Знакомство с буквами Е, е в начале слова и после согласной
Тема: Знакомство с буквами Е, е в начале слова и после согласной.
Цель:
- познакомить с новой буквой е и её ролью в слове;
- формировать чёткое представление о том, что буква Е в начале слова и после гласной буквы даёт два звука [ й,э] , а после согласных букв даёт один звук [э] смягчает его;
- способствовать развитию сознательного выразительного чтения слогов, слов, речи, фонематического слуха и культуры звукопроизношения;
- воспитывать такие качества, как любознательность, интерес к чтению, трудолюбие и дисциплинированность.
Оборудование: мультимедийная презентация;
таблица гласных букв;
словарь Ожегова;
картинки лес, ветер, ели;
схемы;
фильм про букву Е;
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинаем мы урок.
II. Психологический настрой. СЛАЙД 1
Человеческая улыбка – это одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Вижу, что настроение у вас радостное, деловое! Тогда за работу!
III. Актуализация опорных знаний.
- Прочитайте буквы. А О И У Ы Э
- Что объединяет их в группу? (гласные)
-Назовите три признака гласных. ( 1. Поются
2. При произношении воздух не встречает преград.
3. Образуют слоги.)
- Какие гласные указывают на твёрдость согласного звука? (А О У Ы Э )
Чтение слогов.
- А на мягкость? (И)
Чтение слогов.
IY . Постановка проблемы.
1.- Посмотрите, куда мы попали? СЛАЙД 2 (лес)
- А что такое лес? (словарь Ожегова)
- Разделим слово на слоги. Сколько слогов? ( 1 )
- Какие звуки мы слышим, произнося слово ЛЕС?
( 1 зв. – [л`] –согл., мяг., обозначаем буквой Л)
2 зв. – [э] – гласн.)
-Какой буквой обозначим звук ? (э)
- Но с [э]- мы читаем твёрдо. Что делать?
- Если после мягкой согласной слышится звук [э], то на письме обозначают буквой Е.
(Показ буквы) Вот какая особенная буква. Ещё её называют хитрой.
- 3 звук – [с] – согл., тв.
- Какой буквой обозначим? (С)
Вывод: После мягкой согласной слышится звук [э], а пишется Е.
Азбука- фильм - Выделите звук [э]
- В какой ряд поставим Е?
- Как будем читать слоги? (мягко)
Чтение слогов.
- Буква Е особенная, хитрая.
- На что похожа буква Е? СЛАЙД 3
2. - Отгадайте, что за дерево растёт в лесу.
Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
- Ель - это типичный лесной житель.
- Как мы говорим, когда деревьев несколько? (Ели)
-Посмотрите на доску и соотнесите рисунки со звуковыми схемами.
|
|
|
ЛЕС ЕЛИ
|
|
|
|
|
|
|
- Почему ответы разные? Давайте разберёмся кто прав.
Y. Открытие новых знаний.
- Разделите слово ЕЛИ на слоги.
- Сколько слогов?
- Произнесите 1 слог протяжно, чтобы услышать сколько звуков в первом слоге.
- Какие звуки слышим?
( [й э] , слияние, в котором 2 звука, мягкого согласного с гласным )
- Произнесите 2 слог. Из чего он состоит? ( мягкого согласного с гласным)
- Поставьте слоги под схемами. Что мы поставим под первый слог?
(дети не могут)
– Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой е. Мы слышим 2 звука [й’э], а пишем одну букву е. Где стоит буква е? ( в начале слова)
- Почему это особенная буква? (обозначает 2 зв., когда стоит в начале слова)
- А второй слог какими буквами обозначим? (л и)
- Сколько звуков и букв в слове ЕЛИ? (3 б., 4 зв. )
Вывод: В начале слова буква Е обозначает два звука.
(Чтение слов) СЛАЙД 4
ЕЛ ЕМ енот Егор
- Посмотрите на деревья. Что делает ветер? (дует)
- А как по другому можно сказать? (веет, воет)
- Разделите на слоги.
- 1 слог? (во)
- Из каких звуков он состоит?
- Какими буквами обозначим?
- 2 слог?
- Из каких звуков он состоит?
- Какими буквами обозначим?
Вывод: После гласной буква Е обозначает два звука.
YI. Постановка темы урока.
- Какая буква именинница? (Буква Е.(вывесить на доску Ее )) СЛАЙД 5
ФИЛЬМ ПРО Е.
YIII. Закрепление изученного.
Наша ёлочка приготовила задание.
1. Работа с текстом.
Азбука 4 картинка.
2. Работа в парах.
- Подчеркните одной чертой те слова, когда буква Е обозначает 2 звука, а двумя чертами те слова, когда буква Е обозначает 1 звук.
Проверка. СЛАЙД 6
IX. Повторение.
Игра «Наряди ель».
- Ребята, а какое сейчас время года?
- Назовите ваш самый любимый зимний праздник.
- Без чего встреча Нового года будет неинтересной?
- Нарядим нашу ель.
- Давайте подарим нашей ели шар с буквой М.
Выходит ребёнок и прикрепляет букву
- Что случилось?
- Была ель, получилась ( мель.)
- Какую работу выполняет буква е?
Д. Указывает на мягкость предшествующего согласного.
- Какой звук мы теперь слышим на месте буквы е?
Д. Звук [э].
- Почему так получилось?
Д. Потому что буква встала за согласным.
- Кто из вас знает, что такое мель?
Д. Мелкое место на реке.
- Следующий шар. ( Слоги кап-, -ник, )
- А если мы подарим шар с буквой Ц, то получим слово…
- Получим слово цель.
- Что такое цель?
- Это то, к чему мы стремимся, идём.
- Какая была цель нашего урока? К чему мы стремились?
(Научиться читать слова с новой буквой, правильно делать звукобуквенный анализ слов с новой буквой и определить, какую работу выполняет буква е.)
X. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу.
- Почему букву Е называют «хитрой»?
- Скажите, какую работу выполняет буква е, когда она стоит в начале слова и после гласной?
(Обозначает два звука.)
- Какую работу выполняет буква е, когда она стоит после согласного?
(Показывает на мягкость предшествующего согласного и обозначает 1 звук.)
XI. Рефлексия. СЛАЙД5
-Давайте дадим оценку нашему уроку. Как мы работали? (Дружно)
- Кто был именинник на нашем уроке? (Буква Е.)
- Продолжите фразу:
Меня удивило, что…
Сегодня на уроке я научился…
Дома я расскажу…