Урок «Зимние зарисовки» (Развитие речи в 5 классе)
Тема: Зимние зарисовки (подготовка к сочинению ассоциативного характера)
Оборудование:
На доске - запись даты, темы урока, иллюстрации, сделанные к сказке ученицами. Также на доске записаны словосочетания для словарно – орфографической работы.
На партах – распечатки сказки, тетради.
Цели: 1. Развитие словотворчества, психических процессов творчества (воображение, образное мышление);
Воспитание эстетического восприятия окружающей действительности;
Обучение связной письменной речи, образному выражению мыслей.
Монолог учителя – мотивация, настрой.
Здравствуйте, ребята и гости! Давайте вспомним, каким бывает зимнее утро.
(монолог учителя)
Зимнее утро. За окном тишина, белая пустыня безмолвна и сурова. Тебе неуютно, ты ежишься, но начинаешь просыпаться и улыбаешься, потому что знаешь: день, наверное, удастся.
И вот ты уже ступаешь по слегка хрустящему снегу, жмурясь от искристых отблесков. Снежинки легко опускаются тебе на ладошку и не сразу, но тают. Этим утром они удивительно хрупкие и изящные.
Ты задумываешься, впечатлённый этой красотой. Тебе хочется описать каждую снежинку, запечатлеть её образ в стихотворении, на полотне, но ты понимаешь, как мимолётна её прелесть.
Свежий морозный воздух, белые искры, слепящие глаза, заставляют тебя взбодриться. Ты совершенно уверен: это будет удачный день!
Сегодня, ребята, мы будем фантазировать и создавать тексты. Откройте тетради и запишите дату и вид работы.
Чтобы настроиться на работу, послушаем сказку, которую прочитает нам выразительно Катюша.
Работа с текстом (слуховое и зрительное восприятия).
1).Чтение ученицей сказки (ее текст лежит на партах перед учениками).
Сказка.
Жила – была на свете Снежинка. Она, безусловно, была красавица. Миниатюрная, воздушная – многие любовались ею.
Вот однажды малютка задумала покорить весь мир своими красотой и талантом. А сделать это можно было, только блеснув на балу королевы Метелицы. Ну что ж! Уверенная в своей победе, Снежинка и день и ночь готовилась к выступлению
И вот настал тот самый бал. Королева Метелица ласково встретила свою подопечную и громко объявила: «А сейчас, дорогие гости, для вас выступит обворожительная Снежинка!» Северные ветры дули, создавая необыкновенно красивую мелодию, а малютка Снежинка неслась в вихре музыки. Весь зал замер, наслаждаясь движениями юной танцовщицы.
И вот зал рукоплещет. Так удалось Снежинке покорить весь мир своими красотой и талантом.
2).Работа с иллюстрациями (МПС). Словарная работа.
Ваши одноклассницы приготовили иллюстрации к этой сказке. Что такое иллюстрация? (Иллюстрация –это рисунок, иллюстрирующий, поясняющий текст) Итак, девочки сейчас расскажут о своих рисунках (ученицы выступают).
3). Эвристическая беседа.
А сейчас, ребята, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов по сказке.
-Кто является главным действующим лицом этой сказки?
-О чем эта сказка?
-Какие изобразительно - выразительные средства использованы в сказке?
-Чему научила вас эта сказка?
Лексическая работа.
О каком времени года рассказывается в сказке? Конечно, о зиме. Зима – это сказочное время года, ожидание чудес, чего – то неожиданного, приятного, волшебного… Даже снег в эту сказочную пору становится волшебным…
А каким бывает снег? Подберите 5 самых необычных определений, самых ярких эпитетов. Прочитайте самые необычные, на ваш взгляд, слова.
Чтение учащимися эпитетов, определений:
Скрипучий, утренний, пушистый, молодой, искрящийся, лёгкий, таинственный, кружащийся, радующий, мерцающий.
Словарно – орфографическая работа.
