Конспект внеурочного занятия по программе «Арктиковедение» на тему «Золотой костёр небесный. Полярное сияние»
Бабошина Нина Сергеевна
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №2»
г. Котлас
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ
ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «АРКТИКОВЕДЕНИЕ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Конспект внеурочного занятия по программе «Арктиковедение»
1 класс
Тема: Золотой костёр небесный. (Полярное сияние)
Цель: познакомить обучающихся с природным явлением Крайнего Севера «Полярным сиянием», продолжить воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить учащихся с полярным сиянием, объяснить причины возникновения полярного сияния;
Метапредметные: регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; коммуникативные УУД: учиться выполнять
различные роли в группе; сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности; познавательные УУД: выявление и формулирование
познавательной цели с помощью учителя, строить сообщения в устной форме, отвечать на вопросы учителя, извлекать необходимую информацию из учебника и других источников информации.
Личностные: воспитывать учебно-познавательный интерес, и умение общаться сотрудничать с одноклассниками и учителем на занятии;
развивать творческие способности детей, используя нетрадиционный способ- обрывание бумаги; воспитывать аккуратность.
Тип занятия: открытие новых знаний, частично-поисковый метод в практической работе.
Технология занятия: познавательно- практическая, проблемно-диалогическая, продуктивного чтения, игровая.
Методы работы: частично-поисковый метод, иллюстративный метод, практический метод.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Оборудование: учебник «Арктическая азбука», мультимедиа, раздаточный материал для работы в паре и в группе.
Межпредметные связи: обучение грамоте, окружающий мир, изобразительное искусство.
Этап занятия,задача |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Мотивационно-ориентировочный
|
-Здравствуйте, ребята! - Давайте улыбнёмся друг другу. И начнём наше занятие. Ребята предлагаю отправится нам вместе с Умкой в новое путешествие по нашему родному краю и исследовать его дальше! Для этого необходимо одно условие: с собой в путешествие нужно взять знания, смекалку и воображение. Посмотрите, пожалуйста, внимательно видео, которое для вас приготовил наш Умка. -Как вы думаете, наша тема занятия? - Цель? - Что мы сегодня узнаем новое? -Какие бы вопросы вы задали Умке просматривая данное видео? -Для чего мы должны найти ответы на поставленные вопросы.
|
Просмотр видео, отвечают на вопросы учителя
|
Поисковый
|
Наша научная экспедиция отправляется открывать новые знания и искать ответы на вопросы. Умка предлагает разделиться на группы и выбрать командира, спикера, секретаря, хранителя времени. -Сейчас мы с вами начнём работать в группах, а Умка внимательно будет за нами наблюдать, он для вас приготовил разнообразные задания. Но сначала вспомним правила работы в группе (Приложение1) Первая группа возьмёт «Арктическую азбуку». -Откройте с.39 внимательно прочитайте текст и письменно ответьте на поставленные вопросы. (Приложение 2) Вторая группа: Нарисуйте, каким вы представляете полярное сияние. Третья группа: Необходимо разгадать ребус. (Приложение 3) Четвёртая группа: Внимательно прочитайте загадки и отгадайте их. (Приложение 4)
Время на эти задания 5 минут, начинаем. -Время вышло. Проверяем. Оцените свою работу в группах. Если с заданием справились, то поставьте печать нашего Умки в своих оценочных листах.(Приложение 5) -Молодцы!
|
Обучающиеся распределены на группы. Работа в группах.
