Журналистика в школе
Комитет образования города Тамбова
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №6»
(МАОУ «Лицей №6)
Рекомендована к утверждению экспертным советом МАОУ «Лицей №6» Протокол № 1 от «30 » августа 2019 г. | Утверждаю: Директор МАОУ __________/ФИО/ Приказ №589-ОД от 30.08.2019г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Журналистика в школе»
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 15-17 лет
Составитель:
Платухина Наталия Михайловна,
педагог-организатор
МАОУ «Лицея №6»
г. Тамбов
2019
Информационная карта программы
1.Учреждение | Муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей №6» |
2.Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Журналистика в школе» |
3. Сведения об авторах: | |
3.1. Ф.И.О., должность | Платухина Наталия Михайловна – педагог-организатор |
4. Сведения о программе | |
4.1. Нормативная база | Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 №1726 – р) Приказ Минобрнауки России от 15.02.2017 № 136 «О внесении изменений в показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утверждённые приказом Минобрнауки от 10 декабря 2013 г. №1324» Порядок организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, включая разноуровневые программы) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» |
4.2. Вид программы | Общеобразовательная, общеразвивающая |
4.3.Направленность | Социально-педагогическая |
4.4. Уровень освоения | Стартовый |
4.5. Область применения | Дополнительное образование |
4.6. Продолжительность обучения | 1 год |
4.7. Год разработки | 2019 |
4.8. Возраст учащихся | 15-17 лет |
Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы»
Пояснительная записка
Направленность программы - дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Журналистика в школе» ориентирована на формирование и развитие творческих способностей обучающихся; работа по данной программе способствует скорейшей социализации и адаптации, обучающихся к жизни в обществе, учит оперативно реагировать на события, происходящие вокруг, а также продуктивно действовать в информационном пространстве. За ограниченный промежуток времени, обучающиеся учатся собирать информацию из разных источников, обрабатывать, анализировать и обобщать еѐ. Способствует формированию журналистских навыков, учит работать в разных журналистских жанрах (информация, заметка, корреспонденция, интервью, зарисовка и др.)
Уровень освоения программы: стартовый.
Актуальность программы «Журналистика в школе» определяется запросом со стороны детей. Им хочется попробовать себя в роли авторов рубрик и статей, фотокорреспондентов и журналистов, раскрыть свои литературные и художественные таланты, самостоятельно создавать свою газету.
Педагогическая целесообразность
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации это приведет к формированию активной жизненной позиции учащихся в обществе, даст им возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, не только в школьной, но и студенческой и взрослой жизни. Приобретенный на занятиях опыт поможет детям активнее включаться в работу системы средств массовой коммуникации общества.
На занятиях учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу. Учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.
Программа рассчитана на многогранное обучение ребенка основам журналистики. Каждый обучающийся сможет развить как письменную, так и устную речь.
Отличительные особенности программы В программу введены занятия, так называемые, «Университетские мастер-классы», в рамках сотрудничества с факультетом филологии и журналистики ТГУ им. Г.Р. Державина. Занятия ведутся доцентом кафедры русской и зарубежной литературы – Видной Ольгой Евгеньевной. Под руководством преподавателей журналистики и руководителя Студии СМИ происходит формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации. Программа «Журналистика в школе» разработана на основе авторской общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Журналистика в школе» (Авторская программа дополнительного образования для учащихся 12-17 лет МБОУ СОШ №17 / Е.А.Оводова – г. Череповец, 2015 год).Основное отличие данной программы от авторской в том, что она универсально подходит для работы, как с одаренными детьми, так и с детьми, имеющими средний уровень способностей. Программа позволяет развивать способности у всех детей, к каждому предусмотрен индивидуальный подход, учитывающий его особенности.
Адресат программы – программа рассчитана на учащихся 15-17 лет (учащиеся 9-11 классов) и базируется на знаниях русского языка, литературы (наполняемость газеты), информатики (создание шаблона и оформление газеты).
Объем и срок освоения программы – 102 часа.
Программа рассчитана на 1 год.
Форма обучения очно/дистанционная на основе сетевого взаимодействия (ФЗ-273 от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ» ст. 15).
Дистанционное обучение осуществляется как офлайн, так и онлайн, в зависимости от темы. Онлайн взаимодействие между учащимися и преподавателем осуществляется на платформе «Сетевой город. Образование» (Netscool).
При реализации данной программы, в рамках Договора сотрудничества, осуществляется сетевое взаимодействие МАОУ «Лицея №6» и ТГУ им. Г.Р. Державина (факультет филологии и журналистики).
Обучающиеся получает возможность на выбор курсов, раннюю «специализацию», включение в проектную, исследовательскую, организационную, социальную деятельность.
Такая форма работы позволяет обучающимся строить индивидуальную образовательную траекторию, реализовать свои образовательные потребности и запросы.
Основой функционирования образовательной сети являются конкретные проекты, создаваемые на основе сетевого взаимодействия: «Университетский мастер-класс», «Лицейская газета».
Программа курса «Журналистика в школе» составлена в практико-ориентированной форме подачи материала.
Группа разновозрастная, состав постоянный.
В процессе реализации курса: дистанционные лекции, семинары, тренинги, групповое проектирование, круглый стол, дискуссия, устное выступление, презентации, встречи со студентами факультета журналистики ФГБОУ ВО «ТГУ им.Г.Р. Державина», мастер-классы.
