12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Перевалова Ольга Николаевна462
Россия, Кировская обл., п. Андреевский Уржумского р-на
8

Вводный урок «Знакомьтесь-геометрия»



Урок «Знакомьтесь-геометрия. Начальные геометрические сведения».

Учитель: Перевалова Ольга Николаевна

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ


презентация
PPT / 7.57 Мб

Цели:

Образовательные – познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, с основоположниками геометрии, с основными геометрическими понятиями – точкой и прямой, с их обозначениями, некоторыми геометрическими фигурами на плоскости, повторить ранее изученный геометрический материал.

Развивающие – развивать логическое мышление школьников; помощь учащимся обогатить свой опыт, взглянув на знакомые понятия с различных точек зрения.

Воспитательные – формировать положительное отношение к предмету; создать позитивный настрой на изучение нового предмета; формировать умение аккуратно и грамотно выполнять математические записи.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Знакомьтесь. Геометрия», раздаточный материал: маршрутные листы, карточки для индивидуальной, групповой работы

План урока:

Организационный момент. Целеполагание

- Что изучает геометрия?

- Что означает слово «геометрия»?

Изучение нового материала

- Когда и как зародилась наука «геометрия»?

- Основоположники геометрии

- Разделы геометрии

- Основные понятия планиметрии

 

Проверка усвоения изученного материала

- Выполнение математического диктанта

Домашнее задание

Итоги урока. Рефлексия

 

 

Ход урока:

Устная работа: Организационный момент. Актуализация знаний. Целеполагание

Здравствуйте, ребята.

Кто сегодня пришел на урок с хорошим настроением – поднимите вверх большой палец!

Кто на уроке будет внимательным – похлопайте в ладоши!

Кто готов к сотрудничеству - протяните руку своему соседу!

Садитесь. Начнём наш урок.

Задание для учащихся:

Умеете ли вы считать? Сосчитайте сколько прямоугольников на рисунке, сколько треугольников? /Слайд 2/

Умеете ли вы читать? Что записано? /Слайд 3/

УБК, ОЧТАК, ГУОЛ, КДРААВТ, ГОЕЕМЯРТИ? Найдите лишнее слово. Почему? /Лишнее геометрия, т.к это наука, а остальные - фигуры./

Есть на планете «Математика» удивительная страна. В которой живут много, много разных фигур. И называется она «Геометрия» /Слайд 4/

маршрутный лист.

Сегодня начинается наше путешествие по этой таинственной стране. Мы оправляемся туда, чтобы полюбоваться её красотами, познакомиться с достопримечательностями. Наше путешествие будет длиться ни один год. Вам предстоит приоткрыть некоторые из тайн, бережно хранимые жителями этой страны. Вы посетите Пифагор – город, названный в честь знаменитого греческого мудреца и ученого. Вас ожидают встречи с Аксиомами, Теоремами, а также знакомство с музеями Симметрии, Подобных фигур, а ещё… /Слайд / . Впрочем, не стоит забегать вперёд, всему своё время. Наше путешествие только начинается и сегодня сделаем только несколько остановок. / Слайд /Вы сможете вспомнить известное вам, узнать что-то новое, а, может даже и сделать открытие для себя.


 

Прежде чем отправиться в путешествие, нужно проверить готовность.

Задание для учащихся:

Игра «Да, нет» / + «Да», - «Нет»/

Геометрия возникла из практических потребностей человека.

 

С греческого слово «геометрия» переводится как «наука»

 

У истоков геометрии стоял Колумб.

 

Геометрия – наука, занимающаяся изучением геометрических фигур.

 

Первый учебник по геометрии «Начала»

 

Основная фигура геометрии треугольник.

 

Конус, цилиндр, шар – объёмные фигуры.

 

Через любые две точки можно провести одну прямую.

 

Инструмент, используемый для измерения расстояний - транспортир.

 

Через точку можно провести только одну прямую

 

Единица измерения длины – тонна.

 

/Проверка в конце урока/

Перед вами карта, где выделены названия наших сегодняшних остановок. /Слайд4/А на каждой парте у вас лежат маршрутные листы./Приложение 1 / Подумайте и сформулируйте тему нашего урока, а также а также вопросы, на которые мы будем искать ответы в ходе урока (учащиеся предлагают тему урока и формулируют цели урока, учитель помогает).

Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.

И так, в путь. В дороге нам помогут строчки стихотворения: /Слайд 5/

Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден.

Никогда не давались легко

Достижения людям.

Бухта «Геометрия?» /Слайд 6 /

Попасть в страну Геометрия, минуя бухту «Геометрия?» нельзя. Первую остановку мы сделаем здесь. Выясним, что означает слово «геометрия»?

