с практикой.
Принцип гуманистического воспитания
Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
Принцип личностно-ориентированного воспитания
В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном обучающимся в частности.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма; воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей; воспитание целеустремлённого, настойчивого, творческого и бережливого гражданина. Формирование гражданско-правовой культуры, успешной адаптации и самореализации школьников с ОВЗ в социуме.
Задачи:
- Продолжать формировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения в социуме, об этических нормах взаимоотношений между поколениями. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Формы и методы занятий.
Каждое занятие представляет собой различные формы сотрудничества: беседа, диалог, игра, дискуссия, викторина, составление ребусов и кроссвордов, анализ поведенческих ситуаций. Воспитательный процесс строится таким образом, что в нём предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. В процессе занятий активно используются этические беседы, проводится частая смена видов деятельности с учётом возраста школьников. Происходит постоянное общение учителя, ученика и одноклассников, что способствует формированию нравственного поведения ребёнка, обогащается его жизненный опыт.
При проведении занятий применяются различные формы обучения. Чаще всего это индивидуальная форма работы с обучающимися, а также фронтальная и групповая. Программа предусматривает проведение экскурсий. Формы и методы обучения соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества, их выбор зависит от содержания учебного материала и поставленных задач.
Методы, используемые при проведении занятий: • словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа со справочной литературой); • наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений, таблиц, фильмов); • практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда и экспериментов, упражнений); • метод изложения материала, а также проверка знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения); • метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой); • составление ребусов и кроссвордов, анализ поведенческих ситуаций; Игра, беседа.
Описание места курса внеурочной деятельности
Реализация программы осуществляется по направлению
духовно- нравственное: курс внеурочной деятельности – «Земля – наш общий дом» 2 часа в неделю и составляет 68 часов в год. Программа составлена в соответствии с расписанием, планом-графиком внеурочной деятельности ГОКУ СКШ №1 г. Усолье-Сибирское на 2022-2023 учебный год. Вид деятельности: внеурочная деятельность в режиме работы группы продленного дня.
Формы проведения: игровая, проблемно-ценностное общение, познавательная, добровольческая деятельность, социальное творчество.
Программа краткосрочная, рассчитана на 1 год.
Внеурочная деятельность в классе организована в режиме деятельности группы продленного дня. Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий: 30- 40 мин.
Категория участников: дети, возраст 16 - 18 лет, ученики 9 класса с УО (F- 70), воспитатель, учителя-предметники, педагоги-психологи, родители, законные представители.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Система работы нацелена на коррекцию и максимальное сглаживание определенных недостатков в развитии, проявляющихся в различных психофизических процессах и сторонах личности воспитанников с проблемами в развитии.
Личностные результаты предусматривают умения: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; • способность к самооценке; • основы гражданской идентичности личности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; • рефлексировать личный опыт общения, проводить его самооценку; • высказывать личную точку зрения.
Предметными результатами являются представления: • об этической картине мира, роли нравственности в истории и культуре нашей страны с позиции нравственных общечеловеческих установок; • о нормах поведения в разных жизненных ситуациях с переживанием этического опыта их разрешения; • о моральной стороне общества с пониманием роли человека в нём как личности; • о правах и обязанностях гражданина России. За время реализации курса, обучающиеся должны показать следующие результаты:
Личностные результаты:
-ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- применять полученные знания основных моральных норм и ориентаций;
- развивать этические чувства — стыд, вина, совесть как регуляторов морального поведения;
-применять сформированное моральное сознание, способность к решению моральных дилемм, на основе учёта позиций партнёров в общении, с ориентацией на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям, проявлять эмпатию, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Предметные результаты:
- проявлять способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитывать в себе веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знать и применять основные нормы морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- иметь представление об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- иметь представление об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
- знать основы гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, осмысливать опыт российской истории как части мировой истории, усвоить базовые национальные ценности современного российского общества: гуманистические и демократические ценности, идеи мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
- применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
- знать важнейшие культурно-исторических ориентиры для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
- проявлять уважение к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому протекает последовательно, постепенно и учитывается при организации воспитания социализации подростков.
Оценка результатов
Формы подведения итогов реализации курса:
- Индивидуальный устный контроль: выявление знаний, умений и навыков обучающихся по курсу, который они будут изучать.
