Контрольная работа по биологии в 6 классе по теме «Жизнь и классификация растений»
Контрольная работа по теме «Жизнь и классификация растений»
I.Дайте определения понятиям (14 баллов)
Гидропоника –
Аэропоника -
Фотосинтез –
Семя –
Размножение –
Гаметы -
Оплодотворение –
Гаплоидные гаметы –
Диплоидные гаметы –
Опыление –
Черенок –
Корневой черенок -
Дичок –
Сорт -
II.Перечертите и заполните таблицу (12 баллов)
Признаки процесса | Фотосинтез | Дыхание |
Где происходит | ||
Какой газ поглощается | ||
Какой газ выделяется | ||
Что происходит с органическими веществами | ||
Для протекания процесса световая энергия … | ||
Энергия поглощается или выделяется |
III.Ответьте на вопросы
1. Каково значение листопада? (1 балл)
2. Отчего изменяется окраска листьев осенью? (1 балл)
3. Какие условия необходимы для прорастания семян? (0,9 балла)
4. Чем объяснить гибель семян в кипяченой воде? (1 балл)
5. Почему в песчаную почву семена высевают глубже, чем в глинистую? (1 балл)
6. Почему для посева отбирают крупные семена? (1 балл)
IV.Найдите соответствие
1.между типами растений и их представителями (10 баллов)
ТИПЫ РАСТЕНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
1.Холодостойкие а) пшеница;
2.Теплолюбивые б) овёс;
в) кукуруза;
г) ячмень;
д) фасоль;
е) горох;
ж) дыня;
з) тыква;
и) томат;
к) огурец.
1.Ответ:
а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к |
2.между глубиной посева семян и представителями (7 баллов)
ГЛУБИНА ПОСЕВА СЕМЯН ПРЕДСТАВИТЕЛИ
1. 1 – 2 см а) бобы;
2. 2 – 4 см б) редис;
3. 4 – 5 см в) репа;
г) лук;
д) фасоль;
е) горох;
ж) огурец.
2.Ответ:
а | б | в | г | д | е | ж |
3.между семействами и их формулами (7 баллов)
СЕМЕЙСТВО | ФОРМУЛА |
1.Крестоцветные | А) *Ч(5)Л(5)Т5П1 |
2.Розоцветные | Б) ↑ Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 |
3.Паслёновые | В) *Ч4Л4Т4+2П1 |
4.Мотыльковые, или Бобовые | Г) *О3+3Т3+3П1 |
5.Сложноцветные, или Астровые | Д) *Ч(0)Л(5)Т(5)П(2) |
6.Лилейные | Е) *Ч5Л5Т∞П∞, или *Ч5Л5Т∞П1, или *Ч5+5Л5Т∞П∞ |
7.Злаки | Ж) ↑ О(2)+2Т3П1 |
3.Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4.между семействами и их представителями (7 баллов)
СЕМЕЙСТВО | ПРЕДСТАВИТЕЛИ |
1.Крестоцветные | А) соя, бобы, фасоль, клевер, арахис, люпин, акация, чечевица |
2.Розоцветные | Б) яблоня, вишня, слива, малина, абрикос, земляника, рябина |
3.Паслёновые | В) капуста, редиска, горчица, турнепс, пастушья сумка, левкой |
4.Мотыльковые, или Бобовые | Г) картофель, томат, баклажаны, перец, паслён, петуния, табак |
5.Сложноцветные, или Астровые | Д) тюльпан, лилия, нарцисс, пролеска, гиацинт, чемерица |
6.Лилейные | Е) подсолнечник, тысячелистник, ромашка, календула, пижма |
7.Злаки | Ж) пшеница, ячмень, кукуруза, сахарный тростник, тимофеевка |
4.Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
V.Подпишите, все процессы указанные на рисунке
1.Размножение хламидомонады (тип размножения, при каких условиях протекает размножение, что указано цифрами) (13 баллов)
2.Размножение улотрикса (11 баллов)
3.Размножение папоротника (8 баллов)
4.Развитие покрытосеменных растений (9 баллов)
5.Способы вегетативного размножения (6 баллов)
VI.Вставьте за место знаков вопроса ответы (4 балла)
VII.Прочтите текст и ответьте на вопросы (6 баллов)
Весной на молодых ветвях сосны видны маленькие шишки двух видов: зеленовато-жёлтые собраны тесными группами у основания молодых побегов, красноватые сидят поодиночке на их вершинах. Каждая шишка состоит из оси и сидящих на ней чешуй. На чешуях зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Оболочка каждой пылинки имеет два пузырька, наполненных воздухом. Такие пылинки ветер может переносить на большие расстояния. Красноватые шишки сосны расположены на тех же деревьях, что и зеленовато-жёлтые. На каждой чешуе развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы (яйцеклетки). Созревшая пыльца высыпается, и её подхватывает ветер. Если она попадает на женские шишки, произойдёт опыление. После этого чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. На женских шишках пыльца прорастает в пыльцевую трубку, в которой образуются мужские гаметы – спермии. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. Из зиготы развивается зародыш, из всего семязачатка – семя, а шишки растут и одревесневают. Сначала они зелёные, затем коричневые.
Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года. В семенах голосеменных растений имеется ткань, содержащая запас питательных веществ. Это эндосперм, окружающий зародыш.
1. Где образуются пылинки и семязачатки у сосны? (2 балла)
2. Какого цвета женские шишки? (1 балл)
3. Как называются мужские гаметы? (1 балл)
4. Из чего образуются семя? (1 балл)
5. Как называется ткань, содержащая запас питательных веществ? (1 балл)
VIII.Найдите соответствие и установите в правильной последовательности (8 баллов)
Вид Злаки
Класс Однодольные
Царство Тимофеевка луговая
Род Тимофеевка
Порядок Растения
Отдел Покрытосеменные или цветковые
Семейство Злаки
IX.Заполните таблицу (12баллов)
Признаки | Класс Однодольные | Класс Двудольные |
Количество семядолей | ||
Жилкование листьев | ||
Тип корневой системы | ||
Строение стебля | ||
Число частей цветка | ||
Исключения |
Оценивание:
«5» - 125 - 139, 9 баллов
«4» - 70 – 124 балла
«3» - 28 – 69 баллов
«2» - 0 – 27 баллов
Контрольная работа по теме «Жизнь и классификация растений»
I.Дайте определения понятиям (14 баллов)
Гидропоника – выращивание растений в питательном растворе, содержащем все необходимые для питания растения вещества.
Аэропоника – это воздушная культура растений.
Фотосинтез (от гр. «фотос» - свет, «синтез» - соединение) – процесс образования органических веществ (сахар – глюкоза) из неорганических (вода) за счёт солнечной энергии.
Семя – растение в зачаточном состоянии с запасом питательных веществ.
Размножение – процесс воспроизведения себе подобных.
Гаметы - половые клетки.
Оплодотворение – слияние женской и мужской половых клеток.
Гаплоидные гаметы – гаметы, содержание одинарный набор хромосом.
Диплоидные гаметы – гаметы, содержащие двойной набор хромосом.
Опыление – процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика.
Черенок – это отрезок любого вегетативного органа.
Корневой черенок - это отрезок корня длиной 15 – 25 сантиметров.
Дичок – молодое растение, выращенное из семени плодового дерева.
Сорт –это группа растений одного вида, созданных человеком и обладающих определенными хозяйственными признаками и свойствами.
II.Перечертите и заполните таблицу (12 баллов)
Признаки процесса | Фотосинтез | Дыхание |
Где происходит | В клетках, содержащих хлоропласты | Во всех клетках органов растения |
Какой газ поглощается | Углекислый газ | Кислород |
Какой газ выделяется | Кислород | Углекислый газ |
Что происходит с органическими веществами | Образуются | Расходуют |
Для протекания процесса световая энергия … | Необходима | Необходима |
Энергия поглощается или выделяется | Поглощается | Выделяется в виде тепла |
III.Ответьте на вопросы
1. Каково значение листопада? (1 балл) Зимой корни многих растений не могут всасывать из почвы холодную воду. Чтобы не погибнуть от недостатка влаги, деревья и кустарники сбрасывают листья. К осени в клетках листьев накапливаются ненужные растениям, а иногда и вредные для них вещества. Во время листопада эти вещества удаляются из растений вместе с опавшими листьями.
