Тема: Заглавная буква в словах

Цель урока: подвести детей к осмыслению понятия «имена собственные» и написанию имен собственных с заглавной буквы.

Задачи:

1. Формировать у учащихся понятие «имена собственные». Способствовать формированию умения писать имена, фамилии, географические названия, клички животных с большой буквы.

2. Использовать полученные знания на практике; развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навык работы в малых группах

3. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка, воспитывать любовь к русскому языку.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населённого пункта, составлять ответы на вопросы;

метапредметные: познавательные – работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;

коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;

регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;

личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами (познавательные);

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником (коммуникативные);

овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять (регулятивные).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

научатся писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание;

получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населенного пункта, составлять ответы на вопросы.

Оборудование:

мультимедиа проектор

доска

иллюстративный материал

учебник

книги, задания для групп, карта

символы для оценки

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент.

Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой на работу.

Встаньте ровно и красиво,

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики!

девиз урока: «Делаем дружно, делаем вместе - и всё получится».

Приветствуют учителя.

Выполняют задания.

Личностные: правильно идентифицировать себя с позицией школьника.

Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать.

2.

Проверка организации рабочего места.

Повторение «Правил красивого письма» по плакату.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Акцентирует внимание на правилах

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Проверяют свою готовность к уроку. Повторяют «Правила красивого письма».

Личностные: правильно идентифицировать себя с позицией школьника.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать.

3.

Самоопределение к деятельности.

Минутка чистописания.

-Что первоклассники любят больше всего на свете? Конечно, игры. Давайте поиграем.

- отгадайте что здесь написано?

страназаглавныхбукв

- Исправим ошибку и продолжим урок

 

правильно ли оформлена запись, что мы должны помнить при записи слов?

На доске прикреплены буквы: Л, К, Б, К.

Учитель: - Назовите буквы. Что можно сказать о данной записи?

(Это буквы согласных звуков).

Учитель: - Используя только эти буквы, составьте слово или несколько слов. (Дети работают самостоятельно).

Учитель: - Итак, у вас есть какие-то варианты?

(Нельзя составить из этих букв слово).

Учитель: - Почему так решили? (Так как нет букв гласных).

Учитель: - Сколько букв добавить?

(Учитель добавляет еще три буквы О).

Учитель: - А теперь? Какое составили слово? (КОЛОБОК)

Учитель: - Так почему же нам не удалось сразу составить слова из букв К, Л, Б, К? (Из одних согласных слово не составить).

 

Кто хочет написать это слово на доске?

- Так почему же я написала с большой буквы? Кто из нас прав?

.

Посмотрим толкование слов в словаре Ожегова -колобок

- небольшой круглый хлебец
Пример: Пшеничный к.

-литературный герой сказок.

Учитель.

Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания одного и того же слова! Для чего нужна заглавная буква?

Ответить на вопрос как правильно записывать слова , нам поможет наш урок.

 

- В связи с чем у нас возникли трудности? (Не знаем точно, как правильно писать.)

- какого знания нам не хватает

-Назовите тему урока.

Какую цель нам надо перед собой поставить?

Я узнаю

Я научусь

Я смогу

- Давайте посмотрим, на какой вопрос каждый из вас должен будет дать ответ в конце урока. (Стр. 122 учебника)

Колобок: так Колобок и попал сегодня к нам на урок.

Ребята, я очень рад, что с вами познакомился. А давайте вместе с колобком отправимся в путешествие. Слайд 1

Я надеюсь, что мы с вами будем дружить и во всем помогать друг другу. девиз урока: «Делаем дружно, делаем вместе - и всё получится».

Слайд №. 2

Отвечают на вопросы.

Обосновывают выбор.

Выходят на тему урока.

Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще

неизвестно.

Познавательные: классифицировать объекты.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, отвечать на поставленные вопросы, слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной речи.

4.

5.

6.

Выявление места и причины затруднения.

Поиск решения проблемы.

Совместное «открытие» новых знаний.

Физкультминутка.

Первичное усвоение знаний

Учитель: Покатился Колобок по лесной полянке слайд 3, а навстречу ему зайчишка скачет.

Задание зайца:

Работа в группах стр. 122 учебник

Как работать в группе?

Памятка

Критикуй идеи, но не человека.

Поощряй участие каждого в обсуждении.

Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.

Стремись понять точку зрения других в дискуссии.

Перескажи мысль товарища, если она тебе не ясна.

- Попробуйте сделать вывод: Какие же слова пишутся с заглавной буквы?

Проверим наш вывод по упр. 1 с. 122. Так что же нужно сделать, чтобы правильно написать слова? Как определить, какую букву выбрать?

Представители каждой группы идут к доске.

На доске составляется схема- кластер.

 

Молодцы! Помогли Колобку

Я буду называть слова. Если вы считаете, что слово нужно писать с заглавной буквы, то хлопаете в ладоши, если нет, то топаете.

Оренбург, цветок, Цветочная (улица), город, море, Татьяна , котик.

Почему вы по-разному выполняли движения?

Каких знаний нам не хватает?

 

Покатился Колобок дальше, а навстречу ему волк.

Задание волка: К данным словам подберите подходящие по смыслу имена собственные . Работа в парах по карточкам.

Город, девочка, река, котёнок, собака.

Слова для справок: Москва, Волга, Мурзик, Лена, Жучка.

Образец: город Москва.

Учитель: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему медведь.

Задание медведя: Написать слова через запятую. Азбука. Москва .Зима. Мурзик. Пётр. Задача. Тетрадь. Буратино .

Давайте научим Колобка, какие слова мы должны писать с большой буквы.

Спрогнозируйте свой результат цветом.

Какие слова написали с большой буквы. Почему? Проверка.

Где пригодятся знания написаний этих слов?

