12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Платухина Наталия Михайловна37

Комитет образования города Тамбова

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №6»

(МАОУ «Лицей №6)



Рекомендована к утверждению

экспертным советом МАОУ «Лицей №6»

Протокол № 1

от «30 » августа 2019 г.


Утверждаю:

Директор МАОУ

__________/ФИО/

Приказ №­­­589-ОД от 30.08.2019г.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Журналистика в школе»


Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 15-17 лет



Составитель:

Платухина Наталия Михайловна,

педагог-организатор

МАОУ «Лицея №6»



г. Тамбов

2019

Информационная карта программы


1.Учреждение

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей №6»

2.Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Журналистика в школе»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Платухина Наталия Михайловна – педагог-организатор

4. Сведения о программе

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 №1726 – р)

Приказ Минобрнауки России от 15.02.2017 № 136 «О внесении изменений в показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утверждённые приказом Минобрнауки от 10 декабря 2013 г. №1324»

Порядок организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196

Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, включая разноуровневые программы)

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»


4.2. Вид программы

Общеобразовательная, общеразвивающая

4.3.Направленность

Социально-педагогическая

4.4. Уровень освоения

Стартовый

4.5. Область применения

Дополнительное образование

4.6. Продолжительность обучения

1 год

4.7. Год разработки

2019

4.8. Возраст учащихся

15-17 лет

Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы»

Пояснительная записка

Направленность программы - дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Журналистика в школе» ориентирована на формирование и развитие творческих способностей обучающихся; работа по данной программе способствует скорейшей социализации и адаптации, обучающихся к жизни в обществе, учит оперативно реагировать на события, происходящие вокруг, а также продуктивно действовать в информационном пространстве. За ограниченный промежуток времени, обучающиеся учатся собирать информацию из разных источников, обрабатывать, анализировать и обобщать еѐ. Способствует формированию журналистских навыков, учит работать в разных журналистских жанрах (информация, заметка, корреспонденция, интервью, зарисовка и др.)

Уровень освоения программы: стартовый.

Актуальность программы «Журналистика в школе» определяется запросом со стороны детей. Им хочется попробовать себя в роли авторов рубрик и статей, фотокорреспондентов и журналистов, раскрыть свои литературные и художественные таланты, самостоятельно создавать свою газету.

Педагогическая целесообразность

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации это приведет к формированию активной жизненной позиции учащихся в обществе, даст им возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, не только в школьной, но и студенческой и взрослой жизни. Приобретенный на занятиях опыт поможет детям активнее включаться в работу системы средств массовой коммуникации общества.

На занятиях учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу. Учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.

Программа рассчитана на многогранное обучение ребенка основам журналистики.  Каждый обучающийся  сможет  развить как письменную, так и устную речь.

Отличительные особенности программы В программу введены занятия, так называемые, «Университетские мастер-классы», в рамках сотрудничества с факультетом филологии и журналистики ТГУ им. Г.Р. Державина. Занятия ведутся доцентом кафедры русской и зарубежной литературы – Видной Ольгой Евгеньевной. Под руководством преподавателей журналистики и руководителя Студии СМИ происходит формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации. Программа «Журналистика в школе» разработана на основе авторской общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Журналистика в школе» (Авторская программа дополнительного образования для учащихся 12-17 лет МБОУ СОШ №17 / Е.А.Оводова – г. Череповец, 2015 год).

Основное отличие данной программы от авторской в том, что она универсально подходит для работы, как с одаренными детьми, так и с детьми, имеющими средний уровень способностей. Программа позволяет развивать способности у всех детей, к каждому предусмотрен индивидуальный подход, учитывающий его особенности.

Адресат программыпрограмма рассчитана на учащихся 15-17 лет (учащиеся 9-11 классов) и базируется на знаниях русского языка, литературы (наполняемость газеты), информатики (создание шаблона и оформление газеты).

Объем и срок освоения программы – 102 часа.

Программа рассчитана на 1 год.

Форма обучения очно/дистанционная на основе сетевого взаимодействия (ФЗ-273 от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ» ст. 15).

Дистанционное обучение осуществляется как офлайн, так и онлайн, в зависимости от темы. Онлайн взаимодействие между учащимися и преподавателем осуществляется на платформе «Сетевой город. Образование» (Netscool).

При реализации данной программы, в рамках Договора сотрудничества, осуществляется сетевое взаимодействие МАОУ «Лицея №6» и ТГУ им. Г.Р. Державина (факультет филологии и журналистики).

Обучающиеся получает возможность на выбор курсов, раннюю «специализацию», включение в проектную, исследовательскую, организационную, социальную деятельность.

Такая форма работы позволяет обучающимся строить индивидуальную образовательную траекторию, реализовать свои образовательные потребности и запросы.

Основой функционирования образовательной сети являются конкретные проекты, создаваемые на основе сетевого взаимодействия: «Университетский мастер-класс», «Лицейская газета».

Программа курса «Журналистика в школе» составлена в практико-ориентированной форме подачи материала.

Группа разновозрастная, состав постоянный.

В процессе реализации курса: дистанционные лекции, семинары, тренинги, групповое проектирование, круглый стол, дискуссия, устное выступление, презентации, встречи со студентами факультета журналистики ФГБОУ ВО «ТГУ им.Г.Р. Державина», мастер-классы.

