План-конспект «Знакомство с книжной культурой»
Цель: создание условий для развития инициативы, творческих способностей.
Задачи:
Познавательное развитие – познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги; как она преобразовалась под влиянием творчества человека, формировать умение выстраивать причинно – следственные связи.
Социально – коммуникативное развитие - способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе при обращении с книгой; развивать социальный и эмоциональный интеллект.
Художественно – эстетическое развитие – возбудить интерес к творческой деятельности человека, формировать бережное отношение к произведениям искусства.
Речевое развитие – приобщать детей к словесному искусству; развивать умения поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; задавать вопросы.
Материалы и оборудования: посылка, клубок, старинная книга, портрет Ивана Федорова, книги из библиотеки.
Ход занятия.
Сегодня утром нам прислал Почтальон Печкин посылку
Воспитатель: вам интересно, что там находится?
Дети: да.
Воспитатель: тогда отгадайте загадку:
«Не куст, а с листочками,
не рубашка,
А с шита, не человек,
А рассказывает» .
Дети: книга.
Воспитатель: правильно, это книга. Посмотрите, какая она, какие у нее листочки. Эта книга старая. Прожила уже много лет. Её читали многие. Вот и до вас она дошла. На каждой странице напечатан текст, а может быть рисунок, который называется иллюстрацией. А название книги напечатано на обложке. Есть еще и обложка в книге; зачем она нужна?
Ответы детей.
Воспитатель: да. Обложка в книге нужна чтобы листы в книге не мялись, не рвались, чтобы книга жила долго.
Воспитатель: скажите, а можно ли самим сделать книги.
Дети: да. Мы можем сделать и сами книги.
Воспитатель: давайте еще посмотрим, что лежит у нас в посылке.
О, посмотрите – так это клубок. Он приглашает нас с вами в путешествие по сказкам. Отправимся?
Дети: да.
Воспитатель: путь наш будет проходить по лесным дорожкам, а на них будут встречаться всякие препятствия. Будьте внимательны и осторожны.
Воспитатель: на интерактивной доске мы с вами сейчас будем отгадывать , что это за сказки.
Воспитатель показывает на интерактивной доске сказки – а дети должны угадать, что это за сказка.
Физкультминутка.
Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел.
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик тот доcтать,
Надо на носочки встать.
Дальше клубок говорит:
-а я вот хочу по интересоваться; знаете ли вы: Как называют книжкин дом?
Дети: библиотекарь
Клубок: Где спят книги?
Дети: Специальные стеллажи.
Клубок: Какими руками надо брать книгу?
Дети: Чистыми.
Клубок: Можно или нельзя мять и рвать страничку у книги?
Дети: Нет.
Клубок: А рисовать на страничках?
Дети: Нет.
Воспитатель: Молодцы!
Клубок: А теперь отгадайте - ка мои загадки:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а с шита,
Не человек, а рассказывает. (книга).
В нем книги интересные.
Стоят рядами тесными. (книжный шкаф).
Если хочешь умным стать,
Нужно много книг читать.
Чтоб найти все книги века,
Приходи в …….. (библиотеку).
А я работаю в доме,
Который называется библиотека.
Как называется моя профессия? (библиотекарь).
Клубок: Молодцы! Правильно отгадали загадки.
В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай!
Предлагаю вам посмотреть книги, которые я принес для вас из библиотеки. Все эти книги вы можете взять, только надо записаться в библиотеке.
Воспитатель спрашивает детей: а как вы думаете, за чем вам нужны книги?
Ответы детей:……
Воспитатель: через книги взрослые передают свои знания людям. Что когда не было печатных станков, люди много сочиняли сказок, песен, поговорок, загадок и чтобы не забыть – их записывали вручную. Обычно писал человек, у которого был красивый и разборчивый почерк. Чтобы книга привлекала внимание, её красиво оформляли: рисовали картинки, выделяли заглавные буквы яркими красками. Нужно было очень много времени, чтобы написать – одну книгу вручную.
Воспитатель: Что человечество не стояло на месте, а развивалось. Возникала потребность создавать много книг и человек придумал печатный станок. Первую печатную книгу в России сделал Иван Федеров (показывает портрет и станок). Печатный станок ускорил изготовление книг, но их все – таки не хватало людям. Постепенно, человек придумал машины, которые делали сразу много книг.
Воспитатель показывает на интерактивной доске как работают на типографии.
Воспитатель, что всеми машинами управляют люди, неоюходимо подготовить материал для неё. Как вы думаете, кто готовит все материалы для книг?
Дети: писатели, поэты.
Воспитатель: А каких писателей, поэтов вы можете назвать.
Дети: Чуковский, Пушкин, Барто и т.д.
Далее воспитатель читает пословицу:
«Кто много читает-
Тот много знает.»
«Испокон века книга растит человека»
«Сказанное слово забудется, написанное в книге запомнится.»
Воспитатель спрашивает, как вы понимаете эту пословицу.
Дети: ответы детей.
Далее воспитатель предлагает по дайти к книжному уголку, и посмотреть книги.