Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Земля — наш общий дом»

0
0
Материал опубликован 4 April 2023 в группе

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

 «Специальная (коррекционная) школа № 1 г. Усолье - Сибирское»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО воспитателей и педагогов дополнительного образования _____/Фуражева Л.В./  

Протокол № 1            

от  « 26 »___08____2022_г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

ГОКУ СКШ №1 г. Усолье - Сибирское

_______________/ Лебедева А.В. /

от  « 29 »____08_____2022_г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОКУ СКШ №1

 г. Усолье - Сибирское

____________ /Мигунов Н.В./

Приказ № 41

от  « 29 »____08____2022__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по направлению: духовно-нравственное

Курс внеурочной деятельности «Земля – наш общий дом»

Класс: 9 а (68 часов)

             (Срок реализации -1 год, возраст детей – 16-18лет)


Воспитатель: Некрасова К.В.















2022-2023 учебный год




                                       Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"                                                                                                              
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГОКУ СКШ №1 г. Усолье-Сибирское. В случае чрезвычайной ситуации (карантин и др.) программа реализуется 100%за счет дистанционного обучения.
  •  СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.   

Программа реализует духовно-нравственное  направление во внеурочной

деятельности.

В основе курса лежат цели и задачи воспитательной программы школы:

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания у подростков.

Задачи:                                                                                                                                                          1. Формировать у учащихся уважение и любовь к труду, учению, уважительное отношение к человеку-творцу.                                                                                                                          2. Развивать мышление, воображение, эстетическое восприятие.                                                                3. Способствовать формированию личности подростка, способного оказывать противодействие негативному влиянию из внешней среды.                                                                  4. Дать необходимую базу духовно-нравственных знаний для формирования норм поведения и определённых действий в обществе.                                                                          5. Воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории.

6. Расширять знания о правах и обязанностях человека, правовых документах современности, Родине, государственной символике России.

7. Формировать усвоение школьниками правил поведения, навыков общения со сверстниками и взрослыми.                                                                                                                      8. Формировать личностные качества учащихся (любознательность, ответственность, патриотизм, правовую грамотность, терпимость).


                                           Общая характеристика курса

Актуальность.  Нравственное воспитание и развитие личности в воспитательно - образовательном процессе всегда стояло на первом месте и являлось важным компонентом в целостной системе образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном объединении российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Программа направлена на создание условий для духовно-нравственного и гражданского становления обучающихся, для их ценностно-смыслового самоопределения.                                                                                                                                                                  В России вопросы воспитания нравственности и патриотизма объявлены приоритетными направлениями образовательной политики государства. Эта позиция закреплена в законе «Об образовании в Российской Федерации», в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция призвана поддерживать важнейшее для государства и общества направление внутренних задач – воспитание граждан Российской Федерации через усвоение ими высоких моральных норм, традиций, устоев семьи и общества, приобщение к системе ценностей, отражающих богатство, своеобразие и единство культур народов России. Нравственное воспитание и социокультурное развитие обучающихся с ОВЗ направлено на формирование определенных качеств личности. Главный акцент делается на формирование таких качеств как: любовь к Родине, прилежание в учебе, вежливость в общении, уважение к старшим, трудолюбие, чувство дружбы, вежливость в общении с людьми дома, в образовательной организации и на улице, чувство товарищества, коллективизм, доброжелательность, умение различать плохие и хорошие поступки, а также формирование таких важных качеств, как жизнерадостность, вера в свои силы, опрятность и аккуратность, самостоятельность при реализации учебных и внеучебных обязанностей.           

В основу разработанной программы положены следующие принципы: Принцип сотрудничества предусматривает объединение целей детей и взрослых,                   организацию совместной деятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь.

Принцип творчества и успеха. Осуществление воспитания направлено на развитие творческих задатков и способностей каждого ребенка.

Принцип активности предполагает вовлеченность детей и родителей (законных представителей) в специально разработанные виды индивидуальной и коллективной  деятельности;                                                                                                                                                          Принцип дифференциации направлен на отбор содержания, методов и форм работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей всех участников образовательного процесса.

