Технологическая карта урока чтения «Звук и буква "Б". Слоги и слова с этой буквой в твердом и мягком варианте»
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет |
Чтение и развитие речи (обучение грамоте) |
Класс |
1 |
Тип урока |
урок открытия нового знания |
Технология построения урока |
проблемно-диалогическая |
Тема урока |
Звук и буква «Б». Слоги и слова с этой буквой в твердом и мягком варианте. |
Цель урока |
создание условий для овладения обучающимися знаниями о звуке и букве «Б», для умения составлять и читать слоги и слова с этой буквой в твердом и мягком варианте; для коррекции психических процессов (памяти, мышления, речи) для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); |
Основные термины, понятия |
Звуки, буква, слог, слово, предложение, текст, хлебобулочные изделия |
Планируемый результат |
|
Предметные умения: Выделять звук Б. Наблюдать над особенностями произнесения звука. Четко артикулировать звук, характеризовать звук по твердости-мягкости. Воспринимать на слух и составлять и читать слова с буквой б. Характеризовать звук, подбирать слова со звуком [Б]. Соотносить звук Б и букву, его обозначающую. Читать открытые прямые и обратные слоги. Выполнять сравнительный звуко-буквенный анализ слов. Составлять предложения из слов. Объяснять лексическое значение слов с помощью учителя. Отгадывать загадки. |
Личностные: Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика». Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил. Регулятивные: Учиться определять цель деятельности на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному плану. Совместно с учителем давать оценку своей деятельности на уроке. Высказывать свое предположение на основе учебного материала. Отличать верно выполненное задание от невероного . Познавательные: Отличать новое от уже известного. Сравнивать и группировать предметы. Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке . |
Организация пространства |
|
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная Индивидуальная |
Книгопечатная продукция: В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина «Букварь» Наглядно-иллюстративный материал: Схемы этапов урока, схемы слогов, слов. Сказочные герои к сказке «Колобок». Кассы букв. Иллюстрации к букве Б. Смайлики. Корзина с хлебобулочными изделиями. |
Структура урока |
Ход урока |
Формируемые умения |
|||||||||||||||||||||||||||||
1.Орг. момент
2. Актуализация опорных знаний Формулирование проблемы, планирование (фронтальная работа)
3. Открытие нового знания
4. Физминутка
5. Применение нового знания
5. Рефлексия учебной деятельности |
Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправляемся в путешествие по сказке, где главный герой – это… Вы сейчас сами отгадаете. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, скоро буду у вас. -Кто это, ребята? А как называется сказка? (На доске появляется иллюстрация колобка) -Колобок нам поможет изучить новые звуки и букву. И, прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним этапы урока при изучении новых звуков и буквы. (На доске отображены этапы урока в виде паровозика с вагончиками) - На первом этапе что мы с вами определяем. Правильно, мы определяем звуки. - Какие бывают звуки? (гласные и согласные) - Чем они отличаются? - Каким цветом обозначаем гласные звуки? - Давайте споем уже изученные нами гласные звуки. - А каким цветом обозначаем согласные? Почему два цвета у согласных звуков? - Произнесем хором изученные согласные звуки. - На втором этапе урока что мы с вами определяем? - Правильно, буквы. Скажите, пожалуйста, а согласные звуки мягкие и твердые мы разными буквами обозначаем или одной и той же? - Правильно, буква одна и та же. Но тогда как же мы узнаем, что звук нужно произнести мягко? Что его смягчает? - Третий этап урока. Что мы складываем из звуков и букв? -Правильно, слоги. - На четвертом этапе что мы делаем? (из слогов складываем слова) - Из скольки слогов может состоять слово? - Пятый этап урока. Что мы составляем из слов? - Правильно, из слов мы составляем предложения. - А что составляют из предложений? (из предложений составляют текст) - Скажите, а сказка является текстом? - Пришло время отправиться в сказку. (На доске появляются иллюстрации бабки и деда) Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик: - Испеки мне, старая, колобок. - Да из чего испечь-то? Муки нет. - Эх, старуха! По амбару помети, по сусечкам поскреби, вот и наберется. Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть. (Иллюстрации бабки и деда остаются перед этапами уроков - паровозика) - Пока колобок остывает на окошке, мы с вами побеседуем. - Скажите, пожалуйста, из чего бабушка испекла колобок? - А какие изделия еще делают из муки? (булочки, батоны, баранки, бублики, блины) - Про какое изделие из муки эта загадка? Маленькое, сдобное колесо съедобное. Я тебя одна не съем, разделю ребятам всем. (бублик) - Какой звук слышим вначале всех этих слов? - Как вы думаете, это согласный звук или гласный? Докажите. - Твердый или мягкий? - А в слове КОЛОБОК есть звук Б ? - Где он спрятался? (он спрятался в середине слова) - Молодцы! С первым этапом урока вы справились. С каким звуком вы познакомились? - А теперь все дружно встанем. Я сейчас буду называть слова, а вы, если услышите в слове звук Б, будите приседать, если звука Б в слове нет, махать руками. Отправляемся дальше путешествовать по сказке. Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол да к двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше. (Иллюстрация колобка передается одному из детей. Ребенок дальше играет роль колобка. А иллюстрация зайца – другому ребенку. Он играет роль зайца) Катится колобок по дороге, а навстречу ему ( кто?) … заяц: - Колобок, колобок! Я тебя съем! - Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою. Заяц уши поднял, а колобок запел: Я колобок, колобок! На окошке стужен, По амбару метен, Я от дедушки ушел, По сусечкам скребен, Я от бабушки ушел, На сметане мешен, От тебя, зайца, В печку сажен, Не хитро уйти. И покатился колобок дальше – только его заяц и видел. (Колобок и заяц перемещаются на следующий этап урока) - Прикатился колобок на второй этап урока, на котором мы с чем должны познакомиться? - Правильно. Мы должны познакомиться с буквой, которая обозначает звуки Б и Б . (На доске появляется картинка с буквой Б) - Вот печатная буква Б. Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком. - Каким цветом раскрашена буква? Почему? - Кого мы видим на картинке? (белку) - Какой звук слышим вначале слова? Он твердый или мягкий? - Что в лапках у белки? (батон) - Какой звук слышим вначале слова? Он твердый или мягкий? - Что еще видим на картинке? (бусы) - Какой звук слышим вначале слова? Он твердый или мягкий? - Какой буквой обозначаются эти звуки? (согласной буквой Б) - Найдите, пожалуйста, эту букву у нас в классе. - А где живет буква Б? (Ученик показывает в настенной кассе букв и выкладывает на доске) - Почему печатные буквы отличаются по написанию. (Одна заглавная, а другая маленькая) -Для чего нужна заглавная буква? - А теперь откроем кассы букв и пополним их новой буквой. Напечатайте сначала одну заглавную и две маленькие буквы Б, под буквами поставьте синие кружочки. Затем напечатайте еще одну заглавную и две маленьких и поставьте зеленые кружочки. -Для чего мы это сделали? -Продолжаем путешествие по сказке. (Иллюстрация колобка передается одному из детей. Ребенок дальше играет роль колобка. А иллюстрация волка – другому ребенку. Он играет роль волка) Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему (кто, ребята?) серый волк: - Колобок, колобок! Я тебя съем! - Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою. И колобок запел: Я колобок, колобок! На окошке стужен, По амбару метен, Я от дедушки ушел, По сусечкам скребен, Я от бабушки ушел, На сметане мешен, Я от зайца ушел, В печку сажен От тебя, волка, Не хитро уйти. Покатился колобок дальше – только его волк и видел. (Колобок и волк перемещаются на следующий этап урока) - Прикатился колобок на третий этап урока. Что мы делаем на этом этапе? -Правильно. Из букв мы складываем слоги. И сейчас мы будем складывать слоги используя изученные гласные буквы и согласную букву Б. Один будет работать у доски, а остальные в своих кассах. Итак, схема слога перед вами. (На доске появляются схема слога) -Какой звук первый? Второй? (Дети выкладывают слоги) - Прочитаем хором какие слоги получились. - А теперь составим слоги к следующим схемам. (На доске появляются схемы)
-Какой звук первый? Второй? - Один работает у доски, а остальные в индивидуальных кассах. -Прочитаем хором какие слоги получились. - С какой согласной буквой вы складывали слоги? -Продолжаем путешествие по сказке. (Иллюстрация колобка передается одному из детей. Ребенок дальше играет роль колобка. А иллюстрация медведя – другому ребенку. Он играет роль медведя) Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему (кто?) медведь: - Колобок, колобок! Я тебя съем! - Не ешь меня, медведь: я тебе песенку спою. И колобок запел: Я колобок, колобок! Я от дедушки ушел, По амбару метен, Я от бабушки ушел, По сусечкам скребен, Я от зайца ушел, На сметане мешен, Я от волка ушел, В печку сажен От тебя, медведь, На окошке стужен Не хитро уйти. И покатился колобок – медведь только вслед ему посмотрел. (Иллюстрация медведя остается на третьем этапе, а колобок перемещается на следующий) И прикатился колобок на четвертый этап урока. -Что мы делаем на этом этапе урока? -Правильно. Мы из слогов складываем слова. -Давайте вспомним, какие слова мы называли с вами на первом этапе урока, когда выделяли звук Б. Но вспомнить нужно только те слова, которые начинаются со звука Б и обозначают изделия из муки – хлебобулочные изделия (батон, булка, бублик, баранки, блины) - Молодцы! А теперь давайте хором повторим, как называются все эти изделия из муки. (хлебобулочные изделия) -У меня в корзине находятся различные хлебобулочные изделия. Вы будите выходить к доске, брать из корзины одно из хлебобулочных изделий и определять его название. Но это еще не все. (На доске появляются схемы слов: батон, булка, бублик, баранки)
