12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абакумова Ирина Дмитриевна173
Стаж работы в школе 3 года. Заочное обучение на кафедре логопедии и детской речи профиль: Логопедия
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Презентация
PPTX / 4.99 Мб

/data/files/m1591718693.pptx (Презентация)Проект учебного занятия

Предмет: Окружающий мир

Учитель: Абакумова Ирина Дмитриевна

Класс: 4

Продолжительность: 45 минут

Раздел: «Родной край- часть большой страны»

Тема урока: «Жизнь леса»

Планируемые личностные результаты усвоения:

У учащихся будут сформированы:

- ответственное отношение к природному сообществу лес;

-положительное отношение и интерес к изучению природного сообщества лес

У учащихся могут быть сформированы :

-положительная мотивация к самостоятельному познанию природных сообществ.

Планируемые метопредметные результаты усвоения:

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- ставить учебную задачу;

-удерживать цель деятельности получения её результата

Учащиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Познавательные

Учащиеся научатся:

- самостоятельному созданию способов решения проблем творческого и поискового характера

Учащиеся получат возможность научиться:

- моделировать цепи питания;

- устанавливать причинно-следственные связи в природном сообществе

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- взаимодействовать с одноклассниками при выполнение заданий в группах

Учащиеся получат возможность научиться:

- распределять обязанности при работе в группе;

- учитывать мнение партнёра, аргументировать, критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение

Планированные предметные результаты освоения:

Учащиеся научатся:

- иметь представление о природном сообществе- лес

Учащиеся получат возможность научиться:

- у учащихся будут заложены основы экологической культуры, которые будут правильно применены в природном сообществе лес.

Тип урока: урок открытия нового знания

Ведущий метод: ТДМ

Форма организация деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.




















п/п

Элементы урока

(в соответствии со структурой)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Ребята, посмотрите на солнышко на доске. Какое у него настроение? Почему? Давайте и мы друг другу улыбнёмся. Очень важно начинать любую работу в хорошем настроении.

(Слайд 1)



Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.



- Готовы





Л. самоопределение к учебной деятельности.

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Прежде, чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним природные зоны, с которыми мы познакомились раньше. Каждому ученику раздается тест. (Приложение 1).

-А теперь давайте все вместе проверим.



-Отвечают на тест.


П. самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера


3

Выявление места и причины затруднения


t1591718656aa.gif

3

А теперь мы с вами отправимся в путешествие.
Вы готовы, дети, отправиться в интересное путешествие? Тогда я предлагаю вам посмотреть видеоролик и окунуться в эту удивительную красоту.

-Понравилась ли вам природная красота? Так о каком же природном сообществе мы с вами будем говорить? Правильно, молодцы!







-Да.

-Смотрят ролик, погружаются в него.







-Высказывают свое мнение, оцениваю.

-О лесном.


Р.

ставить учебную задачу

4

Построение проекта выхода из затруднения


Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. Верно, сегодня мы на уроке будем изучать природное сообщество – лес.

Думаю, значение слов ЛЕС и ПРИРОДНОЕ вам понятно, а слово СООБЩЕСТВО?

Какими способами можно определить значение слова СООБЩЕСТВО?

-Найдите, как это слово толкуется в словаре Ожегова.

Слайд №2

-СООБЩЕСТВО- группа растительных или животных организмов, живущих вместе («Толковый словарь» С.И.Ожегова)

- А вот почему учёные называют лес сообществом - нам предстоит узнать.

Слайд №3, 4, 5

Ребята, посмотрите на картинки и скажите с чем мы сегодня с вами познакомимся.

-Внимательно рассмотрите лес.  

- Чем является лес для живых организмов?

- А какой это дом?

- Давайте вместе выделим этажи леса или ярусы. Каждый ярус имеет своё название.

Слайд №6

Послушайте описания ярусов, отгадайте их и запишите.

Многолетние растения с крупным твёрдым стеблем.

Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей.

Растения с мягкими зелёными стеблями.

Слайд №7

-Мы выделили 3 главных яруса, но существуют ещё мхи и лишайники, подлесок, кустарнички

-Ребята, а кто обитает в лесу?

