Сценарий интегрированного урока биологии и физкультуры по теме «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц, для укрепления здоровья»

11
8
Материал опубликован 2 April 2022 в группе

Сценарий интегрированного урока биологии и физкультуры по теме «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц, для укрепления здоровья».

Авторы урока Нечаева Татьяна Александровна – учитель биологии – наставник и Филина Екатерина Александровна – учитель физической культуры и ОБЖ – молодой педагог МБОУ «Долгощельская средняя школа Мезенского района (филиал «Соянская средняя школа»)

Технологическая карта изучения темы

Предмет

биология – физкультура

Класс

8

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Форма урока

Урок - исследование

Технология построения урока

Интегрированный урок биология – физкультура

Методы

Проблемный, исследовательский.

Тема

«Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц, для укрепления здоровья».

Цель

Обеспечить условия для формирования устойчивого убеждения в необходимости физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья с учетом индивидуальных физических особенностей.

Задачи

Образовательные:

Актуализировать ранее полученные знания о строении, работе и утомлении мышц через практические упражнения в условиях урока физкультуры.

Способствовать применению знаний в новой учебной ситуации.

Закрепить понятие о пластическом и энергетическом обмене веществ как единстве противоположностей.

Обобщить и углубить знания о работе мышц.

Сформулировать принципы развития – опорно-двигательного аппарата

Развивающие:

Продолжить развитие умений мыслить логически, делать обобщения и выводы.

Продолжить развитие умений строить связанный, логичный ответ.

Формировать навык самоконтроля за своим здоровьем.

Способствовать формированию коммуникативных навыков школьников.

Воспитательные:

Способствовать формированию положительного отношения к активному образу жизни.

Воспитывать в детях бережное отношение к своему здоровью.

Акцентировать внимание школьников на значении мышечной активности, физического труда и занятий спортом для формирования и развития организма подростка.

Основное содержание

Строение мышц, работа мышц, обмен веществ.

Образовательные ресурсы

Литература: Н.И. Сонин, М.Р. Сапин Биология: Человек, 8 класс

Раздаточный материал: индивидуальные листы учёта пульса, карточка – задание «Принципы развития опорно-двигательного аппарата»

Оборудование к уроку: таблица «Влияние физических упражнений на организм», плакат-рисунок «Строение мышцы», плакат - логический опорный конспект «Обмен веществ»,

спортивное оборудование (скакалки, гантели, штанга), секундомер, скамейки.

ФОПД

Парная, фронтальная

Планируемые результаты


























Предметные (биология): устанавливать причинно-следственные связи между работой органов опорно-двигательного аппарата и физиологическими процессами, происходящими в организме, уметь владеть мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение.

Предметные (физкультура): представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека.

Личностные УУД: развитие памяти, мышления, внимания у обучающихся; понимание важности систематических занятий физической культуры для формирования скелета, мышц и укрепления здоровья; понимание важности соблюдения правил личной безопасности.

Регулятивные УУД: определять цели и задачи, осознавать проблемный вопрос в учебной деятельности, использовать различные средства достижения цели учебной деятельности, оценивать степень достижения цели урока.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, проводить анализ и синтез учебного материала, формулирование выводов.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать речь одноклассников, излагать свои мысли в соответствии с задачами урока.

Сценарий интегрированного урока по теме «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц, для укрепления здоровья».

Урок проводится в спортивном зале.

Ход урока:

1. Организационный момент (учитель биологии и физкультуры).

Урок начинается с мини-сценки в исполнении учителей.

Учитель физкультуры выясняет причины отсутствия учеников на прошлом уроке физкультуры: Никитина, почему ты отсутствовала на прошлом уроке? Что за причина?

Никитина (учитель биологии): А я… это… вчера ногу подвернула. Левую… Нет, правую. Ну, в общем, обе…

Учитель физкультуры: Понятно. А с тобой, Сидорова, что стряслось? Тоже ногу подвернула?

Сидорова (учитель биологии): Нет, у меня горло болит…Простыла сильно.

Учитель физкультуры: Простыла, говоришь? Почему тогда повязка на ноге, а не на горле?

Сидорова (учитель биологии): Так она это… просто...сползла.

Учитель физкультуры: Понятненько! Ну, а ты, Ковалева, что скажешь в свое оправдание?

