Конспект занятия «Зимующие птицы» для дошкольного образования
Частное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «ОР-АВНЕР»
(дошкольное отделение)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
ТЕМА: «Зимующие птицы».
Интегрированное занятие
Выполнила: |
Зарипова Альфия Мидхатовна, воспитатель |
г. Оренбург
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ |
Раздел |
Стр. |
I. |
Пояснительная записка |
|
II. |
Конспект занятия |
|
1) |
Организационно-методическая информация. |
|
2) |
Ход занятия. |
|
3) |
Дальнейшая разработка темы; |
|
III. |
Список литературы |
|
IV |
Приложение |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На сегодняшний день в образовательном процессе большое внимание уделяется интеграции образовательных областей, так как интеграция образовательной деятельности способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. В этом заключается актуальность данного вопроса.
Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом при проведении образовательной деятельности педагог решает несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.
Конспект занятия предназначен для детей 5-7 лет, воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, родителей, заинтересованных в познавательном развитии детей.
При составлении конспекта использовалась ООПДО, разработанная в соответствии с ФГОС ДО.
Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированного занятия, где дети в доступной игровой форме закрепляют знания о зимующих птицах нашего края.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ |
Организационно-методическая информация |
Содержание |
Примечание |
|||
1. |
Тема занятия |
«Зимующие птицы» |
||||
2. |
Доминирующая образовательная область |
ОО «Познавательное развитие» |
||||
2.1 |
Виды деятельности детей |
Познавательно-исследовательская. Экспериментирование. Опыт «Как крылья помогают при полете птицам»,«Как раскрываются и складываются перья птиц». Рассматривание иллюстраций, наблюдение, сравнение птиц, решение проблемных ситуаций. Восприятие художественной литературы (чтение стихотворения о снегире в конце продуктивной деятельности) Продуктивная. Приклеивание смятой салфетки красного цвета на грудку снегиря. Конструирование. Оформление коллективной творческой работы. Игровая (Д/И «Найди перелетных и зимующих птиц»). Речевая (активизация словарного запаса детей по теме «Зимующие птицы», Речевая игра «Скажи одним словом»). Двигательная. (М/П игра «Тепло, холодно», гимнастика для глаз ). Коммуникативная. (построение диалогов, беседа) Музыкально-художественная. Слушание пения птиц Трудовая. Приведение в порядок своего рабочего места, подкормка птиц. |
||||
3 |
Методы и приемы реализации содержания занятия |
|||||
3.1 |
Общепедагогические методы и приемы |
Методы формирования сознания: закрепление представления о зимующих птицах нашего края. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: правила выполнения аппликации снегиря, выбор цветового решения в раскрашивании частей тела снегиря, пример. Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность (демонстрационный материал по теме, макет кормушки для птиц, фото полета синички); проблемная ситуация (создание), |
||||
3.2 |
Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности |
Художественное слово, беседа, создание проблемной ситуации, игра малой подвижности, гимнастика для глаз, проведение опыта, общение и взаимодействие со сверстниками в ходе экспериментальной деятельности; слушание пения птиц, рефлексия. |
||||
3.3 |
Интеграция образовательных областей |
