Конспект занятия по программе «Арктиковедение» «Маяк моряку – что тропа ходоку»

2
0
Материал опубликован 1 February 2023 в группе

Липатова Елена Юрьевна

учитель начальных классов
Школа – интернат №1 ОАО «РЖД»

г.Котлас Архангельской области

Всероссийский конкурс для учителей начальных классов на лучший план-конспект «Современный урок»

Конспект занятия по программе «Арктиковедение» 3 класс

Тема: «Маяк моряку – что тропа ходоку».

Номинация: «Царство снега и льда».

Цель: знакомство с историей создания маяков, их важной роли в навигации.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные, метапредметные, личностные результаты

1.Организационный этап.

Задача: организовать детей на предстоящую работу.

Проверка готовности.

Проверяют необходимые вещи, их порядок и расположение на парте.


Самостоятельно организовывают свое рабочее место.

2.Обсуждение темы, постановка учебной задачи.

Задача: мотивировать детей на работу, подвести к формулированию учебной задачи.

- Отгадайте загадку:

По морским законам давним

Что возводится из камня,

И спасительным подарком

Ночью вспыхивает ярко!

В штормы, шквалы или в штиль

Виден на десятки миль

Капитану судна в море,

Что со стихией грозной «спорит»!

- Ребята, что вы представляете, когда слышите слово «маяк»?

- Почему маяк в загадке назван «спасительным подарком»?

- Как вы думаете, о чём сегодня будет наше занятие?











- Это маяк.

- Это башня с сигнальными огнями.

- Он указывает безопасный путь кораблям среди бушующего моря и острых скал.

- О маяках и их назначении.

Строят и высказывают собственное суждение, слушают и понимают речь других.









Высказывают свои мнения.



Формулируют познавательную цель урока.

3. Усвоение нового знания

Задача: обеспечить восприятие и осмысление нового материала посредством погружения детей в содержание темы, актуализацию их субъективного опыта.






















Практическая работа в парах.







- Из чего по давним морским законам строили маяки?

- Где находится маяк?

- А может маяк находится не на берегу?



- Что такое понтон?



- Какую информацию ещё можем взять из загадки?


- Кто сможет объяснить эти природные явления? Давайте посмотрим значение этих слов в Толковом словаре С.Ожегова.





- На море используется единица измерения «Морская миля». Чему же она равна? Начиная с 1954 года, в Соединенных Штатах стали использовать международную морскую милю (1 км 852 м).

1 морская миля = 1852 метра.

- Попробуйте определить, сколько километров в 10 морских милях?


- Из камня.


- Стоит на берегу моря.

- Да, есть плавучие маяки. Они устанавливаются и укрепляются на специальных понтонах.

- Это плавательное средство, которое держит на воде тяжести.

- Маяк виден капитану судна в штормы, шквалы и штиль на десятки миль.

- Шквал — сильный и резкий порыв ветра, сопровождающийся обычно грозовым ливнем.

Шторм - сильный ветер, буря обычно на море.

Штиль – затишье, безветрие.









- Согласно международной системе мер и весов в 1 миле 1852 метров.

Следовательно, чтобы узнать, сколько метров в 10 милях, надо

185210=18.520 (м)

1км=1000м

Значит, 10 миль=18км 520м

Воспринимают и анализируют информацию; отвечают на заданные вопросы.











Работают со словарём С.Ожегова.







Воспринимают рассказ учителя, извлекают необходимую информацию из прослушанной.


Выполняют практическую работу.






Физкультминутка «Маяк»

Задача: развивать воображение, двигательную активность.

- У маяка система секторных огней. Белый цвет обозначает безопасный для прохода сектор, красный обозначает левую от безопасного сектора область, а зеленый - правую. Они позволяют определить, с какой стороны судно подходит к маяку.

- Я буду включать цветные огни маяка, а вы, как настоящие капитаны, будете вращать штурвал. Если цвет белый – прямо по курсу; красный – отклоняемся влево, зелёный – вправо. Начинаем.

Выполняют задания физминутки.

Проводят физическую разгрузку в ходе работы.