- Фронтальный устный контроль: проверка усвоения предыдущего материала и выявления пробелов, трудностей в знаниях обучающихся.
- Индивидуальный контроль: выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся.
А также участие детей - смотры - конкурсы, театральные постановки, участие в выставках творческих поделок, различных концертных программ, спортивные игры, экскурсии, создание тематических стенгазет, плакатов и т.д.
Также дважды в год проводится диагностика уровня воспитанности ученика в семье и в обществе, в коллективе.
Рассматриваются вопросы отношения ученика к себе, к труду, к обществу и людям (отношение к природе, аккуратность, трудолюбие, честность и правдивость, простота и скромность) и другие позиции.
Содержание программы (темы, формы организации-виды внеурочной деятельности) – 68 часов:
Раздел I. «Я и моя семья» (10 часов)
Беседы на тему, показывающая необходимость и актуальность изучения курса. Дискуссии на темы «Моральная оценка личности», отгадывание кроссворда «ЗОЖ в моей семье», беседа, мастер-класс по созданию фотоальбома, просмотр презентации.
Основное содержание темы: - уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- умение проявлять дисциплинированность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте, дома, в школе;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
Раздел II. «Моя школа. Мои друзья» (10 часов)
Этическая беседа – рассуждение «Если я не прав»; тематические дискуссии; Лекция «Проще простого о вежливости». Диспут «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», беседа- размышление, дискуссия.
Основное содержание темы: - установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- знание правил вежливого поведения;
- стремление избегать плохих поступков, умение признаться в плохом поступке и анализировать его.
Раздел III. «Мой край. Мое Отечество» (10 часов).
Час общения «Известные и великие люди моего края». Дискуссии на темы «Моральная оценка личности», «Нравственная культура человека». Этическая беседа и диспут, высказывание мнения на тему «Где родился, там и пригодился».
Основное содержание темы:
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе, окружающей среде; своему краю, городу
- бережное отношение к городским строениям, архитектурным зданиям, памятникам, растениям и животным.
Раздел IV. «Президент РФ. Символы России.» (10 часов)
Этическая беседа – рассуждение «Нравственное воспитание в труде». Викторина «Символы России». Круглый стол «Права и обязанности гражданина», просмотр видеофильма «Символы России как отражение ее мощи и миротворца».
Основное содержание темы:
- элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
- уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
Раздел 5. «Праздники и традиции моей страны.» (10 часов). Просмотр презентации, об Армии России, обсуждение за круглым столом «Что я знаю о героях ВОВ», просмотр материалов, изучение и подбор литературы по теме, участие в творческих мероприятиях и подготовке к праздникам, практические занятия.
Основное содержание темы:
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, к традициям и обычаям своего народа. - воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России.
Раздел 6. «Оборона Родины. Ее отважные герои.» (9 часов) Сообщения и доклады, просмотр презентаций на тему «Армия РФ», беседы – рассуждения, игровые практические задания, зачитывание сообщения «Герои ВОВ», просмотр презентации «Виды и рода войск Вооруженных сил РФ»
Основное содержание темы: - Познакомить учащихся с историей вооружённых сил России, с биографией выдающимися представителями российского воинского сословия. - Формировать позитивную оценку таких качеств, как патриотизм, гражданственность, чувство долга; развивать положительное отношение к военной службе; воспитывать уважение к Вооруженным силам России, к военнослужащим; - пробуждать у будущих призывников стремление к воинской службе, готовность стать защитником Отечества.