Для чего нужно её изучать? Посмотрим, как на эти вопросы найти ответ помогли Карандаш и Линейка Зайцу/ Видеофильм Слайд 7, щелчок по центру картинки//

Учащиеся записывают в тетрадь: Геометрия – наука, изучающая свойства геометрических фигур

 

Наше путешествие продолжается. Впереди два острова. /Слайд 8/

И между ними пролив «Исторический» Выясним, когда, как и с какой целью зародилась наука – геометрия? Кого можно считать основоположниками геометрии?

Пролив «Исторический» /Слайд9/

Геометрия - одна из древнейших наук. Никто не знает, когда она возникла. Но точно известно, что уже в древние времена люди владели геометрическими знаниями для удовлетворения бытовых нужд. Сами того не зная, люди все время занимались геометрией: женщины, изготавливая одежду, охотники, изготавливая наконечники для копий. Они измеряли расстояния при дальних путешествиях, вычисляли площади, вместимость сосудов. Знание геометрии использовали в архитектуре: будь то строительство примитивных жилищ, или величественных храмов, пирамид. /Слайд 10/

Владея геометрическими знаниями люди удовлетворяли свои эстетические потребности: украшали орнаментами посуду, жилище, одежду. /Слайд 10/

Свое начало история развития геометрии, как науки, берет в Древнем Египте около 4 тысяч лет назад. Ежегодные разливы Нила смывали границы земельных участков. Приходилось заново восстанавливать границы земельных наделов, измерять и вычислять их площадь. /Слайд 11/

В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие» («гео» - земля, «метрио» - мерить). / Слайд 12 /

Начальные геометрические сведения за несколько столетий до нашей эры добывались опытным путём, передавались от поколения к поколению в виде правил и рецептов, проверенных практикой, поэтому правила надо было зазубривать, не понимая, почему надо применять то, а не другой.

Первым, кто начал получать геометрические факты при помощи рассуждений (доказательств) был древнегреческий математик Фалес(6 век до н.э). /Слайд 13/ Легенда рассказывает о том, что Фалес привел в удивление египетского царя измерив высоту одной из пирамид без всяких приборов по величине отбрасываемой ею тени. Фалес выбрав день и час, когда его собственная тень стала равной его росту, он измерил тень, отбрасываемую пирамидой, и установил, что длина тени от центра основания пирамиды до ее вершины была равна высоте этой пирамиды. 

С V века до нашей эры начинается попытка греческих ученых привести геометрические факты в систему. Один из них Евклид. /Слайд 13/ Евклид–древнегреческий математик, родился в Афинах около 325 г. до н.э, был учеником Платона. В г.Александрия организовал математическую школу. Основная его работа «Начала», /Слайд 13/в которой он систематизировал все известные к тому времени геометрические сведения, и тем самым создал фундамент для дальнейшего развития геометрии как науки. В течение почти 2000 лет «Начала» были единственной учебной книгой, по которым люди изучали геометрию.

Большой вклад в развитие геометрии внесли Пифагор, Декарт, Лобачевский.

/Слайд 13/

Познакомились с историей геометрии. Делают отметки в маршрутном листе.

Продолжим путь. Впереди два острова: Планиметрия и Стереометрия. Хотите узнать, что означают эти понятия?/Слайд 15/

Задание для учащихся:

Разделите фигуры на две группы./ Слайд15 / Почему? /Ответы учащихся/

Далее даются понятия планиметрия и стереометрия. Какие фигуры являются плоскими.

Найти соответствие. /Слайд 16/Учащиеся выполняют задание на карточках самостоятельно /Приложение 2/, затем проверяют в соответствии со слайдом /Слайд 16/ Похвалить тех, кто выполнил правильно.

Делают отметки в маршрутном листе

Учащиеся записывают в тетрадь схему:

Геометрия

Планиметрия Стереометрия

Остров «Планиметрия» /Слайд 17/

Далее продолжим путь по Планиметрии.

В любом путешествии нужно быть внимательным, а в стране «Геометрия» очень важно уметь видеть, замечать и отмечать различные особенности геометрических фигур.

Игра на внимание. Показать на несколько секунд плакат с фигурами/Слайд 18/,затем скрыть его и попросить учащихся ответить на вопросы:

Какие фигуры были на плакате/слайде/? Какая цифра написано на треугольнике? Какого цвета круг? Какие фигуры одного цвета? Сколько прямоугольников на плакате? И т.д

Впереди город «Многоугольники». /Слайд 19/ Выяснить у учащихся: Почему он так называется?

В этом городе сегодня мы заглянем в чайная «Танграм» /Слайд 19/

Чайная «Танграм»

Задание для учащихся:

Предложить учащимся составить рисунки из предложенных фигур /Приложение 3 /

Выяснить, из каких фигур состоят рисунки.

Среди данных фигур /Слайд20 / найти прямоугольники и доказать свой выбор. ( Обратить внимание, что доказывать свой выбор приходиться на уроках геометрии очень часто).