2. Отчего изменяется окраска листьев осенью? (1 балл) Осенью в листьях разрушается хлорофилл. В результате оранжевые и жёлтые пигменты в клетках листьев становятся заметными.
3. Какие условия необходимы для прорастания семян? (0,9 балла) Наличие воды, воздуха, тепла.
4. Чем объяснить гибель семян в кипяченой воде? (1 балл) Нехватка кислорода
5. Почему в песчаную почву семена высевают глубже, чем в глинистую? (1 балл) Воздух в песчаную почву проникает на большую глубину, а влага лучше сохранятся в более глубоких слоях, а в глинистой почве у самой поверхности мало воздуха и достаточно влаги.
6. Почему для посева отбирают крупные семена? (1 балл) Больше запаса питательных веществ.
IV.Найдите соответствие
1.между типами растений и их представителями (10 баллов)
ТИПЫ РАСТЕНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
1.Холодостойкие а) пшеница;
2.Теплолюбивые б) овёс;
в) кукуруза;
г) ячмень;
д) фасоль;
е) горох;
ж) дыня;
з) тыква;
и) томат;
к) огурец.
1.Ответ:
а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к |
1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2.между глубиной посева семян и представителями (7 баллов)
ГЛУБИНА ПОСЕВА СЕМЯН ПРЕДСТАВИТЕЛИ
1. 1 – 2 см а) бобы;
2. 2 – 4 см б) редис;
3. 4 – 5 см в) репа;
г) лук;
д) фасоль;
е) горох;
ж) огурец.
2.Ответ:
а | б | в | г | д | е | ж |
3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 3 | 2 |
3.между семействами и их формулами (7 баллов)
СЕМЕЙСТВО | ФОРМУЛА |
1.Крестоцветные | А) *Ч(5)Л(5)Т5П1 |
2.Розоцветные | Б) ↑ Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 |
3.Паслёновые | В) *Ч4Л4Т4+2П1 |
4.Мотыльковые, или Бобовые | Г) *О3+3Т3+3П1 |
5.Сложноцветные, или Астровые | Д) *Ч(0)Л(5)Т(5)П(2) |
6.Лилейные | Е) *Ч5Л5Т∞П∞, или *Ч5Л5Т∞П1, или *Ч5+5Л5Т∞П∞ |
7.Злаки | Ж) ↑ О(2)+2Т3П1 |
3.Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
В | Е | А | Б | Д | Г | Ж |
4.между семействами и их представителями (7 баллов)
СЕМЕЙСТВО | ПРЕДСТАВИТЕЛИ |
1.Крестоцветные | А) соя, бобы, фасоль, клевер, арахис, люпин, акация, чечевица |
2.Розоцветные | Б) яблоня, вишня, слива, малина, абрикос, земляника, рябина |
3.Паслёновые | В) капуста, редиска, горчица, турнепс, пастушья сумка, левкой |
4.Мотыльковые, или Бобовые | Г) картофель, томат, баклажаны, перец, паслён, петуния, табак |
5.Сложноцветные, или Астровые | Д) тюльпан, лилия, нарцисс, пролеска, гиацинт, чемерица |
6.Лилейные | Е) подсолнечник, тысячелистник, ромашка, календула, пижма |
7.Злаки | Ж) пшеница, ячмень, кукуруза, сахарный тростник, тимофеевка |
4.Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
В | Б | Г | А | Е | Д | Ж |
V.Подпишите, все процессы указанные на рисунке
1 .Размножение хламидомонады (тип размножения, при каких условиях протекает размножение, что указано цифрами) (13 баллов)
А – бесполое размножение (при благоприятных условиях)
1.взрослая особь
2.потеря жгутиков
3.образование зооспор
4.выход зооспор из материнской клетки
Б – половое размножение (при неблагоприятных условиях)
5.образование гамет
6.выход гамет
7.сближение и слияние гамет
8.зигота
9.прорастание зиготы
2.Размножение улотрикса (11 баллов)
1 .оболочка
2.цитоплазма
3.ядро
4.хроматофор
5.выход гамет из материнской клети
6.слияние гамет
7.зигота
8.безжгутиковые споры
9.прорастание споры и образование нитчатой водоросли