Раздел 7. «Великие люди о России» (9 часов). Просмотр видеороликов «Научные достижения». Беседа и дискуссия с элементами обсуждения «Великие открытия науки Советского времени и современной России», «Творцы душевного мастерства». Час общения «Песня сердца и души», подбор материала в библиотеке и интернет ресурсах для сообщений. Основное содержание темы: - Повышать мотивацию к изучению героических страниц истории России;
- Развивать познавательный интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение выдающихся людей страны;
- Расширять знания о великих открытиях и изобретениях мира.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Используемые на уроке виды деятельности | Используемое оборудование |
1.« Я, моя семья » | ||||
1.1 | Я и моя семья, права и обязанности | 1 | Беседы Просмотр видеофильма Дискуссии | Учебное пособие, рабочая программа Мультимедиа |
1.2 | Счастливая семья | 1 | ||
1.3 | Семейные заботы | 1 | ||
1.4 | Бюджет семьи | 1 | ||
1.5 | Экономия семейных ресурсов | 1 | ||
1.6 | Традиции моей семьи | 1 | ||
1.7 | За семейным столом | 1 | ||
1.8 | Брак, семейные ценности, любовь | 1 | ||
1.9 | Мир профессии или какую дверь открыть | 1 | ||
1.10 | Ответственность перед моими детьми… | 1 | ||
2. «Моя школа, мои друзья» | ||||
2.1 | Я девятиклассник, выпускник | 1 | Беседы Просмотр видеофильма Дискуссии | Учебное пособие, рабочая программа Мультимедиа |
2.2 | Мои учителя. Их мудрость и труд | 1 | ||
2.3 | Мы все такие разные … Фотосессия напамять. | 1 | ||
2.4 | Зачем я учу то, что мне неинтересно | 1 | ||
2.5 | Ответственность за поступки | 1 | ||
2.6 | Я пример для младшего поколения | 1 | ||
2.7 | Здоровый образ жизни – это модно? | 1 | ||
2.8 | Школьные традиции | 1 | ||
2.9 | Плюсы и минусы в выборе профессии | 1 | ||
2.10 | Современные требования работодателя и умелое составление резюме | 1 |
3. «Мой край. Мое Отечество» | ||||
3.1 | Город, в котором я живу… | 1 | Беседы Просмотр видеофильма Дискуссии Создание тематического альбома | Учебное пособие, рабочая программа Мультимедиа |
3.2 | Мы сибиряки | 1 | ||
3.3 | БАМ – магистраль будущего | 1 | ||
3.4 | Город в годы ВОВ | 1 | ||
3.5 | Я – защитник Байкала | 1 | ||
3.6 | Поэты и художники Иркутской области | 1 | ||
3.7 | Декабристы в Сибири | 1 | ||
3.8 | Возникновение ГЭС в Иркутской области | 1 | ||
3.9 | Где родился – там и пригодился | 1 | ||
3.10 | Великие спортсмены нашего края | 1 | ||
4. «Президент и государство. Символы России» | ||||
4.1 | Президент РФ – гарант Конституции, права и свободы гражданина | 1 | Беседы Просмотр видеофильма Дискуссии | Учебное пособие, рабочая программа, Мультимедиа, плакаты, раздаточные картинки |
4.2 | Символы России как отражение ее мощи и миротворца | 1 | ||
4.3 | Красная площадь, как символ единства России | 1 | ||
4.4 | История Государственной Думы РФ | 1 | ||
4.5 | Пока мы едины- мы непобедимы! | 1 | ||
4.6 | Народы России | 1 | ||
4.7 | Горжусь тобой, моя Россия! | 1 | ||
4.8 | Права и обязанности | 1 | ||
4.9 | Право на свободу совести, мысли и религии | 1 | ||
4.10 | Право на собственное мнение и свободно выражать его | 1 | ||
5. «Праздники и традиции моей страны» | ||||
5.1 | Я выпускник | 1 | Беседы Просмотр видеофильма Дискуссии Оформление стенгазеты с поздравлениями | Учебное пособие, рабочая программа Мультимедиа |
5.2 | По жизни – путеводитель - мой учитель. | 1 | ||
5.3 | Преклонный возраст – звучит гордо | 1 | ||
5.4 | Слава спорту | 1 | ||
5.5 | День Конституции | 1 | ||
5.6 | Чудеса в новогоднюю ночь | 1 | ||
5.7 | Славному подвигу нет забвения | 1 | ||
5.8 | Восславим женщину - Мать | 1 | ||
5.9 | Вклад космонавтики в познании солнечной системы | 1 | ||
5.10 | Пусть сквозь года звенит Победа! | 1 | ||
6. «Оборона Родины. Ее отважные герои» | ||||
6.1 | Российская Армия, особенности воинской службы | 1 | Беседы Просмотр видеофильма, презентации Дискуссии | Учебное пособие, рабочая программа Мультимедиа Плакаты, раздаточный наглядный материал |
