12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кондукторова Наталия Валерьевна3302
Россия
Материал размещён в группе «Экология и мы.»


Интерактивный лэпбук.

Автор Кондукторова Н. В.

Информация о лэпбуке:

- Название «Голос природы».

- Предмет «Экологическое воспитание».

- Тема «Экология для дошкольников».

- Аудитория – дети старшего дошкольного возраста.


Фотоматериалы автора из личного архива (представлены в презентациях):


1
PPTX / 44.49 Мб

2
PPTX / 67.66 Мб

АННОТАЦИЯ ПО РАБОТЕ С ПОСОБИЕМ.

Пояснительная записка

Лэпбук — это пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, сделанное вручную, - инструмент образования. Лэпбук очень интерактивен. Каждый компонент лэпбука дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы. Пособие может быть использовано педагогами, родителями как в индивидуальной, так и в подгрупповой деятельности с детьми.

Цель: использование лэпбука как средства формирования экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать у дошкольников первоначальные представления об экологии и природе в целом; основы экологической грамотности, элементарных правил поведения в природе.

2. Учить устанавливать причинно-следственные связи; классифицировать предметы; логическим действиям сравнения, анализа, обобщения.

3. Расширить знания о пищевых цепочках в природе;

4. Формировать представления детей о растениях, животных, птицах, занесенных в Красную книгу.

4. Развивать познавательный интерес детей;

5. Воспитывать уважительное, бережное отношение детей к природе.

6. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

7. Развивать воображение, творческую инициативу, в том числе речевую, возможность выбора детьми видов деятельности, участников совместной деятельности и общения.

Лэпбук представляет собой папку с тремя разворотами. На каждом развороте, обложке, тыльной и торцевой сторонах - познавательный материал, игры, упражнения, задания, помогающие дошкольнику постигать основы экологической грамотности.

Название лэпбка «Голос природы» выбрано не случайно. Оно объединяет все разделы пособия и позволяет детям почувствовать себя частью природы, ее маленькой составляющей, которую необходимо беречь и охранять. Пособие включает в себя следующие разделы:

- Природа и мы (Мини-панно «Времена года», «Календарь природы»).

- Правила поведения в природе (Экологические знаки, Правила поведения в природе).

- Экология – наука о доме (Сказка Н.А.Рыжовой «Что такое экология»).

- Экологическая тропа (Экологическая тропа МБДОУ №20 «Теремок»).

- Красная книга (Виды Красных книг, Красная книга Московской области).

- Сортировка мусора (Как перерабатывают мусор, Сортировка мусорных отходов в Московской области).

- Экосистема (Пищевые цепочки, мир живой и неживой природы).

- Ресурсы (Природные ресурсы).

- Стихотворения, загадки (Произведения детских писателей о природе, экологии, об охране окружающей среды; загадки природных явлениях, о деревьях, об овощах, о ягодах и фруктах, о цветах, о грибах, о животных, о птицах, о насекомых, о рыбах).

- Экологические пазлы (Разрезные картинки с экологическим сюжетом и разрезные предметные картинки с животными).

- Ребусы, кроссворды, лабиринты (Ребусы, кроссворды, лабиринты с экологическим содержанием).

- Игры – бродилки (настольно-печатные игры - бродилки «Заповедник», «Экологический маршрут», «Путешествие в лес»).

- Раскраски (Раскраски для детей на экологические темы).

- Игрушки-животные (Игрушки диких и домашних животных, сделанные своими руками).

В лэпбуке все свободное пространство заполнено развивающими интерактивными элементами (разнообразные кармашки из фетра, бумаги, картона; мини - книгами, книгами – гармошками, блокнотик с отрывными страницами, конверты с карточками; вращающиеся круги, коробочки). В изготовлении пособия использовался фетр, цветная бумага, картон, синельная проволока, в том числе бросовый материал.


ОБЛОЖКА ЛЭПБУКА

Обложка лэпбука интеративна. В верхней части название лэпбука выполнено из объемных букв. Нижняя часть обложки сделана их фетра и представляет собой мини-панно «Временами года», состоящее из четырех секторов (Зима, весна, лето, осень). Детали панно съемные на липучках, для них сшит карман на верхней части панно. В центре расположена вращающаяся стрелка. Такое панно «Времена года», благодаря интерактивной части позволяет предложить детям множество вариативных игр заданий.

