Конспект внеурочного занятия по программе «Арктиковедение» на тему «Золотой костёр небесный. Полярное сияние»

1
0
Материал опубликован 13 May

Бабошина Нина Сергеевна

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ №2»

г. Котлас

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ

ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «АРКТИКОВЕДЕНИЕ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Конспект внеурочного занятия по программе «Арктиковедение»

1 класс

Тема: Золотой костёр небесный. (Полярное сияние)

Цель: познакомить обучающихся с природным явлением Крайнего Севера «Полярным сиянием», продолжить воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с полярным сиянием, объяснить причины возникновения полярного сияния;

Метапредметные: регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; коммуникативные УУД: учиться выполнять

различные роли в группе; сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности; познавательные УУД: выявление и формулирование

познавательной цели с помощью учителя, строить сообщения в устной форме, отвечать на вопросы учителя, извлекать необходимую информацию из учебника и других источников информации.

Личностные: воспитывать учебно-познавательный интерес, и умение общаться сотрудничать с одноклассниками и учителем на занятии;

развивать творческие способности детей, используя нетрадиционный способ- обрывание бумаги; воспитывать аккуратность.

Тип занятия: открытие новых знаний, частично-поисковый метод в практической работе.

Технология занятия: познавательно- практическая, проблемно-диалогическая, продуктивного чтения, игровая.

Методы работы: частично-поисковый метод, иллюстративный метод, практический метод.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Оборудование: учебник «Арктическая азбука», мультимедиа, раздаточный материал для работы в паре и в группе.

Межпредметные связи: обучение грамоте, окружающий мир, изобразительное искусство.

Этап занятия,задача

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивационно-ориентировочный

 

-Здравствуйте, ребята!

- Давайте улыбнёмся друг другу. И начнём наше занятие.

Ребята предлагаю отправится нам вместе с Умкой в новое путешествие по нашему родному краю и исследовать его дальше! Для этого необходимо одно условие: с собой в путешествие нужно взять знания, смекалку и воображение.

Посмотрите, пожалуйста, внимательно видео, которое для вас приготовил наш Умка.

https://youtu.be/CFL3rT-X3sg

-Как вы думаете, наша тема занятия?

- Цель?

- Что мы сегодня узнаем новое?

-Какие бы вопросы вы задали Умке просматривая данное видео?

-Для чего мы должны найти ответы на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видео,

отвечают на вопросы учителя

 

Поисковый

 

Наша научная экспедиция отправляется открывать новые знания и искать ответы на вопросы. Умка предлагает разделиться на группы и выбрать командира, спикера, секретаря, хранителя времени.

-Сейчас мы с вами начнём работать в группах, а Умка внимательно будет за нами наблюдать, он для вас приготовил разнообразные задания.

Но сначала вспомним правила работы в группе (Приложение1)

Первая группа возьмёт «Арктическую азбуку».

-Откройте с.39 внимательно прочитайте текст и письменно ответьте на поставленные вопросы. (Приложение 2)

Вторая группа: Нарисуйте, каким вы представляете полярное сияние.

Третья группа: Необходимо разгадать ребус. (Приложение 3)

Четвёртая группа: Внимательно прочитайте загадки и отгадайте их. (Приложение 4)

 

Время на эти задания 5 минут, начинаем.

-Время вышло. Проверяем. Оцените свою работу в группах. Если с заданием справились, то поставьте печать нашего Умки в своих оценочных листах.(Приложение 5)

-Молодцы!

 

Обучающиеся

распределены на группы.

Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Командиры групп отвечают на задания. Проверяем по презентации все задания.

Остальные слушают и поправляют, если ответ не точен. Командир ставит в оценочный лист печать Умки (с этой печатью мы работаем на всех мероприятиях по Арктиковедению)

 

 

Физкультминутка

Умка предлагает немного отдохнуть:

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд,

Вот он по лесу идёт. (Наклоны вперёд-назад.)

К турнику я подхожу,

Перекладину беру,

Мышцы дружно напрягаю,

Стройным, крепким быть желаю!

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступайте к тренировкам!

 

Обобщающе практический

 

- Напомните, пожалуйста, с какой целью мы выполняли эти задания?

Природное северное сияние имеет много цветов. Цвет зависит от того, на какие газы воздействует солнечный ветер, в слоях какой атмосферы произошло столкновение частиц. Если выше 150 км над землей, цвет алый, 120-150 км – желто-зеленый, а если чуть меньше 120 км – сиренево-синий. Основной цветовой гаммой северного сияния является зеленый цвет, на краях переходящий в светло-розовый. Вся эта невероятная красота возникает на высоте от 80 до 1000 км. Наблюдать данное явление можно от часа до суток. Время сияния зависит от активности солнца: чем она выше, тем ярче и дольше будут видны вспышки яркого света.

-Разделитесь на пары.

Умка предлагает нарисовать северное сияние на молоке. Сейчас каждая пара из вас должна поочередно взять те цвета, которые вы хотите увидеть в своём северном сиянии, и капнуть в свою тарелку с молоком.

(Учитель подходит к детям под музыку и поверх их орнамента капает одну капельку моющего средства.)

-Что происходит?

-Какой мы с вами можем сделать вывод? 

Природа никогда не повторяется. Не бывает двух одинаковых полярных сияний. Они всегда отличаются друг от друга формой, красками или оттенками.

Каждое северное сияние поистине уникально.

 

Слушают, задают уточняющие вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах, проводят опыт под мелодию, делают выводы. Магнитофон, запись мелодии.

усвоение нового знания

задача

- Сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение М. Ломоносова (Приложение 6)

- Умка просит вас поделиться впечатлением от услышанного.

-Как вы думаете, полезна ли для вас была эта информация и пригодится ли она в жизни?

Слушают стихотворение, обсуждают, отвечают на вопросы

рефлексивно-оценочный

задача

А теперь нам пришла пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с Умкой.

 Где мы с вами побывали сегодня? Что интересного узнали? Что вам понравилось?

Наше занятие окончено. Помашите правой рукой те, кому сегодня было всё понятно и интересно. Помашите левой рукой те, кто всё понял, но ему было скучно, двумя руками помашите те, кому было неинтересно сегодня.

Вот и подошло наше занятие к концу. Спасибо. До новых встреч.

Проводят самоанализ в результате изучения темы. Оценивают себя.


 

Список используемых ресурсов:

1.Бызова Н.М., Гмырина И.Э., Елькина Л.В., Палеха Л.С. Арктическая азбука: интерактивный словарь для младших школьников. – Архангельск: 2020. –80 с.

2. Полярная энциклопедия школьника «Арктика – мой дом» в 3т., кн.2 «Природа севера». – Москва, «Северные просторы»,1998. (Бочавер А.Л., Баландин С.А., Прокудин А.А.)

2.Приложения на сайте: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2019/05/12/konstrukt-zanyatiya-severnoe-siyanie

3. Интернетресурсы: https://youtu.be/CFL3rT-X3sg

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Памятка.

Правила работы в группе.

1.Распределить роли.

2.Выслушивать предложения всех членов группы. 

3.В группе работают все. 

4.Обсуждение вести в полголоса, чтобы не мешать другим группам. 

5.Окончив работу подать сигнал. (Поднять руку.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1.Как в народе называют полярное сияние? (___________________________________)

2.Где наблюдается полярное сияние? (____________________________________)

3.Сколько длится полярное сияние? (____________________________________)


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


 

t1715619571aa.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


 

Никто его не включает,
Всю зиму оно полыхает.
И в разноцветные краски
На Севере снег освещает.(________________________)

Ночью на небе не зря
Разгорается заря:
Землю освещает
И небо украшает. (__________________________)

Цветная занавеска ночное небо закрывает, а в тундре от неё светлее становится. (_______________________________)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

t1715619571ab.png


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Лицо свое скрывает день;

Поля покрыла влажна ночь;

Взошла на горы черна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет, бездне — дна.

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

Сомнений полон ваш ответ

О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Несведом тварей вам конец?

Скажите ж, коль велик Творец?

М. Ломоносов


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.