Занятие по окружающему миру во 2 классе «Зведное небо»

2
1
Материал опубликован 15 June 2023

Класс 2

Тема : Зведное небо

Цель: 

сформировать у обучающихся представление о звёздах, о созвездиях,

первичное закрепление полученных знаний.

Задачи:

Предметные

Систематизировать и закреплять знания о звёздах, о созвездиях, о Солнце.

Дать новые знания о звёздах, о созвездиях, о знаках Зодиака.

Развивать умение ориентироваться по звёздному небу.

Учить применять знания о звёздном небе в повседневной жизни.


Метапредметные


Познавательные УУД:

- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;

- сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;

- находить закономерности;

- подробно пересказывать прочитанное;

- составлять простой план;

- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

2. Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- определять план выполнения заданий на уроке;

- оценка своего задания по следующим параметрам, предложенным учителем.


3. Коммуникативные УУД:

-участвовать в диалоге;

- слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций;

- читать вслух и про себя тексты учебника, словаря;

- понимать прочитанное;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном

решении проблемы.


Личностные

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «красота»,

«природа», «мир».

2. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

3. Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения обще-

человеческих норм.

4.Формировать чувство самоуважения у учеников.


Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный, частично-поисковый, словесный, практический.

Виды организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.











Структура урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент











Проверка домашнего задания

























































































































































































































2. Постановка учебной задачи

- Здравствуйте, ребята!

Повернитесь друг другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца. А сейчас посмотрите на меня,  подарите и мне свои улыбки. Спасибо, а теперь тихонечко сели. Я желаю вам успешной работы на уроке.

- Сегодня урок необычный, мы с вами отправимся в незабываемое путешествие, но перед этим давайте проверим, какой багаж знаний мы возьмём с собой в дорогу, проведём игру-викторину. За каждое выполненное задание, вы получите звёзды, которые так необходимы нам сегодня.

- Итак, 1 задание: кто быстрее отгадает без ошибок, с каких деревьев собраны эти букеты?(Слайд) разделитесь на группы. у каждой группы по 3 букета-соотнесите название с букетами.

Помним как работать в гркппах .

(За верные ответы учитель раздаёт каждому командиру звезду).

2 задание: найдите «лишнее» слово, подчеркните и объясните его:

лиса, медведь, дятел, заяц

комар, жук, синица, бабочка, муха

(За верные ответы учитель раздаёт каждому звезду).

В группах

3 задание: определите, что объединяет слова каждой строчки. Назовите одним словом.

ястреб, сокол, синица -

дождь, снег, град- …

сентябрь, октябрь, ноябрь -….

- карась, окунь, акула-….(Ответ детей: рыбы)

ландыши, пионы, георгины-….(Ответ детей: цветы)

январь, февраль, декабрь-….(Ответ детей: зимние месяцы)

(За верные ответы учитель раздаёт каждому командиру звезду.

Расставьте по порядку следующие за осенью времена года:

Осень, ……………… , ……………….. , ………………… .

В каком порядке Должны стоять осенние месяцы:

. октябрь;
…. сентябрь;
…. ноябрь.

3. Как осенью солнце поднимается над горизонтом по сравнению с летом?

а) выше, чем летом ;
б) так же, как летом;
в) ниже, чем летом .

4. Разделите на две группы перелётных птиц и зимующих птиц: скворец, журавль, синица, соловей, воробей, кукушка, ворона, ласточка.

Подведение итогов. Вы молодцы ребята!

Итак, отправляемся в путешествие!

- Сегодня мы продолжаем работать с темами раздела «Природа», тему сегодняшнего урока вы сможете назвать, поработав с загадками. Итак, внимание:

Лепестки белы, как снег
Серединка - желтый мех!
Что за глупые замашки,
Не гадайте на  … (ромашке)

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ... (Солнце)

В голубой станице

Девица круглолица

Ночью ей не спится —

В зеркало глядится. (Луна)


Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три - и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду. (Гриб)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. (Берёза)

В чёрном небе до зари

Тускло светят фонари.

Фонари - фонарики

Меньше, чем комарики. (Звезды)

Слайд

- Молодцы, ребята.

- Кто скажет, на какие две группы можно разделить эти объекты?

Ученик у доски делит на группы (на живую и неживую природу)

( На доске )

- Что объединяет отгадки-объекты неживой природы? (это все то, что находится в космосе, на небе и т.п.)