А сейчас немного отдохнём.

Физкультминутка

Давайте дадим отдых глазам и себе.

Закрыть глаза на несколько секунд, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть их, расслабив мышцы. Повторить 3-4 раза.

Поморгать несколько раз глазами, не напрягая мышц. Сделать глубокий вздох и медленный выдох.

Пристань «Основные фигуры» /Слайд 21/

Самое большое здание складывается из маленьких кирпичиков, так и сложные геометрические фигуры составляются из простейших фигур. Как вы думаете какие фигуры являются основными фигурами планиметрии? (Ответы уч-ся и обязательно выяснять почему они так считают)

Далее дать понятие основных фигур планиметрии, их обозначения /Слайд22/

Задание для учащихся:

Назвать точки, принадлежащие прямой и не принадлежащие ей. /Слайд22/ Ввести символы и

Описать чертёж используя слова "лежит"," не лежит", "проходит"," не проходит", "пересекает", "принадлежит" ," не принадлежит " /Слайд23/

Найти ошибки в записи

«Музей инструментов» (Слайд24)

/Выяснить с помощью каких инструментов можно построить основные фигуры планиметрии, а также назвать и другие инструменты, которые необходимы на уроках геометрии

Задание для учащихся: /Парная работа на карточках/ Приложение 4

Сравните ваши выводы с текстом учебника стр.

Делают отметки в маршрутном листе

Итог урока. Рефлексия

Уч. В течение учебного года, от урока к уроку, мы с вами, будем продолжать путешествие по стране Геометрия.

Наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. Подведём его итог. Напишем отчет о путешествии.

Вернуться к игре «Да, нет» и проверить ответы на вопросы, а также

Выполнить математический диктант. /Приложение 5/

После проверки / Слайд26/учащиеся ставят отметки по результатам математического диктанта / Слайд 26/

«Все верно» - 5

«Одна или две ошибки» - 4

«Три ошибки» - 3

Рефлексия. /Слайд 27/

Я сегодня на уроке…

Какую задачу ставили?

Каким способом решали поставленную задачу?

В чем испытали затруднение?

За что себя можешь похвалить.

Отметки за урок по итогам математического диктанта.

Задание на дом.  /Слайд 28/

   

1. Прочитайте учебник, с. 3-4

2.   Составьте орнамент или фигуру из известных вам геометрических фигур.

3.   Найдите высказывание великих людей о геометрии. (Оформите его на отдельном листе)

4. Рассказ о применение геометрии в жизни

 

/Слайд 29/ Рассказать о красоте геометрии

 

Приложение 1

Маршрутный лист___________________________

 

Ура! Проблем нет

Испытываю небольшие затруднения

Трудно, но я всё преодолею

Бухта «Геометрия?»

     

Острова «Планиметрия». «Стереометрия»

     

Город «Многоугольники»

     

Пристань «Основные фигуры»

     

Математический диктант

     

Отметка за математический диктант -

Приложение 2

Приложение 3

 

Приложение 4

Задание: Отметьте какую либо точку. Проведите через неё прямую. Проведите через эту точку ещё одну прямую. Это возможно? Попробуйте провести ещё одну прямую, проходящую через данную точку. Это возможно?

 

Сделайте вывод. Через точку можно провести_______________________

________________________________________________________________

Задание: Отметьте какие либо две точки. Проведите через них прямую. Проведите через эти точки ещё одну прямую. Это возможно?

 

Сделайте вывод. Через две точки __________________________________

_________________________________________________________________

Приложение 5

Математический диктант

1.Начертите прямую и обозначьте её с.

а) Отметьте точку М, лежащую на прямой с.

б) Отметьте точку К, не лежащую на прямой с.

2.Начертите прямые а и b, которые пересекаются в точке А.

а) Отметьте точку В, не лежащую на прямых

б) С помощью символов «принадлежит», «не принадлежит» опиши рисунок.

3. Постройте две прямые, которые не пересекаются

4. Сколько прямых можно провести через одну точку?

5. Сколько прямых можно провести через две точки?

 

Технологическая карта

Учитель Перевалова О.Н

Предмет:Геометрия 7класс. Учебник под ред.  Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев

Тема урока: Начальные геометрические сведения

Тип урока: Урок изучения нового материала

Дидактическая цель урока: создать условия для развития формирования положительного отношения к предмету, развитие общеучебных познавательных действий

Цели урока:

Образовательные – познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, с основоположниками геометрии, с основными геометрическими понятиями – точкой и прямой, с их обозначениями, некоторыми геометрическими фигурами на плоскости, повторить ранее изученный геометрический материал.

Развивающие – развивать логическое мышление школьников; помощь учащимся обогатить свой опыт, взглянув на знакомые понятия с различных точек зрения.