Занятия проводятся 3 раза в неделю (2 аудиторных и 1 дистанционное) по 40мин.
Цель и задачи программы
Цель:
Формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации.
Задачи:
Образовательные
вооружить обучающихся совокупностью знаний о принципах журналистской деятельности, об особенностях журналистской профессии, а также о профессиях, имеющих прямое и косвенное отношение к медиасфере;
изучить историю журналистики, этапов ее развития;
изучить основы социологии и журналистского творчества;
обучить теоретическим и практическим знаниям основ журналистского мастерства;
формировать практические навыки создания школьного печатного издания
Развивающие
пробудить и развить заложенное в каждом ребенке творческое начало;
формировать устойчивые профессиональные интересы учащихся;
формировать желание участия в коллективно-творческих делах лицея и города;
Воспитательные
формировать способность работать в творческом коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей, ответственность за творческий результат;
формировать у учащихся навыки совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;
формировать у учащихся представления о журналистике как о профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;
прививать культуру общения учащихся с миром средств массовой
информации;
формировать интерес к прессе и осознанное отношение к журналистике как к виду общественной деятельности;
воспитывать у учащихся культуру поведения и речи
воспитание у учащихся сознательного отношения к процессам, протекающим в обществе, готовности к освоению культуры общества, к осознанному выбору нравственных ценностей.
Содержание программы
Учебный план (рассчитан на 102 часа)
Номер п/п | Наименование тем/разделов | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | В том числе | ||||
Теория | Практика | ||||
| Введение (1 час) | 1 | 1 | - | Беседа, Тестирование |
1. Краткое введение в историю журналистики (6 часов) | |||||
1.2 | «Газетный мир» Как и почему возникла журналистика? | 2 | 1 | 1 | Беседа, Опрос, Творческое задание (деловые игры, конкурсы, практикумы) |
1.3 | История детской прессы | 2 | 1 | 1 | |
1.4 | Университетский Мастер-класс «Современные медиа. Построение системы коммуникаций» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.5 | Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена» | 1 | - | 1 | |
Основы журналистики (40 час) | |||||
2.1 | Основные жанры журналистики | 12 | 4 | 8 | Беседа, Опрос, Творческие задания (деловые игры, конкурсы, практикумы) |
2.2 | Университетский Мастер-класс «Выбираем тему» | 1 | 1 | - | |
2.3 | Университетский Мастер-класс «Мастерская жанров» | 1 | - | 1 | |
2.4 | Интервью | 3 | 1 | 2 | |
2.5 | Правила работы с отдельными жанрами журналистики | 14 | 3 | 11 | |
2.6 | Культура речи | 8 | 4 | 4 | |
2.7 | Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена» | 1 | - | 1 | |
3. Художественно-техническое оформление издания (45 часов) | |||||
3.1 | Структура издания | 6 | 1 | 5 | Беседа, Опрос, Творческие задания (деловые игры, конкурсы, практикумы) |
3.2 | Делаем газету | 21 | 3 | 18 | |
3.3 | Университетский Мастер-класс «Дизайн периодических изданий» | 1 | 1 | - | |
3.4 | Заголовки и иллюстрации | 6 | 1 | 5 | |
3.5 | Университетский Мастер-класс «Визуальная журналистика: современные приемы» | 1 | 1 | - | |
3.6 | Школьные газеты Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена» | 10 | 1 | 9 | |
Редакционно-издательская деятельность (10 часов) | |||||
4.1 | Редакционный коллектив. Редакция. Редактирование | 7 | 3 | 4 | Беседа, Опрос, Творческие задания (практикумы) |
4.2 | Реклама | 2 | 1 | 1 | |
4.3 | Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена» | 1 | - | 1 | |
| ИТОГО: | 102 | 27,5 | 74,5 | |
1 год обучения (102 часа)
Введение -1 час. Знакомство с целью и задачами программы, планом работы, перспективами работы. Организационные вопросы. Правила внутреннего распорядка, техника безопасности.
Раздел I. Краткое введение в историю журналистики (6 часов)
Теория: Цель и задачи программы. Перспективы работы. Организационные вопросы. Правила внутреннего распорядка, техника безопасности.
Практика: Упражнение «Пожелание»; Самопрезентация «Никто не знает, что я….»
Тема 2. Газетный мир. Как и почему возникла журналистика? – 2 часа
Теория – дистанционно: Журналистика и литература. Этимология слов «газета», «журнал». https://4brain.ru/journalism/index.php - Урок 1
Период пражурналистики: «Анналы», «Большие анналы». Первые книгопечатники. Появление в Европе и России первых печатных газет.
Расцвет журналистики (XIX-XXвв). Конец «эры Гуттенберга». Электронные СМИ.
Практика: Творческое задание «Редакция» - разбиться на творческие группы, определить роль каждого участника (директор, главный редактор, художественный редактор, корреспондент), создать макет газеты.
Прием из технологии ТРКЧМ “Шесть шляп”.
Тема 3. История детской прессы – 2 часа
Теория – дистанционно: Понятие «детская журналистика». Особенности периодических изданий для детей и подростков. Первые детские издания Европы, России. Краткая характеристика. Пионерские газеты и журналы. Современные детские СМИ. Школьные издания.
Дайджест детских СМИ. Понятие дайджеста. Как его составить?
Практика: Краткий обзор детских журналов и газет, издающихся в Тамбове и Тамбовской области.
