"Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения
Интегрированные уроки биологии и физической культуры
Для того, повысить интерес к урокам. Научить более полно и глубоко осмыслить изучаемый программный материал, вовлечь их в самостоятельную, познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, на методическом объединении школы было решено провести серию интегрированных уроков биологии и физической культуры. В методических журналах. Пособиях чаще всего встречаются разработки интегрированных уроков биологии с химией и физикой. Интеграция с физической культурой встречается очень редко.
Были использованы материалы учебников биологии, журналов «Биология в школе» и «Физическая культура в школе» разных лет, газеты «Спорт в школе», методические пособия для проведения лабораторных работ по биологии человека, а также различные медицинские справочники.
Главной целью наших интегрированных уроков является развитие личности обучающегося при приоритете сохранения его здоровья. Одним из факторов успешного развития личности и сохранения здоровья является создание условий психологического комфорта, которые предполагают наличие атмосферы творчества, сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации.
Данный урок был проведен на районном методическом объединении учителей физической культуры, где получили высокую оценку коллег.
Урок по теме
«Значение физических упражнений для формирования системы
опоры и движения»
Цель и задачи:
- раскрыть условия формирования аппарата опоры и движения;
- рассмотреть физические упражнения, спорта и труда на развитие системы опоры и движения;
- выявить причины нарушения осанки, меры их предупреждения и исправления.
Оборудование: таблицы «Строение скелета человека» и «Мышцы», тетрадь, ручка, сантиметровая линейка, калькулятор.
Ход урока:
Построение, приветствие, сообщение темы урока и задач урока
(учитель физической культуры).
Фронтальный опрос (учитель биологии):
- для чего нужна правильная осанка?
- назовите внешние признаки нарушения осанки.
- от чего зависит правильная осанка?
- как влияет правильная осанка на жизнедеятельность человека?
3) Индивидуальное домашнее задание, подготовленное учащимися.
Учащийся рассказывает о типах искривление позвоночника и его причинах,
О развитии плоскостопия и способах его предупреждения.
Разминка: ходьба, бег (учитель физической культуры).
Практическая работа: «Правильная осанка» (учитель биологии).
Цель работы: определить правильность осанки.
Оборудование: сантиметров линейка, ручка, тетрадь, калькулятор.
Для вычисления показателя состояния осанки измеряют расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевыми суставами. Измерение осанки рассчитываются по формуле:
А = (Ширина плеч/ Величина дуги спины) х100%,
Где А – показатель состояния осанки.
Полученные результаты сравниваются со среднестатистическими. Учащиеся делают вывод о состоянии своей осанки.
Оценка полученных результатов: в норме показатель состояния осанки колеблется в пределах 100- 110%. Если он менее 90 или более 125%, то это свидетельствует о выраженном нарушения осанки. Соотношение между окружностью талии и ростом в норме составляет 45%.
Домашнее задание учащегося. Учащийся демонстрирует упражнения со скакалкой для укрепления мышц и брюшного пресса.
- И.П. – скакала, сложенная в четверо, внизу. 1-подняться на носки, скакалка вверху, 2- скакалка за головой, 3-положение счета1, 4 -и.п.
- И.П.- скакала, сложенная в четверо, за головой, стойка, ноги врозь.
1- полуприсед, поворот туловища на вправо, скакалка в вверх,2- и.п. 3- то же, что на счет 1, но поворот в другую сторону, 4 – и.п.
- И.П.- скакалка вверху, сложенная в четверо, 1- наклон вниз, скакалкой коснуться пола;2- приподнимая пяти, пронести скакалку под ногами.
- И.П. – стойка ноги врозь, скакалка сложена в двое, на головой. 1- присед, скакалка вперед, 2- и.п.
- И.П. - скакалка в руках. Прыжки через скакалку.
7) Закрепление материала
- показать на таблице мышцы, которые были задействованы в данных упражнениях и назвать их.
- влияет ли плоскостопие на осанку?
- можно ли по походке определить нарушение осанки?
- для чего нужна правильная осанка?
- до какого возраста формируется осанка?
- покажите и назовите отделы позвоночника.
- покажите и назовите основные мышцы.
- как называется понижение двигательной активности?
8) Самоанализ урока учащимися. Учащиеся обсуждают свою работу на уроке, значение изученной темы для каждого из них. Совместно с преподавателями выставляют оценки за урок.
9) Домашнее задание. Учащимся предлагается выполнить комплекс упражнений для профилактики искривления позвоночника и плоскостопия.