10.выход зооспор со жгутиками и их прикрепление к субстрату
11. прорастание зооспоры и образование нитчатой водоросли
3.Размножение папоротника (8 баллов)
1.заросток с молодым растением
2.растение, образующее споры
3.образование спор
4.прорастание споры
5.заросток
6.сперматозоиды
7.яйцеклетка
8.зигота
4 .Развитие покрытосеменных растений (9 баллов)
1.взрослое растение
2.цветок
3.пыльцевые мешки
4.пыльцевое зерно
5.завязь
6.плод
7.семя
8.прорастание семени
9.молодое растение
5.Способы вегетативного размножения (6 баллов)
1.ползучими побегами
2.корневищем
3.черенками
4.усами
5.луковицами
6.листовыми черенками
VI.Вставьте за место знаков вопроса ответы (4 балла)
спора
мужской гаметофит
яйцеклетка
коробочка на ножке
VII.Прочтите текст и ответьте на вопросы (6 баллов)
Весной на молодых ветвях сосны видны маленькие шишки двух видов: зеленовато-жёлтые собраны тесными группами у основания молодых побегов, красноватые сидят поодиночке на их вершинах. Каждая шишка состоит из оси и сидящих на ней чешуй. На чешуях зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Оболочка каждой пылинки имеет два пузырька, наполненных воздухом. Такие пылинки ветер может переносить на большие расстояния. Красноватые шишки сосны расположены на тех же деревьях, что и зеленовато-жёлтые. На каждой чешуе развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы (яйцеклетки). Созревшая пыльца высыпается, и её подхватывает ветер. Если она попадает на женские шишки, произойдёт опыление. После этого чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. На женских шишках пыльца прорастает в пыльцевую трубку, в которой образуются мужские гаметы – спермии. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. Из зиготы развивается зародыш, из всего семязачатка – семя, а шишки растут и одревесневают. Сначала они зелёные, затем коричневые.
Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года. В семенах голосеменных растений имеется ткань, содержащая запас питательных веществ. Это эндосперм, окружающий зародыш.
1. Где образуются пылинки и семязачатки у сосны? (2 балла) Пыльники в пыльцевых мешочках, а семязачатки – на чешуе красноватых шишек.
2. Какого цвета женские шишки? (1 балл) Красноватые.
3. Как называются мужские гаметы? (1 балл) Спермии.
4. Из чего образуются семя? (1 балл) Из семязачатка.
5. Как называется ткань, содержащая запас питательных веществ? (1 балл) Эндосперм.
VIII.Найдите соответствие и установите в правильной последовательности (8 баллов)
Вид Тимофеевка луговая
Род Тимофеевка
Семейство Злаки
Порядок Злаки
Класс Однодольные
Отдел Покрытосеменные или цветковые
Царство Растения
IX.Заполните таблицу
Признаки | Класс Однодольные | Класс Двудольные |
Количество семядолей | одна | две |
Жилкование листьев | параллельное, или дуговое | сетчатое |
Тип корневой системы | мочковатая | стержневая |
Строение стебля | проводящие пучки в стебле расположены «беспорядочно» | проводящие пучки в стебле расположены в центре или по кругу; проводящие пучки имеют камбий, кора и сердцевина хорошо дифференцированы |
Число частей цветка | кратно трём | кратно четырём, или пяти |
Исключения | вороний глаз | подорожник |
Оценивание:
«5» - 125 - 139, 9 баллов
«4» - 70 – 124 балла
«3» - 28 – 69 баллов
«2» - 0 – 27 баллов