Занятия проводятся 3 раза в неделю (2 аудиторных и 1 дистанционное) по 40мин.

Цель и задачи программы

Цель:

Формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации.

Задачи:

Образовательные

вооружить обучающихся совокупностью знаний о принципах журналистской деятельности, об особенностях журналистской профессии, а также о профессиях, имеющих прямое и косвенное отношение к медиасфере;

изучить историю журналистики, этапов ее развития;

изучить основы социологии и журналистского творчества;

обучить теоретическим и практическим знаниям основ журналистского мастерства;

формировать практические навыки создания школьного печатного издания

Развивающие

пробудить и развить заложенное в каждом ребенке творческое начало;

формировать устойчивые профессиональные интересы учащихся;

формировать желание участия в коллективно-творческих делах лицея и города;

Воспитательные

формировать способность работать в творческом коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей, ответственность за творческий результат;

формировать у учащихся навыки совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;

формировать у учащихся представления о журналистике как о профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;

прививать культуру общения учащихся с миром средств массовой

информации;

формировать интерес к прессе и осознанное отношение к журналистике как к виду общественной деятельности;

воспитывать у учащихся культуру поведения и речи

воспитание у учащихся сознательного отношения к процессам, протекающим в обществе, готовности к освоению культуры общества, к осознанному выбору нравственных ценностей.

Содержание программы

Учебный план (рассчитан на 102 часа)

Номер п/п

Наименование тем/разделов

Количество часов

Формы контроля

Всего

В том числе

Теория

Практика


Введение (1 час)

1

1

-

Беседа, Тестирование

1. Краткое введение в историю журналистики (6 часов)

1.2

«Газетный мир» Как и почему возникла

журналистика?

2

1

1

Беседа,

Опрос,

Творческое задание (деловые игры, конкурсы, практикумы)

1.3

История детской

прессы

2

1

1

1.4

Университетский Мастер-класс «Современные медиа. Построение системы коммуникаций»

1

0,5

0,5

1.5

Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена»

1

-

1

Основы журналистики (40 час)

2.1

Основные жанры

журналистики

12

4

8

Беседа,

Опрос,

Творческие задания (деловые игры, конкурсы, практикумы)

2.2

Университетский Мастер-класс «Выбираем тему»

1

1

-

2.3

Университетский Мастер-класс

«Мастерская жанров»

1

-

1

2.4

Интервью

3

1

2

2.5

Правила работы с отдельными жанрами

журналистики

14

3

11

2.6

Культура речи


8

4

4

2.7

Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена»

1

-

1

3. Художественно-техническое оформление издания (45 часов)

3.1

Структура издания

6

1

5

Беседа,

Опрос,

Творческие задания (деловые игры, конкурсы, практикумы)

3.2

Делаем газету

21

3

18

3.3

Университетский Мастер-класс

«Дизайн периодических изданий»

1

1

-

3.4

Заголовки и

иллюстрации

6

1

5

3.5

Университетский Мастер-класс

«Визуальная журналистика: современные приемы»

1

1

-

3.6

Школьные газеты

Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена»

10

1

9

Редакционно-издательская деятельность (10 часов)

4.1

Редакционный коллектив. Редакция. Редактирование

7

3

4

Беседа,

Опрос,

Творческие задания (практикумы)

4.2

Реклама

2

1

1

4.3

Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена»

1

-

1


ИТОГО:

102

27,5

74,5



1 год обучения (102 часа)

Введение -1 час. Знакомство с целью и задачами программы, планом работы, перспективами работы. Организационные вопросы. Правила внутреннего распорядка, техника безопасности.

Раздел I. Краткое введение в историю журналистики (6 часов)

Теория: Цель и задачи программы. Перспективы работы. Организационные вопросы. Правила внутреннего распорядка, техника безопасности.

Практика: Упражнение «Пожелание»; Самопрезентация «Никто не знает, что я….»

Тема 2. Газетный мир. Как и почему возникла журналистика? – 2 часа

Теория – дистанционно: Журналистика и литература. Этимология слов «газета», «журнал». https://4brain.ru/journalism/index.php - Урок 1

Период пражурналистики: «Анналы», «Большие анналы». Первые книгопечатники. Появление в Европе и России первых печатных газет.
Расцвет журналистики (XIX-XXвв). Конец «эры Гуттенберга». Электронные СМИ.

Практика: Творческое задание «Редакция» - разбиться на творческие группы, определить роль каждого участника (директор, главный редактор, художественный редактор, корреспондент), создать макет газеты.

Прием из технологии ТРКЧМ “Шесть шляп”.

Тема 3. История детской прессы – 2 часа

Теория – дистанционно: Понятие «детская журналистика». Особенности периодических изданий для детей и подростков. Первые детские издания Европы, России. Краткая характеристика. Пионерские газеты и журналы. Современные детские СМИ. Школьные издания.

Дайджест детских СМИ. Понятие дайджеста. Как его составить?

Практика: Краткий обзор детских журналов и газет, издающихся в Тамбове и Тамбовской области.

