Сценарий интегрированного урока биологии и физкультуры по теме «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц, для укрепления здоровья»
Сценарий интегрированного урока биологии и физкультуры по теме «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц, для укрепления здоровья».
Авторы урока Нечаева Татьяна Александровна – учитель биологии – наставник и Филина Екатерина Александровна – учитель физической культуры и ОБЖ – молодой педагог МБОУ «Долгощельская средняя школа Мезенского района (филиал «Соянская средняя школа»)
Технологическая карта изучения темы
Предмет | биология – физкультура |
Класс | 8 |
Тип урока | Урок систематизации и обобщения знаний и умений |
Форма урока | Урок - исследование |
Технология построения урока | Интегрированный урок биология – физкультура |
Методы | Проблемный, исследовательский. |
Тема | «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц, для укрепления здоровья». |
Цель | Обеспечить условия для формирования устойчивого убеждения в необходимости физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья с учетом индивидуальных физических особенностей. |
Задачи | Образовательные: Актуализировать ранее полученные знания о строении, работе и утомлении мышц через практические упражнения в условиях урока физкультуры. Способствовать применению знаний в новой учебной ситуации. Закрепить понятие о пластическом и энергетическом обмене веществ как единстве противоположностей. Обобщить и углубить знания о работе мышц. Сформулировать принципы развития – опорно-двигательного аппарата Развивающие: Продолжить развитие умений мыслить логически, делать обобщения и выводы. Продолжить развитие умений строить связанный, логичный ответ. Формировать навык самоконтроля за своим здоровьем. Способствовать формированию коммуникативных навыков школьников. Воспитательные: Способствовать формированию положительного отношения к активному образу жизни. Воспитывать в детях бережное отношение к своему здоровью. Акцентировать внимание школьников на значении мышечной активности, физического труда и занятий спортом для формирования и развития организма подростка. |
Основное содержание | Строение мышц, работа мышц, обмен веществ. |
Образовательные ресурсы | Литература: Н.И. Сонин, М.Р. Сапин Биология: Человек, 8 класс Раздаточный материал: индивидуальные листы учёта пульса, карточка – задание «Принципы развития опорно-двигательного аппарата» Оборудование к уроку: таблица «Влияние физических упражнений на организм», плакат-рисунок «Строение мышцы», плакат - логический опорный конспект «Обмен веществ», спортивное оборудование (скакалки, гантели, штанга), секундомер, скамейки. |
ФОПД | Парная, фронтальная |
Планируемые результаты | Предметные (биология): устанавливать причинно-следственные связи между работой органов опорно-двигательного аппарата и физиологическими процессами, происходящими в организме, уметь владеть мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение. Предметные (физкультура): представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека. Личностные УУД: развитие памяти, мышления, внимания у обучающихся; понимание важности систематических занятий физической культуры для формирования скелета, мышц и укрепления здоровья; понимание важности соблюдения правил личной безопасности. Регулятивные УУД: определять цели и задачи, осознавать проблемный вопрос в учебной деятельности, использовать различные средства достижения цели учебной деятельности, оценивать степень достижения цели урока. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, проводить анализ и синтез учебного материала, формулирование выводов. Коммуникативные УУД: слушать и слышать речь одноклассников, излагать свои мысли в соответствии с задачами урока. |
Сценарий интегрированного урока по теме «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц, для укрепления здоровья».
Урок проводится в спортивном зале.
Ход урока:
1. Организационный момент (учитель биологии и физкультуры).
Урок начинается с мини-сценки в исполнении учителей.
Учитель физкультуры выясняет причины отсутствия учеников на прошлом уроке физкультуры: Никитина, почему ты отсутствовала на прошлом уроке? Что за причина?
Никитина (учитель биологии): А я… это… вчера ногу подвернула. Левую… Нет, правую. Ну, в общем, обе…
Учитель физкультуры: Понятно. А с тобой, Сидорова, что стряслось? Тоже ногу подвернула?
Сидорова (учитель биологии): Нет, у меня горло болит…Простыла сильно.
Учитель физкультуры: Простыла, говоришь? Почему тогда повязка на ноге, а не на горле?
