Знакомство с народным праздником Троица в летнем школьном лагере.

0
0
Материал опубликован 11 December

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»















Знакомство с народным праздником Троица

в детском летнем лагере.


Методическая разработка.
















Автор:

педагог дополнительного образования

МБОУДО «ЦРТДиЮ «Созвездие» г.Калуга

Кузнецова Т.В.







г. Калуга

2025






Оглавление


Пояснительная записка ________________________________________ 3

Методические советы ___________________________________________ 3

План проведения ______________________________________________ 4

Список литературы ____________________________________________ 7




































Пояснительная записка


Народный праздник Троица или Зеленые Святки празднуют в конце мая – начале июня. В летнем школьном лагере, где я работаю, этот праздник стал традиционным и очень нравится детям. Данная разработка поможет провести праздник Зеленые Святки в любом детском лагере: загородном или школьном.

Цель: способствовать формированию интереса к культуре и традициям русского народа.

Задачи:

образовательные: - формирование знаний в области народной культуры;

- формирование умений и навыков взаимодействия и

сотрудничества в процессе творческих дел.

2) воспитательные: - воспитание уважения к народным традициям

3) развивающие: - формирование мотивации к знаниям и творчеству;

- развитие памяти, внимания, коммуникабельности.


Мероприятие проводится в игровой форме, носит соревновательный характер, рассчитано на детей младшего и среднего школьного возраста, количество участниов не ограничено. Проводится мероприятие на свежем воздухе (территория школы или летнего загородного лагеря, роща, парк).



Методические советы на подготовительный период.


Для проведения мероприятия детей необходимо разделить на группы (в летнем лагере дети уже разделены по отрядам), выбрать жюри (три-пять взрослых), определить место общего сбора, где будут раздаваться задания и подводиться итоги (например, площадка около входа в школу)

Для эмоционального настроя можно использовать музыкальное сопровождение, желательно записи народной музыки, песен. Можно определить сигнал (музыкальный или голосовой), сообщающий об окончании выполнения задания и общем сборе.

Мероприятие проходит следующим образом: на месте общего сбора отрядам раздаются карточки с вопросами, на которые нужно дать ответы; здесь же дается практическое задание после чего отряды расходятся его выполнять, а жюри проверяет письменные ответы, подводит итоги. На задания отводится около 8-10 мин. Продолжительность всего мероприятия около 60 мин.

Небходимый реквизит:

- карточки с буквами «А», «Б», «В» для задания №1 (для каждого отряда)

- карточки с загадками для задания №3 (для каждого отряда)

- карточки с вопросами для задания № 5 (для каждого отряда)

- украшения для берёзки: небольшие цветные полоски ткани, ленточки, тесьма для задания №4 и №6

- карандаши













План проведения мероприятия.


Задание I

Много на Руси народных праздников, многие мы помним и отмечаем.

Задание: Каждому отряду раздаются карточки с буквами А, Б, В. Ведущий зачитывает вопросы, необходимо поднять карточку с буквой, соответствующей правильному ответу. Жюри считает правильные ответы.


Когда на Руси празднуют святки или святые вечера?

а) первые дни февраля

б) первые дни декабря

в) первые дни января +

2) Праздник Сороки является…

а) встречей весны +

б) проводами зимы

в) встречей лета

3) Зелёные Святки празднуются …

а) в середине лета

б) в начале лета +

в) в конце лета

4) Какой из русских народных праздников получил в народных поговорках такие яркие эпитеты: "честная", "широкая"?

а) Троица

б) Пасха

в) Масленица +

6) Как назывался в народе последний день сырной недели?

а) заигрыши

б) золовкины посиделки

в) прощеный день +

7) Когда на деревне в старину устраивались колядки?

а) Иванов день

б) Рождество +

в) Пасха

8) Как называется обрядовое печенье, изготовлявшееся в праздник Сороки?

а) жаворонки +

б) сороки

в) голуби

9) Какое время на Руси считалось порою свадеб?