Практическое занятие – составление дайджеста

Тема 4. Университетский мастер-класс «Современные медиа. Построение системы коммуникаций» – 1 час

Теория: Классификация современной системы СМИ: печать, радио, телевидение, сетевые СМИ (интернет)

Дистанционноhttps://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=498496

Практика: Особенности работы в СМИ: правовой и этический аспекты. Профессиональные фильтры: чему надо учиться

Тема 5. Итоговое занятие – 1 час

Теория: Обобщение изученного материала. Тестирование по изученным темам

Практика: Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена»

Раздел II. Основы журналистики (жанры журналистики, культура речи) – 40 часов

Тема 6. Основные жанры журналистики – 12 часов

Теория: Знакомство с жанрами журналистики: информационные (новость, заметка, отчет, репортаж, интервью, опрос, пресс-релиз), аналитические (комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия), художественно-публицистические (очерк, зарисовка, эссе), экологические (обзор, мониторинг, информационная листовка), социальные и т.д. Типы жанров, основные черты, темы.

Задание для самостоятельного изучения – дистанционно:

Дистанционно - https://4brain.ru/journalism/index.php - Уроки №2-3, №4

Практика: Создать жанровое разнообразие для лицейских газет (постранично).

Дистанционно - https://mydocx.ru/4-21970.html - Редакционный портфель Сбор лицейских новостей для газет «Переменка» и «Большая перемена»

Тема 7. Мастер-класс «Выбираем тему» - 1 час

Теория: Принципы отбора новостей. Понятия – новости, повестка дня, нарратив, повествование, событие. Принцип «распространяемости» в современной новостной журналистике: критерии отбора событий.

Практика: Как выбраться из безтемья. Редакционный портфель. Способы поиска тем.

Тема 8. Университетский мастер-класс «Мастерская жанров» - 1час

Теория: Понятие жанров, их виды и признаки. Определения родов, видов и жанров журналистики; способы распространения массовой информации – пресса, радио и телевидение

Практика: Практическое применение современных жанров в печатных СМИ. Размытость жанровых границ. Редкие жанры. Метод и жанр: интервью и комментарий.

Дистанционно - https://ppt-online.org/206362 - Метод и жанр интервью в жуналистике

Тема 9. Интервью – 3 часа

Теория: Что такое интервью, его признаки. Типы и виды интервью. Этапы работы над интервью. Правила эффективного общения на интервью.

Пассивное и активное слушание. Парафраз. Классификация вопросов.

Дистанционно - https://youtu.be/zUt6Y_GgL9k - виды интервью

Практика: Взять интервью у директора лицея, преподавателей, лицеистов (по выбранным темам)

Тема 10. Правила работы с отдельными жанрами журналистики - 14 часов

Теория: Опрос, обозрение, комментарий, рецензии, статья, эссе. Понятие об этих жанрах, их видах и признаках. Их функции и структура, правила написания.

Дистанционно - https://youtu.be/jpzBIgk8qFw - как написать статью

https://youtu.be/7WaJYugyQYE- как написать рецензию

https://youtu.be/sCqJhtRHYuo - как провести социальный опрос

https://youtu.be/seNijOr9KY0 - как написать эссе

Практика: Составить таблицу жанров журналистики, с критериями о их сходстве и различии. Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена»

Дистанционно - https://yandex.ru/video/preview?filmId=wizard&parent-reqid=1587587257199638-790266095586794012700203-production-app-host-man-web-yp-243&redircnt=1587587321.1 жанры журналистики

Тема 11. Культура речи – 8 часов

Теория: Знакомство с понятием «газетный язык». Требования к языку СМИ. Выразительные средства газетного языка: фразеологизмы и тропы. Лексические и синтаксические особенности газетного языка.

Газетные штампы. Лексические и синтаксические ошибки в тексте: плеоназм, тавтология и др. Формы устной и письменной речи: повествование, рассуждение, размышление, описание. Искусство обмена информацией в письменном виде (язык письма). Особенности публицистического стиля, высокий и низкий стили, арго и просторечие в журналистике.

Дистанционно - https://youtu.be/yOKI6Mave3k лекция №1 из Курса «Цифровая журналистика»

Практика: Написать друг другу письмо в стиле по выбору.

Дистанционно - https://youtu.be/KDVmgNvyAvs лекция №2 из Курса «Цифровая журналистика»

Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена»

Тема 12. Итоговое занятие – 1 час

Теория: Обобщение изученного материала

Практика: Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена»

Дистанционное занятие с использованием сетевого ресурса - http://lic6.lanta-net.ru/ - Сетевой город. Образование

Раздел III. Художественно-техническое оформление издания (45 часов)

Тема 13. Структура издания – 6 часов

Теория: Формат издания и количество колонок. Виды формата и постоянные элементы издания (полоса, колонтитул и др.). Колонтитул и его роль в издании. Композиция издания: вертикальная и горизонтальная. Шрифтовое оформление, типичные ошибки при использовании шрифтов. Дизайн издания как первооснова его макета. Художественное оформление. Типология издания: периодичность выпуска, тираж, объем, формат, адресность и др. Понятие «выходные данные».