Сидорова (учитель биологии): Так она это… просто...сползла.
Учитель физкультуры: Понятненько! Ну, а ты, Ковалева, что скажешь в свое оправдание?
Ковалева (учитель биологии): Так мне вчера пацаны из нашего класса сказали, что вас сегодня вообще в школе не будет. Что вы поехали на соревнования по карате…и урока физкультуры не будет
Учитель физкультуры обращается к ученикам: Здравствуйте, ребята! Какую проблему вы увидели в этой сценке?
Обучающиеся (предполагаемый ответ): Проблема в том, что мы неохотно идем на урок физкультуры, стараясь при любом удобном случае взять справку.
Учитель физкультуры: Я обратилась за помощью к учителю биологии и пригласила к нам на урок. Как вы думаете, с какой целью?
Обучающиеся (предполагаемый ответ): Чтобы помочь вам исправить сложившуюся ситуацию.
Учитель биологии: Здравствуйте, ребята! Совместно с учителем физкультуры мы начинаем интегрированный урок по теме «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц, для укрепления здоровья». Какую цель мы сможем поставить перед началом урока?
Обучающиеся (предполагаемый ответ): Рассмотреть значение физических упражнений с точки зрения биологии, доказать необходимость посещения уроков физкультуры.
Учитель биологии: Сегодня на уроке физкультуры я предлагаю вам провести биологическое исследование. Как вы думаете, что станет объектом исследования, а что предметом исследования?
Обучающиеся (предполагаемый ответ): Объект - организм, а предмет – мышцы.
Учитель биологии дополняет ответы обучающихся: Объект – организм, а предмет – физиологические процессы, которые происходят в мышцах или в организме целом при выполнении физических упражнений. Используя знания, полученные на уроках биологии, приобретая новые в ходе исследования, вы сможете самостоятельно разобраться, что происходит в организме во время физических упражнений, а, следовательно, понять, в чём же заключается их польза. Результатом вашего исследования станет выработка принципов развития опорно – двигательного аппарата.
Учитель физкультуры: В ходе урока каждый из вас будет вести записи показателей своего пульса. (Выдает индивидуальные листы учёта пульса).
Индивидуальный лист учета пульса
Фамилия имя | Пульс (начало урока) | Пульс после разминки | Пульс после 1 упражнения (спокойный темп) | Пульс после 2 упражнения (за 1 минуту на результат) | Пульс после 3 Упражнения (за 1 минуту на нагрузку) |
| | | | | |
Будьте смелее и активнее, сегодня есть прекрасная возможность получить за один урок две оценки: по биологии и по физкультуре.
Первое измерение пульса. Запись данных.
2. Актуализация знаний. Биологическая разминка (проводит учитель биологии).
а) Какие органы вашего организма интенсивнее всего задействованы на уроках физкультуры? (ответ: Мышцы и кости)
б) давайте вспомним, что такое мышцы?
(ответ: Мышцы – это орган движения, активная часть опорно–двигательного аппарата).
в ) используя таблицу – рисунок, расскажите о строении мышц.
Схематический рисунок «Строение мышцы». Автор – учитель биологии Нечаева ТА
(ответ: Мышечное волокно, сократительная белковая нить, мышечные пучки, соединительнотканная оболочка, кровеносные сосуды, нервные окончания, сухожилия, бугристая поверхность кости).
Физическая разминка (проводит учитель физкультуры).
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Плавно наклонить голову вперед, затем вернуть ее в вертикальное положение. Не дергайте плечами. Повторить упражнение 10-15 раз.
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения головой с 1 до 4 по часовой стрелке, с 4 до 8 против часовой стрелки. Упражнение повторить 12-15 раз.
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Рывки руками. На счет 1-2 делать рывки локтями назад. На счет 3-4 повернуть корпус направо и делать рывки разогнутыми руками в стороны. Вернуться в исходное положение, сделать то же самое поворачивая корпус в другую сторону. Повторить упражнение 10-15 раз.
4. Исходное положение: ноги на ширине плеч. Руки к плечам — круговые вращения руками. На счет 1-4 вперед. На счет 5-8 назад. Повторить упражнение 8-10 раз.