6.2 | История Вооруженных сил | 1 | ||
6.3 | Виды и рода войск Вооруженных сил РФ | 1 | ||
6.4 | Роль и место Армии в современной России | 1 | ||
6.5 | Герои ВОВ, их отвага и единство | 1 | ||
6.6 | Летчики герои Советского Союза | 1 | ||
6.7 | Дети герои ВОВ | 1 | ||
6.8 | Авиационный завод Иркутской области в годы ВОВ и в мирное время | 1 | ||
6.9 | След войны в моей семье | 1 | ||
7. «Великие люди о России» | ||||
7.1 | Великие российские архитекторы тогда и сейчас | 1 | Беседы Просмотр видеофильма Дискуссии Составление кроссворда | Учебное пособие, рабочая программа Мультимедиа |
7.2 | Творчество великих композиторов Д.Шостоковича, И. Стравинского и А. Скрябина | 1 | ||
7.3 | Оперные, музыкальные и драматические театры России | 1 | ||
7.4 | Научные достижения России в 21 веке | 1 | ||
7.5 | Музеи России | 1 | ||
7.6 | Биографии великих художников советского периода | 1 | ||
7.7 | Современная живопись России | 1 | ||
7.8 | Кино как явление культуры 20 века | 1 | ||
7.9 | Знаменитые журналисты времен ВОВ | 1 |
Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение
Оборудование:
• столы, стулья, подвесная ученическая доска;
• соответствующее освещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям;
Материалы и инструменты:
• ножницы,
• цветные карандаши
• акварельные краски или гуашь, кисть;
• фломастеры;
Оформление:
• плакаты
• репродукции картин художников;
• наглядные пособия, дидактический материал;
Большое значение придается художественному оформлению помещения для занятий. Оно должно помогать в учебном процессе. При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху.
Список рекомендуемой литературы:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
- Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения.. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
- Будникова О. Л., Кузнецова Н. П., Лебедева А. В. Воспитательная система гражданско-патриотическое воспитание в школе. - Издательство: Учитель, 2015.
- Евладова, Е. Б., Петракова, Т. И. Путешествие к истокам [Текст] / Е. Б. Евладова, Т. И. Петракова. – М. : Прогресс, 1994. – 64 с.
- Казаченок, Н. В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. 5-9 классы. Методические рекомендации / Н.В. Казаченок, Н.В. Шмелева. - М.: Просвещение, 2014. - 240 c.
- Духовно - нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. - М.: РГСУ, 2014. - 288 c.
Приложение 1
Оценочные материалы.
Диагностика нравственной самооценки. Использование вопросов-высказываний для самооценки воспитанника.
№ | Высказывания | Ответы в баллах | |||
1 | Я чаще всего добр со сверстниками и взрослыми | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Мне важно помочь однокласснику, если он в беде | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Нет ничего страшного в том, если нагрубить неприятному мне человеку | 4 | 3 | 2 | 1 |
5 | Я думаю, что вежливость помогает мне хорошо чувствовать себя среди людей | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в свой адрес | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | Если кого то в классе дразнят, значит он заслужил | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | Мне приятно делать людям радость | 4 | 3 | 2 | 1 |
9 | Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки | 4 | 3 | 2 | 1 |
10 | Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы | 4 | 3 | 2 | 1 |
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки
От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки
От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего
От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
Диагностика отношения к жизненным ценностям
№ | Желание | Выбранный ответ |
1 | Быть человеком, которого любят | |
2 | Иметь много денег | |
3 | Иметь самый современный компьютер, смартфон… | |
4 | Иметь верного друга | |
5 | Мне важно здоровье родителей | |
6 | Иметь возможность многими командовать | |
7 | Иметь доброе сердце, быть отзывчивым | |