Дистанционно - https://youtu.be/eckjOaWFy5o Вебинар Сергея Мешавкина «Основы газетного дизайна на примере региональных СМИ»

Практика: Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена»

Дистанционно - https://yandex.ru/video/preview?filmId=-prestable-app-host-sas-web-yp-169&redircnt=1587584919.1 Исправление фото техническое, художественное

Тема 14. Университетский мастер-класс «Дизайн периодических изданий» - 1 час

Теория: Постоянные элементы газеты

Практика: Создание графического изображения названия газеты и рубрик. Основные и вспомогательные элементы оформления. Шрифтография. Шрифт как основа печатного дизайна. Инструменты, используемые для привлечения внимания. Работа с макетом: практические навыки

Тема 15. Делаем газету – 21 час

Теория: Знакомство с понятием «макет» и «верстка». Приемы макетирования. Верстка, ее основные правила. Виды верстки. Знакомство с издательской программой Adob Pag Maker, ее назначение и краткая характеристика. Верстка статьи. Форма текста, размер материала. Композиция полосы: принципы зрительного предпочтения, равновесия. Приемы выделения материала на полосе. Разработка постраничного макета номера газеты. Первая страница, ее типы. Роль врезки на полосе.

2 Дистанционных занятия - https://studfile.net/preview/5564234/page:7/ - Макетирование и верстка https://expert-polygraphy.com/osnovny-e-5-printsipov-verstki-maketa/ - Основные 5 принципов верстки макета

Практика: Внесение корректив в оформление последующих номеров лицейских газет. Правила оформления газеты. Добавление рубрики «Хочу сказать», в жанре публичного выступления (открытое письмо)

5 Дистанционных занятия - https://expert-polygraphy.com/category/videouroki-photoshop/ - Уроки полиграфического дизайна

Тема 16. Мастер-класс «Визуальная журналистика: современные приемы» - 1 час

Теория: Роль журналистской фотографии в формировании внешнего облика прессы. История использования фотографий в газетных изданиях. Анализ роли и подачи фотографий в СМИ; изучение опыта практикующих дизайнеров

Практика: Приемы подачи фотоиллюстраций. Творческие техники: композиция, использование света и работа с цветом. Цветовая гармония и диссонанс. Цветовой контраст и преобладающий цвет

Дистанционно - https://youtu.be/YO8fzDRNG9I - Что такое визуальная журналистика

Тема 17. Заголовки и иллюстрации - 6 часов

Теория: Роль и функции иллюстраций. Фотонаполнение номера. Заголовок, его основные функции и виды. Сокращения в заголовках и ошибки. Работа с цветом. Подготовка подписей к снимкам

Дистанционно - https://youtu.be/1XiDWSsXsQ4 - 7 типов заголовков

Практика: Практические задания – фотонаполнение номера газет. Конкурс по созданию шаблона газеты, использование в выпусках газет, авторских детских иллюстраций.

Дистанционно - Мастер-класс «Фотография на заданную тему»

Тема 18. Школьные газеты – 10 часов

Теория: Типы и виды школьных газет: боевой листок, «молния», фотогазета, «Живая газета», приложение, фигурная, объемная, уикендовый номер и проч. Веб-сайт газеты.

Дистанционно - Типы и виды школьных газет, подготовка материала

Практика: Создание веб-сайта лицейской газеты. Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена»

2 Дистанционных занятия – наполняемость номера

Раздел IV. Редакционно-издательская деятельность (10 часов)

Тема 19. Редакционный коллектив. Редакция. Редактирование – 7 часов

Теория: Особенности журналистского труда. Особенности работы малой редакции. Школьная редакция, ее особенности. Кто и что делает в редакции. Творческая и техническая части в редакции, их функции. Редакционный портфель. Пресс-документы и пресс-мероприятия.

Общее понятие о редактировании. Редактирование материалов разных форм и жанров. Редакторская правка. Цели правки текста и ее виды: сокращение, «рубка хвоста», переделка и пр. требования к журналистскому (авторскому) материалу.

2 Дистанционны х занятия - https://youtu.be/CBddS-gpHzc - Работа школьной редакции. Занятие № 5-6 практикума "Школьные СМИ"

Практика: Работа над концепцией газеты и веб-сайта.

Тема 20. Реклама – 2 часа

Теория: Знакомство с историей рекламы. Реклама в школьном издании. Медиаобразование, его цели; развитие способностей к критическому мышлению. Групповое решения задач – «мозговой штурм».

Практика: Создание рекламного текста, его язык (экологическая реклама, ее виды)

Тема 21. Итоговое занятие – 1 час

Создание выпусков школьных газет «Большая перемена» и «Переменка». Работа веб-сайта

Дистанционное занятие с использованием сетевого ресурса - http://lic6.lanta-net.ru/ - Сетевой город. Образование



Планируемые результаты

По итогам реализации программы учащимися будут достигнуты

предметные результаты, они научатся:

- выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;

- знать специфику и структуру основных газетных жанров (уметь различать информацию, заметку, интервью, статью);

- овладеть навыками работы с текстом;

- анализировать текст как конечного результата журналистской деятельности, создавать тексты в различных жанрах, искать информацию в различных источниках;

- уметь редактировать текст, работать в текстовых редакторах.

Метапредметные результаты:

- овладеть культурой общения с медиа,

- овладеть навыками работы с различными источниками информации;

- развить творческих и коммуникативных способностей;

- развить критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты,

- овладеть различными формами самовыражения при помощи медиатехники.

Личностные результаты:

- знакомство с особенностями профессии журналиста на основе

понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;

- формирование личности журналиста как совокупности профессиональных, творческих, нравственных и гражданских качеств;

- освоение основных этических норм и понятий как условия правильного

восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;

- формирование активной жизненной позиции.