    Дидактическая игра «Определи время года»

Педагог используя стрелку на панно, показывает на одну из четырех картинок панно. Ребёнок определяет время года и рассказывает о нем (признаки)

    Дидактическая игра «Время года»

Педагог предлагает дошкольнику назвать время года, найти его на панно; определить, какие съемные детали подойдут для дополнения картины и закрепить на панно.

    Дидактическая игра «Любимое время года»

Ребенку предлагается найти картинку с любимым временем года, найти подходящие съемные детали и прикрепить к панно. После завершения работы, дошкольник рассказывает о природе своего любимого времени года»

    Беседы 

«Осень. Что ты о ней знаешь?»

         Вопросы к беседе:

    Знаешь ли ты, с какого дня (по календарю) начинается осень?

    Какой бывает осень?

    У какого зверя осенью, в листопад, рождаются детеныши? (У зайчихи, ее осенние зайчата так и называются – листопаднички).

    Куда осенью исчезают бабочки, комары, мошки? (Некоторые бабочки окукливаются, некоторые жуки откладывают личинки и погибают, некоторые насекомые забиваются в щели строений, под кору деревьев и так зимуют.)

    Какой зверь сушит себе на деревьях грибы, создавая зимние припасы? (Белка)

    Куда исчезают на зиму лягушки? (засыпают в иле на дне водоемов)

    Какие птицы прилетают к нам с севера поздней осенью, зимой?

    Что для птиц страшнее – голод или холод?

    Как деревья готовятся к зиме?

    Листья каких деревьев осенью краснеют?

    Как готовятся к зиме муравьи?

    От каких зверей колхозники огораживают стога в лесу и на лугах?

«Зимние приметы»

         Вопросы к беседе:

    Назови зимние месяцы, из первых букв их названий составь «зимнее слово».

    Назови первые признаки зимы. Когда мы говорим: «Вот и наступила зима!»

    Объясни, почему зимой так холодно?  

    Близки или далеки зимой Земля и Солнце? 

    Много ли солнечного тепла попадает на Землю зимой?

    Почему зимой дни становятся короче, а ночи длиннее?

    Что такое снег? Почему зимой идет снег, а не дождь?

    Растут ли зимой деревья? Как ты думаешь, почему?

    А какие вообще условия необходимы для роста растений? Есть ли эти условия зимой?

    А какие ты знаешь пословицы и поговорки о зиме?

    Какие ты знаешь зимние виды спорта? А какими из них ты сам любишь заниматься?

«На нашей улице весна»

         Вопросы к беседе:

    Какие признаки наступившей весны ты заметил на своей улице, на участке детского сада, на воскресной прогулке в парку?

    Расскажи, как ранней весной изменяется снег. А что с ним происходит потом?

    Расскажи, как ранней весной изменяется снег. Что с ним происходит потом?

    Отчего тает снег весной?

    Как ты думаешь, почему весной день становиться длиннее? С этим связано и повышение температуры воздуха (потепление), и таяние снега.

    Как называется процесс таяния льда на реках? Почему его так назвали?

    Отчего в весеннем небе так много кучевых облаков? Их гораздо больше, чем зимой или летом. И почему их назвали «кучевые»?

    Расскажи, почему весной начинается активный рост растений? Чем это вызвано? И почему зимой они росли, а как будто спали?

    Отчего на деревьях и кустарниках набухают почки?

    Какие первые весенние цветы ты знаешь?

    Отчего весной снова возвращаются к нам перелетные птицы, улетевшие осенью в теплые края?

    Какие насекомые появляются первыми весной? А где насекомые были зимой?

«Лето красное прошло»

         Вопросы к беседе:

    Как ты думаешь, почему лето называют «красным», а не «зеленым», к примеру?

    Назови летние месяцы, из первых букв их названий составь «летнее слово».

    Назови признаки лета.

    Как ты можешь объяснить, почему летом идет дождь, а зимой снег?

    Почему летом дни становятся длиннее, а ночи короче?

    Расскажи, что происходит весной с растениями?

    А чем заняты летом дикие животные наших лесов?

    А какие ты знаешь пословицы и поговорки о лете?

    Расскажи о своих любимых занятиях летом?

    Где ты провел это лето? А куда ты мечтаешь поехать следующим летом? 

