12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Власенко Светлана Николаевна31
2

Урок развития речи «Письмо»



Урок развития речи в 5 классе на тему "Письмо"

Цели и задачи урока:

Познавательный аспект: ознакомить учащихся с историей происхождения письма, с видами писем, с правилами написания письма, с эпистолярным жанром;

Развивающий аспект: развивать мысленно-речевую деятельность, продолжать работу по развитию образного мышления;

Воспитательный аспект: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, стремление выразить своё «Я» в тексте письма.

Тип урока: изучение нового материала.

Наглядно-демонстрационные материалы:

Здесь будет файл: /data/edu/files/m1461512235.ppt (Презентация "Письмо")

1. Компьютерные распечатки образцов писем.

2. Большой конверт.

3. Мультимедийная установка, презентация.

 

Ход урока

1. Вступление

Учитель: Ребята! Часто ли в вашей семье получают письма? А вы хотели бы получать письма? А писать их? А что для вас приятнее: получать письма или писать их? Я думаю, что после сегодняшнего урока вы поймете, что писать письма, как и получать их - приятное и увлекательное занятие.

Запишите, пожалуйста, тему урока: «Письмо» » (работа в тетрадях).

Слайд 1

Учитель: Скажите, вы можете предположить, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Перед вами листочки с целями урока, выберите, пожалуйста, все по одной цели и прикрепите ее на «Дерево целей» (дети выбирают цели, крепят на «Дерево целей»).

Эпистолярный жанр в прошлом веке был чрезвычайно популярен. Сейчас письма вытеснили телефон и Интернет. Но не следует забывать об этом способе общения людей. Безусловно, каждый человек должен знать правила написания и оформления писем, тем более что они одинаковы для всех стран.

2. Лексическая работа

Учитель: Что такое письмо? Где мы можем узнать точное лексическое значение этого слова? Давайте обратимся к «Толковому словарю русского языка» Ожегова и найдем в нем значение слова «письмо».

Письмо –

Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь (написать письмо, заказное письмо).

Умение писать (Учиться письму)

Система графических знаков для передачи, запечатления речи. (Славянское письмо)

Манера художественного изображения (Икона старинного письма) Слайд 2

Учитель: Ребята, как вы думаете, какое значение слова нам необходимо для дальнейшей работы?

Сейчас мало кто знает, что письмо – эпистолярный жанр литературы. Слайд 3

Слово «эпистолярный» произошло от греческого «epistole», что в переводе означает «письмо».

3. Словарная работа. Прием «Словарик» (индивидуальная работа)

Учитель: Итак, мы сегодня говорим о письме. Письма к нам приходят по почте. Я предлагаю вам составить перечень слов, входящих в тематическую группу «Почта» (письмо, почтальон, марка, телеграмма, открытка, бандероль, посылка, почтовый ящик и др.)

4. Исторический экскурс.

Учитель: А как же появилось письмо? Какая у него история?

Самые первые письма заменяли гонцы, которые устно передавали сообщение. Давайте вспомним сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» (чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…») Слайд 4

В те поры война была.

Царь Салтан, с женой простяся,

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

Между тем, как он далеко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок родин;

Сына бог им дал в аршин,

И царица над ребенком,

Как орлица над орленком;

Шлет с письмом она гонца,

Чтоб обрадовать отца.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести ее хотят,

Перенять гонца велят;

Сами шлют гонца другого

Вот с чем от слова до слова:

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку».

Как услышал царь-отец,

Что донес ему гонец,

В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить;

Но, смягчившись на сей раз,

Дал гонцу такой приказ:

«Ждать царева возвращенья

Для законного решенья».

Едет с грамотой гонец

И приехал, наконец.

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Обобрать его велят;

Допьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту другую -

И привез гонец хмельной

В тот же день приказ такой:

«Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод».

У каждого народа существовали свои необычные письма. Например, индейцы Южной Америки в качестве писем сначала использовали листья деревьев. Каждой породе соответствовали определенные значения. Один лист говорил о здоровье, другой – об удачной охоте и т.д. Слайд 5

5. Правила построения письма

Учитель: Существуют правила написания письма. Любое письмо имеет автора (адресанта) и того, к кому обращено (адресата). К.Г. Паустовский заметил: «Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова».

Следует учитывать, что любое письмо строится по определенной схеме:

«Как построено письмо?» Слайд 7

1.Обращение

2.Содержание

3.Подпись

Учитель: Давайте проверим, соответствуют ли письма, напечатанные в учебнике, структуре, требованиям оформления. (работа с учебником )

Физминутка

Буратино

Буратино подтянулся,

Раз качнулся, два качнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, верно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Учитель: Итак, любое письмо начинается с обращения. Форма обращения зависит от того, кому мы пишем письмо. Человек, к которому мы обращаемся в письме, называется адресат.(запись слова в словарик).

По обращению можно много сказать как об адресате, так и об авторе письма. Давайте исследуем начало некоторых писем.

Работа по карточке №1.

1. Привет, Саша! Ты просишь, чтобы я к тебе приехал.

2.Здравствуйте, уважаемая Мария Сергеевна! Пишу Вам письмо.

3. Здравствуй, милая моя мамочка! Как ты поживаешь? Не болеешь ли?

Вопросы:

1. Что вы можете сказать об авторе и адресате первого письма? (Они являются ровесниками; хорошо знакомы друг с другом; может быть, давние друзья; отношения между ними доверительные, дружелюбные.) Запишите в словарик слово привет (работа со словариком)

2. Почему автор второго письма не начал свое послание со слова привет? Что обозначает слово здравствуйте? Запишите его в словарик (работа со словариком) Можем ли мы сказать, что автор знаком с адресатом? Запишите в словарик слово уважаемый. Как ещё можно обратиться к человеку, к которому хорошо относишься? (дорогой, любезный).

3. От какого письма уже с самого начала веет теплом, добротой? (от третьего). Почему? (автор уже с самого начала беспокоится о здоровье адресата, о жизни)

4. Какие знаки препинания помогают авторам писем выделить тех, к кому они обращаются? (Запятые). Давайте вспомним правила расстановки запятых при обращении. Помогите расставить запятые в отрывках из писем, которые лежат у вас на партах.

Работа по карточке №2

1.Здравствуйте мои родные! Так хочется всех вас увидеть, обнять. Очень скоро мама и папа мы обязательно встретимся, ведь через неделю начнутся каникулы.

2.Витя привет! Не дождался твоего ответа и решил написать сам. У меня дружище все нормально. Хотелось бы узнать и о тебе.

Учитель: Основной частью письма является его содержание. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино». После просмотра мы его обсудим. (Просмотр фрагмента из м/ф « Трое из Простоквашино»).

Вопросы:

1. Почему родителям мальчика, по имени дядя Федор, стало плохо после прочтения письма?

2. Какую ошибку совершили друзья дяди Федора? (Читать чужие письма, что-то дописывать в них от себя нельзя)

3. Вспомните, какими словами заканчивалось письмо из Простоквашино?

4. Обязательно ли подписывать письма?

6. Отработка орфографических навыков. Закрепление изученного в форме занимательной грамматики. Прием «Шапка вопросов»

Учитель: Я вам хочу рассказать историю одного письма.

Вася жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды написал Вася сестре письмо следующего содержания.

Проецируется на экране:

Здравствуй, Маша!

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса. Слайд 8

Задание: Познакомьтесь с текстом письма и составьте список вопросов к нему. Пара-победитель определится по количеству составленных вопросов. (групповая работа)

Приблизительные вопросы:

1. Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?

2. Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься?

3. И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки?

4. Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих чёрных?

5. Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?

6. И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Животных обижать нельзя!

Учитель: Давайте, ребята, поможем Васе разобраться, в чём же его ошибки? Запишите текст письма Васи, исправляя ошибки. Комментирует работу….

