Занятие «Зимние забавы на все времена»
Пояснительная записка к презентации
PPT / 5.53 Мб
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Сертоловская общеобразовательная школа «Сертоловский центр образования №2»(дошкольное отделение)
Конспект интегрированного занятия по развитию речи
для детей подготовительной группы с ТНР
по теме: «Зимние забавы на все времена».
Учитель-логопед:
Туокко Ирина Николаевна
Ленинградская область, Всеволожский район, г. Сертолово
2019г.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- закреплять и систематизировать знания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ о зимних видах спорта и развлечениях; активизировать словарный запас;
- развивать воображение, мышление, память, зрительное восприятие, мелкую моторику;
-создание положительного эмоционального фона, доброжелательности;
- развивать умение рассказывать об ассоциативном образе.
Образовательные:
- расширять и совершенствовать знания о времени года «зима»,
- учить полно и аргументировано высказывать своё мнение, отвечать на вопросы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русским народным традициям и культуре, эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства;
- воспитывать положительные качества личности, умения вести себя на занятии, развивать чувство дружбы и взаимопомощи.
Оборудование: компьютер, доска, презентация «Зимние забавы на все времена», картинки с изображениями разных зимних видов спорта, небольшие призы по количеству детей.
Ход занятия:
Круг: «Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг, дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся (улыбка), посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружится.»
Приветствие: «Я рад тебя видеть».
Дети здороваются друг с другом , передавая мячик. Каждый говорит следующие слова: «Миша (Оля, Катя, Ваня…) я очень рад тебя видеть!»
Просмотр электронной презентации «Зимние забавы на все времена».
Содержание работы со слайдами.
Слайд №1.
Логопед. Ребята, сегодня я Вам предлагаю поговорить на очень интересную тему, которая обозначена на доске. Она состоит из двух слов, давайте сначала прочитаем второе из них («забавы»). Что, по-вашему, обозначает это слово? (Ответы детей.)
Логопед обобщает ответы детей. Забавы – это старинное слово, которое у нас на Руси обозначало игры, потехи, шутки. Теперь прочитаем первое слово («зимние») и получается (говорят дети)… «зимние забавы»
Логопед. Зимние забавы… А что же тогда обозначают эти слова? (Ответы детей.)
Логопед обобщает ответы детей: зимние игры и развлечения, а теперь давайте больше узнаем о зимних забавах, которые издревна любили на Руси, причём как дети, так и взрослые.
Слайд № 2. Дидактическая игра «Ассоциации».
Логопед: ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку и скажите, что на ней изображено? (ответы детей)
При показе картинки, дети её называют (снег, варежки) и логопед предлагает им подобрать слова, ассоциирующиеся с этим словом.
Снег – зима, холод, снеговик, снежки…
Варежки – гулять, руки, тепло…
Поговорки о морозе:
Логопед: ребята, а сейчас послушайте поговорки о зиме:
- «Береги нос в большой мороз»;
- «Мороз не велик, да стоять не велит»;
- «В зимней шубке и морозы – шутка».
Логопед: давайте подумаем, что обозначают эти поговорки (ответы детей).
Слайд № 3. Логопед: чем интересным можно заниматься зимой на улице? (Ответы детей.)
Слайд № 4. Логопед читает детям загадку о санях (при правильном ответе появляется отгадка).
Загадка:
Все лето стояли,
Зимы ожидали,
Дождались поры,
Помчались с горы (сани).
Рассказ логопеда об одной из старинных забав на Руси – катание на санях: «Зима на Руси длилась достаточно долго, была и снежной, и холодной. Летом в старину все передвигались на чём? (телега, карета) Колёса крутились, карета ехала. Но зимой колёса часто подводили. Как вы думаете, почему? (Ответы детей – застревали в сугробах.) И люди придумали переставить повозки, кареты с колёс на полозья (лыжи). Так они двигались намного быстрее».
Сравнение ( на слайде) старинных саней с современными (Дети анализируют сходство и отличия старинных саней с современными).
Слайд № 5. Логопед предлагает логическое задание «Кого на Руси не впрягали в сани? » (при правильном ответе ребенка изображение коровы исчезает).
Слайд № 6. Демонстрация фото по теме «Кого из животных использовали в разных регионах России» (кони, собаки, олени).
Расширение словаря: упряжка, «тройка», бубенчики.
Слайд № 7. Логопед: можно ли ехать или кататься на санях без животных? (Катание на санях с горки.)
Рассматривание картины Ф. Сычкова «На горке». Дети отвечают на вопрос: «Что вас заинтересовало на картине? »
Слайд № 8. Фото-загадка «Чьи это следы? » (При правильном ответе появляется отгадка - лыжник) .
Беседа о лыжных видах спорта (гонки на лыжах, биатлон, прыжки с трамплина),(показ распечатанных картинок).
Слайд №9. Педагог читает детям загадку о коньках. Дети определяют, что здесь лишнее (при правильном ответе ненужные предметы исчезают).
Загадка:
Есть, ребята, у меня
Два серебрянных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (коньки)
Слайд №10. Рассматривание картины К. Сомова «Зима. Каток».
Историческая справка
«Это одна из самых известных старинных картин, рассказывающих о городских катаниях на коньках. Очень красив в ней пейзаж.
Слайд № 11. Вопросы детям: Где можно кататься на коньках? Как образуется лёд?
Рассматривание фото с различными видами катков (естественный – на реке; залитый специально – на улице и во Дворце спорта)
Слайд № 12. Логическое задание «Что здесь лишнее? » (Фигуристам не нужны клюшка с шайбой).
Логопед спрашивает, кому из спортсменов необходимы эти предметы. (При правильном ответе появляется фото с хоккеистами.)
Пальчиковая гимнастика.
Мы во двор пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
(загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять
(«идут по ноге указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись,
(кладут ладошки на пол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли
(отряхивают ладошки)
Съели суп и спать легли
(движения воображаемой ложкой; руки под щеку).
Слайд №13. Логопед спрашивает, какие игры со снегом дети знают. Во время ответов появляются фото с ответами (постройка крепости, игра в «снежки», лепка снеговика).
Слайд № 14.
Чистоговорка «Зима»:
Ма-ма-ма – пришла снежная зима.
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
Слайд № 15-18. Логопед проводит итоговую краткую беседу по занятию: спрашивает, какая же она зима (подбор детьми ярких прилагательных эпитетов – снежная, белая, веселая, радостная, морозная) и предлагает полюбоваться картинами русских художников об этом удивительном времени года.
Логопед: ребята, сегодня мы с вами говорили о зиме и зимних забавах. Что вам понравилось на занятии? Что было трудно? Что было легко?
Мне очень понравилось, как вы занимались на занятии, поэтому каждому из вас сегодня сувенир! (раздача сувениров)
Всем большое спасибо! До свидания!
Слайд 19