ОО «Социально – коммуникативное развитие» - продолжать воспитывать гуманные чувства, формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач; - активизировать словарный запас детей (зимующие и перелетные птицы, кормушка, название птиц (синичка, снегирь, клест, воробей, сорока,..), летит, парит, раскрывает, складывает крылья, - учить образовывать в речи сложные слова: желтогрудая, красногрудый, белобока, длиннохвостая, чернокрылая. ОО «Физическое развитие» - формирование у воспитанников потребность в двигательной активности. ОО «Познавательное развитие» - систематизировать знания детей о зимующих птицах, - сформировать знания об особенности крыльев при полете птиц; - развивать поисковую активность, творческое воображение, поисковое мышление на конкретном материале, умение делать выводы; ОО «Художественно-эстетическое развитие» - учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы закрашивания объекта, закреплять приемы работы с клеем; - развивать цветовое восприятие; - формировать умение слушать звуки природы (пение птиц); -формировать навыки коллективной деятельности; |
||||
4. |
Возрастная группа |
Старший дошкольный возраст (5-7лет) |
||||
5. |
Цель |
Обобщить знания детей о зимующих птицах |
||||
6. |
Задачи |
Планируемые результаты |
||||
6.1 |
Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья. Актуализировать словарь детей по лексической теме «Зимующие птицы». |
Сформировались представления о перелетных и зимующих птицах. Дети по внешнему виду узнают птиц нашего края, выделяют основные их особенности. Сформировались навыки выполнения аппликации, как индивидуальная форма работы и совместно со сверстниками. Опираются на словесную инструкцию по выполнению работы. |
||||
6.2 |
Развивать память, творческое воображение, поисковое мышление на конкретном материале; -умение делать вывод и умозаключения; - развивать интерес к занятию через использование различных методов и форм взаимодействия взрослого с детьми. |
Дети активно проявляют интерес к познавательной, творческой и экспериментальной деятельности. Устанавливают причинно-следственные связи. Делают выводы в конце опыта. Активно участвуют в образовательном процессе. |
||||
6.3 |
Воспитывать наблюдательность, желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой, стремление беречь их. Формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к птицам. |
Испытывают потребность в самостоятельном познании темы «Зимующие птицы», проявляют желание заботиться о зимующих птицах, бережному отношению к ним. |
||||
7. |
Возможные затруднения детей и способы их преодоления |
|||||
Затруднения |
Способы преодоления |
|||||
Проведение опытно – экспериментальной деятельности «Как раскрываются и складываются перья птиц», «Как крылья помогают при полете птице» Выполнение творческой работы «Снегирь» |
Использование наглядности (проведение опыта, фото полете синицы). Индивидуальные рекомендации, помощь |
|||||
8. |
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) |
Демонстрационный материал: для опыта: 2 листа белой бумаги, веер, фото синицы в полете; для Д/И : комплект демонстрационных картинок птиц (зимующих, перелетных), 2 мольберта, 2 круга (желтый голубой), схема «общие особенности птиц», образец выполненной работы Снегиря, кормушка для птиц. Раздаточный материал: фломастеры черный и серый, клей, тарелочки, клеенки, заготовка снегиря, салфетки красного цвета 4*4 для аппликации Литературный ряд: чтение стиха о снегире (подведение итога выполненной коллективной работы) Музыкальный ряд: Фонограмма "Пение птиц" (выбрать по желанию интернет-ресурс) Изобразительный ряд: ватман с заготовленным фоном для выполнения коллективной работы «Снегири» |
||||
9. |
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты |
Рассматривание энциклопедий, книг, сюжетных картинок, фотография Просмотр видео презентаций «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Строение пера птиц» Отгадывание загадок о птицах нашего края Наблюдение за птицами на прогулках Чтение : Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы). В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова «Воробьишко», «Умная птичка», Л.Н Толстой «Галка и кувшин». Разучивание стихов С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», «Где обедал воробей» /из цикла «Детки в клетке» Беседы «Что ты знаешь о зимующих птицах?», «Меню птиц», «Зимние гости», «Зачем помогать птицам зимой» |
ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ.
