Конспект занятия по программе «Арктиковедение» «Маяк моряку – что тропа ходоку»
Липатова Елена Юрьевна
учитель начальных классов
Школа – интернат №1 ОАО «РЖД»
г.Котлас Архангельской области
Всероссийский конкурс для учителей начальных классов на лучший план-конспект «Современный урок»
Конспект занятия по программе «Арктиковедение» 3 класс
Тема: «Маяк моряку – что тропа ходоку».
Номинация: «Царство снега и льда».
Цель: знакомство с историей создания маяков, их важной роли в навигации.
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предметные, метапредметные, личностные результаты | |
1.Организационный этап. Задача: организовать детей на предстоящую работу. | Проверка готовности. | Проверяют необходимые вещи, их порядок и расположение на парте. | Самостоятельно организовывают свое рабочее место. | |
2.Обсуждение темы, постановка учебной задачи. Задача: мотивировать детей на работу, подвести к формулированию учебной задачи. | - Отгадайте загадку: По морским законам давним Что возводится из камня, И спасительным подарком Ночью вспыхивает ярко! В штормы, шквалы или в штиль Виден на десятки миль Капитану судна в море, Что со стихией грозной «спорит»! - Ребята, что вы представляете, когда слышите слово «маяк»? - Почему маяк в загадке назван «спасительным подарком»? - Как вы думаете, о чём сегодня будет наше занятие? | - Это маяк. - Это башня с сигнальными огнями. - Он указывает безопасный путь кораблям среди бушующего моря и острых скал. - О маяках и их назначении. | Строят и высказывают собственное суждение, слушают и понимают речь других. Высказывают свои мнения. Формулируют познавательную цель урока. | |
3. Усвоение нового знания Задача: обеспечить восприятие и осмысление нового материала посредством погружения детей в содержание темы, актуализацию их субъективного опыта. Практическая работа в парах. | - Из чего по давним морским законам строили маяки? - Где находится маяк? - А может маяк находится не на берегу? - Что такое понтон? - Какую информацию ещё можем взять из загадки? - Кто сможет объяснить эти природные явления? Давайте посмотрим значение этих слов в Толковом словаре С.Ожегова. - На море используется единица измерения «Морская миля». Чему же она равна? Начиная с 1954 года, в Соединенных Штатах стали использовать международную морскую милю (1 км 852 м). 1 морская миля = 1852 метра. - Попробуйте определить, сколько километров в 10 морских милях? | - Из камня. - Стоит на берегу моря. - Да, есть плавучие маяки. Они устанавливаются и укрепляются на специальных понтонах. - Это плавательное средство, которое держит на воде тяжести. - Маяк виден капитану судна в штормы, шквалы и штиль на десятки миль. - Шквал — сильный и резкий порыв ветра, сопровождающийся обычно грозовым ливнем. Шторм - сильный ветер, буря обычно на море. Штиль – затишье, безветрие. - Согласно международной системе мер и весов в 1 миле 1852 метров. Следовательно, чтобы узнать, сколько метров в 10 милях, надо 1852 ∙ 10=18.520 (м) 1км=1000м Значит, 10 миль=18км 520м |
| |
Физкультминутка «Маяк» Задача: развивать воображение, двигательную активность. | - У маяка система секторных огней. Белый цвет обозначает безопасный для прохода сектор, красный обозначает левую от безопасного сектора область, а зеленый - правую. Они позволяют определить, с какой стороны судно подходит к маяку. - Я буду включать цветные огни маяка, а вы, как настоящие капитаны, будете вращать штурвал. Если цвет белый – прямо по курсу; красный – отклоняемся влево, зелёный – вправо. Начинаем. | Выполняют задания физминутки. | Проводят физическую разгрузку в ходе работы. | |