Принцип доверия и поддержки предполагает веру в ребенка, доверие, поддержку его устремлений.

Принцип культуросообразности предполагает формирование личности на лучших традициях семейного воспитания, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех членов семьи.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и родителей.

 А также:

системность; доступность; научность; создание развивающей ситуации; занимательность; наглядность; связь теории с практикой.

Принцип гуманистического воспитания

Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.

Принцип личностно-ориентированного воспитания

В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном обучающимся в частности.

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма; воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей; воспитание целеустремлённого, настойчивого, творческого и бережливого гражданина. Формирование гражданско-правовой культуры, успешной адаптации и самореализации школьников с ОВЗ в социуме.

Задачи:

  • Продолжать формировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения в социуме, об этических нормах взаимоотношений между поколениями. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  • Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  • Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.












Формы и методы занятий.

Каждое занятие представляет собой различные формы сотрудничества: беседа, диалог, игра, дискуссия, викторина, составление ребусов и кроссвордов, анализ поведенческих ситуаций. Воспитательный процесс строится таким образом, что в нём предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. В процессе занятий активно используются этические беседы, проводится частая смена видов деятельности с учётом возраста школьников. Происходит постоянное общение учителя, ученика и одноклассников, что способствует формированию нравственного поведения ребёнка, обогащается его жизненный опыт.

            При проведении занятий применяются различные формы обучения. Чаще всего это индивидуальная форма работы с обучающимися, а также фронтальная и групповая. Программа предусматривает проведение экскурсий. Формы и методы обучения соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества, их выбор зависит от содержания учебного материала и поставленных задач.

Методы, используемые при проведении занятий: • словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа со справочной литературой); • наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений, таблиц, фильмов); • практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда и экспериментов, упражнений); • метод изложения материала, а также проверка знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения); • метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой); •  составление ребусов и кроссвордов, анализ поведенческих ситуаций; Игра, беседа.                                   




Описание места курса внеурочной деятельности

Реализация программы осуществляется по направлению

 духовно- нравственное: курс внеурочной деятельности – «Земля – наш общий дом» 2 часа в неделю и составляет 68 часов в год.                                                                                      Программа составлена в соответствии с расписанием, планом-графиком внеурочной деятельности ГОКУ СКШ №1 г. Усолье-Сибирское на 2022-2023 учебный год.                                                              Вид деятельности: внеурочная деятельность в режиме работы группы продленного дня.

Формы проведения: игровая, проблемно-ценностное общение, познавательная, добровольческая деятельность, социальное творчество.

                                                                                                 

Программа краткосрочная, рассчитана на 1 год.

Внеурочная деятельность в классе организована в режиме деятельности группы продленного дня. Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий: 30- 40 мин.

Категория участников: дети, возраст 16 - 18 лет, ученики 9 класса с УО (F- 70), воспитатель, учителя-предметники, педагоги-психологи, родители, законные представители. 






Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Система работы нацелена на коррекцию и максимальное сглаживание определенных недостатков в развитии, проявляющихся в различных психофизических процессах и сторонах личности воспитанников с проблемами в развитии.


Личностные результаты предусматривают умения: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; • способность к самооценке; • основы гражданской идентичности личности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; • рефлексировать личный опыт общения, проводить его самооценку; • высказывать личную точку зрения.

Предметными результатами являются представления: • об этической картине мира, роли нравственности в истории и культуре нашей страны с позиции нравственных общечеловеческих установок; • о нормах поведения в разных жизненных ситуациях с переживанием этического опыта их разрешения; • о моральной стороне общества с пониманием роли человека в нём как личности; • о правах и обязанностях гражданина России.                                                                                                                                                                                   За время реализации курса, обучающиеся должны показать следующие результаты:

        Личностные результаты:

-ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- применять полученные знания основных моральных норм и ориентаций;

- развивать этические чувства — стыд, вина, совесть как регуляторов морального поведения;

-применять сформированное моральное сознание, способность к решению моральных дилемм, на основе учёта позиций партнёров в общении, с ориентацией на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям, проявлять эмпатию, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

         Предметные результаты:

- проявлять способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитывать в себе веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

- знать и применять основные нормы морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

- иметь представление об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

- понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

- иметь представление об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

 - знать основы гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, осмысливать опыт российской истории как части мировой истории, усвоить базовые национальные ценности современного российского общества: гуманистические и демократические ценности, идеи мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

- применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

- знать важнейшие культурно-исторических ориентиры для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

  - проявлять уважение к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.                                                                                   Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому протекает последовательно, постепенно и учитывается при организации воспитания социализации подростков.