Чтобы предупредить возможные ошибки в дальнейшей работе, проведём словарно-орфографическую пятиминутку (на доске записаны словосочетания с пробелами – в зависимости от степени подготовки класса):
Белоснежная равнина,
блестящий, но блистающий снег,
ветреный день,
декабрьские и январские морозы,
ажурные снежинки,
щекочущий нос сорокаградусный мороз,
скользкий лёд,
серебристый иней,
румяные щёчки,
таинственно мерцать.
Составьте предложения с любыми словосочетаниями по следующим схемам:
1). схема предложения с однородными членами
2). схема сложносочиненного предложения
Вспомнив правописание отдельных слов и правила постановки знаков в простом и сложном предложениях, мы можем продолжить работу по накоплению материала для нашего будущего сочинения.
Создание текстов.
А теперь попробуйте рассказать о том, когда снег бывает таким, используя то определение, которое вы записали последним. Запишите, пожалуйста, 3-4 предложения, отвечая на вопрос.
Прочитайте то, что у вас получилось.
Тексты учащихся:
А когда снег бывает тихий? Когда на улице пустынно, никого нет. Он один в тишине падает на землю, как будто делает свою работу, тая от всех.
А когда снег бывает пушистым? Снег бывает пушистым после тихой ночи, потому что его никто не топтал, не тревожил, и он успел привести себя в порядок. Ветер распушил его снежные кудри, а метель собрала их в замысловатую прическу.
А когда снег бывает хрустальный? Хрустальным снег бывает под светом фонарей в ночи. Он переливается, и кажется, будто миллионы хрусталиков украсили ночную темноту. Ты идёшь и боишься пройти по этому снегу, хотя на улице просто зима.
Лексико-грамматическая работа (работа в парах).
К сожалению, в работах встречаются грамматические ошибки. Чтобы научиться писать не только интересно, но и грамматически верно, выполним упражнение по составлению кеннингов. Напомню, что это сочетание 2 существительных без предлогов в именительном и родительном падежах. Составьте в парах 3-4 кеннинга, затем развернитесь к соседям и выберите лучший. А составлять кеннинги мы будем к слову «снежинка».
Чтение учащимися кеннингов:
Хрусталики льда, дочка Метелицы, искра зимы, молодость снега, порханье зимы, радость детей.
Скорее всего, вы заметили, что многие ваши кеннинги – это самые настоящие метафоры.
Создание текстов.
Мы вспомнили с вами много зимних слов, а теперь попробуйте составить связный текст по опорным словам. 1 вариант – слово «стужа», 2 – «мороз», если же вы уверены в своих силах, попробуйте сделать это со словом «снежинка».
Сейчас мы послушаем тексты 1 и 2 вариантов. Есть ли среди вас те, кто работал с 3-им словом?
Мама подарила мне на Новый Год морскую свинку.
Она была очень красивая и пушистая.
Ребята, которые приходили ко мне в гости, играли с ней.
Она была мне лучшим другом, и я ухаживал за ней,
За это она мне была благодарна.
Снежинка опустилась на землю.
Таять она не хотела,
Уж очень хорошо было ей на земле.
Жаркое солнце пекло горячо,
А снежинка не таяла.
Снег укрыл деревья белой пеленой,
Но несколько маленьких деревьев остались не укрыты.
Елочки стояли и по-прежнему зеленели.
Жаль, что остальные деревья скинули листву.
И всё же, это - прекрасное зрелище!
Ни в какое другое время года нет такой красоты.
Кажется, что это – рай!
А ведь можно полностью окунуться в это снежный мир!
Формулирование тем домашних сочинений.
А сейчас самое интересное – формулирование тем для ваших домашних сочинений. Опорное слово темы – снег, добавьте к нему последнее записанное на уроке слово. Попробуйте сформулировать тему самостоятельно, если затрудняетесь, поможем.
Темы сформулированы:
Снежный мир
Снег радует глаз
Снег и Метелица
Бегство от снега и т.д.
Выставление аргументированных оценок и домашнее задание.
Вы очень хорошо, плодотворно поработали сегодня, и каждый из вас получит оценку.
Дома написать сочинение на сформулированную тему (у каждого своя), не забывая проверить со словарем, отредактировать. Можно оформить свою работу. Всем спасибо за работу, до свидания.
Старшов Михаил Александрович
Светлана Александровна Максимова