Исходное положение: ноги врозь (средняя стойка) стопы параллельно, руки на поясе. 1- 3 плавные наклоны вперед (ноги в коленях не сгибать, стараться коснуться пола руками), 4- прогнуться назад.
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выпад правой ногой вперед, три пружинистых покачивания. То же, выпад левой ногой. Повторить упражнение 8-10 раз.
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выпад сначала правой ногой в сторону, сделать три пружинистых покачивания, затем сменить ноги. Повторить упражнение 10-15 раз.
Исходное положение: ноги на ширине плеч, прямые руки вытянуты перед собой. Поочередные махи ногами вперед, доставая носками руки. Повторить упражнение 10-15 раз.
Бег: высоко поднятое бедро, приставной шаг, медленный бег, чередуя с ускорением.
Ходьба для восстановления дыхания 30 сек.
Исходное положение — ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Восстанавливаем дыхание — на вдохе поднять руки вверх, приподняться на носки, задержать дыхание, потянуться, с выдохом опустить руки через стороны, опуститься на всю стопу. Повторить 10-12 раз.
Второе измерение пульса. Запись данных.
Обобщение и систематизация знаний.
Исследование по теме «Что такое утомление и от чего оно зависит?» Формулирование первых выводов, аргументация активного отдыха (учитель биологии и физкультуры).
Учитель биологии: приступаем к исследованию. В ходе выполнения физических упражнений вы будете наблюдать за состоянием собственного организма, вести подсчет измерений пульса, формулировать выводы по результатам наблюдения.
Учитель физкультуры проводит инструктаж по технике безопасности и организует упражнения на скакалке и с гантелями.
Работа в парах. Девочки прыгают на скакалке, а мальчики поднимают гантели в спокойном темпе за 1 минуту.
Третье измерение пульса. Запись данных.
Работа в парах. Девочки прыгают на скакалке на количество, а мальчики поднимают гантели на количество за 1 минуту. Их партнеры делают подсчеты, фиксируют результаты. Затем меняются местами.
Четвёртое измерение пульса. Запись данных.
Учитель физкультуры проводит перекличку с классом, выясняет, кто из испытуемых прыгнул большее количество раз или поднял гантели большее количество раз для ведения учета активности и успехов испытуемых.
Работа в парах. Девочки прыгают на скакалке на одной ноге, а мальчики (или один испытуемый) поднимают гантели большего веса (можно штангу), за 1 минуту. Их партнеры делают подсчеты, фиксируют результаты. Затем меняются местами.
Пятое измерение пульса. Запись данных.
Учитель физкультуры организует активный отдых, смену деятельности.
Учитель биологии проводит фронтальную беседу с классом по результатам биологического эксперимента: Расскажите о своём состоянии или состоянии одноклассников?
Обучающиеся (фронтально) рассказывают о своих ощущениях или состоянии одноклассников, анализируют показатели измерений пульса:
Участилось дыхание, порозовела кожа, обильное потоотделение, возросла частота сердечных сокращений, участился пульс на начало урока… на выходе после максимальной нагрузки…, устали, дискомфорт в мышцах, хочется отдохнуть.
Учитель биологии комментирует ответы обучающихся: В ходе интенсивных физических упражнений наступило утомление мышц. Попробуйте объяснить, что такое утомление мышц?
Обучающиеся (возможные варианты ответов): Мышцы отказываются работать, ослабление силы в мышцах, снижение работоспособности мышц и др
Учитель биологии подводит обучающихся к формулированию выводов по результатам биологического эксперимента: В каком из двух случаев (в первом – спокойный темп или втором – упражнение на скорость) утомление наступило быстрее?
Обучающиеся: утомление быстрее наступило во втором случае.
Учитель биологии: В каком из трёх случаев (спокойный темп, упражнение на скорость, упражнение на нагрузку) утомление наступило быстрее?
Обучающиеся: утомление быстрее наступило в третьем случае.
Учитель физкультуры продолжает фронтальную беседу: Есть ли в классе ученики, у которых частота пульса не изменилась? Объясните, почему?