Практическое занятие – составление дайджеста
Тема 4. Университетский мастер-класс «Современные медиа. Построение системы коммуникаций» – 1 час
Теория: Классификация современной системы СМИ: печать, радио, телевидение, сетевые СМИ (интернет)
Дистанционно – https://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=498496
Практика: Особенности работы в СМИ: правовой и этический аспекты. Профессиональные фильтры: чему надо учиться
Тема 5. Итоговое занятие – 1 час
Теория: Обобщение изученного материала. Тестирование по изученным темам
Практика: Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена»
Раздел II. Основы журналистики (жанры журналистики, культура речи) – 40 часов
Тема 6. Основные жанры журналистики – 12 часов
Теория: Знакомство с жанрами журналистики: информационные (новость, заметка, отчет, репортаж, интервью, опрос, пресс-релиз), аналитические (комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия), художественно-публицистические (очерк, зарисовка, эссе), экологические (обзор, мониторинг, информационная листовка), социальные и т.д. Типы жанров, основные черты, темы.
Задание для самостоятельного изучения – дистанционно:
Дистанционно - https://4brain.ru/journalism/index.php - Уроки №2-3, №4
Практика: Создать жанровое разнообразие для лицейских газет (постранично).
Дистанционно - https://mydocx.ru/4-21970.html - Редакционный портфель Сбор лицейских новостей для газет «Переменка» и «Большая перемена»
Тема 7. Мастер-класс «Выбираем тему» - 1 час
Теория: Принципы отбора новостей. Понятия – новости, повестка дня, нарратив, повествование, событие. Принцип «распространяемости» в современной новостной журналистике: критерии отбора событий.
Практика: Как выбраться из безтемья. Редакционный портфель. Способы поиска тем.
Тема 8. Университетский мастер-класс «Мастерская жанров» - 1час
Теория: Понятие жанров, их виды и признаки. Определения родов, видов и жанров журналистики; способы распространения массовой информации – пресса, радио и телевидение
Практика: Практическое применение современных жанров в печатных СМИ. Размытость жанровых границ. Редкие жанры. Метод и жанр: интервью и комментарий.
Дистанционно - https://ppt-online.org/206362 - Метод и жанр интервью в жуналистике
Тема 9. Интервью – 3 часа
Теория: Что такое интервью, его признаки. Типы и виды интервью. Этапы работы над интервью. Правила эффективного общения на интервью.
Пассивное и активное слушание. Парафраз. Классификация вопросов.
Дистанционно - https://youtu.be/zUt6Y_GgL9k - виды интервью
Практика: Взять интервью у директора лицея, преподавателей, лицеистов (по выбранным темам)
Тема 10. Правила работы с отдельными жанрами журналистики - 14 часов
Теория: Опрос, обозрение, комментарий, рецензии, статья, эссе. Понятие об этих жанрах, их видах и признаках. Их функции и структура, правила написания.
Дистанционно - https://youtu.be/jpzBIgk8qFw - как написать статью
https://youtu.be/7WaJYugyQYE- как написать рецензию
https://youtu.be/sCqJhtRHYuo - как провести социальный опрос
https://youtu.be/seNijOr9KY0 - как написать эссе
Практика: Составить таблицу жанров журналистики, с критериями о их сходстве и различии. Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена»
Дистанционно - https://yandex.ru/video/preview?filmId=wizard&parent-reqid=1587587257199638-790266095586794012700203-production-app-host-man-web-yp-243&redircnt=1587587321.1 жанры журналистики
Тема 11. Культура речи – 8 часов
Теория: Знакомство с понятием «газетный язык». Требования к языку СМИ. Выразительные средства газетного языка: фразеологизмы и тропы. Лексические и синтаксические особенности газетного языка.
Газетные штампы. Лексические и синтаксические ошибки в тексте: плеоназм, тавтология и др. Формы устной и письменной речи: повествование, рассуждение, размышление, описание. Искусство обмена информацией в письменном виде (язык письма). Особенности публицистического стиля, высокий и низкий стили, арго и просторечие в журналистике.
Дистанционно - https://youtu.be/yOKI6Mave3k лекция №1 из Курса «Цифровая журналистика»
Практика: Написать друг другу письмо в стиле по выбору.
Дистанционно - https://youtu.be/KDVmgNvyAvs лекция №2 из Курса «Цифровая журналистика»
Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена»
Тема 12. Итоговое занятие – 1 час
Теория: Обобщение изученного материала
Практика: Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена»
Дистанционное занятие с использованием сетевого ресурса - http://lic6.lanta-net.ru/ - Сетевой город. Образование
Раздел III. Художественно-техническое оформление издания (45 часов)
Тема 13. Структура издания – 6 часов
Теория: Формат издания и количество колонок. Виды формата и постоянные элементы издания (полоса, колонтитул и др.). Колонтитул и его роль в издании. Композиция издания: вертикальная и горизонтальная. Шрифтовое оформление, типичные ошибки при использовании шрифтов. Дизайн издания как первооснова его макета. Художественное оформление. Типология издания: периодичность выпуска, тираж, объем, формат, адресность и др. Понятие «выходные данные».
Дистанционно - https://youtu.be/eckjOaWFy5o Вебинар Сергея Мешавкина «Основы газетного дизайна на примере региональных СМИ»Практика: Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена»
Дистанционно - https://yandex.ru/video/preview?filmId=-prestable-app-host-sas-web-yp-169&redircnt=1587584919.1 Исправление фото техническое, художественное
Тема 14. Университетский мастер-класс «Дизайн периодических изданий» - 1 час
Теория: Постоянные элементы газеты
Практика: Создание графического изображения названия газеты и рубрик. Основные и вспомогательные элементы оформления. Шрифтография. Шрифт как основа печатного дизайна. Инструменты, используемые для привлечения внимания. Работа с макетом: практические навыки
Тема 15. Делаем газету – 21 час
Теория: Знакомство с понятием «макет» и «верстка». Приемы макетирования. Верстка, ее основные правила. Виды верстки. Знакомство с издательской программой Adob Pag Maker, ее назначение и краткая характеристика. Верстка статьи. Форма текста, размер материала. Композиция полосы: принципы зрительного предпочтения, равновесия. Приемы выделения материала на полосе. Разработка постраничного макета номера газеты. Первая страница, ее типы. Роль врезки на полосе.
2 Дистанционных занятия - https://studfile.net/preview/5564234/page:7/ - Макетирование и верстка https://expert-polygraphy.com/osnovny-e-5-printsipov-verstki-maketa/ - Основные 5 принципов верстки макетаПрактика: Внесение корректив в оформление последующих номеров лицейских газет. Правила оформления газеты. Добавление рубрики «Хочу сказать», в жанре публичного выступления (открытое письмо)
5 Дистанционных занятия - https://expert-polygraphy.com/category/videouroki-photoshop/ - Уроки полиграфического дизайна
Тема 16. Мастер-класс «Визуальная журналистика: современные приемы» - 1 час
Теория: Роль журналистской фотографии в формировании внешнего облика прессы. История использования фотографий в газетных изданиях. Анализ роли и подачи фотографий в СМИ; изучение опыта практикующих дизайнеров
Практика: Приемы подачи фотоиллюстраций. Творческие техники: композиция, использование света и работа с цветом. Цветовая гармония и диссонанс. Цветовой контраст и преобладающий цвет
Дистанционно - https://youtu.be/YO8fzDRNG9I - Что такое визуальная журналистика
Тема 17. Заголовки и иллюстрации - 6 часов
Теория: Роль и функции иллюстраций. Фотонаполнение номера. Заголовок, его основные функции и виды. Сокращения в заголовках и ошибки. Работа с цветом. Подготовка подписей к снимкам
Дистанционно - https://youtu.be/1XiDWSsXsQ4 - 7 типов заголовков
Практика: Практические задания – фотонаполнение номера газет. Конкурс по созданию шаблона газеты, использование в выпусках газет, авторских детских иллюстраций.
Дистанционно - Мастер-класс «Фотография на заданную тему»
Тема 18. Школьные газеты – 10 часов
Теория: Типы и виды школьных газет: боевой листок, «молния», фотогазета, «Живая газета», приложение, фигурная, объемная, уикендовый номер и проч. Веб-сайт газеты.
Дистанционно - Типы и виды школьных газет, подготовка материала
Практика: Создание веб-сайта лицейской газеты. Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена»
2 Дистанционных занятия – наполняемость номера
Раздел IV. Редакционно-издательская деятельность (10 часов)
Тема 19. Редакционный коллектив. Редакция. Редактирование – 7 часов
Теория: Особенности журналистского труда. Особенности работы малой редакции. Школьная редакция, ее особенности. Кто и что делает в редакции. Творческая и техническая части в редакции, их функции. Редакционный портфель. Пресс-документы и пресс-мероприятия.
Общее понятие о редактировании. Редактирование материалов разных форм и жанров. Редакторская правка. Цели правки текста и ее виды: сокращение, «рубка хвоста», переделка и пр. требования к журналистскому (авторскому) материалу.
2 Дистанционны х занятия - https://youtu.be/CBddS-gpHzc - Работа школьной редакции. Занятие № 5-6 практикума "Школьные СМИ"
Практика: Работа над концепцией газеты и веб-сайта.
Тема 20. Реклама – 2 часа
Теория: Знакомство с историей рекламы. Реклама в школьном издании. Медиаобразование, его цели; развитие способностей к критическому мышлению. Групповое решения задач – «мозговой штурм».
Практика: Создание рекламного текста, его язык (экологическая реклама, ее виды)
Тема 21. Итоговое занятие – 1 час
Создание выпусков школьных газет «Большая перемена» и «Переменка». Работа веб-сайта
Дистанционное занятие с использованием сетевого ресурса - http://lic6.lanta-net.ru/ - Сетевой город. Образование
Планируемые результаты
По итогам реализации программы учащимися будут достигнуты
предметные результаты, они научатся:
- выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
- знать специфику и структуру основных газетных жанров (уметь различать информацию, заметку, интервью, статью);
- овладеть навыками работы с текстом;
- анализировать текст как конечного результата журналистской деятельности, создавать тексты в различных жанрах, искать информацию в различных источниках;
- уметь редактировать текст, работать в текстовых редакторах.
Метапредметные результаты:
- овладеть культурой общения с медиа,
- овладеть навыками работы с различными источниками информации;
- развить творческих и коммуникативных способностей;
- развить критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты,
- овладеть различными формами самовыражения при помощи медиатехники.
Личностные результаты:
- знакомство с особенностями профессии журналиста на основе
понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;
- формирование личности журналиста как совокупности профессиональных, творческих, нравственных и гражданских качеств;
- освоение основных этических норм и понятий как условия правильного
восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
- формирование активной жизненной позиции.