-Так же, ребята, вы должны определить к какой схеме относится данное слово и составить его. Тот, кто работает у доски, составляет на доске, а остальные в своих кассах. -Итак, первое хлебобулочное изделие, достает из корзины Маша. - Что это? -Правильно. Это батон. Батон – это белый хлеб продолговатой формы. -Разделим слово на слоги. - Сколько слогов получилось? -Какой первый слог? Второй? -Найди схему и составь слово. (Аналогичная работа проводится со всеми остальными словами) Булка –хлебец из пшеничной муки. Баранки – пшеничный хлебец из заварного теста в виде кольца. Бублик – толстая баранка. -Прочитаем хором, что у нас получилось. -Скажите, пожалуйста, а можно ли колобок тоже отнести к хлебобулочным изделиям? Почему? -Определим сколько слогов в слове колобок. -Составьте схему к этому слову и по схеме составьте слово. (Один работает у доски, остальные в индивидуальных кассах букв) -Молодцы, ребята. А теперь раскладывайте буквы по местам, убирайте кассы и мы с вами продолжим путешествие по сказке. Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему лиса: - Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький! Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да все ближе подкрадывается. А колобок поет: Я колобок, колобок! Я от дедушки ушел, По амбару метен, Я от бабушки ушел, По сусечкам скребен, Я от зайца ушел, На сметане мешен, Я от волка ушел, В печку сажен От медведя ушел, На окошке стужен От тебя, лиса, Не хитро уйти. - Славная песенка! – сказала лиса. – Да то беда, голубчик, что стара я стала, плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой еще разочек. Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел: Я колобок, колобок!.. А лиса его – гам! – и съела. -Ребята, вам понравился конец сказки? Почему не понравился? -А давайте изменим конец сказки и спасем колобка от лисы. -Для этого мы должны выполнить следующий этап урока. Какой? -Попробуем уговорить лису съесть вместо колобка какое-нибудь другое хлебобулочное изделие. А для этого нам что нужно составить? - Правильно. Нам нужно составить предложения. Итак, я – лиса. Уговорите меня съесть что-нибудь другое. (Дети составляют предложения. Например: «Съешь, лиса, этот вкусный, румяный, сладкий бублик») - Хорошо, убедили. Не буду есть колобка. Выберу я, пожалуй, батон и булку, а остальное выброшу. Правильно, ребята, я сделаю? -Почему вы так считаете? -Хорошо, убедили. Бублики и баранки отдам вам и вы после урока попьете с ними чаю -Вот и закончилась сказка. И наш урок тоже подошел к концу. -Давайте вспомним, с какими новыми звуками и буквой мы сегодня с вами познакомились? -Названия каких хлебобулочных изделий начинаются с этих звуков? - На что похожа буква Б? -Оцените свою работу на уроке и объясните свой выбор. (Дети показывают смайлики)
|
Предметные умения: Отгадывать загадки. Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке . Регулятивные: Учиться определять цель деятельности на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному плану. Познавательные: Отличать новое от уже известного. Сравнивать и группировать предметы. (Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей и упражнений в классификации. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении)
Предметные умения: Выделять звук Б. Наблюдать над особенностями произнесения звука. Четко артикулировать звук, характеризовать звук по твердости-мягкости. Характеризовать звук, подбирать слова со звуком [Б]. Личностные: Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика». Регулятивные: Учиться работать по предложенному плану. Высказывать свое предположение на основе учебного материала. Отличать верно выполненное задание от невероного Познавательные: Отличать новое от уже известного. Сравнивать и группировать предметы. Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке . (Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. Коррекция звуковой стороны речи.)
(Коррекция внимания) Предметные умения: Воспринимать на слух слова со звуком Б.
Предметные умения: Соотносить звук Б и букву, его обозначающую. Читать открытые прямые и обратные слоги. Выполнять сравнительный звуко-буквенный анализ слов. Объяснять лексическое значение слов с помощью учителя. Личностные: Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика». Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил. Регулятивные: Учиться определять цель деятельности на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному плану. Познавательные: Отличать новое от уже известного. Сравнивать и группировать предметы. Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке . (Коррекция внимания, зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Коррекция звуковой стороны речи. Коррекция зрительного восприятии на основе упражнений в узнавании и различении. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании)
Предметные умения: Составлять предложения из слов. Личностные: Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика». Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил. Регулятивные: Совместно с учителем давать оценку своей деятельности на уроке. Высказывать свое предположение на основе учебного материала. Отличать верно выполненное задание от невероного . Познавательные: Отличать новое от уже известного. Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке . |