12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Светлана Александровна Максимова2819 Россия, Свердловская обл., Лесной Материал размещён в группе «Уроки развития речи. Как это сделать интересно?» |
Урок «Зимние зарисовки»
Тема: Зимние зарисовки (подготовка к сочинению ассоциативного характера)
Оборудование:
На доске - запись даты, темы урока, иллюстрации, сделанные к сказке ученицами. Также на доске записаны словосочетания для словарно – орфографической работы.
На партах – распечатки сказки, тетради.
Цели: 1. Развитие словотворчества, психических процессов творчества (воображение, образное мышление);
Воспитание эстетического восприятия окружающей действительности;
Обучение связной письменной речи, образному выражению мыслей.
Монолог учителя – мотивация, настрой.
Здравствуйте, ребята и гости! Давайте вспомним, каким бывает зимнее утро.
(монолог учителя)
Зимнее утро. За окном тишина, белая пустыня безмолвна и сурова. Тебе неуютно, ты ежишься, но начинаешь просыпаться и улыбаешься, потому что знаешь: день, наверное, удастся.
И вот ты уже ступаешь по слегка хрустящему снегу, жмурясь от искристых отблесков. Снежинки легко опускаются тебе на ладошку и не сразу, но тают. Этим утром они удивительно хрупкие и изящные.
Ты задумываешься, впечатлённый этой красотой. Тебе хочется описать каждую снежинку, запечатлеть её образ в стихотворении, на полотне, но ты понимаешь, как мимолётна её прелесть.
Свежий морозный воздух, белые искры, слепящие глаза, заставляют тебя взбодриться. Ты совершенно уверен: это будет удачный день!
Сегодня, ребята, мы будем фантазировать и создавать тексты. Откройте тетради и запишите дату и вид работы.
Чтобы настроиться на работу, послушаем сказку, которую прочитает нам выразительно Катюша.
Работа с текстом (слуховое и зрительное восприятия).
1).Чтение ученицей сказки (ее текст лежит на партах перед учениками).
Сказка.
Жила – была на свете Снежинка. Она, безусловно, была красавица. Миниатюрная, воздушная – многие любовались ею.
Вот однажды малютка задумала покорить весь мир своими красотой и талантом. А сделать это можно было, только блеснув на балу королевы Метелицы. Ну что ж! Уверенная в своей победе, Снежинка и день и ночь готовилась к выступлению
И вот настал тот самый бал. Королева Метелица ласково встретила свою подопечную и громко объявила: «А сейчас, дорогие гости, для вас выступит обворожительная Снежинка!» Северные ветры дули, создавая необыкновенно красивую мелодию, а малютка Снежинка неслась в вихре музыки. Весь зал замер, наслаждаясь движениями юной танцовщицы.
И вот зал рукоплещет. Так удалось Снежинке покорить весь мир своими красотой и талантом.
2).Работа с иллюстрациями (МПС). Словарная работа.
Ваши одноклассницы приготовили иллюстрации к этой сказке. Что такое иллюстрация? (Иллюстрация –это рисунок, иллюстрирующий, поясняющий текст) Итак, девочки сейчас расскажут о своих рисунках (ученицы выступают).
3). Эвристическая беседа.
А сейчас, ребята, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов по сказке.
-Кто является главным действующим лицом этой сказки?
-О чем эта сказка?
-Какие изобразительно - выразительные средства использованы в сказке?
-Чему научила вас эта сказка?
Лексическая работа.
О каком времени года рассказывается в сказке? Конечно, о зиме. Зима – это сказочное время года, ожидание чудес, чего – то неожиданного, приятного, волшебного… Даже снег в эту сказочную пору становится волшебным…
А каким бывает снег? Подберите 5 самых необычных определений, самых ярких эпитетов. Прочитайте самые необычные, на ваш взгляд, слова.
Чтение учащимися эпитетов, определений:
Скрипучий, утренний, пушистый, молодой, искрящийся, лёгкий, таинственный, кружащийся, радующий, мерцающий.
Словарно – орфографическая работа.