Ковалева (учитель биологии): Так мне вчера пацаны из нашего класса сказали, что вас сегодня вообще в школе не будет. Что вы поехали на соревнования по карате…и урока физкультуры не будет

Учитель физкультуры обращается к ученикам: Здравствуйте, ребята! Какую проблему вы увидели в этой сценке?

Обучающиеся (предполагаемый ответ): Проблема в том, что мы неохотно идем на урок физкультуры, стараясь при любом удобном случае взять справку.

Учитель физкультуры: Я обратилась за помощью к учителю биологии и пригласила к нам на урок. Как вы думаете, с какой целью?

Обучающиеся (предполагаемый ответ): Чтобы помочь вам исправить сложившуюся ситуацию.

Учитель биологии: Здравствуйте, ребята! Совместно с учителем физкультуры мы начинаем интегрированный урок по теме «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц, для укрепления здоровья». Какую цель мы сможем поставить перед началом урока?

Обучающиеся (предполагаемый ответ): Рассмотреть значение физических упражнений с точки зрения биологии, доказать необходимость посещения уроков физкультуры.

Учитель биологии: Сегодня на уроке физкультуры я предлагаю вам провести биологическое исследование. Как вы думаете, что станет объектом исследования, а что предметом исследования?

Обучающиеся (предполагаемый ответ): Объект - организм, а предмет – мышцы.

Учитель биологии дополняет ответы обучающихся: Объект организм, а предмет – физиологические процессы, которые происходят в мышцах или в организме целом при выполнении физических упражнений. Используя знания, полученные на уроках биологии, приобретая новые в ходе исследования, вы сможете самостоятельно разобраться, что происходит в организме во время физических упражнений, а, следовательно, понять, в чём же заключается их польза. Результатом вашего исследования станет выработка принципов развития опорно – двигательного аппарата.

Учитель физкультуры: В ходе урока каждый из вас будет вести записи показателей своего пульса. (Выдает индивидуальные листы учёта пульса).

Индивидуальный лист учета пульса

Фамилия имя

Пульс

(начало урока)

Пульс после

разминки

Пульс после

1 упражнения (спокойный темп)

Пульс после 2 упражнения (за 1 минуту на результат)

Пульс после 3

Упражнения (за 1 минуту на нагрузку)








Будьте смелее и активнее, сегодня есть прекрасная возможность получить за один урок две оценки: по биологии и по физкультуре.

Первое измерение пульса. Запись данных.

2. Актуализация знаний. Биологическая разминка (проводит учитель биологии).

а) Какие органы вашего организма интенсивнее всего задействованы на уроках физкультуры? (ответ: Мышцы и кости)

б) давайте вспомним, что такое мышцы?

(ответ: Мышцы – это орган движения, активная часть опорно–двигательного аппарата).

вt1648886018aa.jpg ) используя таблицу – рисунок, расскажите о строении мышц.











Схематический рисунок «Строение мышцы». Автор – учитель биологии Нечаева ТА



(ответ: Мышечное волокно, сократительная белковая нить, мышечные пучки, соединительнотканная оболочка, кровеносные сосуды, нервные окончания, сухожилия, бугристая поверхность кости).

Физическая разминка (проводит учитель физкультуры).

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Плавно наклонить голову вперед, затем вернуть ее в вертикальное положение. Не дергайте плечами. Повторить упражнение 10-15 раз.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения головой с 1 до 4 по часовой стрелке, с 4 до 8 против часовой стрелки. Упражнение повторить 12-15 раз.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Рывки руками. На счет 1-2 делать рывки локтями назад. На счет 3-4 повернуть корпус направо и делать рывки разогнутыми руками в стороны. Вернуться в исходное положение, сделать то же самое поворачивая корпус в другую сторону. Повторить упражнение 10-15 раз.

4. Исходное положение: ноги на ширине плеч. Руки к плечам — круговые вращения руками. На счет 1-4 вперед. На счет 5-8 назад. Повторить упражнение 8-10 раз.

