12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Зульфия Фалитовна Халикова60 Мир прекрасен.Надо просто научиться видеть красоту. Россия, Башкирская респ., Дюртюли |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азы журналистики»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Азы журналистики»
Составитель программы: Халикова Зульфия Фалитовна
Дюртюли – 2019
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Азы журналистики» рассчитана на 1 год. Данный курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 12 – 17 лет.
Предлагаемая программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Программа предполагает овладение навыками написания материалов в различных жанрах публицистического стиля, воспитание интереса к журналистике как профессии, развитие индивидуальных качеств учащихся. Кроме того вовлечение детей в систему средств массовой коммуникации общества во время практических занятий и встреч с людьми этой профессии даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства.
Технологии, используемые в системе занятий по программе «Азы журналистики», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей школы.
Цель программы:
создание условий для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики; интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);
умения самостоятельно приобретать и применять знания;
творческого мышления, познавательной активности;
способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;
коммуникативных навыков.
Занятия в кружке помогут обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Метапредметные | Личностные |
Метапредметные результаты освоения программы обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком отражают: - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях; - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации. - расширении круга приёмов составления разных типов плана; - расширении круга структурирования материала; - умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами - обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием; - умении организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла. Предметные результаты освоения программы «Азы журналистики» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы кружка «Азы журналистики» учащиеся: - познакомятся с основными терминами журналистики; - приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно - познавательных текстов, инструкций; - получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации; - научатся давать самооценку результатам своего труда; - приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений; - научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы - научатся распределять работу между участниками проекта; - научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях кружка и следовать им; - поймут, на доступном школьнику уровне, сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций; - приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
| У обучающихся будут сформированы: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, - сформированность мотивации к учению и познанию, - ценностно-смысловые установки обучающихся школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции; - понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;
|
Содержание курса внеурочной деятельности
Название раздела | Формы организации | Виды деятельности |
Вводный раздел Вводное занятие. Профессия журналиста. Формирование представлений о профессии журналиста. | Беседа Викторина | Формирование школьной редакции, распределение ролей и обязанностей; составление плана работы школьной редакции. |
Журналистика Изучение истории журналистики. Техника и технология СМИ. Результативность журналистики. Функции журналистики: информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения. Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. | Посещение редакции газеты «Юлдаш» Метод проектов
| Умение искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе |
Правовые и этические нормы журналиста Правовое поле. Этика журналиста. Требования к журналисту: компетентность, объективность, соблюдение профессиональных и этических норм, глубокие знания в области литературы, философии и др., владение литературным языком. | Беседа Решение ситуационных задач Семинарское занятие | Оценка своих достижений, уровня изученного материала, возникающих трудностей, поиск их причины и путей преодоления, умение обосновывать и доказывать свою точку зрения, задавать вопросы и с их помощью получать необходимые сведения |
Основные понятия и жанры журналистики История российской журналистики. Понятие жанра в публицистике, виды жанров. Жанры журналистики. Особенности написания разных жанров. Информационные публицистические жанры. Хроника, информация, заметка, зарисовка, интервью. Аналитические публицистические жанры. | Лекция Встреча с директорм МАУ Дюртюли-ТВ Салимгареевой Б.Т. Метод проектов | Оценка своих достижений, уровня изученного материала, возникающих трудностей, поиск их причин и путей преодоления, умение обосновывать и доказывать свою точку зрения, задавать вопросы и с их помощью получать необходимые сведения |
Основные понятия и термины газетного дела Словарь газетного дела. Основные понятия и термины газетного дела. | Экскурсия в Центральную межпоселенческую библиотеку Семинарское занятие | Извлечение нужной информации из учебных материалов, построение монологических высказываний, планирование общих способов работы |
Литературное редактирование. Язык журналистики Основные цели редактирования. Виды редактирования. Требования к редактированию. Слово и понятие. Многозначность слова. Профессиональная лексика, диалектизмы, жаргонизмы. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. | Практическое занятие | Умение искать и выделять необходимую информацию из книг, словарей, энциклопедий, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе |
Собирание и систематизация материала Композиция журналистского материала. Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в рассуждении. Цитирование. Записные книжки. Репортаж. Интервью. | Экскурсия на Детскую телевизионную студию «ТiViКадрик»: мастер-класс руководителя студии З.А.Закарина. Беседа Метод проектов | Создание творческой работы в одной из жанровых форм (интервью, заметка, зарисовка, рецензия, репортаж, портретный очерк) |
Статья. Совершенствование написанного Совершенствование написанного. Библиография. Аннотация. Отзыв и рецензия. Очерк. (Портретный очерк). Рассуждение. Статья.