а) весна

б) осень +

в) лето

10) В этот праздник был обычай хоронить мух, комаров и других мошек:

а) Ивана Купала

б) Семён - Летопроводец +

в) Кузьма - Демьяна


Задание II


Праздник Троица - это праздник окончания весны и начала лета, а ещё его называют праздником берёзки. В этот праздник существовало много обрядов: дом украшали ветками берёзы, украшали берёзку, плели венки. Девушки плели венки и гадали на венках, бросая их в речку. По венкам определяли характер девушек: толстый венок, много цветов вплетено - добрая, хлебосольная хозяйка; тонкий, из цветов одного названия - себялюбица, в мороз снегу не выпросишь; неаккуратно венок сплетен – неряха.

Задание: каждый отряд должен сплести "ленту" из цветов. Побеждает тот отряд, который сплел самую длинную "ленту"


Задание III


Отгадайте загадки.

Задание: каждому отряду раздаются карточки с загадками и карандаши написать ответы, на загадку №6 нужно дать 9 ответов. Ведущий зачитывает загадки, отряды сдают ответы.


Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек (береза)

Много рук, одна нога дерево)

На поляне девчонки в белых рубашонках,

В зелёных полушалках (березовая роща)

4. Церковь белена, кисти зелены (береза)

5. Летом цветет, зимой греет, придет весна, потечет слеза (береза)

6. Стоит в поле древо древанское, на этом дереве восемь угодий:

Первое угодье - в избе обиход, (веник)

Второе угодье - в кругу вертится, (веретено)

Третье угодье - заперто море, (посуда из бересты)

Четвертое угодье - хворому здоровье, (банный веник)

Пятое угодье - на дорожке след, (лапти)

Шестое угодье - во всю ночь свет, (лучина)

Седьмое угодье - всему миру масло, (деготь)

Восьмое угодье - некопаный колодец (березовый сок)



Задание IV


На Троицу существовал обычай делать куклу из травы. Называли эту куклу - кукушка. Куклу сажали на дерево или под дерево, кумились с ней - клялись в вечной и верной дружбе. Делали это только девушки.

Задание отрядам: сделать куклу - кукушку. Материал (тесьма, ленточки, тряпочки) можно брать самостоятельно.

Задание V

Береза стала центром и символом Зеленых Святок. Наши предки знали цену этому замечательному дереву.

Задание: отрядам раздаются карточки с вопросами, дается время на обдумывание (1-3 мин), ведущий зачитывает вопросы – кто первый даст правильный ответ.

1. Что значит накормить "березовой кашей"? (отхлестать веткой, наказать)

Какие породы берез, растущих в России, вы знаете? (шерстолистая, болотная, глухая, карельская, кустовая, плакучая, белая веселка)

Какую птицу назвали в честь березки? (брёзовка-длиннохвостка)

Какие есть грибы, чье название связано с березой? (подберезовик, трут - несъедобный)

У березы есть "одежда", из которой делают различные изделия, как она называется (береста)

А что конкретно изготавливают из бересты? (туеса, лапти, лукошко, корзина, бутылочки, бахоры - тапочки для дома)


Задание VI


Существовал на Зеленых Святках обычай завивать березку. В седьмой четверг после Пасхи - Семик - ходили девушки в рощу завивать березку. Завивали березку по-разному: плели косички, завязывали ленточки, приплетали ветки друг с другом, скручивали в виде венка. И при этом загадывали желания. А в воскресенье - Троицын день - девушки развивали березку. И если веточки завяли, желание не сбудется.

Задание: все идем украшать берёзку и загадывать желание


Подведение итогов.

Все возвращаются к месту общего сбора, жюри объявляет результаты.










































Список литературы.


Лепихова Н.И. Бытовые обряды зеленых святок. Родная старина. Материалы 1-й научно-практической конференции по проблемам сохранения и развития фольклора Калужской обл. Калуга, 1995

Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С-Пб, 1994

Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. ч.II "Молодёжная эстрада" №4 1999

Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. М., Просвещение, 1995

Фольклор Калужской губернии вып. I Народные обряды и поэзия. Русская традиционная культура. Альманах. 4-5 1997

Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе. М., Новая школа, 1997

























































8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.