Квест для детей старшего дошкольного возраста «Поход в сказочный мир природы»
Смагина Марина Ивановна – воспитатель высшая квалификационная категория, МАДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар |
«Поход в сказочный мир Природы»
(Совместное мероприятие с родителями).
(Квест для детей старшего дошкольного возраста – интеграция областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие)
Описание квеста: Вначале квеста объявляется общий сбор (10 минут) в большом зале (5 групп). Дети получают письмо от Мудрой Совы и карту сказочной страны – мир Природы. Дети совместно с воспитателями и родителями отправляются в поход. Когда группы приходят на место, их встречает Турист, даёт детям задание, раздаёт маршрутные листы с этапами прохождения квеста (у каждой группы свой маршрут прохождения квеста). На прохождение каждого этапа отводится 7 – 10 минут. На каждом этапе детей встречают персонажи: Маша – художница, Лесной дух, Солнечный дождик, Водяной. Каждый персонаж даёт детям разные задания, проводит игры, дети получают артефакты (части карты – подсказки). В конце, группы собираются вместе, собирают карту из частей, находят сундучок с подарками (природный материал: шишки, коряжки, листочки, солома и др.). Объявляется привал (30 минут): ответственные – родители, затем дети идут обратно в детский сад. После похода (во вторую половину дня), организуется совместная творческая деятельность с помощью подарков, которые дети добыли в походе. Например, Рисование с помощью осенних листочков «Осень на опушке краски разводила… – Пейзаж» (эстамп), или изготовление поделки «Лесной дух» (из природных материалов), и т. д. |
Цель: |
Формирование основ экологической грамотности. Сбор материала для будущей продуктивной деятельности (эстамп из листьев), ручного художественного труда (поделки из природного материала, коллажи). |
Задачи: |
|
Развивающие: |
Развивать образное мышление детей, творческое воображение, чувство цвета, эстетическое отношение к природе; Развитие способности всматриваться, наблюдать окружающую природу, видеть красоту в разных её проявлениях (форма, линия, цвет, фактура, пространство); Развивать быстроту, ловкость, смекалку. |
Образовательные: |
Формировать представление о том, что природа нуждается в защите; Формирование умения детей видеть красоту, казалось бы, в обычном, неприметном, малом: в шероховатой фактуре коры, причудливой форме коряжки, полированной поверхности камня и т.д.; Закрепление и обобщение знаний, полученных ранее (пейзаж, линия горизонта, перелётные птицы, обитатели водоёма, лесные обитатели и др.); Расширять представления детей о диких животных, перелётных птицах, их отличительных особенностях; Закрепить названия пород деревьев. |
Воспитательные: |
Вызвать эмоциональный отклик; Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе; Формировать умение взаимодействовать в коллективе. |
Действующие лица: Ведущий, Турист, Лесной дух, Маша – художница, Солнечный дождик, Водяной.