     Обложка лэпбука

 

 

 

ТЫЛЬНАЯ СТОРОНА ЛЭПБУКА

На тыльной стороне лэпбука расположен Календарь природы, который состоит из семи секторов (ясно, переменная облачность, дождь, гроза, снег, облачно, радуга) и вращающегося сектора-стрелки с прозрачным экраном.

Варианты применения:

- Дидактическая игра «Погода»

Предложить детям определить погоду сегодня и поставить вращающийся сектор на необходимое место.

Предложить детям определить погоду, которая была вчера и поставить вращающийся сектор на необходимое место.

- Дидактическая игра «Что обозначает знак»

Взрослый устанавливает вращающийся сектор на любом месте календаря и предлагает дошкольникам определить и рассказать о знаке, который видят.

 

ТОРЦЕВАЯ СТОРОНА ЛЭПБУКА

На торцевой стороне расположен карман из фетра «Стихи». В нем собраны стихи о природе и ее охране, об экологии, об окружающей среде. Карман сверху закрывается удобным клапаном на липучке, который плотно фиксирует то, что расположено внутри кармана. Карман содержит заламинированные отдельные карточки со стихами.

Варианты применения карточек: их можно использовать для заучивания наизусть, в беседах на экологические темы, для чтения детям в свободной деятельности.



ПЕРВЫЙ РАЗВОРОТ ЛЭПБУКА


Первый разворот фиксируется двумя бантиками. Разворот включает следующие разделы лэпбука: «Правила поведения в природе», «Ресурсы», «Экология – наука о доме», «Экосистема», «Экологическая тропа».

Варианты применения:

Раздел «Правила поведения в природе» представлен карманами из фетра красного и зеленого цвета и карточками с изображением экологических знаков. Между карманами расположен цветок «Будь природе другом», который складывается в бутон.

1). Беседа «Будь природе другом»

Дошкольникам предлагается рассмотреть цветок «Будь природе другом» и рассказать о том, как нужно охранять природу, чтобы стать ее другом. Во время беседы дети составляют правила поведения в природе.

         Вопросы беседы

    Какие правила поведения в природе ты знаешь?

    Как охранять деревья, цветы, другие растения?

    Как охранять мир живой природы?

    Куда необходимо выбрасывать мусор?

    Как нужно охранять реки, водоемы?

2). Дидактическая игра «Экологические знаки»

Детям предлагается рассмотреть карточки с экологическими знаками и разложить их в красны и зелены карманы. В красный – запрещающие, в зеленый – разрешающие.

 


Раздел «Ресурсы» представлен разворачивающейся страницей, конвертом с карточками природных ресурсов. На странице представлена схема «Природные ресурсы». Детям необходимо соотнести карточки с изображением природных ресурсов со схемой.




Раздел «Экология – наука о доме» представлен мини-книжкой с разворачивающимися страницами. Детям предлагается сказка Н.А.Рыжовой «Что такое экология».

Беседа по сказке:

         Вопросы беседы:

    Что такое экология?

    Что нужно знать об экологии? Как ты охраняешь природу?

 

 

Раздел «Экосистема» представляет собой разворачивающиеся страницы, карманы с карточками, блокнот с отрывающимися страницами.

1). Беседа «Живая и неживая природа»

Вопросы беседы:

- Что такое природа?

- Чем отличается живая природа от неживой?

- Назови объекты живой и неживой природы.

2). Дидактическая игра «Объекты живой и неживой природы»

Детям предаются карточки с изображением объектов живой и неживой природы. Необходимо разложить их в два конверта. В верхний карточки с изображением объектов неживой природы; в нижний – ивой.

3). Упражнение «Зарисуй в блокнот»

В блокнот с отрывающимися страницами нужно зарисовать объекты живой и неживой природы и рассказать, что изобразили.



 

 

 

Раздел «Экологическая тропа» представлен схемой экологической тропы МБДОУ №20 «Теремок» со съемными деталями – объектами на липчках; карманом для хранения съемных деталей. С двух сторон от кармана расположены мини-книжки со стихами Дворецкой Т.Н. об экологической тропе.

1). Дидактическая игра «Экологическая тропинка в детском саду»

Детям необходимо соотнести карточки-объекты тропинки со схемой и прикрепить к ней.

