Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азы журналистики»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Азы журналистики»
Составитель программы: Халикова Зульфия Фалитовна
Дюртюли – 2019
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Азы журналистики» рассчитана на 1 год. Данный курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 12 – 17 лет.
Предлагаемая программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Программа предполагает овладение навыками написания материалов в различных жанрах публицистического стиля, воспитание интереса к журналистике как профессии, развитие индивидуальных качеств учащихся. Кроме того вовлечение детей в систему средств массовой коммуникации общества во время практических занятий и встреч с людьми этой профессии даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства.
Технологии, используемые в системе занятий по программе «Азы журналистики», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей школы.
Цель программы:
создание условий для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики; интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);
умения самостоятельно приобретать и применять знания;
творческого мышления, познавательной активности;
способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;
коммуникативных навыков.
Занятия в кружке помогут обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Метапредметные |
Личностные |
Метапредметные результаты освоения программы обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком отражают: - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях; - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации. - расширении круга приёмов составления разных типов плана; - расширении круга структурирования материала; - умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами - обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием; - умении организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла. Предметные результаты освоения программы «Азы журналистики» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы кружка «Азы журналистики» учащиеся: - познакомятся с основными терминами журналистики; - приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно - познавательных текстов, инструкций; - получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации; - научатся давать самооценку результатам своего труда; - приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений; - научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы - научатся распределять работу между участниками проекта; - научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях кружка и следовать им; - поймут, на доступном школьнику уровне, сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций; - приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
|
У обучающихся будут сформированы: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, - сформированность мотивации к учению и познанию, - ценностно-смысловые установки обучающихся школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции; - понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;
|
Содержание курса внеурочной деятельности
Название раздела |
Формы организации |
Виды деятельности |
Вводный раздел Вводное занятие. Профессия журналиста. Формирование представлений о профессии журналиста. |
Беседа Викторина |
Формирование школьной редакции, распределение ролей и обязанностей; составление плана работы школьной редакции. |
Журналистика Изучение истории журналистики. Техника и технология СМИ. Результативность журналистики. Функции журналистики: информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения. Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. |
Посещение редакции газеты «Юлдаш» Метод проектов
|
Умение искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе |
Правовые и этические нормы журналиста Правовое поле. Этика журналиста. Требования к журналисту: компетентность, объективность, соблюдение профессиональных и этических норм, глубокие знания в области литературы, философии и др., владение литературным языком. |
Беседа Решение ситуационных задач Семинарское занятие |
Оценка своих достижений, уровня изученного материала, возникающих трудностей, поиск их причины и путей преодоления, умение обосновывать и доказывать свою точку зрения, задавать вопросы и с их помощью получать необходимые сведения |
Основные понятия и жанры журналистики История российской журналистики. Понятие жанра в публицистике, виды жанров. Жанры журналистики. Особенности написания разных жанров. Информационные публицистические жанры. Хроника, информация, заметка, зарисовка, интервью. Аналитические публицистические жанры. |
Лекция Встреча с директорм МАУ Дюртюли-ТВ Салимгареевой Б.Т. Метод проектов |
Оценка своих достижений, уровня изученного материала, возникающих трудностей, поиск их причин и путей преодоления, умение обосновывать и доказывать свою точку зрения, задавать вопросы и с их помощью получать необходимые сведения |
Основные понятия и термины газетного дела Словарь газетного дела. Основные понятия и термины газетного дела. |
Экскурсия в Центральную межпоселенческую библиотеку Семинарское занятие |
Извлечение нужной информации из учебных материалов, построение монологических высказываний, планирование общих способов работы |
Литературное редактирование. Язык журналистики Основные цели редактирования. Виды редактирования. Требования к редактированию. Слово и понятие. Многозначность слова. Профессиональная лексика, диалектизмы, жаргонизмы. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. |
Практическое занятие |
Умение искать и выделять необходимую информацию из книг, словарей, энциклопедий, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе |
Собирание и систематизация материала Композиция журналистского материала. Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в рассуждении. Цитирование. Записные книжки. Репортаж. Интервью. |
Экскурсия на Детскую телевизионную студию «ТiViКадрик»: мастер-класс руководителя студии З.А.Закарина. Беседа Метод проектов |
Создание творческой работы в одной из жанровых форм (интервью, заметка, зарисовка, рецензия, репортаж, портретный очерк) |
Статья. Совершенствование написанного Совершенствование написанного. Библиография. Аннотация. Отзыв и рецензия. Очерк. (Портретный очерк). Рассуждение. Статья.
