Вводный урок по литературному чтению для начальной школы «Знакомство с книгой»
Вводный урок по литературному чтению для начальной школы
Подготовила:
учитель начальных классов
Голова Екатерина Константиновна
Фрагмент урока "Знакомство с книгой"
Цель: познакомить учащихся с детской книгой и её элементами.
Задачи:
- дать понятие об основных элементах книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, содержание и др.);
- воспитывать бережное отношение к книге.
- развивать интерес к худ. литературе;
- привить любовь к книге, к культурному чтению.
Оборудование: книга Ш.Перро «Кот в сапогах» или любая другая.
Ход урока
- Ребята на свете есть много чудес. И одно из них знакомо каждому из нас с самого раннего детства. А вот какое это чудо отгадайте сами:
Я все знаю, всех учу
А сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться
Нужно грамоте учиться. (книга)
- Правильно, это книга.
Стихотворение: Хорошая книга мой спутник и друг
С тобой интересным бывает досуг
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить
Тобой дорожу я, тебя берегу
Без книги хорошей я жить не могу!
- Я знаю, многие из вас любят читать. Когда вы были малышами, с книгами знакомили вас взрослые, читали вам сами. Но теперь все изменилось – ведь вы подросли. Вы самостоятельно можете выбрать книгу в магазине или библиотеке и, раскрыв ее, попасть в другой мир, становясь не просто наблюдателями происходящего, но и участниками, переживая за героев, торопясь узнать, что будет дальше.
- Для того чтобы родилась книга, многим людям пришлось поработать над этим: трудились лесорубы и сплавщики, писатели и художники, редакторы и наборщики и еще много других людей. От них требовалось много усилий, чтобы книга стала красивой, интересной и прослужила долго.
- И сегодня мы с вами узнаем, из каких частей состоит книга.
"Однажды странички с самыми любимыми сказками решили дружить. Их сердца прочно связала ниточка любви и заботы. В книге она называется переплетом."
- Возьмите на свою книгу и найдите, где же на ней находится переплёт.
"Дружно и весело жили странички, пока однажды не засверкала молния, и не пошел дождь. Странички начали прятаться под деревья, кусты, в траву, но все равно промокли, простыли и заболели. И тогда они поняли, что им нужна надежная крыша. Дружно взялись страницы за работу и сделали крышу – прочную, красивую обложку. Она предохраняла книгу от грязи, влаги и повреждений. Но непросто оказалось укрепить их, и тогда они построили стену – плотный двойной лист – форзац."
-Посмотрите на обложку своей книги, затем откройте и найдите форзац.
"Дружно и весело стали жить страницы в новом доме и решили рассказать об этом всем. Для этого они ярко раскрасили крышу и повесили вывеску со своим именем – название. А чтобы эту книгу можно было найти среди множества других, они продублировали свое имя еще раз сбоку книги – на корешке.
- Посмотрите, у вас на обложке написано название книги. Прочитайте его. ("Кот в сапогах").
- Определите, где находится корешок книги. На писано ли на нём название книги? (Есть не на всех книгах).
"На титульном листе находятся самые главные сведения о книге: автор, название, год и место издания. Для того, чтобы удобно было ориентироваться в книге, в конце ее обычно можно найти оглавление (содержание), по которому мы по номеру страницы легко можем отыскать нужный нам рассказ или главу. "
- Откройте книгу и найдите титульный лист. На нём написаны автор книги (Шарль Перро), название, год и место издания. Прочитайте их. У многих из вас будет отличаться год и место издания книги.
- А теперь найдите в конце книги оглавление(содержание). Вы видите, что название каждой сказки начинается с новой страницы, которая указана в содержании. Если мы откроем книгу на какой-нибудь страницу, то увидим, что все страницы слева внизу пронумерованы.
- Также у многих из вас в книге на страницах есть картинки - это иллюстрации. Посмотрите их. На иллюстрациях изображены герои /события, которые происходят в сказке. Каждая иллюстрация соответствует написанному и происходящему в произведении.
"Все книги живут в одном большом книжном городе, который называется библиотека. Существуют библиотеки домашние, школьные, городские. В библиотеке каждая книга имеет свое определенное место."
- Кто из вас брал книгу из библиотеки? А у кого дома есть своя личная библиотека?
"Сколько лет проживет каждая книга, зависит от того, как мы будем с ней обращаться."
- А как же надо обращаться с книгой? (Перед работой с книгой вымыть руки, при чтении иметь закладку и т. д.).
- Сейчас я вам прочитаю стихотворение С.Я. Маршака «Книжкины жалобы», а вы послушайте его и подумайте, какие правила обращения с книгой мы должны с вами знать.
"Я – книга, я товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной...
Мой чистый вид всегда приятен –
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Мой переплет не выгибай!
Мне корешок не поломай!
Опять загнул мои листы?
А про закладку помнишь ты?
Не забывай меня в саду –
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!
Запомни – я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
"Но со временем книга все-таки стареет и начинает болеть, как и люди. И тогда она может просить нас о помощи."
- Как вы думаете, какую помощь мы можем ей оказать? (Подклеить, отремонтировать, заменить обложку и т.д.).