Исходное положение: ноги врозь (средняя стойка) стопы параллельно, руки на поясе. 1- 3 плавные наклоны вперед (ноги в коленях не сгибать, стараться коснуться пола руками), 4- прогнуться назад.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выпад правой ногой вперед, три пружинистых покачивания. То же, выпад левой ногой. Повторить упражнение 8-10 раз.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выпад сначала правой ногой в сторону, сделать три пружинистых покачивания, затем сменить ноги. Повторить упражнение 10-15 раз.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, прямые руки вытянуты перед собой. Поочередные махи ногами вперед, доставая носками руки. Повторить упражнение 10-15 раз.

Бег: высоко поднятое бедро, приставной шаг, медленный бег, чередуя с ускорением.

Ходьба для восстановления дыхания 30 сек.

Исходное положение — ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Восстанавливаем дыхание — на вдохе поднять руки вверх, приподняться на носки, задержать дыхание, потянуться, с выдохом опустить руки через стороны, опуститься на всю стопу. Повторить 10-12 раз. 

Второе измерение пульса. Запись данных.

Обобщение и систематизация знаний.

Исследование по теме «Что такое утомление и от чего оно зависит?» Формулирование первых выводов, аргументация активного отдыха (учитель биологии и физкультуры).

Учитель биологии: приступаем к исследованию. В ходе выполнения физических упражнений вы будете наблюдать за состоянием собственного организма, вести подсчет измерений пульса, формулировать выводы по результатам наблюдения.

Учитель физкультуры проводит инструктаж по технике безопасности и организует упражнения на скакалке и с гантелями.

Работа в парах. Девочки прыгают на скакалке, а мальчики поднимают гантели в спокойном темпе за 1 минуту.

Третье измерение пульса. Запись данных.

Работа в парах. Девочки прыгают на скакалке на количество, а мальчики поднимают гантели на количество за 1 минуту. Их партнеры делают подсчеты, фиксируют результаты. Затем меняются местами.

Четвёртое измерение пульса. Запись данных.

Учитель физкультуры проводит перекличку с классом, выясняет, кто из испытуемых прыгнул большее количество раз или поднял гантели большее количество раз для ведения учета активности и успехов испытуемых.


Работа в парах. Девочки прыгают на скакалке на одной ноге, а мальчики (или один испытуемый) поднимают гантели большего веса (можно штангу), за 1 минуту. Их партнеры делают подсчеты, фиксируют результаты. Затем меняются местами.

Пятое измерение пульса. Запись данных.

Учитель физкультуры организует активный отдых, смену деятельности.


Учитель биологии проводит фронтальную беседу с классом по результатам биологического эксперимента: Расскажите о своём состоянии или состоянии одноклассников?

Обучающиеся (фронтально) рассказывают о своих ощущениях или состоянии одноклассников, анализируют показатели измерений пульса:

Участилось дыхание, порозовела кожа, обильное потоотделение, возросла частота сердечных сокращений, участился пульс на начало урока… на выходе после максимальной нагрузки…, устали, дискомфорт в мышцах, хочется отдохнуть.

Учитель биологии комментирует ответы обучающихся: В ходе интенсивных физических упражнений наступило утомление мышц. Попробуйте объяснить, что такое утомление мышц?

Обучающиеся (возможные варианты ответов): Мышцы отказываются работать, ослабление силы в мышцах, снижение работоспособности мышц и др

Учитель биологии подводит обучающихся к формулированию выводов по результатам биологического эксперимента: В каком из двух случаев (в первом – спокойный темп или втором – упражнение на скорость) утомление наступило быстрее?

Обучающиеся: утомление быстрее наступило во втором случае.

Учитель биологии: В каком из трёх случаев (спокойный темп, упражнение на скорость, упражнение на нагрузку) утомление наступило быстрее?

Обучающиеся: утомление быстрее наступило в третьем случае.

Учитель физкультуры продолжает фронтальную беседу: Есть ли в классе ученики, у которых частота пульса не изменилась? Объясните, почему?

Обучающиеся: возможны два варианта ответа:

если в классе присутствуют ученики, которым противопоказана в данный момент физическая нагрузка, они присутствуют, но не выполняют упражнения, их частота пульса не изменилась.

если в классе присутствуют ученики, которые занимаются спортом, их частота пульса растёт плавно.

Учитель биологии: как вы думаете, правильно ли поступил учитель физкультуры, предложив вам смену деятельности?

Обучающиеся: правильно. При активном отдыхе утомление проходит скорее, и работоспособность восстанавливается скорее.

Дополнение учителя физкультуры: утомление мышц и влияние на их работоспособность ритма сокращений и величины нагрузки изучал русский физиолог И.М. Сеченов. Он доказал ошибочность представления о том, что лучший способ восстановления работоспособности – это полный покой. Он сравнивал, как восстанавливается работоспособность в условиях полного пассивного отдыха и при смене одного вида деятельности другим, т.е. в условиях активного отдыха. Оказалось, что утомление проходит скорее при активном отдыхе.

Учитель биологии: какой вывод можно сделать по результатам исследования?

Обучающиеся формулируют вывод: утомление – это временное снижение работоспособности мышц, оно зависит от скорости выполнения упражнения и от нагрузки.

5.Применение знаний и умений в новой ситуации. Решение проблемного вопроса: Почему происходит утомление? Обоснование значения физических упражнений.

Учитель биологии задает проблемный вопрос: почему происходит утомление? и предлагает обучающимся в помощь для решения вопроса плакат - логический опорный конспект по теме «Обмен веществ».



t1648886018ab.gif

ЛОК «Обмен веществ». Автор Нечаева ТА


Учитель биологии: используя закодированную информацию в опорном конспекте, сформулируйте понятия, что такое энергетический и что такое пластический обмен?

Обучающиеся: пластический обмен – это синтез белков из аминокислот, жиров из жирных кислот и глицерина, углеводов из глюкозы с использованием энергии, энергетический обмен – это процесс распада аминокислот, жирных кислот и глицерина, глюкозы на простые вещества воду, углекислый газ, аммиак с выделением энергии.

Учитель биологии: используя опорный конспект, собственные наблюдения за организмом, которые вы отметили в ходе физических упражнений, объясните, какой обмен шёл активнее в мышцах при выполнении упражнений? расскажите об этом.

Обучающиеся: во время физических упражнений активнее идёт энергетический обмен. Сокращаясь, мышца производит механическую работу. Это связано с расходом энергии. Источником энергии для движения и служит энергетический обмен, в ходе которого вещества, полученные из пищи при участии кислорода расщепляются до углекислого газа и воды с выделением энергии. Выделяемая при расщеплении энергия расходуется на осуществление движений, а часть рассеивается в виде теплоты. Это подтверждается нашим самочувствием: учащаются дыхание и кровообращение, нам стало жарко, усилилось потоотделение.

Учитель биологии: что происходит в мышечной клетке с увеличением нагрузки и скорости?

Обучающиеся: чем больше работает мышца, тем больше требуется энергии, тем больше требуется кислорода, питательных веществ и тем больше накапливается в ней продуктов обмена веществ.

Учитель физкультуры: к каким последствиям приводит накопление продуктов обмена в мышцах?

Обучающиеся приходят к выводу: накопление в мышце продуктов распада является причиной утомления мышц.

Учитель биологии дополняет вывод обучающихся: совершенно верно. Существует еще одна причина утомления мышц. Мышце в момент максимальной нагрузки не хватает кислорода и питательных веществ, несмотря на учащённое дыхание и сердцебиение. Несоответствие между кровоснабжением мышц и всё возрастающими потребностями в питательных веществах и кислороде – вторая причина наступления утомления мышц.

Учитель физкультуры обращается к обучающимся: из сказанного вами следует, что мышечная работа сводится только к затрате энергии и сопровождается утомлением. В чём же заключается польза физических упражнений?

Учитель биологии: прошу обратится к опорному конспекту «Обмен веществ» и использовать в ответе таблицу «Влияние физических упражнений на организм».

t1648886018ac.jpgМожно ли утверждать, что только энергетический обмен происходит в клетке при выполнении физических упражнений? Ответ на него и станет началом вашего рассуждения.

Обучающиеся: в клетке параллельно с энергетическим обменом происходит пластический обмен – биосинтез белков, жиров и углеводов. Благодаря веществам количество сократительных волокон в мышце увеличивается, мышца растёт, утолщается, увеличивается в объёме. В месте, где мышца прикрепляется к кости, увеличивается бугристая поверхность, кость растёт, становится прочнее. Таким образом, чем сильнее развиваются мышцы тела, тем прочнее становятся кости скелета.