2). Чтение стихов об экологической тропе ДОО, в которых дети знакомятся с хозяйкой экологической тропы Флорой и правилами поведения на экологической тропе с охраной ее объектов.

 



ВТОРОЙ РАЗВОРОТ ЛЭПБУКА

Второй разворот лэпбука фиксируется хлястиком на липучке и включает в себя следующие разделы: «Красная книга», «Сортировка мусора», «Стихотворения, загадки», «Ребусы, кроссворды, лабиринты», «Игры – бродилки», «Игрушки-животные».

Раздел «Красная книга» представлен разворачивающейся страницей и мини-книгой «Красная книга Московской области».

Детям предлагается познакомиться с различными видами Красных книг и подробнее изучить Красную книгу Московской области. В ней представлены редкие и исчезающие растения и животные Московского региона.

После знакомства с животным и растительным миром предложить детям зарисовать редкие растения и животных в блокнот (блокнот расположен на первом развороте лэпбука).






Раздел «Сортировка мусора» включает карманы с карточками, картинками, «контейнеры» из фетра со съемными карточками, мини - книжки, лабиринт.

1). Беседа «Сортировка мусора в Московской области»

Вопросы беседы:

- Что такое мусорные отходы?

- Какие виды мусора вы знаете?

- Как нужно сортировать мусорные отходы?

- В какие контейнеры выбрасывают мусорные отходы?

- Куда необходимо выбрасывать опасные отходы?

- Как в вашей семье сортируют мусор?

Детям предлагается интерактивные «фетровые контейнеры» синего и серого цвета. В них расположены съемные карточки - подсказки, изучив которые дошкольники поймут, как сортировать мусорные отходы. Мини – книжка расскажет о сортировке опасных отходов.

2). Дидактическая игра «Это просто: я разделяю мусор»

Детям необходимо рассортировать карточки с мусорными отходами в «фетровые контейнеры». Карточки хранятся в кармане, расположенном над «контейнером».


3). Дидактическая игра «Переработка мусора»

Дошкольникам предлагается рассмотреть карточки. Расположить их по порядку и составить рассказ «Куда «уходит» мусор».

4). Лабиринт «Помоги детям найти дорожку»

Дошкольникам предлагается игра-лабиринт, нужно найти правильную дорожку к контейнерам и помочь детям выбросить мусор.

 

Раздел «Игры – бродилки» представлен коробочкой с фишками и кубиком, сделанными из бросового материала для настольно-печатных игр – бродилок «Заповедник», «Экологический маршрут», «Путешествие в лес» (игры расположены на третьем развороте)




Раздел «Стихотворения, загадки» представлен «Книгой загадок».

Загадки природных явлениях, о деревьях, об овощах, о ягодах и фруктах, о цветах, о грибах, о животных, о птицах, о насекомых, о рыбах можно применить в свободной игровой и образовательной деятельности детей; провести вечер загадок и отгадок.



Раздел «Игрушки-животные» представлен двумя коробочками-домиками для зайца и котенка. Игрушки сделаны своими руками из ниток.

Дошкольники могут открыть домики и придумать ролевую игру с зайцем или котенком.

Можно предложить детям описать игрушку

Рассказать о диких и домашних животных. В рассказе вспомнить, какую пользу приносят эти животные человеку, и как человек их охраняет.

 

 

Раздел «Ребусы, кроссворды, лабиринты» включает в себя ребусы, кроссворды с экологическим содержанием. Отгадав ребус, дошкольники могут проверить свой ответ, перевернув страницу, на которой расположена картинка - отгадка. Кроссворды находятся в кармашке на отдельных карточках.



ТРЕТИЙ РАЗВОРОТ ЛЭПБУКА

Третий разворот лэпбука фиксируется лентами, завязанными на «бант» и включает в себя следующие разделы: «Экосистема», «Экологические пазлы», «Ребусы, кроссворды, лабиринты», «Игры – бродилки», «Раскраски».

Раздел «Экосистема» включает в себя коробочку с фишками на липучке, (сделаны они из бросового материала); и «фетрового пенала»; фетрового круга для дидактических игр. А так же вращающиеся круги.

1). Дидактическая игра «Пищевые цепочки»

Детям предлагается составить пищевые цепочки. Для игры используются фишки на липучках и фетровый пенал.

 


2). Дидактическая игра «Мир природы»

На фетровом круге в центре прикрепляют карточку, вокруг которой необходимо расположить фишки на липчках на предложенную тему. Карточки находятся в кармане над кругом.