Материалы: |
Мультимедийное оборудование – проектор, экран, ноутбук, карта сказочной страны «мир Природы», маршрутные листы для прохождения квеста, 25 частей карты – подсказки для поиска сундучка, 5 сундучков для природного материала. 1 этап: «Туристическая»: Экознаки «правила поведения в лесу»; рюкзак; различные предметы: компас, продукты, блокнот и ручка, фотоаппарат, сапёрная лопата, мешки для мусора, карта, кружка, ложка, спички, игрушки, планшет. 2 этап: «На лугу – у Маши – художницы»: Мольберт, картина (пейзаж); переносная магнитная доска, магнитные детали портрета Маши; видоискатели (на каждого ребёнка); таблица: «Виды линий горизонта». 3 этап: «Солнечный дождик»: 2 обруча жёлтого цвета, эстафетные палочки по количеству детей, ткань голубого цвета (1.5×2 метра) для игры «Солнышко и дождик», рисунки облаков в виде разных животных (если на небе не будет реальных облаков). 4 этап: «Водоём – у Водяного»: Экознаки «правила поведения у водоёма», маски рыбок (6 шт.) для игры «Ловись рыбка». 5 этап: «Лес – у Лесного духа»: длинная верёвка для игры «Путаница», мольберт, картинки: насекомые, птицы, животные (для задания – плакат «Живое дерево»). |
Видео: |
«Письмо от Мудрой Совы». |
Предварительная работа: |
Наблюдения за осенними изменениями в природе во время экскурсий. Рисование осенних пейзажей: «Городской парк осенью», «Пейзаж – монотипия». |
Ход квеста: |
|
І часть: |
|
(Дети собираются в большом зале для получения задания) |
|
Ведущий: |
Дорогие друзья! Сегодня вы отправитесь в увлекательное путешествие по экологической тропе – «В сказочный мир природы», в котором существуют три экосистемы: «Лес», «Луг» и «Водоём». Чтобы найти сказочную страну, вам будет дана карта. |
Слайд 1: |
(на экран проецируется карта экологической страны, ведущий разъясняет маршрут) |
Слайд 2: |
(на экране появляется изображение Skype, звонок) |
Ведущий: |
Погодите ребята! У нас видео письмо. Интересно от кого оно? Хотите узнать? Тогда откроем его… |
Слайд 3: Мудрая Сова: |
(На экране мультипликационная Мудрая Сова - видео) Дорогие ребята! Здравствуйте! Это я – Мудрая сова. Я живу в лесу и узнала, что вы любите природу, много о ней знаете. Я решила отправить вам посылку – сундук с подарками. С помощью этих подарков вы сможете увидеть всю красоту осенней природы. Посылку вам доставят в четверг – 20 сентября. |
Слайд 4: Баба – Яга: |
(На экране появляется мультипликационная Баба – Яга – видео) Ха – Ха – Ха! Я Баба – Яга, жительница леса. Путешествовать собрались? А меня с собой не позвали!... Я заколдовала волшебную страну – мир Природы. Пусть на лугах зачахнут цветы и травы, высохнут все водоёмы: реки и озёра, в лесах пусть перестанут петь птицы и впадут в спячку лесные звери. А ещё я обманула Мудрую сову и спрятала сундук с подарками. |
Ведущий: |
Как же так? Ребята, что нам делать? А ну, Баба – Яга, говори, куда сундук спрятала?... |
Баба – Яга: |
Ладно, ладно! Ишь, раскричались! Согласна я расколдовать Мир природы и подсказать, где спрятан сундук с подарками, я спрятала в трёх уголках экологической страны 5 подсказок – это части карты. Если вы найдёте и правильно соедините все части карты, то сможете спасти обитателей экологической страны и найти, где спрятана посылка от Мудрой совы. Для этого вам надо преодолеть препятствия и выполнить задания хозяев трёх экосистем. |
Ведущий: |
Дорогие ребята! В пути вам пригодятся знания и смекалка, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте, выполняя задания хозяев трёх экосистем, будьте внимательны и вам будет сопутствовать удача. Ну что, друзья, вы согласны отправиться на поиски сундука с подарками от Мудрой Совы, и заодно снять чары Бабы – Яги с обитателей леса, луга и водоёма? Тогда отправимся в путь – дорогу. А подскажет нам дорогу карта. |
(Ведущий раздаёт воспитателям групп карту – маршрут до места, дети расходятся по группам, собираются в поход вместе с воспитателями и родителями) |
|
І І часть: |
|
(Вместе с воспитателями групп и родителями дети идут по заданному направлению карты до лесной поляны) |
|
І І І часть: |
(На поляне, группы встречает Турист – вначале этапа группы собраны вместе) |
1 этап: Турист: «Туристическая тропа» |
Ребята отгадайте загадку: Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью) Сегодня вы были приглашены в гости к волшебнице Осени на чудесную поляну сказочной страны – мир Природы. Что вы хотите найти здесь? Найти части карты – подсказки вы сможете тогда, когда выполните все задания хозяев трёх экосистем и освободите от чар Бабы – Яги обитателей леса, луга и водоёма. Но прежде чем вы отправитесь в путь, соберите рюкзаки в поход. Посмотрите на содержимое рюкзака – всё ли здесь нужно туристу в походе? (Каждой группе раздаются рюкзаки, проводится игра «Собери рюкзак в поход», турист проверяет результаты) А знаете ли вы ребята, правила поведения в природе? (Турист показывает экознаки – дети расшифровывают их) Вы ребята справились с моими заданиями и получаете по первому кусочку карты – подсказки. А остальные части карты вы найдёте у хозяев трёх экосистем: Леса, Луга и Водоёма. Добраться до них вам помогут маршрутные листы. |
«Маршрутный лист» |
|
2 этап: Солнечный дождик: «Луг» |
(Детей встречает персонаж «Солнечный дождик») В небесах поставил кто-то Разноцветные ворота. Тучи тёмные уплыли, Воздух чистый, нету пыли. От дождя мокры луга, И сияет… (Радуга) Под воротами пройдём – Прямо в сказку попадём. (Взрослые натягивают разноцветные ленточки «ворота» дети проходят под ленточками) Друзья, здравствуйте! Я Солнечный дождик – хозяин Лугов и полей, у меня сегодня игривое настроение. А вы заметили, что у неба тоже бывает разное настроение? Настроение неба зависит от погоды, от времени суток и от времени года. Каким небо бывает в яркую солнечную погоду? (Небо всегда ровное голубое, чуть подует ветерок и на небе появляются белые пушистые облака). А когда пасмурная погода? (Небо становится серым и начинает плакать). (Игра «Солнышко и дождик». Два взрослых держат лёгкую ткань голубого цвета за концы, резко поднимают руки вверх – образуется купол, потом отпускают медленно руки вниз. Дети – пока купол в воздухе, должны пробежать под куполом. Кто не успел, тот выбывает из игры). Вот барашек и верблюд Прямо по небу плывут, А за ними Дед Мороз И смешной кудрявый пёс. В небесах фигуры эти Мастерит весёлый ветер. Тайна тут не велика: Это просто… (Облака) Посмотрите ребята на облака и скажите, на кого они похожи? (Если небо безоблачное, показать детям картинки с облаками, изображающими разных животных) Как мы весело играли и нисколько не устали. Вот и солнышко появилось из-за тучки. (Игра – эстафета «Собери солнышко». Дети делятся на 2 группы, каждому игроку раздаются эстафетные палочки. Задание: построить солнышку лучики, добежать – по очереди до обруча жёлтого цвета и разложить эстафетные палочки – вокруг) Сколько удивительного преподносит нам природа. Она похожа на нас, людей. У нее бывает разное настроение: веселое, когда солнышко, грустное, когда дождь. Природа также как и мы носит разные одежды: летом - в ярких зеленых ситцах, осенью - в золотых шелках. Вот вам, ребята, кусочек карты и попутного вам ветерка! Счастливого пути! |
3 этап: Маша - художница: «Луг – у Маши - художницы» |