Учитель биологии: кто продолжит рассуждения дальше? Можно ли утверждать: при выполнении физических упражнений работают только мышцы и кости? Как работают другие системы органов в момент мышечных сокращений? Обратимся к наблюдениям в ходе биоэксперимента.

Обучающиеся: мышечная работа сопровождается изменениями в деятельности других систем: активизируется работа кровеносной системы, дыхательной системы, выделительной системы, нервной системы. Не только мышцы получают больше кислорода, но и другие ткани и органы, активнее протекает обмен веществ в них. Таким образом, физические упражнения оказывают благоприятное влияние на весь организм, человек становится здоровым, сильным и красивым. Поэтому важно посещения уроки физкультуры.

Учитель физкультуры: достаточно ли одного урока физкультуры, чтобы добиться положительного результата физических упражнений на организм подростка?

Обучающиеся: нет, для развития мышц важно систематическое посещение уроков физкультуры, физическая нагрузка, тренировка, отсутствие же систематических тренировок, непосещение физкультуры ослабляет мышцы, делает подростка слабым и хилым.

Учитель биологии: русский борец Иван Поддубный 33 года был чемпионом мира. Он так и остался непобеждённым богатырём, возведённым в ранг национального героя. Даже в 66 лет он не оставил занятий спортом. Загадка спортивного долголетия? Однако разгадка крылась в его режиме, в систематических тренировках. Поддубный не курил и не пил спиртного. Тренированные мышцы Поддубного не уступали по объёму и крепости мышцам молодых.


6. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий.

Учитель физкультуры организует работу в парах и предлагает обучающимся разработать принципы развития опорно – двигательного аппарата и записать свои ответы в карточки.

Карточка – задание «Принципы развития опорно-двигательного аппарата»: опираясь на полученные в ходе урока результаты, сформулируйте принципы опорно-двигательного аппарата.

Полученные результаты

Принципы развития опорно-двигательного аппарата

Чем больше скорость и нагрузка, тем быстрее наступает утомление. Как этого избежать?


Что эффективнее для восстановления мышц: покой или активный отдых?


Стоит ли прогуливать уроки физкультуры?


Обучающиеся разрабатывают принципы и обмениваются информацией. Предполагаемые ответы обучающихся:

Полученные результаты

Принципы развития опорно-двигательного аппарата

Чем больше скорость и нагрузка, тем быстрее наступает утомление. Как этого избежать?

1.Подобрать среднюю величину скорости и нагрузки.

2.Подобрать скорость и нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями организма.

Что эффективнее для восстановления мышц: покой или активный отдых?

Восстанавливать работоспособность мышц в условиях активного отдыха.

Стоит ли прогуливать уроки физкультуры?

Посещать уроки физкультуры регулярно и заниматься физическими упражнениями систематически.


7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Учитель биологии и физкультуры).

Учитель биологии: подведём итог нашему уроку. Сегодня заслуженно получают оценки…………….

Учитель физкультуры: заканчивая наш урок, хочется пожелать вам, ребята, чтобы вы помнили, что ваше здоровье, в ваших руках. Берегите и укрепляйте его!!! Сегодня заслуженно получают оценки…………….

Учитель биологии: вернемся к теме и цели урока. Достигли ли мы её? Если вам было полезно и интересно на уроке: похлопайте, пожалуйста, в ладоши, если нет, то потопайте ногами. Спасибо за работу. До новых встреч!

3


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю! Познавательно, содержательно, значимо!

2 April 2022

Спасибо, Наталья Фёдоровна!

2 April 2022

Интересный сценарий интегрированного урока. Спасибо за разработку, Татьяна Александровна.

3 April 2022

Спасибо, Ирина Валериевна!

5 April 2022

Татьяна Александровна, поздравляю Вас с победой во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства на лучшую разработку конспекта урока «Нескучная наука»! Желаю Вам дальнейших успехов в работе и движении к вершинам педагогического мастерства!

20 December 2022

Спасибо, Раиса Поликарповна!!!!!!!!!!!! Так неожиданно и так радостно! Вам спасибо и за добрые слова, и за оценку моего труда. Урок "сваяли" совместно с молодым педагогом!

20 December 2022

Чем неожиданнее, тем приятнее высокая награда!

20 December 2022

Похожие публикации