Самопроверка.

Учитель: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему лиса.

Задание лисы: А она хитра и приготовила трудное задание.

 

Работа с текстом

Страна, в которой мы живем, называется Россия. Главный город нашей страны – столица – Москва. Это огромный, современный город. Самое известное место в Москве – это Красная площадь, где мы можем увидеть Кремль. В столице красивые храмы, соборы, церкви, много памятников. А ещё в столице есть дорога под землей, которая называется метро.

Мы живем в Оренбургской области. Главный город нашей области - Оренбург . Оренбург – очень красивый город. В Оренбурге мы можем увидеть Храм Преподобного Сергия Радонежского , мемориальный комплекс-музей «Салют, Победа!» и парково-музейный этнокомплекс «Национальная деревня» и другие достопримечательности . Также там очень много памятников знаменитым людям: А.С. Пушкину, Ю.А. Гагарину, Чкалову В.П..

Оренбургская область состоит из множества районов. Район, в котором мы живем, называется Новосергиевский . В прошлом году ему исполнилось 70 лет. Главный центр нашего района – Новосергиевка. В Новосергиевке много школ, в которых учатся дети, есть музыкальная школа.

В поселке мы можем посетить краеведческий музей, Ледовый дворец, комплекс «Дельфин».

В Новосергиевском районе есть много сел и деревень. В поселке протекают реки Лебяжка и Самара. В нашем поселке есть Дом Культуры, памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Много лет назад была построена церковь, в честь Сергия Радонежского. В селе есть почта, много магазинов. Природа нашего края очень красивая. Со всех сторон село окружают леса и степи.

- Ребята , о чем этот текст? Как называется наша страна?

- что мы узнали о Москве? -Чем знаменит этот город?

-назовите слова записанные с большой буквы?

-в какой области мы живем?

- что мы узнали о нашем поселке? Перечислите достопримечательности поселка, называя имена собственные.

Оказывается и вокруг нас везде есть имена собственные….

Индивидуальная работа

Ребята, а вы знаете, что названия городов, деревень, посёлков появились не просто так?

- Давайте попросим ребят рассказать, почему именно так названы города Орехово- Зуево, Тобольск, Лермонтов. (Группа ребят из 3 человек работает с материалами странички для любознательных)

 

-

 

-Москва.

-Москва – столица нашей Родины.

-

Личностные: осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

7.

Осмысление и закрепление

нового материала.

Дифференцированная работа .

Найди ошибки в тексте и исправь их. (4 ошибки)

У маши гости. На столе стоят чашки. девочка угощяет своих друзей тортом. Хорош душыстый чай.

Закрасьте на карточках кружок: O

желтым цветом, если у вас не было ошибок,

зелёным цветом, если вы допустили 1-2 ошибки,

красным цветом, если вы выполнили задание неверно.

Составь и запиши 3 предложения по картинке. Придумай людям имена, а животным клички.

Карточка № 3

1) Спишите текст, заменяя картинки словами, и придумайте людям имена, а животным клички.

Летом и жили в … .

По утрам кормила …, а - … .

Во дворе у … жили … , … и .

Хитрый вопрос.

-- Какие буквы никогда не бывают заглавными в именах, фамилиях, кличках животных? ( ь, ъ, ы,й)

Выполняют задания в тетради на печатной основе.

Осуществляют взаимопроверку.

Показывают знак «Работа в паре закончена».

Проговаривают в соответствии с выполненными заданиями правило употребления заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей (и себя ), в кличках животных, у персонажей сказок.

Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи.

Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Познавательные:

общеучебные – уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

логические - осуществлять анализ объектов; выбор оснований и критериев для классификации объектов.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8.

Итог урока.

Проводит беседу по вопросам.

Молодцы, ребята, вы помогли колобку выполнить все задания

- Какие слова надо писать с заглавной буквы?

Оцените работу по волшебной лесенке

Отвечают на вопрос.

Приводят свои примеры.

Личностные: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

9.

Заключительный этап и рефлексия.

КОД

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам!

За то, что упорно и дружно трудились,

Чтоб знания в жизни вам пригодились!

- Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

Давайте посмотрим, на какой вопрос мы завали в начале урока?

Давайте продолжим фразу:

На уроке я узнал, что…

Я выполнял задания… (Как?)

Лучше всего у меня получилось….

Я работал (самостоятельно или с помощью кого – то?)….

Лучше всего у меня получилось….

 

Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? 

Чемодан, мясорубка,корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Работают с Листом самооценки.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке («Смайлик успеха» –в Приложении)

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: оценка-осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осуществлять итоговый контроль.

Познавательные:

общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

ПО ГРИБЫ ( физминутка)

Пальчик, пальчик, где ты был? (Пальцы сжаты в кулак.)

Этот пальчик в лес пошел, (Отгибаем мизинец.)

Этот пальчик гриб нашел, (Отгибаем безымянный.)

Этот пальчик чистить стал, (Отгибаем средний.)

Этот пальчкк жарить стал, (Отгибаем указательный.)

Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел. (Отгибаем большой пальчик

разгадайте ребус.

5

1

4

2

3

к

ш

и

а

р

Кто хочет написать это слово на доске?

Сколько в слове слогов, как его перенести, ск-ко букв и звуков?

Почему у вас появились разные варианты?

Как правильно написать это слово?

 

Учитель.

Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания одного и того же слова!

На доске появляются две иллюстрации (воздушный шарик и собака)

- В связи с чем у нас возникли трудности? (Не знаем точно, как правильно писать.)

Составьте предложения с этими словами.

Мою любимую собаку зовут Шарик. Я играю с воздушным шариком.

В слове главное – это его значение. Иногда от значения слова зависит его написание и надо понять, в каком значении употребляется это слово.

Кластер «Имена собственные»

 

Имя собственное

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации