12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мицик Марина Анатольевна229
Россия, Новгородская обл., Великий Новгород

«Знакомьтесь – буква «А».

Внеклассное мероприятие по русскому языку для первого класса.

Разработала: Мицик Марина Анатольевна, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 4 имени Героя Советского Союза, Почетного гражданина Новгорода И. А. Каберова» города Великого Новгорода.



Слово учителя: Много разных слов в русском языке и каждое, по-своему, интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свою мысль. «Хромое слово-кривая речь» - говорит русская пословица. Чтобы вы могли понять написанное, точно рассказать о прочитанном или увиденном, чтобы ваша речь была красивой – надо знать много слов. Мы и попытаемся узнать сегодня, сколько слов вы уже знаете. Но, чтобы сосчитать все известные вам слова, понадобилось бы не одно занятие.

В особых книгах – словарях (учитель показывает образцы) слова располагаются по порядку букв в алфавите. Какая буква в алфавите стоит на первом месте? /буква А/

Вот сегодня мы и вспомним слова, которые начинаются с буквы А. Но сначала расскажите, что вы знаете о звуке [а]. /гласный, не смягчает согласные звуки/

Класс разбивается на две команды. Название первой команды «А», второй – «Я». У каждого участника команды эмблема с изображением буквы.

Задание командирам:

Собрать в коробки как можно больше предметов, в названии которых встречается буква А.

Предметы для 1 команды: ручка, резинка, краски, альбом, тетрадь, пластилин, ножницы, пенал, клей, мел, циркуль.

Предметы для 2 команды: карандаш, линейка, кисточка, расчёска, тетрадь, гуашь, ножницы, пенал, клей, мел, дневник.

Задание командам: Пока работают командиры, решить кроссворд.

(Отгадать слово, найти его место в кроссворде, записать в клеточки кроссворда)



































 



1) «Вы подумайте о чуде!

Сколько букв – сестёр родных!

Тридцать три!

А сколько люди могут слов сложить из них!» /алфавит/

2) «Этот дом не деревянный, не из камня этот дом.

Он прозрачный, он стеклянный, нету номера на нём.

И жильцы в нём не простые, не простые – золотые.

Эти самые жильцы – знаменитые пловцы». /аквариум/

3) «В детский сад с бахчи привезли мячи.

Подали к обеду мяч –

Сладкий он и как кумач». /арбуз/

«Это старый наш знакомый.

Он живёт на крыше дома.

Длинноносый, длинноногий,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками к болоту»/аист/

Все слова разошли по своим местам. Осталась свободной одна строчка. Назовите слово, которое бы подошло к этой строчке /август, апрель, артист/


Что вы можете рассказать о словах, которые записаны в наш кроссворд? /Это имена существительные, мужского рода, единственного числа/

Проверка задания, выполненного командирами. Дополнительный вопрос: найти многозначные слова и назвать значения. Например: ручка – дверная, пишущая, человеческая.

Заранее подготовленные ученики читают отрывок из стихотворения С. Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Задание: запомнить слова, которые начинаются с буквы А. Побеждает та команда, которая запомнит больше слов.

«1)Ребятам объявляется, что поезд отправляется

Немедля отправляется от станции Москва до первой буквы А.

2) Пары разводит паровоз, зажёг два фонаря.

И мчится с грохотом колёс по строчкам букваря.

3)Поехали, отъехали от станции Москва.

И, наконец, доехали до первой буквы А.

4) Вот мраморная арка ведёт в аллею парка.

Идёт аллея до ворот, а у ворот автобус ждёт.

5) У буквы А мы постоим не меньше трёх минут.

Давайте, братцы, поедим, пока гудок дадут.

6) В мешке у нас продукты на девять дней пути.

Но хорошо бы фрукты в дорогу припасти.

7) Да вот фруктовый магазин! Здесь припасли для нас

Антоновку и апельсин, арбуз и ананас.

8) Вот абрикос, а вот айва.

Какие вкусные слова! И все на букву А!»

Игра по командам. От слов, обозначающих предметы образовать слова, обозначающие признаки предметов. Например: школа – школьный.

Автобус - /автобусный/, аптека - /аптечный/, апрель - /апрельский/, арбуз - /арбузный/, апельсин - /апельсиновый/, автомобиль - /автомобильный/.


8. Вот сколько мы узнали о букве А. Но она, оказывается, бывает ещё и словом. Вот что написано о союзе «а» в словаре: «Союз «а» употребляется, чтобы противопоставить слова предложения, например: Это не книга, а тетрадь. Союз «а» присоединяет слова предложения, когда хотят добавить, объяснить что-либо, например: Вечером он собрался, а утром уехал». Часто союз «а» употребляется в пословицах.

Читают с доски пословицы:

«Золото испытывают огнём, а человека трудом».

«Руки поборют одного, а знания – тысячу».

«Дерево сильно корнями, а человек друзьями».

«Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает».

«Дерево ценят по плодам, а человека по делам».

Задание командам: из «рассыпавшихся» слов составить пословицу.

Первая команда: «Землю красит солнце, а человека труд».

Вторая команда: «Делу время, а потехе час».

Подведение итогов. Награждение команды – победительницы.


Использованная литература:

С.Маршак «Весёлое путешествие от А до Я».

В. Волина «Занимательное азбуковедение», Москва, Просвещение, 1994.

Н. Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах», Москва, 1971.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.