К концу 1 года обучения юные журналисты будут иметь понятие:
о журналистике как форме информационной деятельности и еѐ роли в
обществе;
о работе редакционного коллектива;
о структуре газетного номера;
Знать:
наиболее важные этапы в истории журналистики,
специфику основных жанров публицистики;
основы корректуры и редактирования текста,
орфографический и пунктуационный минимум;
основы фотосъемки;
основы стилистики и литературного редактирования;
основы компьютерной грамотности;
психологические и этические аспекты работы журналиста;
основы риторики, ораторского мастерства и культуры речи;
сведения по теории литературы;
основы фотоискусства;
получают начальные навыки работы с изученными программами Word,
«Publisher».
Уметь:
находить темы для публикаций,
подбирать материал,
работать с различными источниками информации,
подготавливать материалы в изученных жанрах,
владеть навыками компьютерного набора текста,
фотографировать.
оперативно реагировать на события, происходящие вокруг них,
продуктивно действовать в информационном пространстве;
собирать информацию из разных источников, обрабатывать,
анализировать и обобщать еѐ;
работать в разных журналистских жанрах (информация, заметка,
корреспонденция, интервью, зарисовка и др.);
определить жанровую природу газетного материала, его структуру,
функцию языковых средств и деталей;
выражать в журналистских текстах авторское отношение к героям,
событиям;
макетировать, верстать печатные издания;
свободно общаться, не бояться публичных выступлений, высказываний
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы»
Календарный учебный график
Количество учебных недель – 34.
Начало занятий – со 2 сентября, окончание занятий – 18 мая. (Приложение 1).
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
Организационно – педагогические
Кабинет, соответствующий "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; (СанПиН 2.4.4.3172-14) с индивидуальными рабочими местами для учащихся и отдельным рабочим столом для педагога.
Формирование групп и расписания занятий в соответствии с требованиями Сан ПиН и программой.
Организатором всей деятельности учащихся является руководитель Студии СМИ «Журналистика в школе». Он следит за выполнением редакционных заданий, организует индивидуальные консультации, ведѐт занятия кружка, оказывает помощь в разработке и выборе тем, планировании, редактировании, электронной вѐрстке, распространении газеты.
Материально-технические
1. Занятия объединения проводятся в классной аудитории.
2. Перечень технических средств обучения: компьютер, принтер, сканер, мультимедиа-проектор, фотоаппарат, видеокамера, колонки, школьная магнитная доска или флип-чарт, маркеры.
3. Учебный комплект на каждого обучающегося: тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом.
Методическое обеспечение
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- конспекты разработок по темам занятий;
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
- презентации с примерами периодических печатных изданий;
– методики по исследовательской работе;
– темы для исследовательских работ.
– методические разработки сюжетно-ролевой игры «Интервью со звездой», деловой игры «Своё мнение», творческого занятия «Проба пера», итогового занятия «Круглый стол «Журналист – профессия или призвание!»
– сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга учащихся;
– наглядные пособия по темам;
– Творческие групповые и индивидуальные задания:
Используя русские народные пословицы и поговорки, написать фельетон на тему «Поспешишь – людей насмешишь»;
Написать зарисовку на тему по выбору:
«Зимний день», «Весеннее утро», «Летние вечера», «Осеннее настроение осеннего (зимнего, весеннего, летнего) дня»;
Используя элементы путевых заметок, зарисовок написать небольшой материал на экологическую тему;
Написать дружескую «пародию», портрет своего друга;
«Информационный винегрет». Написать мини-заметки на разные темы, связанные одним местом событий;
Составить письменную характеристику или литературный мини-портрет на тему «Мой одноклассник, какой он?». «Мой учитель – идеал…»;
Написать рассказ по пословице. В основу можно положить случай из жизни или выдуманную историю;
Задание групповое (презентация)
Выберите любой журналистский жанр
Ответьте, трудно ли освоить этот жанр, что для этого необходимо
Кто из журналистов (писателей, критиков) работал в этом жанре и прославил его
Кадровое обеспечение
Реализация программы осуществляется с привлечением специалистов:
- студенты факультета журналистики ФГБОУ ВО «ТГУ им.Г.Р. Державина». Обладают навыками работы с издательской программой Adob Pag Maker. Учат верстке газеты, по основным правилам: с учетом формы текста, размер материала; композиции полосы и др.
- доцент кафедры русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВО «ТГУ им.Г.Р. Державина» – Видная Ольга Евгеньевна. Основой ведущий «Университетских мастер-классов»
- преподаватель русского языка МАОУ «Лицей №6», руководитель Студии СМИ «Журналистика в школе» – Беляева Кристина Сергеевна. Ведет лекционные и практические занятия по темам; является главным редактором лицейских газет «Большая перемена» и «Переменка»
- педагог-организатор МАОУ «Лицей №6», составитель дополнительной общеразвивающей программы «Журналистика в школе» - Платухина Наталия Михайловна. Куратор Центра дополнительного образования МАОУ «Лицей№6». Оказываю содействие в организации встреч с интересными людьми нашего города, ветеранами ВОв и др.
Формы аттестации
В конце каждого месяца планируется тестирование, участие в конкурсных мероприятиях, презентации выпусков школьных газет – «Большая перемена» (в корпусе №1), «Переменка» (в корпусе №2)
Оценочные материалы
Педагогические наблюдения: активность на занятиях, вовлечение в образовательный процесс, заинтересованность в достижении цели.
