Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азы журналистики»

3
1
Материал опубликован 14 May 2020

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Азы журналистики»


 

Составитель программы: Халикова Зульфия Фалитовна


 

Дюртюли – 2019

 

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Азы журналистики» рассчитана на 1 год. Данный курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 12 – 17 лет.

Предлагаемая программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Программа предполагает овладение навыками написания материалов в различных жанрах публицистического стиля, воспитание интереса к журналистике как профессии, развитие индивидуальных качеств учащихся. Кроме того вовлечение детей в систему средств массовой коммуникации общества во время практических занятий и встреч с людьми этой профессии даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства.

Технологии, используемые в системе занятий по программе «Азы журналистики», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей школы.

Цель программы: 

создание условий для формирования и развития у  обучающихся интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики; интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);

умения самостоятельно приобретать и применять знания;

творческого мышления, познавательной активности;

способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;

коммуникативных навыков.

Занятия  в кружке помогут  обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.

 

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Метапредметные

Личностные

Метапредметные результаты освоения программы обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком отражают:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

- расширении круга приёмов составления разных типов плана;

- расширении круга структурирования материала;

- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

- умении организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.

Предметные результаты освоения программы «Азы журналистики» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы кружка «Азы журналистики» учащиеся:

- познакомятся с основными терминами журналистики;

- приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно - познавательных текстов, инструкций;

- получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;

- научатся давать самооценку результатам своего труда;

- приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;

- научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы - научатся распределять работу между участниками проекта;

- научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях кружка и следовать им;

- поймут, на доступном школьнику уровне, сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;

- приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

 

У обучающихся будут сформированы:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, - сформированность мотивации к учению и познанию,

- ценностно-смысловые установки обучающихся школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

- понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;

 


Содержание курса внеурочной деятельности

Название раздела

Формы организации

Виды деятельности

Вводный раздел

Вводное занятие. Профессия журналиста. Формирование представлений о профессии журналиста.

Беседа

Викторина

Формирование школьной редакции, распределение ролей и обязанностей; составление плана работы школьной редакции.

Журналистика

Изучение истории журналистики. Техника и технология СМИ. Результативность журналистики. Функции журналистики: информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения. Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

Посещение редакции газеты «Юлдаш»

Метод проектов

 

Умение искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Правовые и этические нормы журналиста

Правовое поле. Этика журналиста. Требования к журналисту: компетентность, объективность, соблюдение профессиональных и этических норм, глубокие знания в области литературы, философии и др., владение литературным языком.

Беседа

Решение ситуационных задач

Семинарское занятие

Оценка своих достижений, уровня изученного материала, возникающих трудностей, поиск их причины и путей преодоления, умение обосновывать и доказывать свою точку зрения, задавать вопросы и с их помощью получать необходимые сведения

Основные понятия и жанры журналистики

История российской журналистики. Понятие жанра в публицистике, виды жанров. Жанры журналистики. Особенности написания разных жанров. Информационные публицистические жанры. Хроника, информация, заметка, зарисовка, интервью. Аналитические публицистические жанры.

Лекция

Встреча с директорм МАУ Дюртюли-ТВ Салимгареевой Б.Т.

Метод проектов

Оценка своих достижений, уровня изученного материала, возникающих трудностей, поиск их причин и путей преодоления, умение обосновывать и доказывать свою точку зрения, задавать вопросы и с их помощью получать необходимые сведения

Основные понятия и термины газетного дела

Словарь газетного дела. Основные понятия и термины газетного дела.

Экскурсия в Центральную межпоселенческую библиотеку

Семинарское занятие

Извлечение нужной информации из учебных материалов, построение монологических высказываний, планирование общих способов работы

Литературное редактирование. Язык журналистики

Основные цели редактирования. Виды редактирования. Требования к редактированию. Слово и понятие. Многозначность слова. Профессиональная лексика, диалектизмы, жаргонизмы. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Практическое занятие

Умение искать и выделять необходимую информацию из книг, словарей, энциклопедий, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Собирание и систематизация материала

Композиция журналистского материала. Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в рассуждении. Цитирование. Записные книжки. Репортаж. Интервью.

Экскурсия на Детскую телевизионную студию «ТiViКадрик»: мастер-класс руководителя студии З.А.Закарина.

Беседа

Метод проектов

Создание творческой работы в одной из жанровых форм (интервью, заметка, зарисовка, рецензия, репортаж, портретный очерк)

Статья. Совершенствование написанного

Совершенствование написанного. Библиография. Аннотация. Отзыв и рецензия. Очерк. (Портретный очерк). Рассуждение. Статья.

 

Практическое занятие

Создание творческой работы в одной из жанровых форм (интервью, заметка, зарисовка, рецензия, репортаж, портретный очерк)

Школьная газета.

Школьная газета. Рубрики школьной газеты. Темы газетных публикаций. Просмотр материалов школьной газеты. Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь?

 

Практическое занятие

Беседа

Анализ и обсуждение школьной газеты и других печатных изданий;

анализ и обсуждение концепции школьной газеты: содержание, структура, рубрики

Практическая работа по выпуску школьной газеты

Итоговое занятие. Презентация «Творческие достижения».

Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

Практическое занятие

Беседа

Создание дизайнерских эскизов следующего номера школьной газеты, выполнение творческих работ учащихся группами (формирование умений по созданию журналистского текста: определение темы и идеи текста, сбор информации, план текста, редактирование текста и др.)


ематическое планирование

Раздел

Тема

Кол-во часов

Примечание

Вводный раздел

Вводное занятие. Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов. Выступление членов редакции «Лицейский вестник»

1

 

Журналистика

История журналистики.

1

 

Функции журналистики:

1

 

Журналист как представитель определенного слоя общества.

1

 

Правовые и этические нормы журналиста

Этика журналиста

1

 

Требования к журналисту: компетентность, объективность

1

 

Требования к журналисту: соблюдение профессиональных и этических норм, владение литературным языком.

1

 

Основные понятия и жанры журналистики

История российской журналистики.

1

 

Понятие жанра в публицистике, виды жанров.

1

 

Жанры журналистики. Особенности написания разных жанров.

1

 

Информационные публицистические жанры.

1

 

Хроника, информация, заметка, зарисовка, интервью.

1

 

Аналитические публицистические жанры.

1

 

Основные понятия и термины газетного дела

Словарь газетного дела

1

 

Основные понятия и термины газетного дела.

1

 

Литературное редактирование. Язык журналистики

Основные цели редактирования. Требования к редактированию.

1

 

Слово и понятие.

1

 

Многозначность слова

1

 

Профессиональная лексика, диалектизмы, жаргонизмы.

1

 

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

1

 

Собирание и систематизация материала

 

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

1

 

Основные структурные связи в рассуждении.

1

 

Цитирование. Записные книжки. Репортаж. Интервью.

1

 

Статья. Совершенствование написанного

Совершенствование написанного. Библиография. Аннотация.

1

 

Отзыв и рецензия. Очерк. (Портретный очерк). Рассуждение. Статья

1

 

Школьная газета.

 

Школьная газета «Лицейский вестник»

1

 

Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь?

1

 

Рубрики школьной газеты

1

 

Темы газетных публикаций

1

 

Просмотр материалов школьной газеты

1

 

Практическая работа по выпуску школьной газеты

Практикум по выпуску газеты. Определение темы

1

 

Практикум по выпуску газеты. Сбор фактов, анализ фактов и составление плана

1

 

Практикум по выпуску газеты. Написание черновика и корректирование плана

1

 

Итоговое занятие. Презентация «Творческие достижения».

1

 

 

Всего: 34 часа

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Похожие публикации