-А как вы думаете животные обитают только на одном ярусе?


- Почему вы так считаете?


«Лес»






-Нам не известно.






-обратиться к словарю, спросить у взрослых, разобрать слово по составу, выявить значение из частей слова.

-Учащиеся ищут значение слова в словаре.












Мы познакомимся с лесными обитателями, узнаем, что такое ярусы леса, что такое экологическое равновесие.

-Домом

-Многоэтажный











-Деревья


-Кустарники







-Травы










-Птицы, звери, насекомые



-Нет

- Потому что, лес взаимодействует с животными и природой и не может существовать если на каком-то ярусе не будет животных.

К.

- учитывать мнение партнёра, аргументировать, критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение П.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера




5

Реализация построенного проекта


Чтобы более подробно познакомиться с каждым ярусом, предлагаю вам поработать в группах. Давайте поприветствуем:

1 группу – которые, рассказывают о ярусе по плану (Дайте определение ярусу; Приведите примеры растений этого яруса)

2 группу - которые, рассказывают о ярусе, используя образец.

3 группу – которые, составляют вопросы по тексту и подготавливают ответы на них






































Слайд №8


- ребята, посмотрите на доску и распределите зверей по ярусам (слайд)


Физминутка «Прогулка в лес»

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали:

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет

Раз – наклон,

И два – наклон,

Зашумел листовою клён.



Слайд №9

- Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? 

Ученые называют это лесной подстилкой.

Рассмотрим пример взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям.

-Тем не менее, жуки ускоряют круговорот веществ. Всё в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие - Могут ли растения жить без животных, а животные без растений?  


-1гр: Ярус - это определенный этаж, в котором произрастают различные растения. Верхний, первый ярус представлен основными деревьями первой степени значимости (ель, сосна, дуб). Второй ярус сформирован деревьями второй величины (черемуха, рябина, яблоня). Третий ярус состоит из кустарников, например, шиповника, лещины, калины, бересклета. Четвертый ярус – это травянистый покров, а пятый – мхи и лишайники.

2 группа –  Деревья расположились в верхнем ярусе. Деревья – это многолетние растения с твёрдым крупным стеблем(стволом). В нашем лесу можно встретить такие деревья как ель, сосна, берёза, осина, дуб. В верхнем ярусе обитают белки, куницы, совы, дятлы.)

3 группа –Кустарники расположились во втором ярусе леса. Кустарники – это многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей. В нашем лесу можно увидеть такие кустарник как орешник(лещину), можжевельник, бересклет, бузину, дикую малину, чернику. В кустарниках живут рябчики, олени, лоси, зайцы,) Особенностью кустарников, является то, что даже при самых благоприятных условиях по высоте кустарники не могут догнать взрослые деревья. Поэтому они остаются под пологом леса и называются – подлеском

-Распределяют по ярусам




-(спокойный шаг на месте)

-(рука под «козырёк»,)

-(голову наклонить назад, улыбнуться, зажмуриться)

-(лёгкое покачивание всем туловищем)

-(вращение руками)

-(согнуться вперёд)

-(прогнуться назад)

-(вращение руками над головой)


-Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.





























-Нет, они живут помогая друг другу. Существуют пищевые связи.

Л.

-положительное отношение и интерес к изучению природных сообществ

Р. -удерживать цель деятельности до получения ее результата.

К.

-взаимодействовать с одноклассниками при выполнение заданий в группах;

-распределять обязанности при работе в группе

П.

-устанавливать причинно-следственные связи в природном сообществе

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Сейчас проверим, насколько внимательно вы слушали друг друга. Для этого посмотрите на свою парту. Найдите карточку, на которой с одной стороны написано «Да», а с другой стороны «Нет». Я вам задаю вопросы, а вы должны поднять карточку соответственно.

Растения в лесу растут ярусами?

Самый верхний ярус леса образован деревьями?

Средний ярус- это мхи и лишайники?

Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу?

Кустарники- это многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твердых стеблей?

Насекомые обитают на одном ярусе?

