Буклет «Знакомство с профессией логопед» (9–11 класс)
/data/files/i1547030394.jpg (1754x1240)Содержание буклета
Знакомство с профессией логопед
Проблемы с речью?
Наш совет:
Вам поможет ло-го-пед!
Кто такой логопед?
Логопед—коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых.
Из истории профессии:
«Логопедия» – слово греческого происхождения, оно переводится как воспитание правильной речи.
Профессия логопеда 50 лет назад считалась редкой, но это не означает, что раньше люди не имели речевых дефектов.
В прошлом дефекты речи не воспринимались как болезнь, требующая лечения.
Как самостоятельная научная отрасль логопедия оформилась во второй половине XIX в.
До 1930-х гг. в логопедии преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры, рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования.
Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание логопедии.
Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность.
С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии — на первый план стало выдвигаться педагогическое содержание.
Профессия «логопед» - Высшее педагогическое образование коррекционной направленности.
Основные направления в работе логопеда:
1. Диагностическая деятельность
(проведение логопедической диагностики)
2. Коррекционно-развивающая деятельность (проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий).
3. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами (родительские собрания, индивидуальные консультации, пропаганда логопедических занятий).
4. Методическая деятельность (оформление документации, изучение передового опыта по профессии, разработка различных методических рекомендаций, изготовление наглядный пособий и т.д.)
5. Аналитическая деятельность
(отслеживание эффективности проводимой коррекционно-развивающей деятельности)
Логопед занимается коррекцией следующих речевых нарушений:
1) Нарушения произношения звуков (дислалия, дизартрия, ринолалия);
2) Нарушения ритма и темпа речи (тахилалия, брадилалия, заикание);
3) Нарушение голоса (дисфония, афония);
4) Недоразвитие речи или утрата речи (алалия, афазия);
5) Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия).
Работа логопеда
Однако логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда начинается с развития у детей психических процессов (внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления, общей и мелкой моторики). Также в его задачи входят: расширение и обогащение словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, обучение грамоте.
Основные места работы логопеда:
в детских садах и специализированных детских садах (занятия с различными нарушениями развития речи),
на базе начальной школы (занимается с учениками, имеющими задержку в речевом развитии, психическом, а также нарушения письменной речи),
в речевых центрах (с различными диагнозами и патологиями),
в поликлиниках, клиниках,
в домах ребенка, в детских домах, в детских учреждениях,
частный логопедический кабинет,
в развивающих детских центра,
в неврологических и психоневрологических клиниках (в большей степени со взрослыми пациентами, утратившими частично или полностью речь в результате тяжелых болезней и перенесенных травм).
Требования профессии к индивидуальным особенностям специалиста:
нервно-психическая устойчивость;
хорошая долговременная память;
выносливость слухового и речеголосового аппаратов;
грамотная, четкая правильная речь.
Требования профессии к личностным особенностям специалиста:
умение управлять собой;
социальный интеллект (способность понимать поведение других людей);
наблюдательность;
коммуникативные и организаторские способности.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
дефекты речи, слуха у специалиста данной профессии;
необщительность;
отсутствие склонности к работе с детьми;
эмоциональная неуравновешенность;
агрессивность;
ригидность мышления (неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации).
Светлана