Урок «Зимние зарисовки» (Развитие речи в 5 классе)

13
2
Материал опубликован 15 July 2017 в группе
Тип урока: урок развития речи в 5 классе

Тема: Зимние зарисовки (подготовка к сочинению ассоциативного характера)

Оборудование:

На доске - запись даты, темы урока, иллюстрации, сделанные к сказке ученицами. Также на доске записаны словосочетания для словарно – орфографической работы.

На партах – распечатки сказки, тетради.

Цели: 1. Развитие словотворчества, психических процессов творчества (воображение, образное мышление);

Воспитание эстетического восприятия окружающей действительности;

Обучение связной письменной речи, образному выражению мыслей.

Монолог учителя – мотивация, настрой.

Здравствуйте, ребята и гости! Давайте вспомним, каким бывает зимнее утро.

(монолог учителя)

Зимнее утро. За окном тишина, белая пустыня безмолвна и сурова. Тебе неуютно, ты ежишься, но начинаешь просыпаться и улыбаешься, потому что знаешь: день, наверное, удастся.

И вот ты уже ступаешь по слегка хрустящему снегу, жмурясь от искристых отблесков. Снежинки легко опускаются тебе на ладошку и не сразу, но тают. Этим утром они удивительно хрупкие и изящные.

Ты задумываешься, впечатлённый этой красотой. Тебе хочется описать каждую снежинку, запечатлеть её образ в стихотворении, на полотне, но ты понимаешь, как мимолётна её прелесть.

Свежий морозный воздух, белые искры, слепящие глаза, заставляют тебя взбодриться. Ты совершенно уверен: это будет удачный день!

Сегодня, ребята, мы будем фантазировать и создавать тексты. Откройте тетради и запишите дату и вид работы.

Чтобы настроиться на работу, послушаем сказку, которую прочитает нам выразительно Катюша.

Работа с текстом (слуховое и зрительное восприятия).

1).Чтение ученицей сказки (ее текст лежит на партах перед учениками).

Сказка.

Жила – была на свете Снежинка. Она, безусловно, была красавица. Миниатюрная, воздушная – многие любовались ею.

Вот однажды малютка задумала покорить весь мир своими красотой и талантом. А сделать это можно было, только блеснув на балу королевы Метелицы. Ну что ж! Уверенная в своей победе, Снежинка и день и ночь готовилась к выступлению

И вот настал тот самый бал. Королева Метелица ласково встретила свою подопечную и громко объявила: «А сейчас, дорогие гости, для вас выступит обворожительная Снежинка!» Северные ветры дули, создавая необыкновенно красивую мелодию, а малютка Снежинка неслась в вихре музыки. Весь зал замер, наслаждаясь движениями юной танцовщицы.

И вот зал рукоплещет. Так удалось Снежинке покорить весь мир своими красотой и талантом.

2).Работа с иллюстрациями (МПС). Словарная работа.

Ваши одноклассницы приготовили иллюстрации к этой сказке. Что такое иллюстрация? (Иллюстрация –это рисунок, иллюстрирующий, поясняющий текст) Итак, девочки сейчас расскажут о своих рисунках (ученицы выступают).

3). Эвристическая беседа.

А сейчас, ребята, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов по сказке.

-Кто является главным действующим лицом этой сказки?

-О чем эта сказка?

-Какие изобразительно - выразительные средства использованы в сказке?

-Чему научила вас эта сказка?

Лексическая работа.

О каком времени года рассказывается в сказке? Конечно, о зиме. Зима – это сказочное время года, ожидание чудес, чего – то неожиданного, приятного, волшебного… Даже снег в эту сказочную пору становится волшебным…

А каким бывает снег? Подберите 5 самых необычных определений, самых ярких эпитетов. Прочитайте самые необычные, на ваш взгляд, слова.

Чтение учащимися эпитетов, определений:

Скрипучий, утренний, пушистый, молодой, искрящийся, лёгкий, таинственный, кружащийся, радующий, мерцающий.

Словарно – орфографическая работа.

Чтобы предупредить возможные ошибки в дальнейшей работе, проведём словарно-орфографическую пятиминутку (на доске записаны словосочетания с пробелами – в зависимости от степени подготовки класса):

Белоснежная равнина,

блестящий, но блистающий снег,

ветреный день,

декабрьские и январские морозы,

ажурные снежинки,

щекочущий нос сорокаградусный мороз,

скользкий лёд,

серебристый иней,

румяные щёчки,

таинственно мерцать.

