Урок русского языка в 1 классе «Заглавная буква в словах»
Тема: Заглавная буква в словах
Цель урока: подвести детей к осмыслению понятия «имена собственные» и написанию имен собственных с заглавной буквы.
Задачи:
1. Формировать у учащихся понятие «имена собственные». Способствовать формированию умения писать имена, фамилии, географические названия, клички животных с большой буквы.
2. Использовать полученные знания на практике; развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навык работы в малых группах
3. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка, воспитывать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты:
•предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населённого пункта, составлять ответы на вопросы;
•метапредметные: познавательные – работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;
•коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;
•регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;
•личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами (познавательные);
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником (коммуникативные);
овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять (регулятивные).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
научатся писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание;
получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населенного пункта, составлять ответы на вопросы.
Оборудование:
мультимедиа проектор
доска
иллюстративный материал
учебник
книги, задания для групп, карта
символы для оценки
№п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. |
Организационный момент. |
Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой на работу. Встаньте ровно и красиво, Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы – ученики! девиз урока: «Делаем дружно, делаем вместе - и всё получится». |
Приветствуют учителя. Выполняют задания. |
Личностные: правильно идентифицировать себя с позицией школьника. Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать. |
2. |
Проверка организации рабочего места. Повторение «Правил красивого письма» по плакату. |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Акцентирует внимание на правилах Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? |
Проверяют свою готовность к уроку. Повторяют «Правила красивого письма». |
Личностные: правильно идентифицировать себя с позицией школьника. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать. |
3. |
Самоопределение к деятельности. Минутка чистописания. |
-Что первоклассники любят больше всего на свете? Конечно, игры. Давайте поиграем. - отгадайте что здесь написано? страназаглавныхбукв - Исправим ошибку и продолжим урок
правильно ли оформлена запись, что мы должны помнить при записи слов? На доске прикреплены буквы: Л, К, Б, К. Учитель: - Назовите буквы. Что можно сказать о данной записи? (Это буквы согласных звуков). Учитель: - Используя только эти буквы, составьте слово или несколько слов. (Дети работают самостоятельно). Учитель: - Итак, у вас есть какие-то варианты? (Нельзя составить из этих букв слово). Учитель: - Почему так решили? (Так как нет букв гласных). Учитель: - Сколько букв добавить? (Учитель добавляет еще три буквы О). Учитель: - А теперь? Какое составили слово? (КОЛОБОК) Учитель: - Так почему же нам не удалось сразу составить слова из букв К, Л, Б, К? (Из одних согласных слово не составить).
Кто хочет написать это слово на доске? - Так почему же я написала с большой буквы? Кто из нас прав? . - небольшой круглый хлебец -литературный герой сказок. Учитель. Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания одного и того же слова! Для чего нужна заглавная буква? Ответить на вопрос как правильно записывать слова , нам поможет наш урок.
- В связи с чем у нас возникли трудности? (Не знаем точно, как правильно писать.) - какого знания нам не хватает -Назовите тему урока. Какую цель нам надо перед собой поставить? Я узнаю Я научусь Я смогу - Давайте посмотрим, на какой вопрос каждый из вас должен будет дать ответ в конце урока. (Стр. 122 учебника) Колобок: так Колобок и попал сегодня к нам на урок. Ребята, я очень рад, что с вами познакомился. А давайте вместе с колобком отправимся в путешествие. Слайд 1 Я надеюсь, что мы с вами будем дружить и во всем помогать друг другу. девиз урока: «Делаем дружно, делаем вместе - и всё получится». Слайд №. 2 |
Отвечают на вопросы. Обосновывают выбор. Выходят на тему урока. |
Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Познавательные: классифицировать объекты. Коммуникативные: участвовать в диалоге, отвечать на поставленные вопросы, слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной речи. |
4. 5. 6. |
Выявление места и причины затруднения. Поиск решения проблемы. Совместное «открытие» новых знаний. Физкультминутка. Первичное усвоение знаний |
Учитель: Покатился Колобок по лесной полянке слайд 3, а навстречу ему зайчишка скачет. Задание зайца: Работа в группах стр. 122 учебник Как работать в группе? Памятка Критикуй идеи, но не человека. Поощряй участие каждого в обсуждении. Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним. Стремись понять точку зрения других в дискуссии. Перескажи мысль товарища, если она тебе не ясна. - Попробуйте сделать вывод: Какие же слова пишутся с заглавной буквы? Проверим наш вывод по упр. 1 с. 122. Так что же нужно сделать, чтобы правильно написать слова? Как определить, какую букву выбрать? Представители каждой группы идут к доске. На доске составляется схема- кластер.
Молодцы! Помогли Колобку Я буду называть слова. Если вы считаете, что слово нужно писать с заглавной буквы, то хлопаете в ладоши, если нет, то топаете. Оренбург, цветок, Цветочная (улица), город, море, Татьяна , котик. Почему вы по-разному выполняли движения? Каких знаний нам не хватает?
Покатился Колобок дальше, а навстречу ему волк. Задание волка: К данным словам подберите подходящие по смыслу имена собственные . Работа в парах по карточкам. Город, девочка, река, котёнок, собака. Слова для справок: Москва, Волга, Мурзик, Лена, Жучка. Образец: город Москва. Учитель: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему медведь. Задание медведя: Написать слова через запятую. Азбука. Москва .Зима. Мурзик. Пётр. Задача. Тетрадь. Буратино . Давайте научим Колобка, какие слова мы должны писать с большой буквы. Спрогнозируйте свой результат цветом. Какие слова написали с большой буквы. Почему? Проверка. Где пригодятся знания написаний этих слов? Самопроверка. Учитель: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему лиса. Задание лисы: А она хитра и приготовила трудное задание.