7. Работа по правильному оформлению конверта

Учитель: Ванька Жуков, герой чеховского рассказа, закончив письмо дедушке, где сетует на свою горькую судьбу, «свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку. Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес: «На деревню дедушке». Потом почесался, подумал и прибавил:«Константину Макарычу».

Чехов ничего не говорит о том, что произошло дальше. Читатель сам догадывается об участи Ванькиного письма.

Как вы думаете, дедушка, Константин Макарыч, получил письмо внука? (Нет).

- А почему? (Потому что Ванька неправильно написал адрес).

- Совершенно верно. Ни одно письмо не найдет своего получателя, если неверно написан адрес.

Слово «адрес» вошло в русский язык из французского языка и обозначает «надпись на письме, посылке, бандероли и т.п., указывающую получателя и место назначения».

Адресат – получатель, тот, кому адресовано письмо, посылка телеграмма и т.д.

Адресант – отправитель, тот, кто отправляет письмо, посылку и т.д.

Чтобы вам, ребята, никогда не пришлось оказаться в такой же ситуации, как Ванька, давайте научимся правильно оформлять конверт.(запись в словарик слова конверт). (У каждого учащегося на столе конверт.) Слайд 9

8. Оформление адреса.

Правила оформления адреса:

Адрес пишется разборчиво, грамотно, аккуратно.

Названия республик, городов, деревень и других населенных пунктов пишутся в именительном падеже; Ф.И.О. получателя – в дательном падеже; Ф.И.О. отправителя – в родительном падеже.

На почтовом отправлении внизу в левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоящий из шести цифр (образец написания их дан на обратной стороне конверта; следует научить детей правильно писать каждую цифру индекса).

Располагаются части адреса в строгой последовательности, установленной органами связи. (Показывается на конверте). Слайд 10

9. Закрепление. Прием «Мозаика»

Учитель: Сегодня на уроке мы узнали о том, как правильно написать письмо другу. Я предлагаю вам из разрозненных частей собрать письмо, адресованное герою повести А. де С. Экзюпери «Маленький принц». (коллективная работа)

10. Подведение итогов.

Учитель: Ребята, пришло время подвести итог нашего сегодняшнего урока. Предлагаю вернуться к «Дереву целей» и выяснить, удалось ли нам справиться с целями, которые мы поставили перед собой в начале урока. (дети снимают цели, анализируют их выполнение)

12. Рефлексия.

Учитель: Ребята, мне очень хочется узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Я приготовила вазу для букета, который мы с вами сейчас составим. Перед вами цветы красного и синего цвета. Если вам урок понравился, прикрепите, пожалуйста, цветок красного цвета. Если не понравился – синего. (дети выбирают цветы и крепят их на магнитной доске)

Учитель: А вы хотите знать мое мнение о том, как вы сегодня работали на уроке, понравился ли мне сегодняшний урок? (учитель прикрепляет красный цветок)
 

Заключительное слово учителя

Но, быть может, в связи с развитием техники потеряют свое былое значение почтовые отправления? За последние годы разработан способ передачи сообщений с помощью телеаппаратуры, спутников связи. Может быть, отпадет надобность в передаче писем, как основного общения между людьми, разделенными расстояниями? Такая мысль невольно приходит на ум.

И все-таки, несмотря на огромные достижения науки и рождение новых средств связи, почта еще очень долго будет выполнять свои трудные, хлопотливые задачи. Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк.

Домашнее задание вы найдете в письмах, которые я отправила вам почтой.

Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.

Дети получат письма следующего содержания:

Здравствуй, Анастасия!

Надеюсь, тебе понравился сегодняшний урок и ты многое узнала и многому научилась. Я рада, если это так. Давай помечтаем и представим, что письмо от Ваньки из рассказа А.П. Чехова все же дошло до его дедушки Константина Макарыча. Как ты думаешь, что бы дедушка ответил? Напиши от его имени письмо внуку Ваньке. Не забудь подписать правильно конверт.

Желаю удачи!

Учитель русского языка Власенко С.Н.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.