Статья на тему «Роль физических упражнений в формировании правильной осанки на уроках физической культуры»

3
0
Материал опубликован 12 August 2020

Роль физических упражнений в формировании правильной осанки на уроках физической культуры

Правильная осанка является важнейшим показателем здоровья человека. Осанкой часто называют вертикальное положение тела человека в покое и при движении, которое регулируется бессознательно на уровне системы условных рефлексов. Человеку присуща, как правило, одна осанка. На формирование осанки могут влиять различные факторы, например наследственные или обусловленные уровнем двигательной активности человека, характером его деятельности. На сегодняшний день, поступая в первый класс, многие дети уже имеют нарушение осанки. А в процессе школьной жизни подобные нарушения выявляются у 40-80% школьников. Поэтому именно уроки физической культуры играют определяющую роль в сохранении правильной осанки школьников, а правильно подобранные упражнения и тренировки позволяют скорректировать нарушения осанки.

Подавляющее большинство школьников и их родителей не придают должного значения формированию правильной осанки, не начинают своевременную ее коррекцию. Но последствия, вызванные нарушением осанки, непосредственным образом влияют на физиологическое состояние организма и качество жизни в целом. Например, позвоночник теряет способность пружинить и смягчать сотрясения и толчки при беге, ходьбе, прыжках. Происходит смещение внутренних органов, что приводит к нарушению их деятельности. Возникают боли в суставах, мышцах, спине, ногах, появляются регулярные головные боли. Наблюдается хроническая усталость, снижение аппетита, задержка роста, снижается тонус мышц. Поэтому коррекция осанки должна происходить незамедлительно при выявлении нарушений, необходимо регулярно проводить гимнастику и выполнять профилактические упражнения.

Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки у школьников:

1.Сколиоз – стойкая деформация позвоночника, характеризующаяся его боковым искривлением относительно плоскости позвоночного столба (рис.1).

2.Лордоз и кифоз – искривление позвоночника направленное выпуклостью назад (кифоз) или вперед (лордоз) (рис.1).

t1597237168aa.jpg

Рисунок1.

Способствовать этим нарушениям могут факторы, которые на первый взгляд, никак не могут повлиять на осанку: несоответствующая росту мебель, неудобная одежда или обувь, недостаточный сон, несбалансированное питание, частые инфекционные и респираторные заболевания и другие.

На уроках физической культуры я, как учитель, ставлю перед собой задачи формирования навыков правильной осанки, мышечного корсета, навыков правильного дыхания и т.д. Эти навыки потребуются учащимся не только на уроках физической культуры, но и в повседневной жизни. Важно научить школьника заботиться о своем здоровье, формировать внимательное отношение к состоянию своего организма.

Для профилактики искривлений позвоночника необходимо создание «мышечного корсета». Поэтому на уроках физической культуры я регулярно провожу с учащимися упражнения корректирующие осанку. Эти упражнения проводятся в виде разминки в начале урока. Это могут быть: наклоны с мячом, сцепление рук сзади, упражнение «Ножницы», одновременное поднятие туловища и ног из положении лежа на животе, упражнение велосипед, разведение рук в стороны из положения лежа на спине, приседания и др. (рис.2). Выполнение каждого упражнения требует 5 - 10, а иногда и 15 подходов в зависимости от физиологического состояния здоровья организма.

Приведенные упражнения просты для выполнения, поэтому могут применяться не только на уроках физической культуры в качестве разминки, но и в домашних условиях.

t1597237168ab.jpg

Рисунок 2.

Наиболее эффективными являются упражнения:

1. 10 раз поднять и опустить руки, необходимо следить за дыханием, которое должно быть глубоким и ровным;

2. 15-20 раз сделать горизонтальные и вертикальные махи руками. Чередовать руки плавно;

3. 10 раз выполнить вращения плечами назад, вперед;

4. расслабить руки и сделать 10 раз встряхнуть кисти рук;

5. 20 горизонтальных махов руками, согнутыми в локтях и поднятыми перед грудью (не делать резких движений);

6. ходьба на носках, сведя лопатки и локти сзади в положении руки на поясе, подбородок поднят (выполнение упражнения не менее 20-30 сек.);

7. ходьба по кругу на пятках, руки сцеплены замком, подняты вверх, локти разведены в стороны (мышцы спины и шеи находятся в напряжении);

8. глубокий вдох, руки и подбородок подняты, при выдохе опустить голову и руки к полу;

9. упражнение «кошечка» (встать на колени, упираясь руками в пол, затем на вдохе выгибать спину, а на выдохе прогибать ее);

10. упражнение «мельница» (при ровных ногах нагибаться и касаться рукой противоположного носка ноги, затем пола);

11. ноги ровные на ширине плеч нагибаться и скользить рукой по боку и ногам;

12. лежа на полу, взять руку за руку и тянуть их от себя, одновременно – тянуть от себя ноги;

13. упражнение «велосипед» (лечь на спину на пол, верхние конечности положить вдоль туловища, нижними конечностями «крутить колеса»);

14. упражнение «ножницы» (лечь на спину, делать махи ногами крест-накрест, ноги подняты);

15. лежа на спине, согнуть колени и стараться достать до лба, не отрывая голову от поверхности;

16. лежа на животе и вытягивать руки и ноги в разные стороны.

Сохранению правильной осанки способствуют подвижные игры, особенно на свежем воздухе, лыжная подготовка. Это не только позволяет сохранить осанку, но и содействует укреплению здоровья в целом.

На уроках я использую такие игры, как:

«Часовой». Ученик стоит прямо, прислонившись спиной к стене; пятки соединены и касаются стены; икры, ягодицы, лопатки касаются стены; руки свисают без напряжения, локтями касаясь стены. По команде учителя «Замри!» ученик пытается уменьшить пространство между стеной, шеей и поясницей, медленно считая до 10-ти, после чего возвращается в свободное положение.

«Передай мяч». Учащиеся делятся на две команды и становятся по одному на расстоянии вытянутых рук. Впередистоящие получают по мячу и по сигналу учителя начинают передавать мячи над головой ученикам, стоящим сзади. Когда мяч доходит до последнего в колонне, все поворачиваются кругом и мяч передается тем же способом в обратном направлении. Впередистоящий ученик. Получив мяч, подает команду: «Мяч»; команда, быстрее других закончившая передачу, побеждает. Также передавать мяч можно между ног с наклоном туловища вперед.

« Кто быстрее». Все играющее, за исключением водящего, становиться в круг. Не более чем на полшага один от другого и кладут руки за спину. Водящий находится за пределами круга. Водящий бежит вокруг круга, дотрагивается до кого-либо из играющих и после этого бежит в другую сторону по кругу, Игрок, которого он коснулся, бежит в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на свое место. Встречаясь на пути, играющие здороваются: подают друг другу руки, приседают друг перед другом и т.д. Водит тот, кто не успел занять место.

«Рыбаки и рыбки». Учащиеся образуют круг. Водящий, стоя в центре, вращает скакалку. Учащиеся перепрыгивают через скакалку, когда она проходит под ногами, стараясь не задеть ее. Коснувшийся игрок становится водящим.

«Салки». Водящий поднимает руку и говорит: «Я – вожу!». После этого он старается догнать кого-либо из играющих и коснуться рукой. Убегающие игроки стараются увернуться от водящего. Игрок, которого водящий коснулся, становится водящим.

 

Таким образом, уроки физической культуры и правильно подобранные упражнения, подвижные игры способствуют не только сохранению правильной осанки, но и помогают скорректировать ее нарушения. При серьезных нарушениях осанки только физических упражнений может быть не достаточно и необходимо обратиться в лечебное учреждение. Нарушение осанки сегодня очень распространено среди школьников любого возраста. Современные дети ведут малоподвижный образ жизни, мало времени проводят на свежем воздухе, а все свободное время за гаджетами, не следят за культурой питания. Поэтому каждому школьнику необходимо выполнять комплекс упражнений, способствующих сохранению осанки, а уроки физической культуры играют важнейшую роль и непосредственным образом влияют на сохранение здоровья учащихся в целом.


 

 

 

 

 

Свачий Ольга Григорьевна

учитель физической культуры

МОУ «СОШ № 9» г. Печоры Республики Коми


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.