Воспитательные – формировать положительное отношение к предмету; создать позитивный настрой на изучение нового предмета; формировать умение аккуратно и грамотно выполнять математические записи.

Планируемые результаты

Предметные:

Оперировать понятиями, связанными с основними геометрическими фигурами, уметь читать и описывать геометрический рисунок

 

Личностные:

Определять границы собственного знания и незнания. Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, формировать находчивость, инициативность при решении математических задач;

 

Метапредметные:

Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в паре: слышать и понимать речь других, учитывать мнение собеседника; умение аргументировать свои высказывания;

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД; выдвигать версии решения проблемы; овладевать основами самоконтроля, самооценки

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Знакомьтесь. Геометрия», раздаточный материал: карточки для индивидуальной, групповой работы, листы самоконтроля(маршрутные листы)

Этап

урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

Формируемые УУД

.

Организационный момент

Цели: проверка готовности обучающихся, включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока

Организует учащихся: приветствует уч-ся, проверяет готовность обучающихся к уроку, создаёт благоприятный психологический настрой на работу.

Проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей.

Включаются в деловой ритм урока.

(К) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

(Р) организация своей учебной деятельности.

(Л) мотивация учения

2. Актуализация знаний.

Цель: актуализация опорных знаний
 

Устные задания на геометрический материал. Выясняет ошибки, проводит коррекцию знаний.

Организуеи проссмотр видео фильма

Проводит математический игру «Да, нет»

Выполняют предложенные задания. Смотрят фильм

(Л): определение границ собственного знания и незнания,

(П): анализ, сравнение, аналогия,

(К): организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

(Р): контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения

Целеполагания

Цель: формулирование темы и цели урока, мотивация,-создать условия для возникновения внутренней потребности включения в УД («хочу»);

1.Демонстрирует учащимся карту

урока, маршрутный лист

Мотивирует учащихся , вместе с ними определяет цель урока, тему урока

Вступают в диалог с учителем.

Выполняют задания.

Выявляют, осознают и проговаривают проблему.

Формулируют учебную проблему (ставят цель).

Выходят на формулировку темы урока.

Записывают в тетрадь дату, классная работа.

(П): обобщать знания и делать выводы

(Л): организовывать себя на выполнение поставленной задачи;

(Р): выбор и принятие целей.

(К): четко выражать свои мысли; участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4.Этап решения проблемы

 

Цель: открытия нового знания

Рассказывает об истории геометрии, её основоположниках, разделах геометрии, основных геометрических фигурах планиметрии, их обозначениях, символах

Организует выполнение

Обобщает выводы уч-ся.

В учебнике предлагает найти выводы стр.

Слушают учителя, выполняют предложенные задания, проверяют по образцу, оценивают себя

Работают в паре, делают выводы из выполненных упражнений, сравнивают их с текстом учебника.

роверяют

Делают запись основных положений в тетрадь

(Л): самоопределяются, осознают ответственность за работу группы

(П): работают с учебными моделями, обобщают, делают выводы

(К): объединяют усилия для решения поставленной задачи, учитывают мнение учащихся группы, вступают в диалог

(Р): контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

5. Осмысление и первичное закрепление

Цель: первичное закрепление нового способа действий с проговариванием.

Комментирует, направляет работу учащихся.

Чтение рисунка используя геометрические термины

(П)формирование интереса к данной теме.

(Л): формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха).

(Р): планирование своей деятельности для решения поставленной задачи оценка и коррекция полученного результата для повышения мотивации учебной деятельности.

(К): Строят рассуждения, используют речь для регуляции своего действия, вступают в диалог, уважительно относится к мнению другого.

6.Физкультминутка

Цель:сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

Предлагает подвигаться

Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия предложенные учителем

 

7. Самостоятельная работа ./Математический диктант/

Цель: закрепление нового способа действий

Организует работу

Выполняют задание.

Проверяют по образцу. Оценивают свои знания в листе самооценки

Ставят отметки.

(Л): формирование готовности к самообразованию.

(К): уметь оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем

(Р): планировать, контролировать и выполнять действия по алгоритму , коррекция знаний

8. Рефлексия

Цель: Подведение итогов работы

Подводит итоги работы класса Организуют обсуждение:

Я сегодня на уроке…

Какую задачу ставили?

Каким способом решали поставленную задачу?

В чем испытали затруднение?

За что себя можешь похвалить.

Подводят итоги своей работы

Учащиеся сдают маршрутные листы

(Р):оценивание собственной деятельности на уроке.

(К): уметь слушать и вступать в диалог.

9.Информация о домашнем задании

Организовывает обсуждение домашнего задания. Поясняет выбор творческого (составить задачи на с/х тематику, найти ответ в словаре) домашнего задания.

Записывают задание в дневник

 

 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.