Белка, воробей, синица, дятел, сорока, обитают на верхнем ярусе?

Животные обитают только на траве?


Верно. Молодцы, хорошо усвоили материал.














Да


Да




Нет


Нет



Да










Нет




Да


Нет

Р.

-удерживать цель деятельности до получения ее результата.













К.

-учитывать мнение партнёра, аргументировать, критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение

7.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Слайд № 10, 11, 12.

Теперь поработаем самостоятельно. У вас на партах лежат конверты с названиями. Ваша задача правильно определить их последовательность.






Кора дерева- жук- короед- дятел- ястреб

Листья дерева- гусеницы- муравьи- медведь

Ягоды земляники- улитки- лягушка- уж- лиса

Рожь- мыши- змеи- орел

П.

- моделировать цепи питания

8.

Включение в систему знаний и повторение

-Как живут растения и животные в лесу?









-Как можно назвать лес?



- Что нужно для благоприятного существования леса как природного сообщества?








Слайд №13

Ребята посмотрите на слайд что изображено?



-Почему умирает лес?

-Растения растут в лесу ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы живут сообща, растений в лесу больше, чем животных

-Лес природное сообщество

Для благоприятного существования леса как природного сообщества важно точто растения растут ярусамикоторые делят между собой все животные лесаналичие грибов и микроорганизмов в лесной подстилке, а также сохранение экологического равновесия.

Изображен живой лес и мертвый лес

-причина умирания леса, мусор, пожары, вырубка леса.

К.

- учитывать мнение партнёра, аргументировать, критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение

П.

установление причинно-следственных связи в природном сообществе лес

9

Рефлексия учебной деятельности на уро


Ребята, посовещайтесь в группе, и каждая группа предложит свой вариант как можно нам с вами помощь лесу.

Ребята- это могут быть памятки, различные акции и многое другое.

Слайд №14

Ребята, я уверена, что сегодняшний урок помог вам понять, что такое лес – природное сообщество. Предлагаю вам оценить свою работу. Перед вами оценочные листы, отметьте плюсами те пункты, которые близки вам.

Оценочный лист

Понял ли я, что такое лесное сообщество?

Знаю ли я, какие организмы составляют сообщество леса?

Умею ли я находить нужную мне информацию?

Активно ли я работал на уроке?

Хочется поблагодарить всех сегодня. Мы совершили важное исследование, что под силу не каждому, но вы справились. До новых встреч!

-Ребята составляют памятки, придумывают различные соц.проекты.


















Оценивают себя














Прощаются


П.

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

К.

- распределять обязанности при работе в группе;

- взаимодействовать с одноклассниками при выполнение заданий в группах



Л.

-ответственное отношение к природному сообществу лес
















Приложение 1

Тест: «Природные зоны России»

1.Какие деревья растут в тайге:

Береза, осина

Ясень, вяз

Сосна, пихта

Дуб, клен

2.Где бывают пыльные бури:

В степи

В пустыне

В тундре

В лесной зоне

3.Какое из животных не является жителем пустыни?

Сайгак

Лемминг

Верблюд

Тушканчик

4.Какие почвы распространены в степях?

Подзолистые

Луговые

Чернозёмы

Серые

5.Какая птица живет не в Арктике?

Поморник

Гагарка

Рябчик

Кайра

6.Какая зона находится по берегам Каспийского моря?

Степей

Пустынь

Субтропиков

Тундры

7t1591718656ab.jpg .Узнай птицу. Это кто?

Кайра

Гагарка

8.В какой зоне живет это насекомое?

сt1591718656ac.jpg тепи

Лес

Субтропики

9.Найди лишнее:

Джузгун

Ирис

Типчак

Ковыль

10.Цепь питания начинается с …?

Насекомого

Растения

Птицы

Рыбы

11.В какой зоне нашей страны деревья круглый год остаются зелеными?

Пустыни

Субтропики

Степи



Приложение 2

Оценочный лист

Понял ли я, что такое лесное сообщество?

Знаю ли я, какие организмы составляют сообщество леса?

Умею ли я находить нужную мне информацию?

Активно ли я работал на уроке?


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.