К концу 1 года обучения юные журналисты будут иметь понятие:

о журналистике как форме информационной деятельности и еѐ роли в

обществе;

о работе редакционного коллектива;

о структуре газетного номера;

Знать:

наиболее важные этапы в истории журналистики,

специфику основных жанров публицистики;

основы корректуры и редактирования текста,

орфографический и пунктуационный минимум;

основы фотосъемки;

основы стилистики и литературного редактирования;

основы компьютерной грамотности;

психологические и этические аспекты работы журналиста;

основы риторики, ораторского мастерства и культуры речи;

сведения по теории литературы;

основы фотоискусства;

получают начальные навыки работы с изученными программами Word,

«Publisher».

Уметь:

находить темы для публикаций,

подбирать материал,

работать с различными источниками информации,

подготавливать материалы в изученных жанрах,

владеть навыками компьютерного набора текста,

фотографировать.

оперативно реагировать на события, происходящие вокруг них,

продуктивно действовать в информационном пространстве;

собирать информацию из разных источников, обрабатывать,

анализировать и обобщать еѐ;

работать в разных журналистских жанрах (информация, заметка,

корреспонденция, интервью, зарисовка и др.);

определить жанровую природу газетного материала, его структуру,

функцию языковых средств и деталей;

выражать в журналистских текстах авторское отношение к героям,

событиям;

макетировать, верстать печатные издания;

свободно общаться, не бояться публичных выступлений, высказываний

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий

реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы»

Календарный учебный график

Количество учебных недель – 34.

Начало занятий – со 2 сентября, окончание занятий – 18 мая. (Приложение 1).

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

Организационно – педагогические

Кабинет, соответствующий "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; (СанПиН 2.4.4.3172-14) с индивидуальными рабочими местами для учащихся и отдельным рабочим столом для педагога.

Формирование групп и расписания занятий в соответствии с требованиями Сан ПиН и программой.

Организатором всей деятельности учащихся является руководитель Студии СМИ «Журналистика в школе». Он следит за выполнением редакционных заданий, организует индивидуальные консультации, ведѐт занятия кружка, оказывает помощь в разработке и выборе тем, планировании, редактировании, электронной вѐрстке, распространении газеты.

Материально-технические

1. Занятия объединения проводятся в классной аудитории.

2. Перечень технических средств обучения: компьютер, принтер, сканер, мультимедиа-проектор, фотоаппарат, видеокамера, колонки, школьная магнитная доска или флип-чарт, маркеры.

3. Учебный комплект на каждого обучающегося: тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом.

Методическое обеспечение

Средства, необходимые для реализации данной программы:

- конспекты разработок по темам занятий;

- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;

- тематический материал периодической печати;

- справочники;

- словари;

- презентации с примерами периодических печатных изданий;

методики по исследовательской работе;

темы для исследовательских работ.

методические разработки сюжетно-ролевой игры «Интервью со звездой», деловой игры «Своё мнение», творческого занятия «Проба пера», итогового занятия «Круглый стол «Журналист – профессия или призвание!»

сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга учащихся;

наглядные пособия по темам;

Творческие групповые и индивидуальные задания:

Используя русские народные пословицы и поговорки, написать фельетон на тему «Поспешишь – людей насмешишь»;

Написать зарисовку на тему по выбору:

«Зимний день», «Весеннее утро», «Летние вечера», «Осеннее настроение осеннего (зимнего, весеннего, летнего) дня»;

Используя элементы путевых заметок, зарисовок написать небольшой материал на экологическую тему;

Написать дружескую «пародию», портрет своего друга;

«Информационный винегрет». Написать мини-заметки на разные темы, связанные одним местом событий;

Составить письменную характеристику или литературный мини-портрет на тему «Мой одноклассник, какой он?». «Мой учитель – идеал…»;

Написать рассказ по пословице. В основу можно положить случай из жизни или выдуманную историю;

Задание групповое (презентация)

Выберите любой журналистский жанр

Ответьте, трудно ли освоить этот жанр, что для этого необходимо

Кто из журналистов (писателей, критиков) работал в этом жанре и прославил его


Кадровое обеспечение

Реализация программы осуществляется с привлечением специалистов:

- студенты факультета журналистики ФГБОУ ВО «ТГУ им.Г.Р. Державина». Обладают навыками работы с издательской программой Adob Pag Maker. Учат верстке газеты, по основным правилам: с учетом формы текста, размер материала; композиции полосы и др.

- доцент кафедры русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВО «ТГУ им.Г.Р. Державина» – Видная Ольга Евгеньевна. Основой ведущий «Университетских мастер-классов»

- преподаватель русского языка МАОУ «Лицей №6», руководитель Студии СМИ «Журналистика в школе» – Беляева Кристина Сергеевна. Ведет лекционные и практические занятия по темам; является главным редактором лицейских газет «Большая перемена» и «Переменка»

- педагог-организатор МАОУ «Лицей №6», составитель дополнительной общеразвивающей программы «Журналистика в школе» - Платухина Наталия Михайловна. Куратор Центра дополнительного образования МАОУ «Лицей№6». Оказываю содействие в организации встреч с интересными людьми нашего города, ветеранами ВОв и др.

Формы аттестации


В конце каждого месяца планируется тестирование, участие в конкурсных мероприятиях, презентации выпусков школьных газет – «Большая перемена» (в корпусе №1), «Переменка» (в корпусе №2)

Оценочные материалы

Педагогические наблюдения: активность на занятиях, вовлечение в образовательный процесс, заинтересованность в достижении цели.