    Оценка результатов

Формы подведения итогов реализации курса:       

  1. Индивидуальный устный    контроль: выявление знаний, умений и навыков обучающихся по курсу, который они будут   изучать.                  
  2. Фронтальный устный контроль: проверка усвоения предыдущего материала и выявления     пробелов, трудностей в знаниях обучающихся.                   
  3. Индивидуальный контроль: выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся.

А также участие детей - смотры - конкурсы, театральные постановки, участие в выставках творческих поделок, различных концертных программ, спортивные игры, экскурсии, создание тематических стенгазет, плакатов и т.д.

Также дважды в год проводится диагностика уровня воспитанности ученика в семье и в обществе, в коллективе.

Рассматриваются вопросы отношения ученика к себе, к труду, к обществу и людям (отношение к природе, аккуратность, трудолюбие, честность и правдивость, простота и скромность) и другие позиции.

Содержание программы (темы, формы организации-виды внеурочной деятельности) – 68 часов:

Раздел I. «Я и моя семья» (10 часов)

 Беседы на тему, показывающая необходимость и актуальность изучения курса. Дискуссии на темы «Моральная оценка личности», отгадывание кроссворда «ЗОЖ в моей семье», беседа, мастер-класс по созданию фотоальбома, просмотр презентации.

Основное содержание темы:                                                                                                               - уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

- умение проявлять дисциплинированность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий;

- умение соблюдать порядок на рабочем месте, дома, в школе;

- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.


Раздел II. «Моя школа. Мои друзья» (10 часов)

 Этическая беседа – рассуждение «Если я не прав»; тематические дискуссии; Лекция «Проще простого о вежливости». Диспут «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», беседа- размышление, дискуссия.   

 Основное содержание темы:                                                                                                        - установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- знание правил вежливого поведения;

- стремление избегать плохих поступков, умение признаться в плохом поступке и анализировать его.


Раздел III. «Мой край. Мое Отечество» (10 часов).

Час общения «Известные и великие люди моего края». Дискуссии на темы «Моральная оценка личности», «Нравственная культура человека». Этическая беседа и диспут, высказывание мнения на тему «Где родился, там и пригодился».         

  Основное содержание темы:

- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- ценностное отношение к природе, окружающей среде; своему краю, городу

- бережное отношение к городским строениям, архитектурным зданиям, памятникам, растениям и животным.

                                                                                                                                                       



Раздел IV. «Президент РФ. Символы России.» (10 часов)

Этическая беседа – рассуждение «Нравственное воспитание в труде». Викторина «Символы России». Круглый стол «Права и обязанности гражданина», просмотр видеофильма «Символы России как отражение ее мощи и миротворца».

Основное содержание темы:

  - элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;

  - уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

  - начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;


Раздел 5. «Праздники и традиции моей страны.» (10 часов).                                             Просмотр презентации, об Армии России, обсуждение за круглым столом «Что я знаю о героях ВОВ», просмотр материалов, изучение и подбор литературы по теме, участие в творческих мероприятиях и подготовке к праздникам, практические занятия.     

Основное содержание темы:

- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, к традициям и обычаям своего народа.                                                                                                                            - воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России.  

 

Раздел 6. «Оборона Родины. Ее отважные герои.» (9 часов) Сообщения и доклады, просмотр презентаций на тему «Армия РФ», беседы – рассуждения, игровые практические задания, зачитывание сообщения «Герои ВОВ», просмотр презентации «Виды и рода войск Вооруженных сил РФ»

Основное содержание темы:                                                                                                      - Познакомить учащихся с историей вооружённых сил России, с биографией выдающимися представителями российского воинского сословия.                                                        - Формировать позитивную оценку таких качеств, как патриотизм, гражданственность, чувство долга; развивать положительное отношение к военной службе; воспитывать уважение к Вооруженным силам России, к военнослужащим;                                                                       - пробуждать у будущих призывников стремление к воинской службе, готовность стать защитником Отечества.

