12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Марина Наталья Николаевна703
Россия, Смоленская обл., Смоленск

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 40» города Смоленска

Конспект вводного урока по геометрии

«Начальные геометрические сведения»


 


 


 


 


 

Выполнила: Наталья Николаевна Марина,

учитель математики


 

Смоленск

2017

Тема: Начальные геометрические сведения.

Класс: 7

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели:

Предметные: актуализировать знания учащихся, связанные с понятием «геометрия»; познакомить с историей развития данной науки, новыми понятиями; показать значимость геометрии в окружающем мире.

Личностные: вызвать желание применить приобретенные знания и умения; формировать способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности.

Метапредметные: формировать умение работать в парах; адекватно оценивать правильность выполнения действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение; формулировать свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать других; умение ориентироваться в системе своих знаний.


 

Формы обучения: фронтальная, работа в парах, индивидуальная деятельность учащихся, игровые приемы.

Оборудование: учебник «Л. С. Атанасян. Геометрия 7-9», карточки с задачами, карточки с индивидуальными заданиями, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

(2 мин.)

- Этот урок мне хотелось бы начать словами великого ученого Г. Галилея: «… [она] является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать»

 

Постановка цели урока, мотивация к учебной деятельности учащихся

(3 мин.)

- А вот о чем говорил ученый вы узнаете, когда разгадаете ребус.

(Геометрия)

- Кто знает, что такое геометрия?

- Что изучает геометрия?

- Кто является основоположником геометрии?

- Когда зародилась эта наука?

- А знаете ли вы, на какие разделы делится геометрия?

- На многие вопросы вы не можете сейчас дать ответы. Значит, сегодня на уроке мы должны вспомнить известные нам факты о геометрии, а также открыть для себя новые знания, связанные с геометрией.

Учащиеся работают в парах.

Фронтальный опрос учащихся.

Актуализация знаний учащихся

(3 мин.)

- На доске представлены геометрические фигуры, которые вы изучали в 5-6 классах. Давайте вспомним их названия: точка, прямая, отрезок, луч, прямоугольный параллелепипед, куб, прямоугольник, треугольник, квадрат.

- Разделите, пожалуйста, представленные фигуры на 2 группы. По какому признаку вы это сделали?

- Как можно назвать эти группы?

Один ученик записывает названия на доске.

Учащиеся работают в парах.

Первичное усвоение новых знаний

(5 мин.)

- У нас накопилось много вопросов, на которые мы не можем дать ответы. Для этого обратимся к учебнику, где вы сможете найти всю необходимую информацию. Читая параграф в учебнике, вам необходимо будет найти ответы на поставленные вопросы.

Вопросы:

1. Что такое геометрия?

2. Кто является основоположником геометрии?

3. Когда зародилась эта наука?

4. Представленные фигуры разделите на 2 группы, дайте название группам.

Учащиеся работают в парах, записывают ответы в тетради, используя учебник

Первичная проверка понимания

(20 мин.)

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Предлагаю вам немного отдохнуть и послушать информацию из истории развития геометрии (показ презентации).

- А теперь я предлагаю дополнить каждую группу (раздел геометрии) геометрическими фигурами, которые не представлены на доске. А чтобы вам было легче, я буду загадывать вам загадки.

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Ответ: Круг

Треугольник сунул нос

В реактивный пылесос.

А без носа он, – о, боже! –

Стал на юбочку похожим.

Интереснее всего,

Как теперь зовут его.

Ответ: Трапеция

Он и мячик, и клубок,

И Луна, и колобок.

Ответ: Шар

Вечеринки гость всегдашний,

Но не шар и не флажок,

Он похож на крышу башни

И на вафельный рожок.

Ответ: Конус

На полу квадратном крыша

Всех вокруг барханов выше,

И под нею фараон

Свой загробный смотрит сон.

Ответ: Пирамида

В шаре мышь жила, как в норке,

Съела мякоть всю до корки –

Таковы ее манеры.

Шар же превратился в …

Ответ: Сферу

У батона колбасы 

Мы отрезали носы,

Он теперь – мужская шляпа

Удивительной красы.

Ответ: Цилиндр

Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно —
Получился бы ...
Ответ:      Овал

У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность!
Она идет по краю круга
И называется —…
Ответ:      Окружность

Он и острый, да не нос,
И прямой, да не вопрос,
И тупой он, да не ножик, —
Что еще таким быть может?
Ответ:      Угол

- Давайте немного поиграем. Игра называется «Аукцион знаний». Я называю геометрическую фигуру, а вы называете мне похожие предметы из окружающего мира или даете информацию о данной фигуре. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.

- А как вы думаете, надо ли изучать геометрию каждому из вас? Где могут пригодиться знания из этой научной области?

- Ответить на эти вопросы нам помогут задачи. С подобными задачами мы уже встречались на уроках математики в 5-6 классах.

Задачи:

1. Сколько потребуется кафельных плиток квадратной формы со стороной 25 см, чтобы облицевать ими стену, имеющую форму прямоугольника со сторонами 13,5 м и 2,25 м?

2. Сколько досок длиной 4,5 м, шириной 30 см и толщиной 35 мм выйдет из бруса длиной 135 дм, имеющего в сечении прямоугольник размером 35 см x60 см?

3. Две трубы, радиусы которых равны 12 мм и 35 мм, требуется заменить одной, площадь поперечного сечения которой равна сумме площадей поперечных сечений двух данных. Каким должен быть радиус новой трубы?

4. Садовый участок имеет форму прямоугольника со сторонами 40 м и 20 м. Найдите длину забора, стоящего на границе участка.

5. Площадь поверхности прямоугольного стола 8400 см2. Необходимо обклеить ленточкой край крышки стола (по периметру). Найдите длину ленты, если длина крышки стола 120 см.

Фронтальная работа с классом

Учащийся решает задачу у доски, остальные работают в тетрадях.

2 пары учащихся можно вызвать к доске для самостоятельного решения задач.

Первичное закрепление

(5 мин.)

- А сейчас вашему вниманию будут представлены карточки с заданиями. Те, кто активно работал на уроке и внимательно слушал, без труда смогут выполнить эти задания.

Задания по теме «Начальные геометрические сведения»

1. Вставьте пропущенные слова в предложения:

Слово «геометрия» в переводе с греческого означает _________.

Книга, в которой впервые был систематизировании геометрический материал, называется _______________.

Раздел геометрии, изучающий свойства геометрических фигур на плоскости, называется _______________.

Для измерения углов пользуются ____________.

Для измерения диаметра колеса используют _________.

2. На листе изображены геометрические фигуры, подпишите каждую из них.

Учащиеся работают самостоятельно

Рефлексия

(4 мин.)

- Сегодня на уроке прозвучало много вопросов. На некоторые из них вы уже знали ответы, на другие ответили в течение урока. Но остался один вопрос, на который вы попробуете сейчас ответить: «Какая она для вас эта наука геометрия?»

- Давайте составим синквейн на понятие «геометрия».

Учащиеся высказывают свое мнение.

Фронтальная работа с классом

Домашнее задание

(3 мин.)

- Закончить наш урок я хотела бы словами еще одного ученого В. Произволова: «Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение».

- Я желаю вам приятных приключений, которые вы получите уже дома, решая задачи к следующему уроку (доделать задачи, не решенные на уроке).

 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.