12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Яковлева Елена Владимировна20

Яковлева Елена Владимировна

ГБДОУ Детский сад №98 Фрунзенского района

воспитатель

Г. Санкт – Петербурга

Значение подвижных игр в жизни маленького дошкольника.

Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые. Физкультурно-оздоровительное направление работы российских детских садов всегда составляло одну из наиболее важных и сильных сторон их деятельности.

Начиная с самого раннего возраста, необходимо обеспечивать воспитание у дошкольников устойчивого интереса, а также потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни. Сейчас наблюдается хронический дефицит двигательной активности детей, что тормозит их нормальное физическое развитие, угрожающее здоровью.

На протяжении всего дошкольного периода формирование физических качеств находится в прямой зависимости от умственной деятельности. Для развития быстроты и ловкости необходимо целенаправленно на протяжении всего дошкольного детства добиваться активизации умственной деятельности в процессе физических упражнений.

Все больше внимания уделяется развитию двигательных качеств у детей дошкольного возраста в связи с решением задач физической культуры, улучшением работы по физическому воспитанию в детских садах, созданием хороших материальных условий жизни. Но в то же время, у человека наблюдается сокращение двигательной активности.

Развитие двигательных качеств, происходит под влиянием постоянных упражнений, что уменьшает вероятность появления у детей ошибок в технике движений. Работа над их развитием расширяет диапазон двигательных возможностей детей, совершенствует их координационные способности. «Очень важно с первых лет развития использовать свой мышечный аппарат и соответствующие ему центральные образования для того, чтобы не привыкать к трафаретным ограниченным формам движения, которые создаются в комнатной обстановке нашей культурной жизни, а иметь возможность, тренировать все естественные способности, которые природой заложены».

В дошкольном возрасте необходимо уделить особое внимание подвижным играм, так как они являются средством развития физических качеств. По ходу игры возникает необходимость двигаться и действовать во внезапно изменяющихся ситуациях и решать двигательные задачи в кратчайшие сроки, проявляя такие физические качества, как быстроту, ловкость.

В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине XIX в. появляются работы виднейших педагогов Н.И.Пирогова, позднее Е.Н.Водовозова, П. Ф. Каптерева и др. В них подчеркивается первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка.

Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт считал, что игра есть упражнение, с которого ребенок готовится к жизни. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д. Б. Элькониным, А. А. Леонтьевым, А.В.Запорожцем, Н.Н.Поддъяковым, А.И.Быковой, М.М.Конторович, Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Л.В.Артамоновой и др. Они рассматривали подвижные игры как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а также как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников.

Придавая большое значение подвижной игре, как средству физического воспитания, Н.К. Крупская отмечала также важность развития у детей самостоятельности.

Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребёнка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.

Многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры — это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у детей дошкольного возраста.

Игра - это важное звено в общении между детьми. Взрослые могут формировать коллектив дошкольников, предлагая играть всем вместе и разрешая конфликты между ребятами. В дальнейшем таким детям будет проще заводить друзей в школе, разрешать свои проблемы при помощи общения.

Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до семи лет, составляют фундамент для дальнейшего их совершенствования, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достичь высоких результатов в спорте.

В быту, в играх, в спортивных упражнениях, когда внезапно складывается непривычное сочетание разных движений, требуется проявление ловкости. О высоком уровне развития ловкости у детей, свидетельствует хорошее выполнение детьми движений, включенных в подвижную игру с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями. Прочно закрепленный двигательный навык, выполняемый в неизмененных условиях, перестает способствовать развитию ловкости.

Развивать ловкость следует по многим причинам (В. И. Лях):

· ловкость способствует овладению новыми видами движений;

· в процессе овладения новыми видами движений улучшаются психические процессы (память, мышление, представление, восприятие движений и обстановки);

· наличие высокого уровня ловкости позволяет быстро и эффективно осуществлять тактические действия по взаимодействию в играх, перемещений в циклических движениях, единоборствах;

· наличие этих способностей ведёт к более экономному расходованию физических сил.

Все упражнения для развития ловкости должны включать элементы новизны. Чаще развивая ловкость ребенка, используются повторные и игровые методы.

Ловким можно назвать ребенка, затратившего на выполнение задания минимальное время: быстро влез и слез с лесенки, перелез через бревно, обежал препятствие. Однако ловкость не заключается только в быстроте двигательной реакции.

Ловкость необходима при выполнении основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества. В одном случае сочетается с быстротой, в другом – с хорошим чувством равновесия. В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых характеристик

Быстрота движений и ловкость имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Гармонично развитые двигательные качества играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют проявлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания.

Таким образом, для развития быстроты и ловкости необходимо целенаправленно на протяжении всего дошкольного детства добиваться активизации умственной деятельности в процессе физических упражнений.







Литература:

Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.-М.: Просвещение, 1985

Кистяковская М. Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1978

Лях В., Панфилов Н. Развивать координационные способности // Дошкольное воспитание, 1991.- № 7

Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 – 7 лет. М.: Владос, 2001

Рогов Е.Н. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. М.: Владос, 1995

Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада-М.: Просвещение, 1979.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.