Раздел 7. «Великие люди о России» (9 часов).                                                                Просмотр видеороликов «Научные достижения». Беседа и дискуссия с элементами обсуждения «Великие открытия науки Советского времени и современной России», «Творцы душевного мастерства». Час общения «Песня сердца и души», подбор материала в библиотеке и интернет ресурсах для сообщений.                                                                                                                                                                       Основное содержание темы:                                                                                                               - Повышать мотивацию к изучению героических страниц истории России;

- Развивать познавательный интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение выдающихся людей страны;

- Расширять знания о великих открытиях и изобретениях мира.                          


Тематическое планирование                                             


Тема

Количество

часов

Используемые на уроке виды деятельности

Используемое оборудование

                                       1.« Я, моя семья »

1.1

Я и моя семья, права и обязанности

1




Беседы

Просмотр видеофильма

Дискуссии



Учебное пособие, рабочая программа

Мультимедиа

1.2

Счастливая семья

1

1.3

Семейные заботы

1

1.4

Бюджет семьи

1

1.5

Экономия семейных ресурсов

1

1.6

Традиции моей семьи

1

1.7

За семейным столом

1

1.8

Брак, семейные ценности, любовь

1

1.9

Мир профессии или какую дверь открыть

1

1.10

Ответственность перед моими детьми…

1

2. «Моя школа, мои друзья»

2.1

Я девятиклассник, выпускник

1



Беседы

Просмотр видеофильма

Дискуссии



Учебное пособие, рабочая программа

Мультимедиа

2.2

Мои учителя. Их мудрость и труд

1

2.3

Мы все такие разные … Фотосессия напамять.

1

2.4

Зачем я учу то, что мне неинтересно

1

2.5

Ответственность за поступки

1

2.6

Я пример для младшего поколения

1

2.7

Здоровый образ жизни – это модно?

1

2.8

Школьные традиции

1

2.9

Плюсы и минусы в выборе профессии

1

2.10

Современные требования работодателя и умелое составление резюме

1


3.  «Мой край. Мое Отечество»

3.1

Город, в котором я живу…

1



Беседы

Просмотр видеофильма

Дискуссии     Создание тематического альбома



Учебное пособие, рабочая программа Мультимедиа

3.2

Мы сибиряки

1

3.3

БАМ – магистраль будущего

1

3.4

Город в годы ВОВ

1

3.5

Я – защитник Байкала

1

3.6

Поэты и художники Иркутской области

1

3.7

Декабристы в Сибири

1

3.8

Возникновение ГЭС в Иркутской области

1

3.9

Где родился – там и пригодился

1

3.10

Великие спортсмены нашего края

1

4. «Президент и государство. Символы России»

4.1

Президент  РФ – гарант Конституции, права и свободы  гражданина

1




Беседы

Просмотр видеофильма

Дискуссии




Учебное пособие, рабочая программа,

Мультимедиа, плакаты,      раздаточные картинки

4.2

Символы России как отражение  ее мощи и миротворца

1

4.3

Красная площадь, как символ единства России

1

4.4

История Государственной Думы РФ

1

4.5

Пока мы едины- мы непобедимы!

1

4.6

Народы России

1

4.7

Горжусь тобой, моя Россия!

1

4.8

Права и обязанности

1

4.9

Право на свободу совести, мысли и религии

1

 4.10

Право на собственное мнение и свободно выражать его

1

5. «Праздники и традиции моей страны»

5.1

Я выпускник

1



Беседы

Просмотр видеофильма

Дискуссии      Оформление стенгазеты с поздравлениями



Учебное пособие, рабочая программа

Мультимедиа

5.2

По жизни – путеводитель - мой учитель.

1

5.3

Преклонный возраст – звучит гордо

1

5.4

Слава спорту

1

5.5

День Конституции

1

5.6

Чудеса в новогоднюю ночь

1

5.7

Славному подвигу нет забвения

1

5.8

Восславим женщину - Мать

1

5.9

Вклад космонавтики в познании солнечной системы

1

5.10

Пусть сквозь года звенит Победа!