(Маша поёт песню, в руках палитра с кистью, рисует картину) В лес приходит сказка Холст как чистый лист. В разноцветных красках Искупалась кисть. Сами начинают руки рисовать, Ведь талант не спрятать и не потерять… Здравствуйте мои голубчики! Вы меня узнали? Я Маша. А вы кто такие? Ребята! Смотрите, какая живописность! (показывает на мольберт с картиной – пейзажем). Это я картину природы изобразила. Я знаете, какая великая художница! Нарисую что угодно. А вы, любите рисовать? Сейчас посмотрим, какие вы художники. Нарисуйте мой портрет! (игра – эстафета «Собери портрет Маши», разделить детей на две команды, задание выполняется на скорость на магнитной доске). Ух, какая я красивая получилась! Красота – страшная сила! Посмотрите, какая красотища кругом! Вы бы хотели в своих картинах передать всю красоту природы Природа будет сегодня нашим учителем, она расскажет нам много удивительного и интересного. Отгадайте песенку – загадку: Если видишь на картине Нарисована река, Или ель, иль белый иней, Или в небе облака, Или дом многоэтажный, Ну, а, может быть гараж - Это значит, что картина Называется... (Пейзаж). Как же природа будет вести урок, и как она будет рассказывать? Очень просто. Надо очень внимательно смотреть, слушать, наблюдать, а, самое главное, любоваться. И помогут нам в этом «видоискатели» (Маша раздаёт «видоискатели» каждому ребёнку. Можно показать таблицу линии горизонта – высокая и низкая) Посмотрите ребята вокруг. Какие деревья нас окружают? (Детям даётся задание: посмотреть в «видоискатель» так, чтобы линия горизонта была низкая, высокая) Нашу полянку окружают хороводы из красавиц березок, с длинными косами, в пестрых белых сарафанах. Тут и малышки березки и березы постарше. Рядом со стройными березками стоят ели – великаны. Ребята, а вы заметили, что стволы, ветви и листья у деревьев разные? Сравните деревья. Ребята Осень разукрасила деревья разными красками: Красный, жёлтый, золотой, пурпурный. Кто из вас найдёт и соберёт больше всего предметов жёлтого цвета. (Игра «Соберите что в природе жёлтого цвета», «Коричневого цвета», «Зелёного цвета», дети собирают природный материал) Картины бывают разные. Есть картины портреты, а есть – пейзажи. Вот вам кусочек карты – подсказки. До свидания! Счастливого пути! |
4 этап: Водяной: «Водоём – у Водяного» |
(Возле водоёма детей встречает скучающий Водяной) Эх, скукотища-то какая! Сколько лет сижу в этом болоте, И ничего не меняется. Всё те же лягушки, всё те же кувшинки, Тина да вода. И в гости ко мне никто не заходит, Поговорить не с кем. 300 лет живу, 200 лет скучаю. Всё надоело, тоска зелёная! А это кто ещё ко мне в гости пожаловал? Ну, здравствуй, маленький народ! Вы меня, наверно, все узнали? Живу я в болоте, питаюсь тиной и водой, Так кто же я ребята?... (Водяной) Говорите, зачем ко мне в гости пожаловали? Отдыхать пришли? Значит за картой, и отдыхать пришли! Знаю я, как вы люди отдыхаете. Всю воду загрязнили: Намусорите, набезобразничаете И уйдёте, как ни в чём не бывало. Скажете не так? Посмотрим, как вы правила поведения на водоёмах знаете?: Чтобы пруд остался чистым, Хором мне ответьте, что на водоемах разрешается, а что запрещается: Вырубать лес: Мыть машины: Стиральный порошок выливать: Консервные банки оставлять: Разбитые бутылки в водоемы бросать: Кататься на лодке: Ловить рыбу сетями : Ловить рыбу удочкой Купаться: Ловить лягушек: Какие молодцы всё знаете, заслужили приз! Я это, мигом, сбегаю на болото, лягушечку принесу или пиявочку. Что не хотите? Чем же вас мне наградить? Ах, да кусочек карты нужен вам! Тогда держите… Только немного погодите, помогите развеять чары Бабы – Яги, а то кроме пиявок да лягушек она не оставила никого… Названия каких- нибудь рыбок знаете? Назовите какие рыбы обитают в водоёмах? А сейчас, давайте поиграем в игру: Поиграли? Вот вам кусочек карты. Пора и честь вам знать. И запомните друзья: Кто воду мутит, Водяной с теми не шутит. (Дети идут дальше по маршруту) |