Мониторинг образовательной деятельности детей: самооценка обучающихся, оформление фотоотчетов, составление отчета по итогам полугодия о работе Студии СМИ «Журналистика в школе».
Педагогический анализ: анкетирование, тестирование, зачет, опросы, участие в мероприятиях, ежемесячный выпуск лицейских газет.
Педагогический мониторинг: контрольные задания и тесты, анкетирование, педагогические отзывы, ведение педагогического дневника.
Диагностика личностных результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Виды личностных УУД | Виды личностных УУД Исследуемые критерии | Диагностический инструментарий | Класс |
Самоопределе-ние | Соблюдение норм и правил поведения, принятых в лицее (поведение) | Положение об оценках за поведение и прилежание обучающихся. | 9 |
Самооценка и уровень притязаний | Изучение общей самооценки с помощью опросника Г.Н.Казанцевой. Методика исследования самооценки Т.Дембо. С.Я. Рубинштейн | 9 10-11 | |
Профессиональное самоопределение | Дифференциально -диагностический опросчик (Е.А.Климов) Методики Г.В. Резапкиной: «Профиль», «Тип мышления», «Тест умственного развития» | 10-11 | |
Смыслообразо-вание | Мотивы учения | М.Р.Гинзбург «Изучение учебной мотивации» | 9 10-11 |
Ответственность за результаты обучения (прилежание) | Положение об оценках за поведение и прилежание обучающихся | 9 | |
| Ценностные ориентиры | Методика изучения ценностей (Е. Б. Фанталова) Методика ценностных ориентаций М.Рокича | 9 10-11 |
Нравственно-эстетическая ориентация | Уровень нравственной воспитанности | Диагностика уровня воспитанности обучающихся (методика Н.П. Капустина) | 9 10-11 |
Санитарно – гигиенические требования
Для реализации программы необходимо иметь:
светлое просторное помещение (классная аудитория или актовый зал);
у каждого обучающегося должно быть место за партой и набор необходимых канцелярских принадлежностей;
кабинет должен быть оборудован компьютером, проектором, экраном, колонками, шкафами для хранения принадлежностей, методической литературы и наглядных пособий для занятий;
в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;
в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи
Методические материалы
№ п/п | Название раздела, темы | Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал | Формы, методы, приемы обучения | Формы подведения итогов |
Вводный урок | Видеоматериалы, литература, анкеты | Объяснительно-иллюстрированные (демонстрация, беседа, показ, рассказ) | Тестирование, опрос; | |
Краткое введение в историю журналистики | Презентация Мультимедийная установка ПК | Объяснительно-иллюстрированные. (демонстрация, показ, рассказ), практико-ориентированные (практикумы, деловые игры) | Мастер-классы, семинары, тренинги, групповое проектирование | |
Основы журналистики | Презентация Мульти-медийная установка ПК; цифровые носители, дополнительная литература. | Объяснение нового, информация познавательного характера (демонстрация, показ, рассказ) практические занятия | Практическая работа: групповое проектирование, мастер-классы, устное выступление, презентации | |
Художественно-техническое оформление издания | Словари и справочники, опорные конспекты. | Частично-поисковый (эвристический); исследовательский. | Выпуск лицейской газеты, мастер-классы, презентация | |
Редакционно-издательская деятельность | Видеоматериалы, презентации, схемы, литература. | Словесные. Наглядные. Практические | Тест, беседа, семинар, опрос; Практическая работа |
Список литературы
Для педагога:
Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. Теория: монография/ М.Г.Афанасьев. – М.: Высшая школа,2015.-146с
Васильева Н.М. Делаем новости! Практика: практикум/ Н.М.Васильева. – М.: Высшая щкола, 2016.-112с
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-2-е изд. Теория: монография/ Л.С. Выготский. –М.: Просвещение, 2006.-126с
Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. Учебное пособие(4-8-е классы): учебник/ А.М. Гринина-Земскова. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2017.-209с
Коновалова О.В. Основы журналистики. Учебное пособие по современной практической журналистике: Учебник/ О.В. Коновалова. – М.-Ростов-на-Дону: МарТ, 2015.- 271с
Кройчик Л.Н. Система журналистских жанров. Основы творческой деятельности журналиста /Под ред. С. Корконосенко. Теория: монография/ Л.Н. Кройчик. – СПб.:Гепта-Трейд, 2015.- 218с
Никодеми Г.Б. Школа рисунка/пер. Семеновой Г. Учебное пособие: учебник/ Г.Б. Никодеми – М.:ЭКСМО-Пресс, 2015.-144с
Острогорский А.Я. Живое слово. Методическое пособие: монография/ А.Я. Острогорский. – М.: Просвещение,2016. – 305с
Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. Учебное пособие: учебник/ А.А. Тертычный. – М.: Просвещение,2018. - 224с
Шостак М.О. Репортер: профессионализм и этика. Методическое пособие: монография/ М.О. Шостак. – М.:ЭКСМО-Пресс, 2016.-174с
Для учащихся:
Новиков Л.А. Искусство слова. Методическое пособие: монография/ Л.А. Новиков. – М.: Просвящение, 2016.-144с
Орфографический словарь русского языка./под ред. С.И. Ожегова.- М.: Гепта-Трейд,2015.- 640с
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Практика: практикум/ Д.Э. Розенталь. – М.:Эксмо-Пресс, 2015.-101с
Толковый словарь русского языка. Современная версия. В.И. Даль.– М.: Эксмо,2015.-640с
Толковый словарь русского языка для школьников. В.И. Даль.– М.: Эксмо,2016.-688с
Для родителей:
Климов Е.А. Как выбрать профессию. Методическое пособие: монография/ Е.А. Климов. – М.:Эксмо, 2016.-114с
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Методическое пособие: монография/ Г.К. Селевко. – М.: Просвещение, 2019.-206с