- Другими словами, это все небесные тела. Кто уже сейчас догадался, какова тема урока? (предположения детей)

- Вы назвали почти правильно. Тема урока:

Слайд

Тема урока: Звездное небо

-Чтобы вы хотели узнать о звёздном небе? ( Какие созвездия есть на небе? Почему одни звёзды светят ярко, а другие нет? Что такое зодиак? Что такое Солнце?)

-С чем вы сегодня познакомитесь?

Познакомиться со звездным небом

- Какова цель нашего урока?

Правильно, ребята, сегодня мы с вами поговорим о звездах, созвездиях, научимся их различать.

- Я уже говорила вам, что мы отправимся сегодня в путешествие, но мы отправимся в его не одни.

Слайд

- Ребята, кто это? (Лунтик)

( Рисунок Лунтика)

- Лунтику очень надо попасть домой. Как вы думаете, где он живет? Лунтику очень надо попасть домой на Луну. Чтобы ему помочь попасть домой, нам надо отправиться в космическое путешествие. Вы хотите отправиться в путешествие?

Лунтик будет смотреть в течении урока, как вы работаете и будет награждать вас звездами.

Приветствие учителя, учащиеся желают друг другу добра.














Ответы детей: рябина, берёза, дуб.



(Ответ детей: дятел – птица)



Ответ детей: синица – птица; комар, жук, бабочка, муха – насекомые





.(Ответ детей: птица)



Ответ детей: осадки













Ответ детей: осенние месяцы






















(ромашке)




(Солнце)




(Луна)




(Гриб)



(Берёза)




(Звезды)



(на живую и неживую природу)


(это все то, что находится в космосе, на небе и т.п.)

Звездное небо






( Какие созвездия есть на небе? Почему одни звёзды светят ярко, а другие нет? Что такое зодиак? Что такое Солнце?)



Познакомиться со звездным небом




поговорим о звездах, созвездиях, научимся их различать.



3. Актуализации знаний





4.Переход к изучению новой темы



































5.«Открытие» новых знаний





















































6. Физминутка





















































































7. Первичное закрепление



Самостоятельная работа с тетрадью


- Но сначала нам надо подготовится к полету и ответить на вопросы.

- Какие небесные объекты вы знаете?

 (слайд 5)

 На слайде вы видите 3 небесных объекта: Земля, Солнце, Луна.

Дети делятся на группы каждая группа готовит объяснение небесным объектам.

Что такое земля?

Земля – это огромный шар-планета.

Земля – единственная планета, на которой есть жизнь.

- А,что какое луна?

- Какую звезду можно видеть на небе днём? - Что такое Солнце? 

(слайд 6)

- Солнце – это звезда. А скажите мне, как вы понимаете, что такое звёзды? Звезды – это огромные пылающие газовые шары. Многие из них гораздо больше Солнца.

В какое время суток можем видеть остальные звёзды?(Ночью)

А сейчас поработаем в парах, вам нужно вставить в пропушеные клеточки слова ,предположить какие бывают звёзды и каким цветом.

Менее горячие звезды – красного цвета, горячее этихзвёзд жёлтые (такие как Солнце, потом идут белые звезд, Самые горячие звезды  голубого цвета, другие,. Звезды отличаются размерами, Есть звезды-гиганты, а есть звезды-карлики.

Сравните свои ответы с ответами на экране.

Слайд

А теперь посмотрите на карту звездного неба. На карте показаны звезды от ярчайших до менее заметных.(слайд)

Что бы наблюдать за звёздами понадобится специальный прибор, кто знает как называется этот прибор?(телескоп)

(слайд)


Правильно.

(Звездочки)

Телескоп – астрономический оптический прибор для наблюдения небесных тел, светил)


Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя - Астроном


Слайд 7.

Каждая звезда имеет свое название. Например: Сириус- эта самая яркая звезда в созвездии Большого Пса.

Слайд 8.

Ребята, у вас на партах личточки на которых вопрос ,попробуйте в парах ответить на него, что такое созвездие?

Наиболее яркие, заметные на темном небе звезды древние ученые объединили в созвездия.

- Ребята, а кто заметил, как расположены звёзды? (Звёзды расположены неравномерно, есть места, где звёзд много, они совсем рядом друг с другом).