4. Закрепление и обобщение. Групповая работа (по 4 человека). | - Откройте «Арктическую азбуку» на стр.30, прочитайте текст про себя. - Какие новые сведения по теме урока вы узнали из текста? - Что обозначает красный треугольник после текста? - Давайте прочитаем этот проблемный вопрос? - Кто сможет ответить на этот вопрос? - За маяками следили специальные люди, кто знает, как их называли? - Работа смотрителей маяка была очень трудной. До появления электричества они зажигали лампу маяка на закате и гасили её на рассвете. Смотрители маяка должны были подниматься на высокий маяк чистить и полировать линзы; вести ежедневный журнал погоды. - Когда празднуется День смотрителей маяков в России? - Отгадайте ребус, что значит это слово? - Где находится маяк, представленный на фото в «Арктической азбуке»? - Откройте стр.18. Прочитаем текст. - Какой задан проблемный вопрос? - Кто сможет на него ответить? - Найдите на географической карте мыс Желания и опишите его. Используйте фотографию в «Арктической азбуке». | - Маяки строили из срубов брёвен. - Сигналы могут быть световые и звуковые. - Первые маяки в России построены в начале XVII века. - Проблемный вопрос. - Для чего используют маяки? - Указывают кораблям обходные пути; обозначают препятствия в опасных местах; служат заходом в порт; показывают скалы. - Смотрители маяка. - 8 июля. - Мыс — участок суши, выдающийся острым углом в море. - Остров Северный, мыс Желания. - Почему мыс Желания поморы называли мыс Доходы? - Только до него доходили суда, так как Карское море из-за льдов было не так благоприятно для промысла, как Баренцево. - В XVI в. голландская экспедиция Виллема Баренца, которая назвала мыс Желанный, отметив его на своей карте 1596 года. - Мыс представляет собой обрывистый утес высотой до 28 м, который соединен с берегом низким перешейком. В море у мыса встречаются камни-рифы, а к северо-востоку от него расположено несколько скалистых островков. Глубины в районе мыса очень неравномерные. | Высказывают свои предположения на основе самостоятельной работы с материалом учебника. Формулируют проблему. Высказывают свои предположения; формулируют своё мнение в зависимости от коммуникативной задачи. Воспринимают информацию на слух, отвечают на вопросы учителя. Работают с текстом «Арктической азбуки»; извлекают необходимой информации. Формулируют проблему. Формулируют своё мнение в зависимости от коммуникативной задачи. Сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи); работают с географической картой и фотографией в учебнике. | |
5. Практическая работа. Сборка модели маяка. | - Мы сделаем маяк по шаблону. Нам понадобятся цветные карандаши или фломастеры, шаблон, клеящий карандаш. Желаю вам творческой работы. | Выполнение практической творческой работы - сборка модели маяка. | Используют в практической работе приёмы работы с бумагой; организовывают рабочее место; соблюдают правила безопасного использования инструментов и материалов. | |
6. Подведение итогов. Задача: организовать анализ и оценивание учебной деятельности. | - Какая учебная задача перед нами стояла? - Мы достигли ее? - Предлагаю ещё раз воспользоваться сигнальными огнями. Если цвет белый – у меня всё получилось; красный – были трудности с выполнением заданий, зелёный – трудности при практической работе. | - Познакомиться с историей создания маяков, их важной роли в навигации. - Находить на географической карте объект: мыс Желания. - Да. | Соотносят цели и результаты собственной деятельности; анализируют и осмысливают свои достижения; осуществляют самоконтроль. |
Список используемых ресурсов:
1. Бызова Н.М., Гмырина И.Э., Елькина Л.В., Палеха Л.С. Арктическая азбука: интерактивный словарь для младших школьников. - Архангельск: 2018. - 80 с.
2. Приложения на сайте: https: school45.1mcg.ru. в разделе «Арктиковедение».
3. https://domodelki.ru/podelki/iz-bumagi/sdelaite-maiak-besplatnye-instrykcii-chtoby-postroit-sebia.html