12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузьмина Лариса Моисеевна60
Россия, Башкирская респ., Уфа











Жизнь и творчество

И. Н. Ларионова








Выполнила:

Кузьмина Л. М.

Учитель ИЗО

МОБУ ООШ села

Чуюнчи-Николаевка


2021





Введение.

Факты биографии и творческого развития художника

Родной край в живописи художника.

Выводы.

Список литературы.

Приложение. Презентация «Жизнь и творчество И. Н. Ларионова»


Методы исследования: сбор информации, отбор и анализ данных

Цель моей работы: - познакомиться с жизнью и творчеством художника; популяризировать имя художника, привлечь интерес к его творчеству;

 Задачи: - проследить историю жизни художника; 

- познакомиться с художником, определить основные направления его творчества; 

- собрать, исследовать и систематизировать материал о жизни творчестве художника;  

- создать презентацию репродукций картин художника;

- подготовить выступление о художнике и его творчестве;

- собрать материал о земляке – художнике и познакомить сверстников с жизнью и творчеством талантливого человека. 

Гипотеза: доказать, что Ларионов И. Н. – талантливый художник , прославивший свою родную землю.


Тема моей исследовательской работы очень узкая, она касается только одного земляка - художника нашего села. Поэтому обобщено информации относительно немного. В своей работе я использовала воспоминания односельчан, материалы, накопленные в школьном музее, документы, которые хранятся в семейных архивах родственников.

Практическая направленность работы состоит в следующем: пропаганда творчества талантливого человека села, пополнение материалов школьного музея.

Введение

У каждого человека есть на земле заветный, дорогой сердцу уголок, куда его всю жизнь, а особенно с возрастом, тянет – это родина детства. Кто из нас не испытал этой тяги, тоски по родным краям и местам? А тем более, где остались отец и мать. Но вот однажды, лишившись их, ты вдруг чувствуешь: будто сквозняк прошел над головой – так пусто и одиноко. И только тогда осознаешь, что значил в твоей жизни родительский дом. Это крепость, за стенами которой не страшны никакие беды. Он был тебе приютом, наконец, лучшей житейской школой, где ты познал доброе и справедливое, получил уроки честного труда и почтительного отношения к хлебу – главному, чем определяли суть своей жизни самые близкие для тебя люди.Так уж случилось в жизни, Иван Никанорович давно покинул отчий край. Житейские волны выплеснули его на просторы России и Казахстана. За свои шестьдесят семь лет он кем только не работал – был учителем, плотником, мебельщиком, художником-оформителем, заведующим клубом…Но любовь к искусству, раскрытие таланта, как художника, взяли верх, и Иван Никанорович последние девять лет увлекается живописью. За эти годы он написал множество картин и подарил их людям, никогда не ставил себе задачу, чтобы его шедевры приносили материальное обогащение. Его талант и высокая работоспособность покорили сельчан. Им, с помощью многоцветья красок, были написаны и подарены школе портреты основателя чувашской литературы, автора бессмертной поэмы «Нарспи» К.В. Иванова, основателя чувашской письменности И.Я. Яковлева, а также картина «Нарспи». Иван Никанорович, оказавшись вдали от своей малой Родины, не забыл места, где в летний знойный день бегал босиком, а зимой его манили холмы и сугробы. Все это и другое он воплотил в картинах «Утро на селе», «У озера», «Весенний ливень», «На закате», «Летний день», «Зимняя мозаика»... Есть и башкирская тематика, где в ярких красках показана жемчужина Башкортостана – озеро Асылыкуль, изображена «Башкирская лошадь».Сегодня более двадцати картин, переданные безвозмездно родной школе, украшают музей и классы. Ребята с большим удовольствием изучают вечный праздник красок и линий, который им подарил удивительный человек большой души и открытого сердца. В жизни для Ивана Никаноровича было главное направление - служить людям. Именно эта черта делает человека счастливым.