- Вы верно заметили, что существуют места скопления звёзд, объединения их в группы чтобы было легче ориентироваться в небе. Люди разделили небо на 88 участков (созвездий) и дали этим «звёздным фигурам» имена героев мифов и легенд, сказочных существ. Так появились созвездия Большая Медведица, Кассиопеи, Ориона, Лебедя и другие.(Видео)

С какими созвездиями мы знакомились в первом классе?

Созвездие Большой Медведицы и Льва.

А сейчас давайте отдохнём, встанем из-за парт.

Физминутка

-Молодцы, отдохнули!

-А теперь откройте в учебнике на странице 40 найдите знакомые созвездия.

(Созвездия: Орион, Лев, Лебедь, Кассиопея, Большая Медведица. С созвездиями Большая Медведица и Лев мы знакомы с первого класса).

О трех созвездиях вам дана информация в учебнике. 1 ряд читает про созвездие Кассиопея, 2 ряд – Орион, 3 ряд – Лебедь. Прочитайте свой текст.

Чтение текстов на с.41.

Игра «Укажи созвездие».

- Я буду озвучивать информацию об одном из созвездий. Ваша задача узнать свое созвездие и просигнализировать - поднять ручки вверх.

1. Это созвездие хорошо видно зимой. (Орион)

2. Это созвездие хорошо видно летом и осенью. (Лебедь)

3. Это созвездие хорошо видно в любое время года. (Кассиопея)

4. Это созвездие названо по имени охотника (Орион)

5. У этого созвездия есть хвост и крылья (Лебедь)

6. Это созвездие весной и летом похоже на перевернутую букву М (Кассиопея)

- Молодцы. Вы были внимательны.

Мы отправляемся в путешествие по Зодиаку. А что это такое, мы узнаем, когда прилетим туда.


-Закройте глаза, опустите головы, представьте, что мы все вместе плавно по звёздному небу перелетаем в Зодиак…..Откройте глаза. Все долетели? (Да)

- Давайте подумаем, что же такое Зодиак? работа в парах .

«Зодиак – пояс из созвездий, вдоль которого Солнце движется в течение года».

- Если бы звёзды были видны днём, мы заметили бы, что Солнце в течение дня бывает «в гостях» у разных созвездий. У каждого созвездия Солнце «гостит» примерно один месяц.

Сколько в году месяцев ( 12)

Вот и знаков зодиаков тоже 12

- Рассмотрим в учебнике на странице 42-43 зодиакальные созвездия и прочитаем их названия.( Один ученик читает)

- Давайте отследим последовательность созвездий, начиная с овна.


- Пришло время выяснить, на сколько хорошо вы усвоили материал учебника. Поработаем с тетрадью. Откройте с.31. Выполняем самостоятельно задание первое. Время на выполнение задания – 1 минута.(на экране таймер)

Самостоятельная работа учащихся.

- Проверим, верно ли вы подписали созвездия. Сравните свою работу с образцом на экране.

Слайд 9

Верный ответ

Слайд 8

Критерии оценивания

- Прокомментируйте.

- Молодцы. На следующем уроке мы еще раз проверю ваши знания по теме.

Земля –это место где мы живем.

это огромный шар-планета.

Земля – единственная планета, на которой есть жизнь.

Луна- это естественный спутник земли

Звезду которую мы можем видеть днем – это Солнце.





Ночью








Телескоп









(Ответы детей)





Созвездие – это группа наиболее ярких, заметных на тёмном небе звёзд.







9. Подведение итогов урока

















Рефлексия











































8.Домашнее задание

(дифференцированное)

- К сожалению, наше путешествие подходит к концу.

У вас на столах лежат листоки-анкеты заполните их.

t1686850727aa.gif

- Я рада, что вы справедливо оценили свою работу на уроке.

- А сейчас мне бы очень хотелось узнать, понравилось ли вам наш урок.

Если вам было легко и интересно, поднимите жёлтую звёздочку.

Если интересно, но встретили трудности – голубую.

Если вам было очень трудно – красную.

И приклейте к звёздному небу которое у нас на доске.

Лунтику и мне понравилось как вы работали, вы получали звездочки за выполненные задания.

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

с.41-43 – перечитать, ответить на вопросы после текста.

Рабочая тетрадь с. 31 №2 и №4.

Подготовить доклад о своём знаке зодиаке.

Слайд

Спасибо за урок ,все хорошо поработали, урок окончен!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Поправьте заглавие, описка

16 June 2023