Мониторинг образовательной деятельности детей: самооценка обучающихся, оформление фотоотчетов, составление отчета по итогам полугодия о работе Студии СМИ «Журналистика в школе».

Педагогический анализ: анкетирование, тестирование, зачет, опросы, участие в мероприятиях, ежемесячный выпуск лицейских газет.

Педагогический мониторинг: контрольные задания и тесты, анкетирование, педагогические отзывы, ведение педагогического дневника.

Диагностика личностных результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

Виды

личностных

УУД


Виды

личностных

УУД

Исследуемые

критерии


Диагностический инструментарий

Класс

Самоопределе-ние

Соблюдение норм и

правил поведения,

принятых в лицее

(поведение)


Положение об оценках за поведение и прилежание

обучающихся.


9

Самооценка и

уровень притязаний


Изучение общей самооценки с помощью опросника

Г.Н.Казанцевой.

Методика

исследования самооценки Т.Дембо.

С.Я. Рубинштейн

9






10-11

Профессиональное

самоопределение


Дифференциально

-диагностический опросчик (Е.А.Климов)

Методики Г.В. Резапкиной: «Профиль», «Тип мышления»,

«Тест умственного развития»


10-11







Смыслообразо-вание

Мотивы учения

М.Р.Гинзбург «Изучение

учебной

мотивации»

9

10-11

Ответственность за

результаты обучения

(прилежание)

Положение об оценках за поведение и прилежание

обучающихся

9


Ценностные ориентиры

Методика изучения ценностей (Е. Б. Фанталова)

Методика ценностных ориентаций М.Рокича

9

10-11

Нравственно-эстетическая ориентация

Уровень

нравственной

воспитанности


Диагностика уровня воспитанности обучающихся

(методика Н.П. Капустина)

9

10-11


Санитарно – гигиенические требования

Для реализации программы необходимо иметь:

светлое просторное помещение (классная аудитория или актовый зал);

у каждого обучающегося должно быть место за партой и набор необходимых канцелярских принадлежностей;

кабинет должен быть оборудован компьютером, проектором, экраном, колонками, шкафами для хранения принадлежностей, методической литературы и наглядных пособий для занятий;

в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;

в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи

Методические материалы

п/п

Название раздела, темы


Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал

Формы, методы, приемы обучения


Формы подведения итогов

Вводный урок


Видеоматериалы, литература, анкеты

Объяснительно-иллюстрированные (демонстрация, беседа, показ, рассказ)

Тестирование, опрос;


Краткое введение в историю журналистики


Презентация

Мультимедийная установка

ПК

Объяснительно-иллюстрированные.

(демонстрация, показ, рассказ), практико-ориентированные (практикумы, деловые игры)

Мастер-классы, семинары, тренинги, групповое проектирование

Основы журналистики


Презентация

Мульти-медийная установка

ПК; цифровые носители, дополнительная литература.

Объяснение нового, информация познавательного характера (демонстрация, показ, рассказ) практические занятия

Практическая работа: групповое проектирование, мастер-классы, устное выступление, презентации

Художественно-техническое оформление издания

Словари и справочники, опорные конспекты.

Частично-поисковый (эвристический);

исследовательский.


Выпуск лицейской газеты, мастер-классы, презентация

Редакционно-издательская деятельность

Видеоматериалы, презентации, схемы, литература.

Словесные. Наглядные.

Практические

Тест, беседа, семинар, опрос;

Практическая работа

Список литературы

Для педагога:

Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. Теория: монография/ М.Г.Афанасьев. – М.: Высшая школа,2015.-146с

Васильева Н.М. Делаем новости! Практика: практикум/ Н.М.Васильева. – М.: Высшая щкола, 2016.-112с

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-2-е изд. Теория: монография/ Л.С. Выготский. –М.: Просвещение, 2006.-126с

Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. Учебное пособие(4-8-е классы): учебник/ А.М. Гринина-Земскова. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2017.-209с

Коновалова О.В. Основы журналистики. Учебное пособие по современной практической журналистике: Учебник/ О.В. Коновалова. – М.-Ростов-на-Дону: МарТ, 2015.- 271с

Кройчик Л.Н. Система журналистских жанров. Основы творческой деятельности журналиста /Под ред. С. Корконосенко. Теория: монография/ Л.Н. Кройчик. – СПб.:Гепта-Трейд, 2015.- 218с

Никодеми Г.Б. Школа рисунка/пер. Семеновой Г. Учебное пособие: учебник/ Г.Б. Никодеми – М.:ЭКСМО-Пресс, 2015.-144с

Острогорский А.Я. Живое слово. Методическое пособие: монография/ А.Я. Острогорский. – М.: Просвещение,2016. – 305с

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. Учебное пособие: учебник/ А.А. Тертычный. – М.: Просвещение,2018. - 224с

Шостак М.О. Репортер: профессионализм и этика. Методическое пособие: монография/ М.О. Шостак. – М.:ЭКСМО-Пресс, 2016.-174с

Для учащихся:

Новиков Л.А. Искусство слова. Методическое пособие: монография/ Л.А. Новиков. – М.: Просвящение, 2016.-144с

Орфографический словарь русского языка./под ред. С.И. Ожегова.- М.: Гепта-Трейд,2015.- 640с