1

6. «Оборона Родины. Ее отважные герои»

6.1

Российская Армия, особенности воинской службы

1



Беседы

Просмотр видеофильма, презентации

Дискуссии



Учебное пособие, рабочая программа

Мультимедиа     Плакаты,      раздаточный наглядный материал

6.2

История Вооруженных сил

1

6.3

Виды и рода войск Вооруженных сил РФ

1

6.4

Роль и место Армии в современной России

1

6.5

Герои ВОВ, их отвага и единство

1

6.6

Летчики герои Советского Союза

1

6.7

Дети герои ВОВ

1

6.8

Авиационный завод Иркутской области в годы ВОВ и в мирное время

1

6.9

След войны в моей семье

1

7. «Великие люди о России»

7.1

Великие российские архитекторы тогда и сейчас

1




Беседы

Просмотр видеофильма

Дискуссии     Составление кроссворда




Учебное пособие, рабочая программа

Мультимедиа


7.2

Творчество великих композиторов Д.Шостоковича, И. Стравинского и А. Скрябина

1

7.3

Оперные, музыкальные и драматические театры России

1

7.4

Научные достижения России в 21 веке

1

7.5

Музеи России

1

7.6

Биографии великих художников советского периода

1

7.7

Современная живопись России

1

7.8

Кино как явление культуры 20 века

1

7.9

Знаменитые журналисты времен ВОВ

1





               Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение

Оборудование:

• столы, стулья, подвесная ученическая доска;

• соответствующее освещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям;


Материалы и инструменты:

• ножницы,

•  цветные карандаши

• акварельные краски или гуашь, кисть;

• фломастеры;


 Оформление:

• плакаты

• репродукции картин художников;

• наглядные пособия, дидактический материал;

Большое значение придается художественному оформлению помещения для занятий. Оно должно помогать в учебном процессе. При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху.









Список рекомендуемой литературы:


  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  2. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
  3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
  4. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения.. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
  5. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
  6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
  7. Будникова О. Л., Кузнецова Н. П., Лебедева А. В. Воспитательная система гражданско-патриотическое воспитание в школе. - Издательство: Учитель, 2015.
  8. Евладова, Е. Б., Петракова, Т. И. Путешествие к истокам [Текст] / Е. Б. Евладова,                Т. И. Петракова. – М. : Прогресс, 1994. – 64 с.
  9. Казаченок, Н. В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. 5-9 классы. Методические рекомендации / Н.В. Казаченок, Н.В. Шмелева. - М.: Просвещение, 2014. - 240 c.
  10. Духовно - нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. - М.: РГСУ, 2014. - 288 c.










Приложение 1

Оценочные материалы.

Диагностика нравственной самооценки. Использование вопросов-высказываний для самооценки воспитанника.

Высказывания

Ответы в баллах

1

Я чаще всего добр со сверстниками и взрослыми

4

3

2

1

2

Мне важно помочь однокласснику, если он в беде

4

3

2

1

3

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми

4

3

2

1

4

Нет ничего страшного в том, если нагрубить неприятному мне человеку

4

3

2

1

5

Я думаю, что вежливость помогает мне хорошо чувствовать себя среди людей

4

3

2

1

6

Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в свой адрес

4

3

2

1

7

Если кого то в классе дразнят, значит он заслужил

4

3

2

1

8

Мне приятно делать людям радость

4

3

2

1

9

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

4

3

2

1

10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

4

3

2

1

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки

От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки

От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего

От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.


