Занятия по теме «Зимующие птицы Удмуртии»

3
0
Материал опубликован 25 April 2023 в группе

9














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


занятия по теме: 

Зимующие птицы Удмуртии







Разработчик: Староверова Е.Д. педагог дополнительного образования,

1 кв.категория

























Введение.


Методическая разработка, занятия-экскурсии по разделу «Птицы Удмуртии» 2 года обучения. Разработка предназначена для обучающихся эколого-биологической направленности, является частью методического обеспечения программы «Азбука экологии» 2 года обучения. Экскурсию проводят в конце ноября - декабре, когда развешаны кормушки и можно наблюдать за зимующими птицами, к этому времени все перелётные улетают, в ходе изучения раздела «Птицы Удмуртии». Методическая разработка может быть применена в качестве дополнительного материала учителями начальных классов на уроках природоведения, окружающий мир.

Занятие состоит из двух частей: теоретическая – рассказ, беседа о птицах которых можно встретить зимой в лесу и городе, чем можно угостить птиц и практическая – экскурсия. Во время теоретической части педагог знакомит обучающихся, с видами птиц которые остаются зимовать у нас.

Вторая часть занятия практическая – проходит в виде экскурсии на учебном участке или пришкольной территории. Педагог предлагает понаблюдать за птицами у кормушки.

Продолжительность занятия - экскурсии 1ч 30 минут. Возраст обучающихся 8 - 9 лет.

Место проведения: Первая часть занятия – беседа проводиться в кабинете. Практическая часть - на территории парка, сквера, пришкольного участка.


Цель: Познакомить обучающихся с видами птиц, их жизнедеятельностью, как помочь птицам в зимнее время года.

Задачи: 1. Обратить внимание на положение птиц зимой.
2. формирование понятия: орнитология.
3. Развивать в детях ответственность за «братьев наших меньших».

Оборудование:
1. Фонограмма с голосами птиц.
2. Иллюстративный материал о птицах: открытки, фотографии, рисунки, плакаты.
3. Раздаточный материал для групп:
- кроссворды о птицах,
- карточки с названиями «угощений» для птиц.
4. Блюдо с «угощениями» для птиц: пшено, овёс, хлеб, семечки, сало, рябина, семена растений и др.

Ход урока:

1.Организационный момент (вступление в тему).

Детям предлагается зарыть глаза. Звучит запись голосов птиц.
Педагог: Что вы, ребята, представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?
- Почему?
- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).
Педагог: Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале большой синицы. А вот птичью песню подо льдом вряд ли кому удавалось услышать. А поёт её оляпка водяной воробей. Зимует она в пустотах подо льдом, попадая туда через прорубь. Ешь, сколько хочешь на дне жуков сколько угодно! Чего бы оляпке не запеть!
Педагог: Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам. Даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.
«Как птице перезимовать?» К. Мухаммади (читают ученики)
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.

Педагог: Но кто же им даёт приют, когда снега метут?

Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.

Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.

Но если долго снег идёт
И долго длимся вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.

Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки
И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!».

Педагог: Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наше занятие сегодня будет посвящёно птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время.
- Сегодня, ребята, вам будут предложены несколько заданий,
1 Задание. Разгадывание загадок
Педагог:
Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (воробей)

Ученик: «Воробей» Николай Рубцов
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему

Педагог: На мою кормушку за окном прилетают одни воробьи. По воробьям я узнаю температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые тут уж береги уши и нос! Я давно заметила: если ударит мороз воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, не пойму. Может, вы, ребята, объясните причину такому явлению? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло)

Педагог: Всё у этой птицы не как у других клюв не прямой и не кривой, а крестообразный. И птенцов она выводит не летом, а зимой. Что за удивительная птица? (Клесты)

Ученик: Клёст
Удивительная птичка клюв крестом,
Называется клестом.
Клювом шишки расщепляет,
Кормит досыта птенцов.
А гнездо пуховый домик,
И зимою в нем тепло.
Только б были шишки-
Вырастут малышки.
Педагог: Самцы у клестов красные. А самочки зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.
А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные белка.

Педагог: Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка! И за что? (ворона)
Педагог: Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон чёрный, а ворона серая.

Педагог: Любитель проводить холодные морозные зимние ночи под снегом кто это? (тетерев)
Педагог: Эти неприметные птицы чем-то похожи на грачей, только поскромнее и окраской, и размером поменьше. Единственное украшение серый галстучек вокруг шеи. (Галка)
Педагог: (показывает рисунки с изображением грача и галки)
Из всех птиц, живущих обычно вблизи человеческих жилищ и селений, всем хорошо известны грачи и галки. Раньше в городах, посёлках можно было наблюдать бесчисленные стаи галок. Теперь крикливых галок стало мало.
Удивительно трогательна дружба грачей и галок. Весной галки радостно встречают своих друзей грачей. Вместе распевают они весенние песни. Вместе расхаживают по проталинам, по дорогам, по колхозным полям ищут корм. Когда же осенью грачи улетают на юг галки их провожают. Слышны их прощальные тонкие голоса.
Всю зиму галки проводят в родных местах, жмутся к человеческому жилищу. Пойманную галку легко приручить. Она будет брать корм из рук человека, сама прилетать и улетать из человеческого жилища. Очень интересно наблюдать за смешными галками. Прикормите их у своего крыльца. Можно бросить и корки хлеба, кухонные отбросы. Они будут бесшумно прилетать и терпеливо ждать, когда их покормят.

