Конспект урока по географии 7 класс «Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей»
География 7 класс
Урок № 8
Тема урока: Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей
Дата проведения…………….
Цели: определять и называть взаимодействие океана с атмосферой и сушей; знать новые понятия: «муссоны», «морские воздушные массы»; раскрыть взаимодействие океана с атмосферой и материками в результате круговорота воды и движения воздуха; углубить знания о распределении живых организмов в океане.
Оборудование: физическая карта мира, текст для подведения итога.
Ход урока
I. Организационный момент.
II.Зачет по физической карте мира тема «Гидросфера».
Дополнительные вопросы (примерные):
1) Назовите особенности распределения жизни в океане.
2) От чего зависит распределение организмов в поверхностном I слое вод?
3) Назовите части океана, наиболее богатые жизнью.
4) Назовите биологические богатства океана.
5) Для чего и как необходимо охранять океан?
III. Изучение нового материала.
• Океан - колыбель жизни на Земле.
Разнообразие форм морских организмов:
а) донные организмы - бентос;
б) нектон;
в) планктон;
• Распределение жизни в океане зависит от:
-солености; - света;
-количества растворенного кислорода; - температуры воды;
-наличия питательных элементов.
• Жизнь в океане сосредоточена в основном на материковой отмели- шельфе.
• Биологические богатства океана.
Океан является кормильцем человека. Дары моря - важный источник белковой пищи.
90 % из всех биологических богатств океана - рыба, остальная часть - морские звери, ракообразные, моллюски, водоросли;
морские организмы - сырье для химической промышленности и фармакологии.
• Роль ВМ во взаимодействии океана с атмосферой и материками:
1. Большой запас тепла в водах океана оказывает существенное влияние на свойства ВМ, формирующихся над территорией океана.
2. Отличие морских ВМ от континентальных ВМ:
а) влажность; б) температура.
Вопрос: Что дает человеку океан?
Ребята самостоятельно заполняют схему.
А сейчас проследите, пожалуйста. Океан дает то, что человеку необходимо для его жизни ,и получает: что?
Демонстрация через проектор картин: авария танкера, отдых на берегу, вылов рыбы трайллерами, движение по морям судов.
Ответы:
Полезные ископаемые —> ………. (нефтяные пятна).
Отдых —> ……. (мусор)
Транспортная магистраль —>……. . отходы топлива.
Рыба др. морепродукты—>……. . уменьшение исчезновение
Рассмотрим гипотезы.
Если не будем обращать внимание, то сможем ли спасти океан.
А) “Мертвый океан” —> “Живая планета”
Б) Если ……… обратим внимание, то сможем спасти океан.
В) “Мертвый океан” —> “Мертвая планета”
Г) “Живой океан” —> “Живая планета”
Ответы учащихся.
А для этого необходимо знать, изучать океан. И есть такая прекрасная и интересная наука как океанология.
IV. Рефлексия: А сейчас вы должны оценить себя во время своего путешествия (во время урока): вы чувствовали себя так, как если бы ваш корабль стоял на якоре /спокойно/;
- во время шторма/. не обдумывая, отвечал на вопросы/;
- во время штиля/ думал и старался выбрать правильный ответ/;
- или при причаливании корабля к берегу/ мне было интересно и любопытно, и я старался правильно ответить на все вопросы/
Бросьте якорь.
И напутствием вам будут слова.
Океан седой гремит набатно.
Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильные, как боги
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У Земного шара на боках.
Мы давно “освоили” планету,
Широко шагает новый век
На Земле уж белых пятен нету,
Черные, сотрешь ли человек?
И на последок я всем хочу пожелать: Счастливого плавания в океане Знаний!
IV. Закрепление урока.
Задание. Дополни текст словами, чтобы он был верным.
Примерный текст.
Воды океана поглощают больше тепла, чем поверхность суши. Вода в отличие от суши медленно нагревается, но долго удерживает тепло. Поверхность океана поглощает 2/3 тепла, поступающего на Землю от Солнца.
Поверхность океана активно взаимодействует с атмосферой, обмениваясь с ней теплом и влагой.
Над поверхностью океана образуется особый подтип - морские воздушные массы, которые отличаются от континентальных способом образования, большей влажностью, небольшими различиями температур.
Сезонные ветры, образующиеся на границах больших массивов суши и океанов называются муссонами.
Домашнее задание: подготовить доклады по теме «Гидросфера».