| Практическое занятие | Создание творческой работы в одной из жанровых форм (интервью, заметка, зарисовка, рецензия, репортаж, портретный очерк) |
Школьная газета. Школьная газета. Рубрики школьной газеты. Темы газетных публикаций. Просмотр материалов школьной газеты. Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь?
| Практическое занятие Беседа | Анализ и обсуждение школьной газеты и других печатных изданий; анализ и обсуждение концепции школьной газеты: содержание, структура, рубрики |
Практическая работа по выпуску школьной газеты Итоговое занятие. Презентация «Творческие достижения». Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана). | Практическое занятие Беседа | Создание дизайнерских эскизов следующего номера школьной газеты, выполнение творческих работ учащихся группами (формирование умений по созданию журналистского текста: определение темы и идеи текста, сбор информации, план текста, редактирование текста и др.) |
ематическое планирование
Раздел | Тема | Кол-во часов | Примечание |
Вводный раздел | Вводное занятие. Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов. Выступление членов редакции «Лицейский вестник» | 1 |
|
Журналистика | История журналистики. | 1 |
|
Функции журналистики: | 1 |
| |
Журналист как представитель определенного слоя общества. | 1 |
| |
Правовые и этические нормы журналиста | Этика журналиста | 1 |
|
Требования к журналисту: компетентность, объективность | 1 |
| |
Требования к журналисту: соблюдение профессиональных и этических норм, владение литературным языком. | 1 |
| |
Основные понятия и жанры журналистики | История российской журналистики. | 1 |
|
Понятие жанра в публицистике, виды жанров. | 1 |
| |
Жанры журналистики. Особенности написания разных жанров. | 1 |
| |
Информационные публицистические жанры. | 1 |
| |
Хроника, информация, заметка, зарисовка, интервью. | 1 |
| |
Аналитические публицистические жанры. | 1 |
| |
Основные понятия и термины газетного дела | Словарь газетного дела | 1 |
|
Основные понятия и термины газетного дела. | 1 |
| |
Литературное редактирование. Язык журналистики | Основные цели редактирования. Требования к редактированию. | 1 |
|
Слово и понятие. | 1 |
| |
Многозначность слова | 1 |
| |
Профессиональная лексика, диалектизмы, жаргонизмы. | 1 |
| |
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. | 1 |
| |
Собирание и систематизация материала
| Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. | 1 |
|
Основные структурные связи в рассуждении. | 1 |
| |
Цитирование. Записные книжки. Репортаж. Интервью. | 1 |
| |
Статья. Совершенствование написанного | Совершенствование написанного. Библиография. Аннотация. | 1 |
|
Отзыв и рецензия. Очерк. (Портретный очерк). Рассуждение. Статья | 1 |
| |
Школьная газета.
| Школьная газета «Лицейский вестник» | 1 |
|
Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? | 1 |
| |
Рубрики школьной газеты | 1 |
| |
Темы газетных публикаций | 1 |
| |
Просмотр материалов школьной газеты | 1 |
| |
Практическая работа по выпуску школьной газеты | Практикум по выпуску газеты. Определение темы | 1 |
|
Практикум по выпуску газеты. Сбор фактов, анализ фактов и составление плана | 1 |
| |
Практикум по выпуску газеты. Написание черновика и корректирование плана | 1 |
| |
Итоговое занятие. Презентация «Творческие достижения». | 1 |
| |
| Всего: 34 часа |
|
|