Обучающиеся: возможны два варианта ответа:
если в классе присутствуют ученики, которым противопоказана в данный момент физическая нагрузка, они присутствуют, но не выполняют упражнения, их частота пульса не изменилась.
если в классе присутствуют ученики, которые занимаются спортом, их частота пульса растёт плавно.
Учитель биологии: как вы думаете, правильно ли поступил учитель физкультуры, предложив вам смену деятельности?
Обучающиеся: правильно. При активном отдыхе утомление проходит скорее, и работоспособность восстанавливается скорее.
Дополнение учителя физкультуры: утомление мышц и влияние на их работоспособность ритма сокращений и величины нагрузки изучал русский физиолог И.М. Сеченов. Он доказал ошибочность представления о том, что лучший способ восстановления работоспособности – это полный покой. Он сравнивал, как восстанавливается работоспособность в условиях полного пассивного отдыха и при смене одного вида деятельности другим, т.е. в условиях активного отдыха. Оказалось, что утомление проходит скорее при активном отдыхе.
Учитель биологии: какой вывод можно сделать по результатам исследования?
Обучающиеся формулируют вывод: утомление – это временное снижение работоспособности мышц, оно зависит от скорости выполнения упражнения и от нагрузки.
5.Применение знаний и умений в новой ситуации. Решение проблемного вопроса: Почему происходит утомление? Обоснование значения физических упражнений.
Учитель биологии задает проблемный вопрос: почему происходит утомление? и предлагает обучающимся в помощь для решения вопроса плакат - логический опорный конспект по теме «Обмен веществ».
ЛОК «Обмен веществ». Автор Нечаева ТА
Учитель биологии: используя закодированную информацию в опорном конспекте, сформулируйте понятия, что такое энергетический и что такое пластический обмен?
Обучающиеся: пластический обмен – это синтез белков из аминокислот, жиров из жирных кислот и глицерина, углеводов из глюкозы с использованием энергии, энергетический обмен – это процесс распада аминокислот, жирных кислот и глицерина, глюкозы на простые вещества воду, углекислый газ, аммиак с выделением энергии.
Учитель биологии: используя опорный конспект, собственные наблюдения за организмом, которые вы отметили в ходе физических упражнений, объясните, какой обмен шёл активнее в мышцах при выполнении упражнений? расскажите об этом.
Обучающиеся: во время физических упражнений активнее идёт энергетический обмен. Сокращаясь, мышца производит механическую работу. Это связано с расходом энергии. Источником энергии для движения и служит энергетический обмен, в ходе которого вещества, полученные из пищи при участии кислорода расщепляются до углекислого газа и воды с выделением энергии. Выделяемая при расщеплении энергия расходуется на осуществление движений, а часть рассеивается в виде теплоты. Это подтверждается нашим самочувствием: учащаются дыхание и кровообращение, нам стало жарко, усилилось потоотделение.
Учитель биологии: что происходит в мышечной клетке с увеличением нагрузки и скорости?
Обучающиеся: чем больше работает мышца, тем больше требуется энергии, тем больше требуется кислорода, питательных веществ и тем больше накапливается в ней продуктов обмена веществ.
Учитель физкультуры: к каким последствиям приводит накопление продуктов обмена в мышцах?
Обучающиеся приходят к выводу: накопление в мышце продуктов распада является причиной утомления мышц.
Учитель биологии дополняет вывод обучающихся: совершенно верно. Существует еще одна причина утомления мышц. Мышце в момент максимальной нагрузки не хватает кислорода и питательных веществ, несмотря на учащённое дыхание и сердцебиение. Несоответствие между кровоснабжением мышц и всё возрастающими потребностями в питательных веществах и кислороде – вторая причина наступления утомления мышц.
Учитель физкультуры обращается к обучающимся: из сказанного вами следует, что мышечная работа сводится только к затрате энергии и сопровождается утомлением. В чём же заключается польза физических упражнений?
Учитель биологии: прошу обратится к опорному конспекту «Обмен веществ» и использовать в ответе таблицу «Влияние физических упражнений на организм».
Можно ли утверждать, что только энергетический обмен происходит в клетке при выполнении физических упражнений? Ответ на него и станет началом вашего рассуждения.