|
Практическое занятие |
Создание творческой работы в одной из жанровых форм (интервью, заметка, зарисовка, рецензия, репортаж, портретный очерк) |
Школьная газета. Школьная газета. Рубрики школьной газеты. Темы газетных публикаций. Просмотр материалов школьной газеты. Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь?
|
Практическое занятие Беседа |
Анализ и обсуждение школьной газеты и других печатных изданий; анализ и обсуждение концепции школьной газеты: содержание, структура, рубрики |
Практическая работа по выпуску школьной газеты Итоговое занятие. Презентация «Творческие достижения». Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана). |
Практическое занятие Беседа |
Создание дизайнерских эскизов следующего номера школьной газеты, выполнение творческих работ учащихся группами (формирование умений по созданию журналистского текста: определение темы и идеи текста, сбор информации, план текста, редактирование текста и др.) |
ематическое планирование
Раздел |
Тема |
Кол-во часов |
Примечание |
Вводный раздел |
Вводное занятие. Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов. Выступление членов редакции «Лицейский вестник» |
1 |
|
Журналистика |
История журналистики. |
1 |
|
Функции журналистики: |
1 |
|
|
Журналист как представитель определенного слоя общества. |
1 |
|
|
Правовые и этические нормы журналиста |
Этика журналиста |
1 |
|
Требования к журналисту: компетентность, объективность |
1 |
|
|
Требования к журналисту: соблюдение профессиональных и этических норм, владение литературным языком. |
1 |
|
|
Основные понятия и жанры журналистики |
История российской журналистики. |
1 |
|
Понятие жанра в публицистике, виды жанров. |
1 |
|
|
Жанры журналистики. Особенности написания разных жанров. |
1 |
|
|
Информационные публицистические жанры. |
1 |
|
|
Хроника, информация, заметка, зарисовка, интервью. |
1 |
|
|
Аналитические публицистические жанры. |
1 |
|
|
Основные понятия и термины газетного дела |
Словарь газетного дела |
1 |
|
Основные понятия и термины газетного дела. |
1 |
|
|
Литературное редактирование. Язык журналистики |
Основные цели редактирования. Требования к редактированию. |
1 |
|
Слово и понятие. |
1 |
|
|
Многозначность слова |
1 |
|
|
Профессиональная лексика, диалектизмы, жаргонизмы. |
1 |
|
|
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. |
1 |
|
|
Собирание и систематизация материала
|
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. |
1 |
|
Основные структурные связи в рассуждении. |
1 |
|
|
Цитирование. Записные книжки. Репортаж. Интервью. |
1 |
|
|
Статья. Совершенствование написанного |
Совершенствование написанного. Библиография. Аннотация. |
1 |
|
Отзыв и рецензия. Очерк. (Портретный очерк). Рассуждение. Статья |
1 |
|
|
Школьная газета.
|
Школьная газета «Лицейский вестник» |
1 |
|
Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? |
1 |
|
|
Рубрики школьной газеты |
1 |
|
|
Темы газетных публикаций |
1 |
|
|
Просмотр материалов школьной газеты |
1 |
|
|
Практическая работа по выпуску школьной газеты |
Практикум по выпуску газеты. Определение темы |
1 |
|
Практикум по выпуску газеты. Сбор фактов, анализ фактов и составление плана |
1 |
|
|
Практикум по выпуску газеты. Написание черновика и корректирование плана |
1 |
|
|
Итоговое занятие. Презентация «Творческие достижения». |
1 |
|
|
|
Всего: 34 часа |
|
|
Волкова Светлана Ивановна