Диагностика отношения к жизненным ценностям

Желание

Выбранный ответ

1

Быть человеком, которого любят


2

Иметь много денег


3

Иметь самый современный компьютер, смартфон…


4

Иметь верного друга


5

Мне важно здоровье родителей


6

Иметь возможность многими командовать


7

Иметь доброе сердце, быть отзывчивым


8

Уметь сочувствовать и защищать слабых


9

Иметь то, что у других никогда не будет


10

Иметь возможность самореализовываться



Интерпретация результатов:

Номера отрицательных ответов – 2, 3, 6, 9

- 5, 6 положительных ответов – высокий уровень;

- 4, 3 положительных ответа – средний уровень;

- 2 положительных ответа – ниже среднего уровня;

- 0 – 1 положительный ответ – низкий уровень;

 











                                                                                                                           Приложение 2

                Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

 «Земля – наш общий дом» 68 часов


Тема

Количество

часов

Сроки

    1. « Я, моя семья »

1.1

Я и моя семья, права и обязанности

1


1.2

Счастливая семья

1


1.3

Семейные заботы

1


1.4

Бюджет семьи

1


1.5

Экономия семейных ресурсов

1


1.6

Традиции моей семьи

1


1.7

За семейным столом

1


1.8

Брак, семейные ценности, любовь

1


1.9

Мир профессии или какую дверь открыть

1


1.10

Ответственность перед моими детьми…

1


2. «Моя школа, мои друзья»

2.1

Я девятиклассник, выпускник

1


2.2

Мои учителя. Их мудрость и труд

1


2.3

Мы все такие разные … Фотосессия напамять.

1


2.4

Зачем я учу то, что мне неинтересно

1


2.5

Ответственность за поступки

1


2.6

Я пример для младшего поколения

1


2.7

Здоровый образ жизни – это модно?

1


2.8

Школьные традиции

1


2.9

Плюсы и минусы в выборе профессии

1


2.10

Современные требования работодателя и умелое составление резюме

1



3.  «Мой край. Мое Отечество»

3.1

Город, в котором я живу…

1


3.2

Мы сибиряки

1


3.3

БАМ – магистраль будущего

1


3.4

Город в годы ВОВ

1


3.5

Я – защитник Байкала

1


3.6

Поэты и художники Иркутской области

1


3.7

Декабристы в Сибири

1


3.8

Возникновение ГЭС в Иркутской области

1


3.9

Где родился – там и пригодился

1


3.10

Великие спортсмены нашего края

1


4. «Президент и государство. Символы России»

4.1

Президент  РФ – гарант Конституции, права и свободы  гражданина

1


4.2

Символы России как отражение  ее мощи и миротворца

1


4.3

Красная площадь, как символ единства России

1


4.4

История Государственной Думы РФ

1


4.5

Пока мы едины- мы непобедимы!

1


4.6

Народы России

1


4.7

Горжусь тобой, моя Россия!

1


4.8

Права и обязанности

1


4.9

Право на свободу совести, мысли и религии

1


 4.10

Право на собственное мнение и свободно выражать его

1


5. «Праздники и традиции моей страны»

5.1

Я девятиклассник

1


5.2

По жизни – путеводитель - мой учитель.

1


5.3

Преклонный возраст – звучит гордо

1


5.4

Слава спорту

1


5.5

День Конституции

1


5.6

Чудеса в новогоднюю ночь

1


5.7

Славному подвигу нет забвения

1


5.8

Восславим женщину - Мать

1


5.9

Вклад космонавтики в познании солнечной системы

1


5.10

Пусть сквозь года звенит Победа!

1


6. «Оборона Родины. Ее отважные герои»

6.1

Российская Армия, особенности воинской службы

1


6.2

История Вооруженных сил

1


6.3

Виды и рода войск Вооруженных сил РФ

1


6.4

Роль и место Армии в современной России

1


6.5

Герои ВОВ, их отвага и единство

1


6.6

Летчики герои Советского Союза

1


6.7

Дети герои ВОВ

1


6.8

Авиационный завод Иркутской области в годы ВОВ и в мирное время

1


6.9

След войны в моей семье

1


7. «Великие люди о России»

7.1

Великие российские архитекторы тогда и сейчас

1


7.2

Творчество великих композиторов Д. Шостоковича, И. Стравинского и А. Скрябина

1


7.3

Оперные, музыкальные и драматические театры России

1


7.4

Научные достижения России в 21 веке

1


7.5

Музеи России

1


7.6

Биографии великих художников советского периода

1


7.7

Современная живопись России

1


7.8

Кино как явление культуры 20 века

1


7.9

Знаменитые журналисты времен ВОВ

1



Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации