Знакомство с буквами Е, е в начале слова и после согласной

0
0
Материал опубликован 22 April 2016

Тема: Знакомство с буквами Е, е в начале слова и после согласной.

Цель:

- познакомить с новой буквой е и её ролью в слове;

- формировать чёткое представление о том, что буква Е в начале слова и после гласной буквы даёт два звука [ й,э] , а после согласных букв даёт один звук [э] смягчает его;

- способствовать развитию сознательного выразительного чтения слогов, слов, речи, фонематического слуха и культуры звукопроизношения;

- воспитывать такие качества, как любознательность, интерес к чтению, трудолюбие и дисциплинированность.


 

Оборудование: мультимедийная презентация;

таблица гласных букв;

словарь Ожегова;

картинки лес, ветер, ели;

схемы;

фильм про букву Е;

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинаем мы урок.

II. Психологический настрой. СЛАЙД 1

Человеческая улыбка – это одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Вижу, что настроение у вас радостное, деловое! Тогда за работу!

III. Актуализация опорных знаний.

- Прочитайте буквы. А О И У Ы Э

- Что объединяет их в группу? (гласные)

-Назовите три признака гласных. ( 1. Поются

2. При произношении воздух не встречает преград.

3. Образуют слоги.)

- Какие гласные указывают на твёрдость согласного звука? (А О У Ы Э )

Чтение слогов.

- А на мягкость? (И)

Чтение слогов.

IY . Постановка проблемы.

1.- Посмотрите, куда мы попали? СЛАЙД 2 (лес)

- А что такое лес? (словарь Ожегова)

- Разделим слово на слоги. Сколько слогов? ( 1 )

- Какие звуки мы слышим, произнося слово ЛЕС?

( 1 зв. – [л`] –согл., мяг., обозначаем буквой Л)

2 зв. – [э] – гласн.)

-Какой буквой обозначим звук ? (э)

- Но с [э]- мы читаем твёрдо. Что делать?

- Если после мягкой согласной слышится звук [э], то на письме обозначают буквой Е.

(Показ буквы) Вот какая особенная буква. Ещё её называют хитрой.

- 3 звук – [с] – согл., тв.

- Какой буквой обозначим? (С)

Вывод: После мягкой согласной слышится звук [э], а пишется Е.

Азбука- фильм - Выделите звук [э]

- В какой ряд поставим Е?

- Как будем читать слоги? (мягко)

Чтение слогов.

- Буква Е особенная, хитрая.

- На что похожа буква Е? СЛАЙД 3

2. - Отгадайте, что за дерево растёт в лесу.

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

- Ель - это типичный лесной житель.

- Как мы говорим, когда деревьев несколько? (Ели)

-Посмотрите на доску и соотнесите рисунки со звуковыми схемами.


ЛЕС ЕЛИ

 

- Почему ответы разные? Давайте разберёмся кто прав.

 

Y. Открытие новых знаний.

- Разделите слово ЕЛИ на слоги.

- Сколько слогов?

- Произнесите 1 слог протяжно, чтобы услышать сколько звуков в первом слоге.

- Какие звуки слышим?

( [й э] , слияние, в котором 2 звука, мягкого согласного с гласным )


 

- Произнесите 2 слог. Из чего он состоит? ( мягкого согласного с гласным)


 

- Поставьте слоги под схемами. Что мы поставим под первый слог?

(дети не могут)

– Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой е. Мы слышим 2 звука [й’э], а пишем одну букву е. Где стоит буква е? ( в начале слова)

- Почему это особенная буква? (обозначает 2 зв., когда стоит в начале слова)

- А второй слог какими буквами обозначим? (л и)

- Сколько звуков и букв в слове ЕЛИ? (3 б., 4 зв. )

 

Вывод: В начале слова буква Е обозначает два звука.

(Чтение слов) СЛАЙД 4

ЕЛ ЕМ енот Егор

- Посмотрите на деревья. Что делает ветер? (дует)

- А как по другому можно сказать? (веет, воет)

- Разделите на слоги.

- 1 слог? (во)

- Из каких звуков он состоит?

- Какими буквами обозначим?

- 2 слог?

- Из каких звуков он состоит?

- Какими буквами обозначим?

Вывод: После гласной буква Е обозначает два звука.

 

YI. Постановка темы урока.

- Какая буква именинница? (Буква Е.(вывесить на доску Ее )) СЛАЙД 5

ФИЛЬМ ПРО Е.

 

YIII. Закрепление изученного.

Наша ёлочка приготовила задание.

1. Работа с текстом.

Азбука 4 картинка.

2. Работа в парах.

- Подчеркните одной чертой те слова, когда буква Е обозначает 2 звука, а двумя чертами те слова, когда буква Е обозначает 1 звук.

Проверка. СЛАЙД 6

 

IX. Повторение.

Игра «Наряди ель».

- Ребята, а какое сейчас время года?

- Назовите ваш самый любимый зимний праздник.

- Без чего встреча Нового года будет неинтересной?

- Нарядим нашу ель.

- Давайте подарим нашей ели шар с буквой М.

Выходит ребёнок и прикрепляет букву

- Что случилось?

- Была ель, получилась ( мель.)

- Какую работу выполняет буква е?

Д. Указывает на мягкость предшествующего согласного.

- Какой звук мы теперь слышим на месте буквы е?

Д. Звук [э].

- Почему так получилось?

Д. Потому что буква встала за согласным.

- Кто из вас знает, что такое мель?

Д. Мелкое место на реке.

- Следующий шар. ( Слоги кап-, -ник, )

- А если мы подарим шар с буквой Ц, то получим слово…

- Получим слово цель.

- Что такое цель?

- Это то, к чему мы стремимся, идём.

- Какая была цель нашего урока? К чему мы стремились?

(Научиться читать слова с новой буквой, правильно делать звукобуквенный анализ слов с новой буквой и определить, какую работу выполняет буква е.)

 

X. Итог урока.

- Наш урок подходит к концу.

- Почему букву Е называют «хитрой»?

- Скажите, какую работу выполняет буква е, когда она стоит в начале слова и после гласной?

(Обозначает два звука.)

- Какую работу выполняет буква е, когда она стоит после согласного?

(Показывает на мягкость предшествующего согласного и обозначает 1 звук.)

 

XI. Рефлексия. СЛАЙД5

-Давайте дадим оценку нашему уроку. Как мы работали? (Дружно)

- Кто был именинник на нашем уроке? (Буква Е.)

- Продолжите фразу:

Меня удивило, что…

Сегодня на уроке я научился…

Дома я расскажу…

Комментарии
Комментариев пока нет.