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Практика: практикум/ Д.Э. Розенталь. – М.:Эксмо-Пресс, 2015.-101с

Толковый словарь русского языка. Современная версия. В.И. Даль.– М.: Эксмо,2015.-640с

Толковый словарь русского языка для школьников. В.И. Даль.– М.: Эксмо,2016.-688с

Для родителей:

Климов Е.А. Как выбрать профессию. Методическое пособие: монография/ Е.А. Климов. – М.:Эксмо, 2016.-114с

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Методическое пособие: монография/ Г.К. Селевко. – М.: Просвещение, 2019.-206с

Тубельский А.Н. Школа самоопределения. Теория: монография/ А.Н.Тубельский. – М.:Эксмо-Пресс, 2015.-117с

Фролов В.Т. Перспективы человека. Теория: монография/ В.Т.Фролов – М.:Просвещение,2017.-126с


Приложение 1

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Форма контроля

1.

Сентябрь

2

9.20-10.00

Беседа

1

Введение

Анкетирование

2.

Сентябрь

4

13.50-14.30

Презентация

1


«Газетный мир» Как и почему возникла

журналистика?

Беседа

3.

Сентябрь

7

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция

1


«Газетный мир» Как и почему возникла

журналистика?

Опрос

4.

Сентябрь

9

9.20-10.00

Презентация

1


История детской

прессы

Творческое задание (деловые игры, конкурсы, практикумы)

5.

Сентябрь

11

13.50-14.30

Беседа

1

История детской

прессы

6.

Сентябрь

14

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Презентация

1

Университетский Мастер-класс «Современные медиа. Построение системы коммуникаций»

7.

Сентябрь

16

9.20-10.00

Практикум

1

Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена»

8.

Сентябрь

18

13.50-14.30

Презентация

1

Основные жанры

журналистики





Беседа,

Опрос,

Творческие задания

9.

Сентябрь

21

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция

Практикум

1

Основные жанры журналистики

10.

Сентябрь

23

9.20-10.00

Практикум

1

Основные жанры

Журналистики

11.

Сентябрь

25

13.50-14.30

Практикум

1

Основные жанры журналистики

12.

Сентябрь

28

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Лекция

1

Основные жанры

журналистики

13.

Сентябрь

30

9.20-10.00

Практикум

1

Основные жанры журналистики

14.

Сентябрь

2

13.50-14.30

Беседа

1

Основные жанры

журналистики

15.

Октябрь

5

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум

1

Основные жанры журналистики



Деловые игры, конкурсы, Тестирование

16.

Октябрь

7

9.20-10.00

Практикум

1

Основные жанры

журналистики

17.

Октябрь

9

13.50-14.30

Практикум

1

Основные жанры журналистики

18.

Октябрь

12

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум

1

Основные жанры

журналистики

19.

Октябрь

14

9.20-10.00

Беседа

1

Основные жанры

журналистики

20.

Октябрь

16

13.50-14.30

Презентация

1

Университетский Мастер-класс «Выбираем тему»

Опрос

21.

Октябрь

19

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум

1

Университетский Мастер-класс

«Мастерская жанров»

Творческое задание

22.

Октябрь

21

9.20-10.00

Лекция

1

Интервью

Беседа, творческие задания

23.

Октябрь

23

13.50-14.30

Практикум

1

Интервью

24.

Октябрь

26

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум

1

Интервью

25.

Октябрь

28

9.20-10.00

Беседа

1

Правила работы с отдельными жанрами

журналистики

Беседа,

Опрос,

Творческие задания (деловые игры, конкурсы)

Практические задания

26.

Октябрь

30

13.50-14.30

Практикум

1

Правила работы с отдельными жанрами

журналистики

27.

Октябрь

2

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Презентация

1

Правила работы с отдельными жанрами

журналистики

28.

Ноябрь

6

13.50-14.30

Практикум

1

Правила работы с отдельными жанрами

журналистики

29.

Ноябрь

9

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум

1

Правила работы с отдельными жанрами

журналистики

30.

Ноябрь

11

9.20-10.00

Практикум

1

Правила работы с отдельными жанрами

журналистики

31.

Ноябрь

13

13.50-14.30

Практикум

1

Правила работы с отдельными жанрами

журналистики

32.

Ноябрь

16

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум

1

Правила работы с отдельными жанрами

журналистики

33.

Ноябрь

18

9.20-10.00

Практикум

1

Правила работы с отдельными жанрами

журналистики

34.

Ноябрь

20

13.50-14.30

Практикум

1

Правила работы с отдельными жанрами

журналистики

35.

Ноябрь

23

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум

1

Правила работы с отдельными жанрами

Журналистики

36.

Ноябрь

25

9.20-10.00

Практикум

1

Правила работы с отдельными жанрами

журналистики

37.

Ноябрь

27

13.50-14.30

Практикум

1

Правила работы с отдельными жанрами

журналистики

38.

Ноябрь

30

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Беседа

1

Правила работы с отдельными жанрами

журналистики

39.

Ноябрь

2

9.20-10.00

Презентация

1

Культура речи

Беседа,

Опрос,

Творческие задания

40.

Декабрь

4

13.50-14.30

Практикум

1

Культура речи

41.

Декабрь

7

12.00-12.40

Дистанционное занятие Практикум

1

Культура речи

42.

Декабрь

9

9.20-10.00

Беседа

1

Культура речи

43.