5 этап: Лесной дух: «Лес – у Лесного духа» |
(Лесной дух встречает детей, обходит их вокруг, запутывая вокруг них верёвку, при этом произносит заклинание) Кручу, верчу, ребят запутать хочу. Кручу, верчу, ребят запутать хочу… А ну-ка признавайтесь, зачем ко мне в лес пожаловали? Вы ищете кусочки карты – подсказки? Да, они есть у меня. Но сначала, попробуйте освободиться из моей ловушки сами, и потом помогите освободить лесных обитателей от чар Бабы – Яги. Лес, как многоэтажный дом. И жителям этого дома нужно правильно занять свои этажи. Расселите насекомых, птиц и зверей на «свои» этажи. (Расположить детей полукругом возле мольберта с деревом, тут же лежат карточки на «липучке» с насекомыми, животными, птицами, задание «Лес – дом», дети приклеивают картинки к плакату) Оглядитесь вокруг. Найдите: то что летает, то что ползает, то что течёт, то что растёт. Назовите перелётных птиц? В лесу обитают разные животные, отгадайте какие?: Кто по ёлкам ловко скачет (Белка) Хоть на вид – краса девица, (Лиса) Над шапками кустарника дерево плывёт. (Лось) Под водою целый склад! (Бобры) Ребята, мы смогли снять чары с животных в лесу, и я, как и обещал, отдаю вам последний кусочек карты – подсказки. Надеюсь, вы найдёте подарки Мудрой Совы и сможете постигнуть красоту Природы. |
Общий сбор: Турист: |
(Группы собираются в начале пути, на полянке «Туристическая», детей встречает Турист) Ребята, наконец-то вы снова очутились на моей осенней поляне. Нашему взору, ребята, открылась чудная картина, которую написала «Золотая осень».
Как можно назвать эту картину, одним словом? (Пейзаж) В этом пейзаже кроны осенних деревьев изображены как прекрасные одежды, деревья как в сказке. Кому вы помогли во время сказочного путешествия? Все кусочки карты - подсказки вы нашли? Попробуйте, теперь собрать карту, чтобы найти подарки Мудрой совы. (Группы собирают свои карты и отправляются на поиски подарка Мудрой Совы, все приходят к одному месту. Сундук с подарками – был спрятан заранее) Ребята мы нашли подарки Мудрой Совы, и теперь можем посмотреть, что в этом сундуке спрятано? (Открываем сундук, там 5 сундучков с природным материалом и сладкие призы) Мудрая Сова подарила нам природный материал. Что хотела сова сказать этим подарком? Этими предметами Сова хотела научить видеть нас в обычном – необычное. Природа – Это неисчерпаемый кладезь красоты, которую нужно любить и беречь. Как мы сможем применить потом подарки Мудрой Совы? Из этого природного материала можно смастерить много красивых поделок. А сейчас, я приглашаю вас отдохнуть, ваши родители уже приготовили вам полянки для отдыха. Не забудьте про правила поведения в природе. |
І V часть: |
(Дети и взрослые отдыхают на полянках приготовленных родителями, затем идут в детский сад) |
Источники:
Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. «Подвижные игры на прогулке» - «Сфера», 2016 год.
Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра изобразительное искусство» - Я.: «Академия развития», 1997 год.
Загадки о животных - http://riddle-middle.ru/zagadki/dikie_zhivotnye/.
Загадки о природе - http://detkam.e-papa.ru/zagadki/5/.
Фрагмент песенки Маши из мультипликационного фильма «Маша и Медведь»
Фотографии с мероприятия:
«Мы идём в поход» |
«Туристическая» |
Игра «Солнышко и Дождик» |
Игра «Собери солнышко» |
«Маша – художница» |
«Красота – страшная сила» |
«Водоём у Водяного» |
Игра «Ловись рыбка» |
Игра «Путаница» |
«У Лесного духа» |
Шарандина Валентина Владимировна
Смагина Марина Ивановна
Смагина Марина Ивановна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Смагина Марина Ивановна
Ватолина Светлана Анатольевна
Смагина Марина Ивановна