 

3). Дидактическая игра «Узнай птицу»

Детям предлагается узнать птицу и соотнести вращающиеся круги с нужным элементом другого круга. Можно продолжить игру рассказом о птице.


В раздел «Экологические пазлы» входят шесть разрезных картинок с экологическим сюжетом и разрезные предметные картинки с животными. Дети могут использовать пазлы в свободной игровой деятельности.

Раздел «Ребусы, кроссворды, лабиринты» составлен двумя лабиринтами. Верхний лабиринт предлагает дошкольникам помочь детям собраться на грибной поляне. Второй лабиринте дети должны найти насекомое, которое съела каждая из лягушек.

Раздел «Игры – бродилки» представлен тремя настольно-печатными играми – бродилками: «Заповедник», «Экологический маршрут», «Путешествие в лес». Игры расположены в верхнем кармане в центре разворота и фиксируются хлястиком на липучке. Фишки и кубик для игр расположены на втором развороте.

Раздел «Раскраски» представлен подборкой раскрасок для детей на экологические темы. Карман с раскрасками расположен ниже игр-бродилок в удобном кармане и фиксируются хлястиком на липучке.



Содержание

Пояснительная записка

Обложка лэпбука

Тыльная сторона лэпбука

Торцевая сторона лэпбука

Первый разворот лэпбука

Второй разворот лэпбука

Третий разворот лэпбука

 

 

 

Список литературы:

1. Беседы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/kartoteka-tematicheskih-besed-s-detmi-po-razvitiyu-rechi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-osen-zima-vesna-leto-2480075.html (дата обращения: 01.03.2019) 

2. Кроссворды [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/images/search?text=www.detiseti.ru%20%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B4%D1%8B&lr=10750 (дата обращения: 01.04.2019) 

3. Раскраски [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://yandex.ru/search/?text=%D1%8F%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8&lr=10750 (дата обращения: 10.04.2019)

4. Рыжова Н.А. Экологические сказки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.taganay.org/sites/default/files/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8.pdf (дата обращения: 01.04.2019) 

5. Стихи, загадки по экологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/10/03/kartoteka-zagadok-po-ekologii (дата обращения: 12.04.2019) 

6. Экологические картинки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/search/?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8E&lr=10750  (дата обращения: 01.04.2019)


Спасибо за внимание.

Опубликовано в группе «Экология и мы.»


Комментарии (13)

сменить сортировку
Пролубщикова Наталья Владимировна, 17.09.19 в 05:06 6Ответить Пожаловаться
Здорово!!! А сколько труда вложено! Молодец, Наталия Валерьевна!
Горбачёва Марина Юрьевна, 17.09.19 в 07:34 6Ответить Пожаловаться
Яркая! Интересная работа!
Кондукторова Наталия Валерьевна, 17.09.19 в 14:20 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, коллеги, за оценку и отзыв.
Шабанова Алёна, 17.09.19 в 18:05 5Ответить Пожаловаться
Суперский Лепбук. Я в восторге!!!! Сколько времени Вы на него потратили? Кто-то помогал или всё одна?
Кондукторова Наталия Валерьевна, 17.09.19 в 18:38 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Алена, за комментарий. Времени потрачено достаточно много. Творческий процесс длился долго. Моя младшая дочь - активный участник-экспериментатор, а вся семья - вдохновители задумок и воплощения идей.
Володченкова Ольга Алексеевна, 27.12.19 в 14:15 2Ответить Пожаловаться
Наталия Валерьевна, замечательная работа! Поздравляю с победой!!!
Кондукторова Наталия Валерьевна, 27.12.19 в 21:44 2Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Ольга Алексеевна.
Сингаевская Наталья Валерьевна, 25.03.20 в 14:59 1Ответить Пожаловаться
Какая замечательная работа!!! Супер!!! Поздравляю с заслуженной ПОБЕДОЙ в конкурсе, Наталия Валерьевна!!!
Кондукторова Наталия Валерьевна, 28.03.20 в 17:58 2Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Наталья Валерьевна, за оценку публикации и поздравления.
Панов Егор Игоревич, 08.04.20 в 21:27 2Ответить Пожаловаться
Качественная, полезная работа! Браво! Поздравляю с заслуженной победой!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.