Декабрь

11

13.50-14.30

Практикум

1

Культура речи

44.

Декабрь

14

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Лекция

1

Культура речи

45.

Декабрь

16

9.20-10.00

Презентация

1

Культура речи

46.

Декабрь

18

13.50-14.30

Практикум

1

Культура речи

47.

Декабрь

21

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум

1

Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена»

Практическая работа

48.

Декабрь

23

9.20-10.00

Презентация

1

Структура издания

Опрос

49.

Декабрь

25

13.50-14.30

Практикум

1

Структура издания

Практическая работа

Творческие задания

50.

Декабрь

28

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум

1

Структура издания

51.

Январь

11

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум

1

Структура издания

52.

Январь

13

9.20-10.00

Практикум

1

Структура издания

53.

Январь

15

13.50-14.30

Практикум

1

Структура издания

54.

Январь

18

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Лекция

1

Делаем газету

Практическая работа

Творческие


задания

55.

Январь

20

9.20-10.00

Презентация

1

Делаем газету

56.

Январь

22

13.50-14.30

Практикум

1

Делаем газету

57.

Январь

25

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум

1

Делаем газету

58.

Январь

27

9.20-10.00

Практикум

1

Делаем газету

59.

Январь

29

13.50-14.30

Практикум

1

Делаем газету

60.

Январь

1

12.00-12.40

Дистанционное занятие Практикум

1

Делаем газету

61

Февраль

3

9.20-10.00

Практикум

1

Делаем газету

62.

Февраль

5

13.50-14.30

Практикум

1

Делаем газету

63.

Февраль

8

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум

1

Делаем газету

64.

Февраль

10

9.20-10.00

Практикум

1

Делаем газету

65.

Февраль

12

13.50-14.30

Практикум

1

Делаем газету

66.

Февраль

15

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум

1

Делаем газету

67.

Февраль

17

9.20-10.00

Практикум

1

Делаем газету

68.

Февраль

19

13.50-14.30

Практикум

1

Делаем газету

69.

Февраль

22

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум

1

Делаем газету

70.

Февраль

24

9.20-10.00

Практикум

1

Делаем газету

71.

Февраль

26

13.50-14.30

Практикум

1

Делаем газету

72.

Февраль

29

12.00-12.40

Дистанционное занятие Практикум

1

Делаем газету

73.

Март

2

9.20-10.00

Практикум

1

Делаем газету

74.

Март

4

13.50-14.30

Практикум

1

Делаем газету

75.

Март

7

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Презентация

1

Университетский Мастер-класс

«Визуальная журналистика: современные приемы»

Творческое задание

76.

Март

11

13.50-14.30

Беседа

1

Заголовки и

иллюстрации

Опрос

77.

Март

14

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум

1

Заголовки и иллюстрации

Творческие задания (деловые игры, конкурсы)

78.

Март

16

9.20-10.00

Практикум

1

Заголовки и

иллюстрации

79.

Март

18

13.50-14.30

Практикум

1

Заголовки и

иллюстрации

Творческие задания (деловые игры, конкурсы, практикумы)

80.

Март

21

12.00-12.40

Дистанционное занятие Практикум

1

Заголовки и

иллюстрации

81.

Март

23

9.20-10.00

Практикум

1

Заголовки и

иллюстрации

82.

Март

25

13.50-14.30

Презентация

1

Школьные газеты

Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена»

Практическая


Работа













Творческие задания

83.

Март

28

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум

1

Школьные газеты

84.

Март

30

9.20-10.00

Практикум

1

Школьные газеты

85.

Апрель

1

13.50-14.30

Практикум

1

Школьные газеты

86.

Апрель

4

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум

1

Школьные газеты

87.

Апрель

6

9.20-10.00

Практикум

1

Школьные газеты

88.

Апрель

8

13.50-14.30

Практикум

1

Школьные газеты

89.

Апрель

11

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум

1

Школьные газеты

90.

Апрель

13

9.20-10.00

Практикум

1

Школьные газеты

91.

Апрель

15

13.50-14.30

Практикум

1

Школьные газеты

92.

Апрель

18

12.00-12.40

Дистанционное занятие Практикум

1

Редакционный коллектив. Редакция. Редактирование

93.

Апрель

21

9.20-10.00

Презентация

1

Редакционный коллектив. Редакция. Редактирование

Беседа

94.

Апрель

23

13.50-14.30

Беседа

1

Редакционный коллектив. Редакция. Редактирование

Опрос

95.

Апрель

25

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум

1

Редакционный коллектив. Редакция. Редактирование

Творческие


задания


Деловые игры

96.

Апрель

27

9.20-10.00

Практикум

1

Редакционный коллектив. Редакция. Редактирование

97.

Апрель

29

13.50-14.30

Практикум

1

Редакционный коллектив. Редакция. Редактирование

98.

Май

4

9.20-10.00

Практикум

1

Редакционный коллектив. Редакция. Редактирование

Практическое задание

99.

Май

6

13.50-14.30

Беседа

1

Реклама

Опрос

100

Май

13

13.50-14.30

Презентация

1

Реклама

Опрос

101

Май

16

12.00-12.40

Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум

1

Выпуск лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена»

Практическое задание

102

Май

18

9.20-10.00

Презентация

1

Анализ работы за год

Анкетирование


32


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.