Основная часть

Биография художника - земляка

Иван Никанорович Ларионов родился 8 марта 1942 года в деревне Культура Аургазинского района БАССР. В младенческом возрасте семья переехала в село Чуюнчи-Николаевка Давлекановского района, где он и окончил семилетнюю школу. В детские годы был тяжело травмирован и долго лечился. С малых лет увлекался написанием картин и они часто выставлялись на смотрах и выставках в городе Уфе, Москве и за границей, в частности, в Югославии, а также по месту его нового проживания в Казахстане, Омской области в селе Ракитинка. Занимал призовые места на различных выставках.

В Омске мой дядя познакомился с Александром Матвеевичем Зуевым, профессиональным фотографом, у которого была мечта воплотить свои работы на холсте. «Более 20 лет я искал художника, который смог бы это сделать именно так, ка этого хотелось мне, и, наконец, нашел. Этим художником стал Иван Никанорович Ларионов».-говорил он. Результатом этой работы явилась книга «Взгляд, эскизы фотографа- кисти, краски художника», вышедшая в 2012 году в издательстве ИП Загурский в Омске. Мой дядя подарил книгу школе, поставив свой автограф на память.

Родной край в живописи художника

Удивительно точны в своих деталях, и поэтичны пейзажи, исполненные художником. Его работы выполнены разнообразными художественными материалами: акварелью, маслом, карандашом. «Сколько себя помню, всё рисую,…» - говорил художник, рисовал всегда, и практически везде у него с собой был карандаш и блокнот. Он любил рисовать с натуры, и самая большая его страсть – это картины родных мест. Одним из самых впечатляющих пейзажей является картина «Старая ветла». Композиция пейзажа построена на сопоставлении крепкого мощного дерева и двухэтажного белого здания школы. Ярко передана красота и мощь дерева, расположенное почти в центре картины, оно организует пространство. Здание школы как бы похож на величавый корабль. Свои работы писал не только в мастерской, но и на открытом воздухе, поэтому источником обогащения красочной палитры, стали цвета самой природы. «Где не удается остановиться – приходится фотографировать. На фотографии природа уже не такая», - говорил дядя.
Рассмотрим его картину «На закате». Гармония и красота цветовых сочетаний, богатство оттенков, разнообразен колорит. Все притихло, словно отдыхая, после жаркого дня. Наступили таинственные минуты, то короткое состояние природы, когда день угас, а вечер еще не настал. В картине настолько верно передана грандиозность и многообразие пейзажа, уловлены тончайшие оттенки цвета в предвечернем освещении, что создается впечатление естественной, живой, вечно изменчивой природы. Природа как бы засыпает. Настроение картины передается не только изображенным сюжетом – озеро в окружении скал и лесов, и закатом солнца, - но и прежде всего теплым колоритом, преобладанием красновато – лиловых и коричневых цветов. Это полотно насыщено цветовой гаммой, палитра художника звучит яркостью и многозвучием красок.
Иван Никонорович мастерски владеет приемами использования пятна, силуэта, светового и цветового контраста. Примером служит его картина «Зимняя мозаика». Иллюзия света, огромные возможности силуэта в выразительной передаче действительности, исполненной масляными красками. На картине художник изображает вечер, когда после яркого солнечного дня наступают морозные сумерки. Зернистый, плотный снег отливает холодными сине – сиреневыми тенями, а небо уже не столь сильно полыхает желто – оранжевым цветом заходящего солнца. В картине точно угадан и передан контраст противостояния теплого солнечного света холодной синеве наступающих сумерек. Весь пейзаж приникнут тревогой и вместе с тем ожиданием чего-то нового, необыкновенного.
Этюд «На берегу» полон непосредственности и очарования. Синеет и ленточкой вьется река на фоне зеленых лугов и деревьев. Детальная проработка травы, цветов, деревьев на переднем плане, и обобщенная живопись второго и заднего планов удивительно передают ощущения воздуха, пространства небольшого уголка природы. Здесь воздушная перспектива передается удивительной наглядностью.