Составьте предложения с любыми словосочетаниями по следующим схемам:

1). схема предложения с однородными членами

2). схема сложносочиненного предложения

Вспомнив правописание отдельных слов и правила постановки знаков в простом и сложном предложениях, мы можем продолжить работу по накоплению материала для нашего будущего сочинения.

Создание текстов.

А теперь попробуйте рассказать о том, когда снег бывает таким, используя то определение, которое вы записали последним. Запишите, пожалуйста, 3-4 предложения, отвечая на вопрос.

Прочитайте то, что у вас получилось.

Тексты учащихся:

А когда снег бывает тихий? Когда на улице пустынно, никого нет. Он один в тишине падает на землю, как будто делает свою работу, тая от всех.

А когда снег бывает пушистым? Снег бывает пушистым после тихой ночи, потому что его никто не топтал, не тревожил, и он успел привести себя в порядок. Ветер распушил его снежные кудри, а метель собрала их в замысловатую прическу.

А когда снег бывает хрустальный? Хрустальным снег бывает под светом фонарей в ночи. Он переливается, и кажется, будто миллионы хрусталиков украсили ночную темноту. Ты идёшь и боишься пройти по этому снегу, хотя на улице просто зима.

Лексико-грамматическая работа (работа в парах).

К сожалению, в работах встречаются грамматические ошибки. Чтобы научиться писать не только интересно, но и грамматически верно, выполним упражнение по составлению кеннингов. Напомню, что это сочетание 2 существительных без предлогов в именительном и родительном падежах. Составьте в парах 3-4 кеннинга, затем развернитесь к соседям и выберите лучший. А составлять кеннинги мы будем к слову «снежинка».

Чтение учащимися кеннингов:

Хрусталики льда, дочка Метелицы, искра зимы, молодость снега, порханье зимы, радость детей.

Скорее всего, вы заметили, что многие ваши кеннинги – это самые настоящие метафоры.

Создание текстов.

Мы вспомнили с вами много зимних слов, а теперь попробуйте составить связный текст по опорным словам. 1 вариант – слово «стужа», 2 – «мороз», если же вы уверены в своих силах, попробуйте сделать это со словом «снежинка».

Сейчас мы послушаем тексты 1 и 2 вариантов. Есть ли среди вас те, кто работал с 3-им словом?

Мама подарила мне на Новый Год морскую свинку.

Она была очень красивая и пушистая.

Ребята, которые приходили ко мне в гости, играли с ней.

Она была мне лучшим другом, и я ухаживал за ней,

За это она мне была благодарна.

Снежинка опустилась на землю.

Таять она не хотела,

Уж очень хорошо было ей на земле.

Жаркое солнце пекло горячо,

А снежинка не таяла.

Снег укрыл деревья белой пеленой,

Но несколько маленьких деревьев остались не укрыты.

Елочки стояли и по-прежнему зеленели.

Жаль, что остальные деревья скинули листву.

И всё же, это - прекрасное зрелище!

Ни в какое другое время года нет такой красоты.

Кажется, что это – рай!

А ведь можно полностью окунуться в это снежный мир!

Формулирование тем домашних сочинений.

А сейчас самое интересное – формулирование тем для ваших домашних сочинений. Опорное слово темы – снег, добавьте к нему последнее записанное на уроке слово. Попробуйте сформулировать тему самостоятельно, если затрудняетесь, поможем.

Темы сформулированы:

Снежный мир

Снег радует глаз

Снег и Метелица

Бегство от снега и т.д.

Выставление аргументированных оценок и домашнее задание.

Вы очень хорошо, плодотворно поработали сегодня, и каждый из вас получит оценку.

Дома написать сочинение на сформулированную тему (у каждого своя), не забывая проверить со словарем, отредактировать. Можно оформить свою работу. Всем спасибо за работу, до свидания.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательная, творческая работа, учеников завлекает продуманный сценарий, незаметно для себя каждый получает много новых знаний и эмоций. спасибо, Светлана Александровна!

17 July 2017

Спасибо, Михаил Александрович! Все приведенные примеры из работ моих учеников, созданных на этом уроке!

17 July 2017