Чтобы предупредить возможные ошибки в дальнейшей работе, проведём словарно-орфографическую пятиминутку (на доске записаны словосочетания с пробелами – в зависимости от степени подготовки класса):
Белоснежная равнина,
блестящий, но блистающий снег,
ветреный день,
декабрьские и январские морозы,
ажурные снежинки,
щекочущий нос сорокаградусный мороз,
скользкий лёд,
серебристый иней,
румяные щёчки,
таинственно мерцать.
Составьте предложения с любыми словосочетаниями по следующим схемам:
1). схема предложения с однородными членами
2). схема сложносочиненного предложения
Вспомнив правописание отдельных слов и правила постановки знаков в простом и сложном предложениях, мы можем продолжить работу по накоплению материала для нашего будущего сочинения.
Создание текстов.
А теперь попробуйте рассказать о том, когда снег бывает таким, используя то определение, которое вы записали последним. Запишите, пожалуйста, 3-4 предложения, отвечая на вопрос.
Прочитайте то, что у вас получилось.
Тексты учащихся:
А когда снег бывает тихий? Когда на улице пустынно, никого нет. Он один в тишине падает на землю, как будто делает свою работу, тая от всех.
А когда снег бывает пушистым? Снег бывает пушистым после тихой ночи, потому что его никто не топтал, не тревожил, и он успел привести себя в порядок. Ветер распушил его снежные кудри, а метель собрала их в замысловатую прическу.
А когда снег бывает хрустальный? Хрустальным снег бывает под светом фонарей в ночи. Он переливается, и кажется, будто миллионы хрусталиков украсили ночную темноту. Ты идёшь и боишься пройти по этому снегу, хотя на улице просто зима.
Лексико-грамматическая работа (работа в парах).
К сожалению, в работах встречаются грамматические ошибки. Чтобы научиться писать не только интересно, но и грамматически верно, выполним упражнение по составлению кеннингов. Напомню, что это сочетание 2 существительных без предлогов в именительном и родительном падежах. Составьте в парах 3-4 кеннинга, затем развернитесь к соседям и выберите лучший. А составлять кеннинги мы будем к слову «снежинка».
Чтение учащимися кеннингов:
Хрусталики льда, дочка Метелицы, искра зимы, молодость снега, порханье зимы, радость детей.
Скорее всего, вы заметили, что многие ваши кеннинги – это самые настоящие метафоры.
Создание текстов.
Мы вспомнили с вами много зимних слов, а теперь попробуйте составить связный текст по опорным словам. 1 вариант – слово «стужа», 2 – «мороз», если же вы уверены в своих силах, попробуйте сделать это со словом «снежинка».
Сейчас мы послушаем тексты 1 и 2 вариантов. Есть ли среди вас те, кто работал с 3-им словом?
Мама подарила мне на Новый Год морскую свинку.
Она была очень красивая и пушистая.
Ребята, которые приходили ко мне в гости, играли с ней.
Она была мне лучшим другом, и я ухаживал за ней,
За это она мне была благодарна.
Снежинка опустилась на землю.
Таять она не хотела,
Уж очень хорошо было ей на земле.
Жаркое солнце пекло горячо,
А снежинка не таяла.
Снег укрыл деревья белой пеленой,
Но несколько маленьких деревьев остались не укрыты.
Елочки стояли и по-прежнему зеленели.
Жаль, что остальные деревья скинули листву.
И всё же, это - прекрасное зрелище!
Ни в какое другое время года нет такой красоты.
Кажется, что это – рай!
А ведь можно полностью окунуться в это снежный мир!
Формулирование тем домашних сочинений.
А сейчас самое интересное – формулирование тем для ваших домашних сочинений. Опорное слово темы – снег, добавьте к нему последнее записанное на уроке слово. Попробуйте сформулировать тему самостоятельно, если затрудняетесь, поможем.
Темы сформулированы:
Снежный мир
Снег радует глаз
Снег и Метелица
Бегство от снега и т.д.
Выставление аргументированных оценок и домашнее задание.
Вы очень хорошо, плодотворно поработали сегодня, и каждый из вас получит оценку.
Дома написать сочинение на сформулированную тему (у каждого своя), не забывая проверить со словарем, отредактировать. Можно оформить свою работу. Всем спасибо за работу, до свидания.