Командиры групп отвечают на задания. Проверяем по презентации все задания. Остальные слушают и поправляют, если ответ не точен. Командир ставит в оценочный лист печать Умки (с этой печатью мы работаем на всех мероприятиях по Арктиковедению)
|
Физкультминутка |
Умка предлагает немного отдохнуть: Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.) Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил. (Вращения головой.) Наклонился взад-вперёд, Вот он по лесу идёт. (Наклоны вперёд-назад.) К турнику я подхожу, Перекладину беру, Мышцы дружно напрягаю, Стройным, крепким быть желаю! Чтобы сильным стать и ловким, Приступайте к тренировкам! |
|
Обобщающе практический
|
- Напомните, пожалуйста, с какой целью мы выполняли эти задания? – Природное северное сияние имеет много цветов. Цвет зависит от того, на какие газы воздействует солнечный ветер, в слоях какой атмосферы произошло столкновение частиц. Если выше 150 км над землей, цвет алый, 120-150 км – желто-зеленый, а если чуть меньше 120 км – сиренево-синий. Основной цветовой гаммой северного сияния является зеленый цвет, на краях переходящий в светло-розовый. Вся эта невероятная красота возникает на высоте от 80 до 1000 км. Наблюдать данное явление можно от часа до суток. Время сияния зависит от активности солнца: чем она выше, тем ярче и дольше будут видны вспышки яркого света. -Разделитесь на пары. Умка предлагает нарисовать северное сияние на молоке. Сейчас каждая пара из вас должна поочередно взять те цвета, которые вы хотите увидеть в своём северном сиянии, и капнуть в свою тарелку с молоком. (Учитель подходит к детям под музыку и поверх их орнамента капает одну капельку моющего средства.) -Что происходит? -Какой мы с вами можем сделать вывод? – Природа никогда не повторяется. Не бывает двух одинаковых полярных сияний. Они всегда отличаются друг от друга формой, красками или оттенками. Каждое северное сияние поистине уникально.
|
Слушают, задают уточняющие вопросы
Работа в парах, проводят опыт под мелодию, делают выводы. Магнитофон, запись мелодии. |
усвоение нового знания задача |
- Сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение М. Ломоносова (Приложение 6) - Умка просит вас поделиться впечатлением от услышанного. -Как вы думаете, полезна ли для вас была эта информация и пригодится ли она в жизни? |
Слушают стихотворение, обсуждают, отвечают на вопросы |
рефлексивно-оценочный задача |
А теперь нам пришла пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с Умкой. Где мы с вами побывали сегодня? Что интересного узнали? Что вам понравилось? Наше занятие окончено. Помашите правой рукой те, кому сегодня было всё понятно и интересно. Помашите левой рукой те, кто всё понял, но ему было скучно, двумя руками помашите те, кому было неинтересно сегодня. Вот и подошло наше занятие к концу. Спасибо. До новых встреч. |
Проводят самоанализ в результате изучения темы. Оценивают себя. |
Список используемых ресурсов:
1.Бызова Н.М., Гмырина И.Э., Елькина Л.В., Палеха Л.С. Арктическая азбука: интерактивный словарь для младших школьников. – Архангельск: 2020. –80 с.
2. Полярная энциклопедия школьника «Арктика – мой дом» в 3т., кн.2 «Природа севера». – Москва, «Северные просторы»,1998. (Бочавер А.Л., Баландин С.А., Прокудин А.А.)
2.Приложения на сайте: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2019/05/12/konstrukt-zanyatiya-severnoe-siyanie
3. Интернетресурсы: https://youtu.be/CFL3rT-X3sg
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Памятка. Правила работы в группе. 1.Распределить роли. 2.Выслушивать предложения всех членов группы. 3.В группе работают все. 4.Обсуждение вести в полголоса, чтобы не мешать другим группам. 5.Окончив работу подать сигнал. (Поднять руку.) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1.Как в народе называют полярное сияние? (___________________________________)
2.Где наблюдается полярное сияние? (____________________________________)
3.Сколько длится полярное сияние? (____________________________________)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Никто его не включает,
Всю зиму оно полыхает.
И в разноцветные краски
На Севере снег освещает.(________________________)
Ночью на небе не зря
Разгорается заря:
Землю освещает
И небо украшает. (__________________________)
Цветная занавеска ночное небо закрывает, а в тундре от неё светлее становится. (_______________________________)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Лицо свое скрывает день;
Поля покрыла влажна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне — дна.
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик Творец?
М. Ломоносов