Дополнительный материал
Подготовительные упражнения, способствующие формированию выразит. чтения
- Чтение слова с разными оттенками интонации (грусть, злость, радость, удивление);
- Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
- Чтение небольших стихов, например:
Кто на льду меня догонит?
Мчимся наперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие коньки.
- Чтение по ролям, в лицах.
- Использование «памятки»: Представь себе то, о чём читаешь; подумай, какое чувство ты можешь передать при чтении. Читай чётко слова и окончания. Выделяй голосом важные мысли, учитывай знаки препинания.
- Подражание голоса, интонацией (как лиса, как ребёнок, как старик);
- Один читает, другой – угадывает его настроение
- Повторение интонации/темпа за учителем
- Громкое чтение;
- Хоровое чтение;
- Чтение стихотворения учащимися про себя;
- Разметка текста (см. выше);
- Объяснение лексического значения слов в тексте.
Выразительное чтение - искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, к-рыминасыщено худож. произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению.
Выразительность — это качество громкого чтения, проявляющееся в умении с помощью интонации передать замысел писателя. Существенную роль в выразительном чтении играет интонация.
Интонация - это совокупность совместно действующих звуковых элементов речи (устной), которая определяется содержанием и целями высказывания.
В ней выявляются следующие элементы: сила голоса (громкость и логическое ударение), пауза (логическая и психологическая), темп и режим, мелодика, эмоциональный тон, тембр.
Логическое ударение - это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов.
Причиной ошибок в расстановке логических ударений является недопонимание смысла читаемого или недостаточно хорошее видение того, о чем идет речь. Таким образом, расстановка логических ударений требует предварительного анализа текста.
Орфоэпия - наука о нормах произношения отдельных звуков и их сочетаний, а также о закономерностях постановки ударения.
Ошибки младших школьников:
1) Орфоэпические (фонетические) ошибки – ошибки произношения и ударения. Орфоэпические; среди них неправильное ударение - самый распространенный вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов.
Наибольшие трудности связаны:
·с постановкой ударения,
·с произношением е или э после согласных в заимствованных словах,
·с произношением е или ё после согласных под ударением,
·с произношением ч или ш в сочетаниях чт и чн,
·с произношением отдельных слов (использование лишних гласных и согласных или, напротив, неправомерное опущение гласного или согласного звука в слове),
·с произношением звуков [ж] и [ж''] на месте сочетаний жж, жд, зж.
2) Интонационные ошибки, которые представляют собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого. Однако от маленького ребенка процесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационной ошибок у маленького чтеца может стать нетренированный дыхания и речевого аппарата.
К интонационным ошибкам отн-ся::
- Отсутствие пауз в конце предложений;
- Неверная интонация в конце предложения;
- Монотонность чтения;
- Неправильно выбранный тон чтения;
- Наличие неоправданных пауз между словосочетаниями.
3) Ошибки, связанные с так называемым “орфографическим чтением”:единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. Учитель должен иметь в виду, что “орфографическое чтение” - обязательный период становления навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется от “орфографического чтения”. Поэтому работа, помогающая ребенку осмысливать читаемое, будет способствовать и устранению “орфографического чтения”.
4) Смысловые ошибки:
- Неправильная постановка ударений;
- Неразличение предложений;
- Пропуск слов;
- Замена частей слова;
- Повторы одного итого же слова.
5) Ошибки зрительного восприятия:
- Замена окончаний;
- Перестановки;
- Пропуски;
- Искажения слов.
Возможности предупреждения ошибок у мл. школ-в:
- разметка текста (расстановка пауз и логич. ударений в тексте);
- чтение отрывков с различной интонацией;
- упражнение "Эхо" (Сначала говорит учитель, затем учащиеся повторяют с той же интонацией);
- предварительная подготовка к прочтению (чтение про себя, разметка текста);
- расстановка логического ударения и пауз в тексте во время чтения учителем;
- объяснение лексического значения слов;
- использование упражнений, кот-е будут способствовать предупреждению и устранению данных ошибок:
- задание: определить, какой вариант расстановки логических ударений является верным и почему;
- задание: исправь допущенные ошибки при постановке логич. ударений и пауз в тексте;
- задание: расставь логич. ударение;
- задание: подчеркни слова на которые падает логич. ударение;
- задание: расставь паузы в тексте;
- задание: послушай своего товарища/учителя и исправь допущенные ошибки.
В чтении этих отрывков кроется дополнительная трудность, обусловленная необходимостью сохранить ритм стиха путем соблюдения построчных (ритмических) пауз, иногда вовсе не совпадающих с логическими.
Вывод: построчные (ритмические) паузы обязательно должны быть, но соблюдать их нужно не механически, а с учетом смысла. Именно смыслом будет продиктована длительность паузы, ее характер. (ИЛИ построчные паузы не нужны, т.к. нет знаков препинания). Нельзя требовать расстановки пауз только в соответствии со знаками препинания. Это ошибка; такое чтение превратит стихи в прозу.
Живчикова Инна Сергеевна
Сафонова Елена Валерьевна