4. Закрепление и обобщение.
































































Групповая работа (по 4 человека).

- Откройте «Арктическую азбуку» на стр.30, прочитайте текст про себя.

- Какие новые сведения по теме урока вы узнали из текста?





- Что обозначает красный треугольник после текста?

- Давайте прочитаем этот проблемный вопрос?

- Кто сможет ответить на этот вопрос?




- За маяками следили специальные люди, кто знает, как их называли?

- Работа смотрителей маяка была очень трудной. До появления электричества они зажигали лампу маяка на закате и гасили её на рассвете. Смотрители маяка должны были подниматься на высокий маяк чистить и полировать линзы; вести ежедневный журнал погоды.

- Когда празднуется День смотрителей маяков в России?

- Отгадайте ребус, что значит это слово?

t1675254655aa.gif

- Где находится маяк, представленный на фото в «Арктической азбуке»?

- Откройте стр.18. Прочитаем текст.


- Какой задан проблемный вопрос?



- Кто сможет на него ответить?







- Найдите на географической карте мыс Желания и опишите его. Используйте фотографию в «Арктической азбуке».




- Маяки строили из срубов брёвен.

- Сигналы могут быть световые и звуковые.

- Первые маяки в России построены в начале XVII века.

- Проблемный вопрос.

- Для чего используют маяки?

- Указывают кораблям обходные пути; обозначают препятствия в опасных местах; служат заходом в порт; показывают скалы.


- Смотрители маяка.











- 8 июля.


- Мыс — участок суши, выдающийся острым углом в море.






- Остров Северный, мыс Желания.





- Почему мыс Желания поморы называли мыс Доходы?

- Только до него доходили суда, так как Карское море из-за льдов было не так благоприятно для промысла, как Баренцево.

- В XVI в. голландская экспедиция Виллема Баренца, которая назвала мыс Желанный, отметив его на своей карте 1596 года.

- Мыс представляет собой обрывистый утес высотой до 28 м, который соединен с берегом низким перешейком. В море у мыса встречаются камни-рифы, а к северо-востоку от него расположено несколько скалистых островков. Глубины в районе мыса очень неравномерные.




Высказывают свои предположения на основе самостоятельной работы с материалом учебника.

Формулируют проблему.

Высказывают свои предположения;

формулируют своё мнение в зависимости от коммуникативной задачи.


Воспринимают информацию на слух, отвечают на вопросы учителя.






















Работают с текстом «Арктической азбуки»;

извлекают необходимой информации.


Формулируют проблему.


Формулируют своё мнение в зависимости от коммуникативной задачи.


Сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи); работают с географической картой и фотографией в учебнике.

5. Практическая работа. Сборка модели маяка.

- Мы сделаем маяк по шаблону. Нам понадобятся цветные карандаши или фломастеры, шаблон, клеящий карандаш. Желаю вам творческой работы.

Выполнение практической творческой работы - сборка модели маяка.

Используют в практической работе приёмы работы с бумагой; организовывают рабочее место; соблюдают правила безопасного использования инструментов и материалов.

6. Подведение итогов.

Задача: организовать анализ и оценивание учебной деятельности.

- Какая учебная задача перед нами стояла?





- Мы достигли ее?

- Предлагаю ещё раз воспользоваться сигнальными огнями. Если цвет белый – у меня всё получилось; красный – были трудности с выполнением заданий, зелёный – трудности при практической работе.

- Познакомиться с историей создания маяков, их важной роли в навигации.

- Находить на географической карте объект: мыс Желания.

- Да.

Соотносят цели и результаты собственной деятельности;

анализируют и осмысливают свои достижения; осуществляют самоконтроль.


Список используемых ресурсов:

1. Бызова Н.М., Гмырина И.Э., Елькина Л.В., Палеха Л.С. Арктическая азбука: интерактивный словарь для младших школьников. - Архангельск: 2018. - 80 с.

2. Приложения на сайте: https: school45.1mcg.ru. в разделе «Арктиковедение».

3. https://domodelki.ru/podelki/iz-bumagi/sdelaite-maiak-besplatnye-instrykcii-chtoby-postroit-sebia.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.