Педагог:
Зимой на ветках яблоки!
Скорее собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Да это ж(снегири)

Ученик:
Сорок градусов мороза,
Всё вокруг белым-бело.
Сел снегирь на ветвь берёзы
Красногрудому тепло.
Стойкий, стужам неподвластный,
Песней славит он зарю.
Знать недаром галстук красный
Дан с рожденья снегирю.

Педагог:
Какая птица, как и заяц, зимой белеет? (куропатка)

Педагог:
Ну а кто скажите нам
Ловко лазит по стволам:
Вверх и вниз и тут и там?
Кто мелькает целый день?
Это птица(Поползень)
Настоящий акробат
Чистит все стволы подряд.

Ученик:
Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок.
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз.
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.
Свистнул: Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу
Вам такое вряд ли,
Дятлам, по плечу!

Педагог: Некоторые птицы такие как: снегири, свиристели, чечётки прилетают к нам зимовать с севера. А остаются на зиму: синицы, клесты, сойки, ворона, сорока, тетерев, глухарь.
Педагог:
Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)

Ученик:
Дятел
В яркой шапке пёстрый дятел,
Корольков, синиц приятель,
Барабанит в мёрзлый ствол:
- Приглашаю всех за стол!
Подбирайте меж соринок
Кто жуков, а кто личинок
Клад разведан под корой,
Начинаем пир горой!
Продолбил гнилушку дятел
А в дупле тепло, как в хате,
Пусть снаружи холод, снег,
Есть продрогшему ночлег.

Педагог: Чаще всего в лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. Самый редкий вид дятлов это седой дятел. А есть ещё такая разновидность дятлов: черные (желна), они делают вход в своё гнездо прямоугольным. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А как дятел спит в своём гнезде в дупле? Зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте.
К вам у меня такой вопрос: что такое: `кузница дятла`? (Ствол дерева или пень, где дятел долбит шишку, добывая семена.)

Педагог:
Узнайте птицу по картинке. (Свиристель)

Ученик:
Флейты зимние запели
На морозе голубом.
Прилетели свиристели,
Засвистели о своём.
Все рябины облепили
Свиристят над головой,
С веток сбили кучи пыли
Лёгкой, звонкой, снеговой

Педагог: Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)

Ученик:
Синяя синица! Розовый снегирь!
Отчего мне снится весь в снегу пустырь?
И на скользком насте трепет птичьих крыл?
Будто я в ненастье птиц рукой прикрыл
Пуховой комочек, слышен сердца стук.
А лететь не хочет из горячих рук.
Быль она вернее всяких небылиц:
С голода ручнеют стайки зимних птиц.

Педагог: Сейчас мы немножко отдохнём и проведём игру «Не ошибись».

2 задание. Игра «Не ошибись» .
Встаньте. Я буду называть птиц, если эта птица зимует у нас в Удмуртии, то вы должны присесть, если птица улетает на юг то замахать руками, как крыльями.
Соловей, дятел, клёст, грач, ласточка, утка, синица, свиристель, кукушка, скворец, оляпка, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль, тетерев, галка.

3 задание игра – «Угощение для птиц».
Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья.

1.Рябина.
2.Макароны
3.Семечки.
4.Ягоды шиповника
5.Ржаной хлеб.
6.Белый хлеб
7.Шоколадные конфеты
8.Яблоко
9.Пшено (крупа)
10.Гречневая каша
11.Сало соленое
12.Кусочки сырого мяса и др.

Проверка задания: с блюда с угощениями для птиц выбираются полезные и вредные продукты.
Педагог: Я думаю, что теперь каждый из вас, ребята, знает, чем и как можно накормить голодных птичек. Если вы повесите у окна кормушку, то сможете кормить птичек, наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода (достаётся корзина с овощами и фруктами) Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, бережнее будете относиться ко всему живому.
Ученик:
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма горсть одна нужна.
Горсть одна и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Педагог: как много мы интересного узнали о птицах. Ребята, кто из вас догадался, как называется учёный изучающий птиц? (биолог, зоолог)
Педагог: Это ученый - орнитолог, ребята, чем занимаются орнитологи? (ищут птиц, наблюдают за птицами)
Педагог : действительно ученые орнитологи занимаются изучением птиц. Они наблюдают за повадками птиц, за рационом питания каждой птицы, за процессом выведения птенцов, следят за численностью птиц, отслеживают миграцию птиц в теплые страны, исчезающих птиц заносят в красную книгу. Анализируя все эти данные, делаются выводы, этим и занимается наука орнитология.

Педагог: Приучите птиц в мороз - к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну

5.Подведение итогов:
Педагог : Чем запомнилось вам, ребята, наше занятие? Что вас взволновало? Чем занимается наука орнитология? Как называется ученые занимающиеся изучением птиц? Как и чем мы с вами можем помочь нашим меньшим братьям пережить трудное время года зиму? Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. Или своим детям, внукам вы будете рассказывать об исчезнувших к тому времени птицах, животных, показывая их чучела и картинки из книг.

6. Экскурсия.

Педагог: Сейчас мы с вами выйдем на улицу и понаблюдаем за птицами у кормушки. Когда будите вести наблюдение запоминайте какие птицы прилетали, как они ели: в кормушке или забирали корм и улетали, и какой корм съедали первым. Все свои наблюдения запишем в дневник.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.