8 | Уметь сочувствовать и защищать слабых | |
9 | Иметь то, что у других никогда не будет | |
10 | Иметь возможность самореализовываться |
Интерпретация результатов:
Номера отрицательных ответов – 2, 3, 6, 9
- 5, 6 положительных ответов – высокий уровень;
- 4, 3 положительных ответа – средний уровень;
- 2 положительных ответа – ниже среднего уровня;
- 0 – 1 положительный ответ – низкий уровень;
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
«Земля – наш общий дом» 68 часов
№ | Тема | Количество часов | Сроки |
| |||
1.1 | Я и моя семья, права и обязанности | 1 | |
1.2 | Счастливая семья | 1 | |
1.3 | Семейные заботы | 1 | |
1.4 | Бюджет семьи | 1 | |
1.5 | Экономия семейных ресурсов | 1 | |
1.6 | Традиции моей семьи | 1 | |
1.7 | За семейным столом | 1 | |
1.8 | Брак, семейные ценности, любовь | 1 | |
1.9 | Мир профессии или какую дверь открыть | 1 | |
1.10 | Ответственность перед моими детьми… | 1 | |
2. «Моя школа, мои друзья» | |||
2.1 | Я девятиклассник, выпускник | 1 | |
2.2 | Мои учителя. Их мудрость и труд | 1 | |
2.3 | Мы все такие разные … Фотосессия напамять. | 1 | |
2.4 | Зачем я учу то, что мне неинтересно | 1 | |
2.5 | Ответственность за поступки | 1 | |
2.6 | Я пример для младшего поколения | 1 | |
2.7 | Здоровый образ жизни – это модно? | 1 | |
2.8 | Школьные традиции | 1 | |
2.9 | Плюсы и минусы в выборе профессии | 1 | |
2.10 | Современные требования работодателя и умелое составление резюме | 1 |
3. «Мой край. Мое Отечество» | |||
3.1 | Город, в котором я живу… | 1 | |
3.2 | Мы сибиряки | 1 | |
3.3 | БАМ – магистраль будущего | 1 | |
3.4 | Город в годы ВОВ | 1 | |
3.5 | Я – защитник Байкала | 1 | |
3.6 | Поэты и художники Иркутской области | 1 | |
3.7 | Декабристы в Сибири | 1 | |
3.8 | Возникновение ГЭС в Иркутской области | 1 | |
3.9 | Где родился – там и пригодился | 1 | |
3.10 | Великие спортсмены нашего края | 1 | |
4. «Президент и государство. Символы России» | |||
4.1 | Президент РФ – гарант Конституции, права и свободы гражданина | 1 | |
4.2 | Символы России как отражение ее мощи и миротворца | 1 | |
4.3 | Красная площадь, как символ единства России | 1 | |
4.4 | История Государственной Думы РФ | 1 | |
4.5 | Пока мы едины- мы непобедимы! | 1 | |
4.6 | Народы России | 1 | |
4.7 | Горжусь тобой, моя Россия! | 1 | |
4.8 | Права и обязанности | 1 | |
4.9 | Право на свободу совести, мысли и религии | 1 | |
4.10 | Право на собственное мнение и свободно выражать его | 1 | |
5. «Праздники и традиции моей страны» | |||
5.1 | Я девятиклассник | 1 | |
5.2 | По жизни – путеводитель - мой учитель. | 1 | |
5.3 | Преклонный возраст – звучит гордо | 1 | |
5.4 | Слава спорту | 1 | |
5.5 | День Конституции | 1 | |
5.6 | Чудеса в новогоднюю ночь | 1 | |
5.7 | Славному подвигу нет забвения | 1 | |
5.8 | Восславим женщину - Мать | 1 | |
5.9 | Вклад космонавтики в познании солнечной системы | 1 | |
5.10 | Пусть сквозь года звенит Победа! | 1 | |
6. «Оборона Родины. Ее отважные герои» | |||
6.1 | Российская Армия, особенности воинской службы | 1 | |
6.2 | История Вооруженных сил | 1 | |
6.3 | Виды и рода войск Вооруженных сил РФ | 1 | |
6.4 | Роль и место Армии в современной России | 1 | |
6.5 | Герои ВОВ, их отвага и единство | 1 | |
6.6 | Летчики герои Советского Союза | 1 | |
6.7 | Дети герои ВОВ | 1 | |
6.8 | Авиационный завод Иркутской области в годы ВОВ и в мирное время | 1 | |
6.9 | След войны в моей семье | 1 | |
7. «Великие люди о России» | |||
7.1 | Великие российские архитекторы тогда и сейчас | 1 | |
7.2 | Творчество великих композиторов Д. Шостоковича, И. Стравинского и А. Скрябина | 1 | |
7.3 | Оперные, музыкальные и драматические театры России | 1 | |
7.4 | Научные достижения России в 21 веке | 1 | |
7.5 | Музеи России | 1 | |
7.6 | Биографии великих художников советского периода | 1 | |
7.7 | Современная живопись России | 1 | |
7.8 | Кино как явление культуры 20 века | 1 | |
7.9 | Знаменитые журналисты времен ВОВ | 1 |
Ирина Владимировна Казарцева