№ |
Этап |
Содержание |
Примечание |
||
I. |
Вводная часть |
||||
1.1 |
Введение в тему |
Создание проблемной ситуации с птичьей кормушкой. Порассуждать о том, каких птиц можно покормить из этой кормушки в холодный период времени, а каких в теплый. Активизация в речи понятий: «перелетные», «зимующие» птицы |
2мин |
||
1.2 |
Мотивация деятельности детей |
Педагог подводит к двум мольбертам с желтым и синим кружочками. С помощью детей выясняется, что эти цвета могут обозначать? (зима и осень) |
3 мин |
||
1.3 |
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) |
Подвести детей к мысли, что необходимо узнать и уточнить какие птицы зимующие, а какие перелетные с помощью Д/И «Найди перелетных и зимующих птиц». Акцентировать внимание детей на зимующих птицах нашего края, обратить внимание на основные внешние черты птиц. |
5 мин Приложение схема |
||
II. |
Основная часть: |
||||
2.1 |
Актуализация ранее приобретенных знаний |
Воспитатель предлагает вспомнить, опираясь на ранее полученный опыт детьми, как ведут себя воробьи в природе. Подводится м/п игра «Тепло-холодно» |
2 мин |
||
2.2 |
Самостоятельная деятельность детей по обобщению полученных знаний |
Педагог предлагает вместе с детьми пройти к столам и выполнить аппликацию птицы «Снегиря» с элементами раскрашивания. Обратить внимание на аккуратность выполнения работы. Далее все выполненные работы детьми приклеиваются на общий фон, создается коллективная работа «Снегири на ветке рябины». |
10 мин |
||
2.3 |
Добывание (сообщение и приятие) нового знания |
Создание проблемной ситуации «Как же летают птицы?». Предположения детей, подвести детей к проведению опытов «Как раскрываются и складываются перья птиц», «Как крылья помогают при полете птице». Обсудить с детьми, что помогает птицам при полете. Сделать выводы. |
5 мин |
||
III. |
Заключительная часть |
||||
3.1 |
Анализ и самоанализ деятельности детей |
Детям предлагается вспомнить, что нового мы узнали? Какой опыт проделывали? Что получилось и какие сделали выводы? Воспитатель обобщает занятие. Релаксация. Итог. |
3 мин |
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ |
Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия |
Содержание |
Примечание |
|
I. |
Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах |
|||
1.1 |
Подборка для родителей художественной литературы о птицах для детей 5-7 лет. |
Размещение на информационном стенде «Читаем с детьми», с целью закрепления освоенного материала в домашних, бытовых условиях. . |
Выполняется родителями совместно с детьми |
|
1.2 |
Выставка детских работ на тему: «Зимующие птицы» |
Оформление выставки. |
Выполняется с педагогом в детском саду. |
|
II. |
Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности |
|||
2.1 |
Ребенок сам |
Дома и в д/саду расширяет полученные знания о зимующих птицах. Просмотр видеороликов, презентаций, фото, энциклопедий о птицах, наблюдение в природе за птицами. |
||
2.2 |
Ребенок по приглашению педагога |
Участвует в выставке поделок |
Список литературы.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — с.
Е.А. Мартынова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»; издательство «Учитель», Волгоград, 2015.
Рощупкина Н. А. Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 311-313.
Приложение.
Речевая игра « скажи, одним словом»
У этой птицы желтая грудка ----желтогрудая синичка
У этой птицы черные крылья ----чернокрылая ворона
У этой птицы красная грудка----красногрудый снегирь
У этой птицы белый бок ------белобокая сорока,
длинный хвост ------длиннохвостая сорока.
Молодцы, ребята.
Подвижная игра «Тепло, холодно»
Дети - это воробьи. По команде «тепло» - летают и чирикают, а по команде «холодно» - нахохливаются и садятся на корточки рядышком друг с другом.
Гимнастика для глаз «Снегирь»Проследить глазами за полетом снегиря. Вот снегирь полетел вверх. Полетела влево. Вниз опустилась. Вправо полетела. Закружился над деревьями.
Опыт «Как крылья помогают при полете»
Цель: расширить представления детей о полете птиц.
Материал: два листа бумаги
Два листа бумаги, один ровный, гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? Почему? А давайте проверим.
Бумажный шарик падает очень быстро, как камень, тяжелый. А гладкий лист – медленно, он легкий, широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может лететь. Даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом, она опирается на воздух.
Опыт «Как раскрываются и складываются перья птиц»
Цель: пополнить познавательные знания детей о приеме складывания и раскладывания перьев при полете у птиц.
Материал: веер
На примере веера можно увидеть как складываются и раскладываются перья, когда птица взлетает и садится. А на земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает.
Художественное слово
Снегири рябину ели
— Нет вкуснее ужина!
Даже брюшки покраснели
От такого кушанья
Образец Снегиря для коллективно- творческой работы
Зарипова Альфия Мидхатовна
Любовь Витальевна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Порошина Ольга Анатольевна
Зарипова Альфия Мидхатовна