Обучающиеся: в клетке параллельно с энергетическим обменом происходит пластический обмен – биосинтез белков, жиров и углеводов. Благодаря веществам количество сократительных волокон в мышце увеличивается, мышца растёт, утолщается, увеличивается в объёме. В месте, где мышца прикрепляется к кости, увеличивается бугристая поверхность, кость растёт, становится прочнее. Таким образом, чем сильнее развиваются мышцы тела, тем прочнее становятся кости скелета.
Учитель биологии: кто продолжит рассуждения дальше? Можно ли утверждать: при выполнении физических упражнений работают только мышцы и кости? Как работают другие системы органов в момент мышечных сокращений? Обратимся к наблюдениям в ходе биоэксперимента.
Обучающиеся: мышечная работа сопровождается изменениями в деятельности других систем: активизируется работа кровеносной системы, дыхательной системы, выделительной системы, нервной системы. Не только мышцы получают больше кислорода, но и другие ткани и органы, активнее протекает обмен веществ в них. Таким образом, физические упражнения оказывают благоприятное влияние на весь организм, человек становится здоровым, сильным и красивым. Поэтому важно посещения уроки физкультуры.
Учитель физкультуры: достаточно ли одного урока физкультуры, чтобы добиться положительного результата физических упражнений на организм подростка?
Обучающиеся: нет, для развития мышц важно систематическое посещение уроков физкультуры, физическая нагрузка, тренировка, отсутствие же систематических тренировок, непосещение физкультуры ослабляет мышцы, делает подростка слабым и хилым.
Учитель биологии: русский борец Иван Поддубный 33 года был чемпионом мира. Он так и остался непобеждённым богатырём, возведённым в ранг национального героя. Даже в 66 лет он не оставил занятий спортом. Загадка спортивного долголетия? Однако разгадка крылась в его режиме, в систематических тренировках. Поддубный не курил и не пил спиртного. Тренированные мышцы Поддубного не уступали по объёму и крепости мышцам молодых.
6. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий.
Учитель физкультуры организует работу в парах и предлагает обучающимся разработать принципы развития опорно – двигательного аппарата и записать свои ответы в карточки.
Карточка – задание «Принципы развития опорно-двигательного аппарата»: опираясь на полученные в ходе урока результаты, сформулируйте принципы опорно-двигательного аппарата.
Полученные результаты | Принципы развития опорно-двигательного аппарата |
Чем больше скорость и нагрузка, тем быстрее наступает утомление. Как этого избежать? | |
Что эффективнее для восстановления мышц: покой или активный отдых? | |
Стоит ли прогуливать уроки физкультуры? | |
Обучающиеся разрабатывают принципы и обмениваются информацией. Предполагаемые ответы обучающихся:
Полученные результаты | Принципы развития опорно-двигательного аппарата |
Чем больше скорость и нагрузка, тем быстрее наступает утомление. Как этого избежать? | 1.Подобрать среднюю величину скорости и нагрузки. 2.Подобрать скорость и нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями организма. |
Что эффективнее для восстановления мышц: покой или активный отдых? | Восстанавливать работоспособность мышц в условиях активного отдыха. |
Стоит ли прогуливать уроки физкультуры? | Посещать уроки физкультуры регулярно и заниматься физическими упражнениями систематически. |
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Учитель биологии и физкультуры).
Учитель биологии: подведём итог нашему уроку. Сегодня заслуженно получают оценки…………….
Учитель физкультуры: заканчивая наш урок, хочется пожелать вам, ребята, чтобы вы помнили, что ваше здоровье, в ваших руках. Берегите и укрепляйте его!!! Сегодня заслуженно получают оценки…………….
Учитель биологии: вернемся к теме и цели урока. Достигли ли мы её? Если вам было полезно и интересно на уроке: похлопайте, пожалуйста, в ладоши, если нет, то потопайте ногами. Спасибо за работу. До новых встреч!
3
Кияйкина Наталья Федоровна
Нечаева Татьяна Александровна
Фалина Ирина Валериевна
Нечаева Татьяна Александровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Нечаева Татьяна Александровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Нечаева Татьяна Александровна