Работа с текстом Страна, в которой мы живем, называется Россия. Главный город нашей страны – столица – Москва. Это огромный, современный город. Самое известное место в Москве – это Красная площадь, где мы можем увидеть Кремль. В столице красивые храмы, соборы, церкви, много памятников. А ещё в столице есть дорога под землей, которая называется метро. Мы живем в Оренбургской области. Главный город нашей области - Оренбург . Оренбург – очень красивый город. В Оренбурге мы можем увидеть Храм Преподобного Сергия Радонежского , мемориальный комплекс-музей «Салют, Победа!» и парково-музейный этнокомплекс «Национальная деревня» и другие достопримечательности . Также там очень много памятников знаменитым людям: А.С. Пушкину, Ю.А. Гагарину, Чкалову В.П.. Оренбургская область состоит из множества районов. Район, в котором мы живем, называется Новосергиевский . В прошлом году ему исполнилось 70 лет. Главный центр нашего района – Новосергиевка. В Новосергиевке много школ, в которых учатся дети, есть музыкальная школа. В поселке мы можем посетить краеведческий музей, Ледовый дворец, комплекс «Дельфин». В Новосергиевском районе есть много сел и деревень. В поселке протекают реки Лебяжка и Самара. В нашем поселке есть Дом Культуры, памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Много лет назад была построена церковь, в честь Сергия Радонежского. В селе есть почта, много магазинов. Природа нашего края очень красивая. Со всех сторон село окружают леса и степи. - Ребята , о чем этот текст? Как называется наша страна? - что мы узнали о Москве? -Чем знаменит этот город? -назовите слова записанные с большой буквы? -в какой области мы живем? - что мы узнали о нашем поселке? Перечислите достопримечательности поселка, называя имена собственные. Оказывается и вокруг нас везде есть имена собственные…. Индивидуальная работа Ребята, а вы знаете, что названия городов, деревень, посёлков появились не просто так? - Давайте попросим ребят рассказать, почему именно так названы города Орехово- Зуево, Тобольск, Лермонтов. (Группа ребят из 3 человек работает с материалами странички для любознательных) |
-
-Москва. -Москва – столица нашей Родины. - |
Личностные: осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
7. |
Осмысление и закрепление нового материала. |
Дифференцированная работа . Найди ошибки в тексте и исправь их. (4 ошибки) У маши гости. На столе стоят чашки. девочка угощяет своих друзей тортом. Хорош душыстый чай. Закрасьте на карточках кружок: O желтым цветом, если у вас не было ошибок, зелёным цветом, если вы допустили 1-2 ошибки, красным цветом, если вы выполнили задание неверно. Составь и запиши 3 предложения по картинке. Придумай людям имена, а животным клички. Карточка № 3 1) Спишите текст, заменяя картинки словами, и придумайте людям имена, а животным клички. Летом и жили в … . По утрам кормила …, а - … . Во дворе у … жили … , … и … . Хитрый вопрос. -- Какие буквы никогда не бывают заглавными в именах, фамилиях, кличках животных? ( ь, ъ, ы,й) |
Выполняют задания в тетради на печатной основе. Осуществляют взаимопроверку. Показывают знак «Работа в паре закончена». Проговаривают в соответствии с выполненными заданиями правило употребления заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей (и себя ), в кличках животных, у персонажей сказок. |
Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи. Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Познавательные: общеучебные – уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; логические - осуществлять анализ объектов; выбор оснований и критериев для классификации объектов. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
8. |
Итог урока. |
Проводит беседу по вопросам. Молодцы, ребята, вы помогли колобку выполнить все задания - Какие слова надо писать с заглавной буквы? Оцените работу по волшебной лесенке |
Отвечают на вопрос. Приводят свои примеры. |
Личностные: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
9. |
Заключительный этап и рефлексия. КОД |
Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам! За то, что упорно и дружно трудились, Чтоб знания в жизни вам пригодились! - Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её? Давайте посмотрим, на какой вопрос мы завали в начале урока? Давайте продолжим фразу: На уроке я узнал, что… Я выполнял задания… (Как?) Лучше всего у меня получилось…. Я работал (самостоятельно или с помощью кого – то?)…. Лучше всего у меня получилось….
—Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? Чемодан, мясорубка,корзина На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. |
Работают с Листом самооценки. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке («Смайлик успеха» –в Приложении) |
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: оценка-осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осуществлять итоговый контроль. Познавательные: общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
ПО ГРИБЫ ( физминутка)
Пальчик, пальчик, где ты был? (Пальцы сжаты в кулак.)
Этот пальчик в лес пошел, (Отгибаем мизинец.)
Этот пальчик гриб нашел, (Отгибаем безымянный.)
Этот пальчик чистить стал, (Отгибаем средний.)
Этот пальчкк жарить стал, (Отгибаем указательный.)
Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел. (Отгибаем большой пальчик
разгадайте ребус.
5 |
1 |
4 |
2 |
3 |
к |
ш |
и |
а |
р |
Кто хочет написать это слово на доске?
Сколько в слове слогов, как его перенести, ск-ко букв и звуков?
Почему у вас появились разные варианты?
Как правильно написать это слово?
Учитель.
Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания одного и того же слова!
На доске появляются две иллюстрации (воздушный шарик и собака)
- В связи с чем у нас возникли трудности? (Не знаем точно, как правильно писать.)
Составьте предложения с этими словами.
Мою любимую собаку зовут Шарик. Я играю с воздушным шариком.
В слове главное – это его значение. Иногда от значения слова зависит его написание и надо понять, в каком значении употребляется это слово.
Кластер «Имена собственные»
Имя собственное