Тубельский А.Н. Школа самоопределения. Теория: монография/ А.Н.Тубельский. – М.:Эксмо-Пресс, 2015.-117с
Фролов В.Т. Перспективы человека. Теория: монография/ В.Т.Фролов – М.:Просвещение,2017.-126с
Приложение 1
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1. | Сентябрь | 2 | 9.20-10.00 | Беседа | 1 | Введение | Анкетирование |
2. | Сентябрь | 4 | 13.50-14.30 | Презентация | 1 | «Газетный мир» Как и почему возникла журналистика? | Беседа |
3. | Сентябрь | 7 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция | 1 | «Газетный мир» Как и почему возникла журналистика? | Опрос |
4. | Сентябрь | 9 | 9.20-10.00 | Презентация | 1 | История детской прессы | Творческое задание (деловые игры, конкурсы, практикумы) |
5. | Сентябрь | 11 | 13.50-14.30 | Беседа | 1 | История детской прессы | |
6. | Сентябрь | 14 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Презентация | 1 | Университетский Мастер-класс «Современные медиа. Построение системы коммуникаций» | |
7. | Сентябрь | 16 | 9.20-10.00 | Практикум | 1 | Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена» | |
8. | Сентябрь | 18 | 13.50-14.30 | Презентация | 1 | Основные жанры журналистики | Беседа, Опрос, Творческие задания |
9. | Сентябрь | 21 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум | 1 | Основные жанры журналистики | |
10. | Сентябрь | 23 | 9.20-10.00 | Практикум | 1 | Основные жанры Журналистики | |
11. | Сентябрь | 25 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Основные жанры журналистики | |
12. | Сентябрь | 28 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Лекция | 1 | Основные жанры журналистики | |
13. | Сентябрь | 30 | 9.20-10.00 | Практикум | 1 | Основные жанры журналистики | |
14. | Сентябрь | 2 | 13.50-14.30 | Беседа | 1 | Основные жанры журналистики | |
15. | Октябрь | 5 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум | 1 | Основные жанры журналистики | Деловые игры, конкурсы, Тестирование |
16. | Октябрь | 7 | 9.20-10.00 | Практикум | 1 | Основные жанры журналистики | |
17. | Октябрь | 9 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Основные жанры журналистики | |
18. | Октябрь | 12 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум | 1 | Основные жанры журналистики | |
19. | Октябрь | 14 | 9.20-10.00 | Беседа | 1 | Основные жанры журналистики | |
20. | Октябрь | 16 | 13.50-14.30 | Презентация | 1 | Университетский Мастер-класс «Выбираем тему» | Опрос |
21. | Октябрь | 19 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум | 1 | Университетский Мастер-класс «Мастерская жанров» | Творческое задание |
22. | Октябрь | 21 | 9.20-10.00 | Лекция | 1 | Интервью | Беседа, творческие задания |
23. | Октябрь | 23 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Интервью | |
24. | Октябрь | 26 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум | 1 | Интервью | |
25. | Октябрь | 28 | 9.20-10.00 | Беседа | 1 | Правила работы с отдельными жанрами журналистики | Беседа, Опрос, Творческие задания (деловые игры, конкурсы) Практические задания |
26. | Октябрь | 30 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Правила работы с отдельными жанрами журналистики | |
27. | Октябрь | 2 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Презентация | 1 | Правила работы с отдельными жанрами журналистики | |
28. | Ноябрь | 6 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Правила работы с отдельными жанрами журналистики | |
29. | Ноябрь | 9 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум | 1 | Правила работы с отдельными жанрами журналистики | |
30. | Ноябрь | 11 | 9.20-10.00 | Практикум | 1 | Правила работы с отдельными жанрами журналистики | |
31. | Ноябрь | 13 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Правила работы с отдельными жанрами журналистики | |
32. | Ноябрь | 16 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум | 1 | Правила работы с отдельными жанрами журналистики | |
33. | Ноябрь | 18 | 9.20-10.00 | Практикум | 1 | Правила работы с отдельными жанрами журналистики | |
34. | Ноябрь | 20 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Правила работы с отдельными жанрами журналистики | |
35. | Ноябрь | 23 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум | 1 | Правила работы с отдельными жанрами Журналистики | |
36. | Ноябрь | 25 | 9.20-10.00 | Практикум | 1 | Правила работы с отдельными жанрами журналистики | |
37. | Ноябрь | 27 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Правила работы с отдельными жанрами журналистики | |
38. | Ноябрь | 30 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Беседа | 1 | Правила работы с отдельными жанрами журналистики | |
39. | Ноябрь | 2 | 9.20-10.00 | Презентация | 1 | Культура речи | Беседа, Опрос, Творческие задания |
40. | Декабрь | 4 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Культура речи | |
41. | Декабрь | 7 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Практикум | 1 | Культура речи | |
42. | Декабрь | 9 | 9.20-10.00 | Беседа | 1 | Культура речи | |
43. | Декабрь | 11 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Культура речи | |
44. | Декабрь | 14 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Лекция | 1 | Культура речи | |
45. | Декабрь | 16 | 9.20-10.00 | Презентация | 1 | Культура речи | |
46. | Декабрь | 18 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Культура речи | |
47. | Декабрь | 21 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум | 1 | Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена» | Практическая работа |
48. | Декабрь | 23 | 9.20-10.00 | Презентация | 1 | Структура издания | Опрос |
49. | Декабрь | 25 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Структура издания | Практическая работа Творческие задания |
50. | Декабрь | 28 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум | 1 | Структура издания | |
51. | Январь | 11 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум | 1 | Структура издания | |
52. | Январь | 13 | 9.20-10.00 | Практикум | 1 | Структура издания | |
53. | Январь | 15 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Структура издания | |
54. | Январь | 18 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Лекция | 1 | Делаем газету | Практическая работа Творческие задания |
55. | Январь | 20 | 9.20-10.00 | Презентация | 1 | Делаем газету | |
56. | Январь | 22 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Делаем газету | |
57. | Январь | 25 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум | 1 | Делаем газету | |
58. | Январь | 27 | 9.20-10.00 | Практикум | 1 | Делаем газету | |
59. | Январь | 29 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Делаем газету | |
60. | Январь | 1 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Практикум | 1 | Делаем газету | |
61 | Февраль | 3 | 9.20-10.00 | Практикум | 1 | Делаем газету | |
62. | Февраль | 5 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Делаем газету | |
63. | Февраль | 8 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум | 1 | Делаем газету | |
64. | Февраль | 10 | 9.20-10.00 | Практикум | 1 | Делаем газету | |
65. | Февраль | 12 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Делаем газету | |
66. | Февраль | 15 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум | 1 | Делаем газету | |
67. | Февраль | 17 | 9.20-10.00 | Практикум | 1 | Делаем газету | |
68. | Февраль | 19 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Делаем газету | |
69. | Февраль | 22 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум | 1 | Делаем газету | |
70. | Февраль | 24 | 9.20-10.00 | Практикум | 1 | Делаем газету | |
71. | Февраль | 26 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Делаем газету | |
72. | Февраль | 29 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Практикум | 1 | Делаем газету | |
73. | Март | 2 | 9.20-10.00 | Практикум | 1 | Делаем газету | |
74. | Март | 4 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Делаем газету | |
75. | Март | 7 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Презентация | 1 | Университетский Мастер-класс «Визуальная журналистика: современные приемы» | Творческое задание |
76. | Март | 11 | 13.50-14.30 | Беседа | 1 | Заголовки и иллюстрации | Опрос |
77. | Март | 14 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум | 1 | Заголовки и иллюстрации | Творческие задания (деловые игры, конкурсы) |
78. | Март | 16 | 9.20-10.00 | Практикум | 1 | Заголовки и иллюстрации | |
79. | Март | 18 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Заголовки и иллюстрации | Творческие задания (деловые игры, конкурсы, практикумы) |
80. | Март | 21 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Практикум | 1 | Заголовки и иллюстрации | |
81. | Март | 23 | 9.20-10.00 | Практикум | 1 | Заголовки и иллюстрации | |
82. | Март | 25 | 13.50-14.30 | Презентация | 1 | Школьные газеты Работа над выпусками лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена» | Практическая Работа Творческие задания |
83. | Март | 28 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум | 1 | Школьные газеты | |
84. | Март | 30 | 9.20-10.00 | Практикум | 1 | Школьные газеты | |
85. | Апрель | 1 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Школьные газеты | |
86. | Апрель | 4 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум | 1 | Школьные газеты | |
87. | Апрель | 6 | 9.20-10.00 | Практикум | 1 | Школьные газеты | |
88. | Апрель | 8 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Школьные газеты | |
89. | Апрель | 11 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум | 1 | Школьные газеты | |
90. | Апрель | 13 | 9.20-10.00 | Практикум | 1 | Школьные газеты | |
91. | Апрель | 15 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Школьные газеты | |
92. | Апрель | 18 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Практикум | 1 | Редакционный коллектив. Редакция. Редактирование | |
93. | Апрель | 21 | 9.20-10.00 | Презентация | 1 | Редакционный коллектив. Редакция. Редактирование | Беседа |
94. | Апрель | 23 | 13.50-14.30 | Беседа | 1 | Редакционный коллектив. Редакция. Редактирование | Опрос |
95. | Апрель | 25 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум | 1 | Редакционный коллектив. Редакция. Редактирование | Творческие задания Деловые игры |
96. | Апрель | 27 | 9.20-10.00 | Практикум | 1 | Редакционный коллектив. Редакция. Редактирование | |
97. | Апрель | 29 | 13.50-14.30 | Практикум | 1 | Редакционный коллектив. Редакция. Редактирование | |
98. | Май | 4 | 9.20-10.00 | Практикум | 1 | Редакционный коллектив. Редакция. Редактирование | Практическое задание |
99. | Май | 6 | 13.50-14.30 | Беседа | 1 | Реклама | Опрос |
100 | Май | 13 | 13.50-14.30 | Презентация | 1 | Реклама | Опрос |
101 | Май | 16 | 12.00-12.40 | Дистанционное занятие Видео-конференция Практикум | 1 | Выпуск лицейских газет «Переменка» и «Большая перемена» | Практическое задание |
102 | Май | 18 | 9.20-10.00 | Презентация | 1 | Анализ работы за год | Анкетирование |
32