Родительское собрание «Семья и ее значение в воспитании детей» (1 класс)
Пояснительная записка к презентации
Презентация "Семья и ее значение в воспитании детей"
PPTX / 5.46 Мб
Родительское собрание на тему:
«Семья и ее значение в воспитании детей».
Цель: Повышение роли семьи и ее значения в жизни ребенка, уровня компетентности родителей в воспитании и развитии детей.
Оборудование: ноутбук, проектор, спокойная музыка, социальный ролик «Телевизор», чистые листочки по количеству родителей.
Ход собрания:
Выходит психолог с горящей свечой в руке. Читает стихотворение:
Горит свеча, и язычок огня
трепещет и манит, и радует меня,
и заставляет думать о пути,
что нашим детям суждено пройти.
Зло и добро – вот две дороги разных.
Одна — поступков страшных, безобразных.
Другая — Света, Веры и Надежды.
Какую выбрать? – ваш ребёнок сам решит,
Но прежде ……
Обдумать и понять должны мы с вами,
Каким путём хотим идти мы сами.
- Здравствуйте, уважаемые родители!
- Я рада встречи с вами. Сегодня наше собрание мы посвятим Семье и ее значению в воспитании детей.
1. Психологическая разминка «Улыбка»
Психолог.
У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же, улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Это же главное оружие наших детей - улыбка - подаренная вам, которая делает счастливыми и всепрощающими за их шалости.
- А, теперь давайте послушаем высказывание Василия Александровича Сухомлинского: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал».
Нельзя не согласиться с данным высказыванием.
- Родители – это первые воспитатели своих детей, воспитание – это основная обязанность родителей. Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Именно в семье закладываются основы характера и нравственного облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей детей.
2. Ролик "Телевизор".
Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: какой Я родитель? Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Как правило, мы думаем, что мы хорошие родители, но так ли это? Может, все-таки есть над чем работать?
Включить социальный ролик. Обсуждение.
3. Практическое задание для родителей.
На подготовленных листах бумаги необходимо продолжить предложение «Хороший родитель – это…»
4. Практическое задание для родителей.
Тест – игра «Какой Вы родитель?»
Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в своей семье по отношению к ребенку.
Сколько раз тебе повторять? 2
Посоветуй мне, пожалуйста. 1
Не знаю, что бы я без тебя делала. 1
Какие у тебя замечательные друзья. 1
И в кого ты только уродился? 2
Я в твои годы! 2
Ты моя опора и помощник. 1
Ну, на кого ты похож? 2
Ну, что за друзья у тебя. 2
О чём ты только думаешь? 2
Какой ты умник (ца). 1
А как ты считаешь, сынок (дочь)? 1
Какой ты у меня сообразительный (ая). 1
Оценка результатов.
5-7 баллов. Живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, ваши отношения способствуют развитию и становлению личности.
8-10 баллов. Свидетельствует о начинающихся сложностях во взаимодействии с ребёнком, непонимании проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребёнка.
11 баллов и более. Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься.
Воспитывая ребенка, мы поощряем и наказываем его.
5. Практическое задание для родителей «Загибаем лист»:
Взять листик бумаги. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное или сделанное в адрес ребенка.
А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили или делали детям.
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
5.Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ».
Родителям раздаются карточки с описанием ситуаций и вариантами ответов. Необходимо выбрать вариант, адекватный ситуации.
Ситуация 1. Вы заходите в комнату и видите, что ребёнок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция?
«Сколько раз я тебе говорил (а), как надо играть!»
«Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место».
«Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!»
Ситуация 2. Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребёнок и просит поиграть с ним. Ваша реакция?
«Не сейчас: видишь, я работаю» .
«Займись чем-нибудь, возьми бумагу и порисуй.»
«Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но скоро я освобожусь и мы обязательно поиграем» .
Ситуация 3. Ребёнок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?
«Вечно ты приходишь с улицы как поросёнок!»
«Посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Света), а ты … !»
«Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным» .
Ситуация 4. Встретившись на улице с коллегой по работе, вы разговорились. Ваш ребёнок то и дело прерывает вас: «Мама (папа), пойдём!» Ваша реакция?
«Ты что, не видишь, я с тётей разговариваю!»
«Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают» .
«Не мешай нам разговаривать!»
Резюме: одной из эффективных техник общения является «Я-выражение»: в отличие от «Ты-выражения» оно не унижает и не оскорбляет ребёнка.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Вы скажете: чему здесь удивляться, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Затем передал лист владыке. Тот взял лист бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка за ухом и спросил:
- И все?
- Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
Я хочу пожелать Вам, дорогие родители, чтоб в процессе воспитания ваших детей вам все время сопутствовали ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ и ТЕРПЕНИЕ.
6.Рефлексия.
В ходе собрания вы анализировали, делали выводы, и у каждого из вас сложилось мнение о нашей встрече.
Я хочу, чтоб вы отразили его с помощью цветных ладошек, которые отражают определённую позицию.
Ладошка красного цвета – сегодня для меня было интересно…
Ладошка зелёного цвета — мне было трудно…
Ладошка жёлтого цвета — для меня было недостаточно…
Благодарю всех за работу!
И в заключении небольшое четверостишие:
Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что, прежде всего мы – родители,
А все остальное – потом!
Панагушина Елена Аркадьевна
Воробьева Татьяна Константиновна