Творчество художника многогранно. Кроме того, что он художник-оформитель, он работал в разных видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, портрете, исторических темах. Но самое большое место в творчестве занимал пейзаж.

Рассматривая все направления творчества художника, я поразилась тому, насколько ярко и чувственно он раскрывает каждую тему. Меня привлек стиль работы: понравилась достоверность, и узнаваемость родных мест, настроение, отраженное в каждой картине. Картины художника, написанные резкими мазками, хочется потрогать. Они будто источают свет и объем. Залог его творческого успеха в том, что «рисует не только то, что видит, но и то, что чувствует».

Заключение


Его картины можно встретить в нашей школе, а также в домах жителей нашего села и вне его. «Мои картины разъехались с родственниками и друзьями по всему бывшему союзу и за рубеж. Там картины напоминают им наши родные места», - говорил Иван Никанорович. Все отмечают, как мастерски выполнены эти работы. Смотришь и слышишь шум воды, ветра и листьев. Всю любовь к родному краю, свою страсть поэтической души, весь жар сердец, весь огромный талант художник вкладывает в одну тему, которую с полным правом можно назвать «Песнью о Родине». И эта песня звучит громко и торжественно на весь край, пробуждая в людях с новой силой трепетное чувство любви к Родине, родному краю. И это не означает, что картины Ивана Никоноровича однообразны, напротив, его творчество показывает, что внутри одной темы можно найти бесконечное богатство содержания.
И хочется завершить свой рассказ о нашем земляке – художнике Ларионове словами известного педагога В. Сухомлинского «Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шепот листьев, и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи – услышал, и затаив дыхание, слушает чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой родного края, береги её»
Иван Ларионов человек, который своим талантом озаряет души людей. Мы очень горды, что в нашем селе был такой замечательный человек.

В мире все связано. Изучая историю своего района, мы волей – неволей, знакомимся с людьми, жившими в ту или иную эпоху, людьми, родившимися на этой земле или переехавшими по каким – то причинам. В жизни так бывает, что человек родился в одном месте, а прожил всю жизнь в другом краю, как мой дядя.

Определенное время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки.

Работая над проектом, я открыла для себя много нового: изучила историю своего края, много интересного узнала о жизни людей своей семьи. Люди своим каждодневным трудом приносят пользу многим людям, работают на благо своего края и процветания всей страны. Долг каждого человека уважительно относится к истории родного села, края, России, научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась - в каждой семье есть человек, которым можно гордиться.

Выводы: Думаю, что творчество Ивана Никанорович понравилось и вам. Приступая к работе, я обратила внимание на то, что мои соотечественники мало интересуются историей родного края, а многие не могут назвать людей, прославивших наш район. Я приняла решение – собрать материал о художнике, познакомить с его картинами.

Моя работа носит незавершенный характер. Я попыталась рассказать только об одном земляке - художнике нашего села. Но в нашем селе есть и другие замечательные люди, чья жизнь и достижения в работе вызывают интерес и уважение. Цель – найти новых героев, тех, кто внес большой вклад в развитие нашего района. Впереди новые поиски, новые работы.









Литература:

1. Официальный сайт И.Н. Ларионова

2. Картины, фотодокументы из личных архивов.

3. Записи воспоминаний родственников, письма самого художника.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 04.04.23 в 21:16 1Ответить Пожаловаться
Так кто проводит исследование? Вы или некий ученик, от его имени звучит Заключение. Хотелось бы увидеть фото картин художника, как приложение.
Кузьмина Лариса Моисеевна, 12.04.23 в 18:22 1Ответить Пожаловаться
добрый день. есть еще презентация работ художника еще на модерации
Потамошнева Наталья Алексеевна, 12.04.23 в 19:32 0Ответить Пожаловаться
Добрый вечер! Ок, спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.