Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие звери?»
МБОУ «Марковская средняя общеобразовательная школа»
п. Марковский, Чайковского района, Пермского края
учитель: Никитина Людмила Петровна
Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие звери?» и урока технологии по теме
«Домашние животные » изделие «Барашек из ватных палочек и пластилина»
Название программы: «Школа России»
Учебники: «Окружающий мир», 1 класс, автор А.А Плешаков
«Технология», 1 класс, автор Н.И Роговцева
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: способствовать формированию у учащихся понятия кто такие звери.
Задачи урока:
а) образовательные: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о группах животных; формировать представление о том, кто такие звери; изготовить барашка из ватных палочек и пластилина.
б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, синтезировать, обобщать; развивать познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;
в) воспитывающие: создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в парах, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, атласы - определители, картинки с изображением зверей, лупы, шерсть зверей, ножницы, пластилин, картон.
Планируемые результаты:
Предметные:
- характеризовать зверей, как часть живой природы;
- уметь наблюдать и выделять признаки зверей.
- уметь работать с ножницами и пластилином.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
поиска и выделения необходимой информации;
извлекать необходимую информацию из текста и словарей;
анализировать объекты с целью выделения признаков;
находить определённые понятия.
Регулятивные:
самостоятельно и с помощью учителя выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы;
с помощью учителя решали проблемы поискового характера;
определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата,
составление плана и последовательности действий.
Коммуникативные:
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные:
- иметь представление о ценности и уникальности природного мира
Используемые педагогические технологии, методы и приемы ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно деятельностный подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД (Сокращения: ЛУУД – личностные; РУУД – регулятивные; КУУД - коммуникативные; ПУУД – познавательные) |
||||||||||||||||
Мотивационный момент и целеполагание |
- Прозвенел для нас звонок. Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться , а трудиться! Работаем старательно. Слушаем внимательно. Мы хороший дружный класс, Все получится у нас! - Давайте начнём наш урок. А о чем мы сегодня будем с вами говорить определим, выполнив задание. - В каждой строчке закрасьте прямоугольник, который вы считаете, соответствует названию «лишнего животного» -Кто лишний в первой строчке? -Почему? - Кто лишний во второй строчке? Почему? -Кто лишний в третьей строчке? - Почему? На доске:
- Назовите общие признаки птиц. - Назовите общие признаки насекомых. - Назовите общие признаки рыб. - К какой из этих групп можно отнести «лишних» животных? - Почему?
- Как вы думаете, что мы сегодня на уроке узнаем? - Предположите, к какой группе их можно отнести. - Назовите цель нашего сегодняшнего урока. |
Настраиваются на урок.
-Лиса -Кузнечик и богомол – это насекомые, а лиса - нет. - волк - Окунь и щука – рыбы, а волк – нет. - Корова - Синица и дятел – птицы, а корова – нет. - Тело птиц покрыто перьями. - 6 ног - Тело рыб покрыто чешуёй. - Нельзя ни к какой из групп. - Нет признаков, которые подходят к какой - либо из групп. - К какой группе отнести «лишних животных» Ответы детей. |
ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям. РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика. КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других. ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя. ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа. КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении. РУУД: учится ставить проблему. ЛУУД: проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам; формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
||||||||||||||||
Актуализация необходимых знаний |
- Чтобы не было никаких сомнений, мы должны выявить признаки, которые относятся к группе – звери. Мудрая Черепаха решила познакомить нас с некоторыми из этих животных. Узнайте о ком идёт речь, разгадав загадки. ( по мере отгадывания учитель выставляет картинки с изображением животных). Слушайте внимательно! Он ходит голову задрав, Не потому, что важный граф Не потому, что гордый нрав, А потому, что он…. Посреди двора стоит копна: Спереди – вилы, сзади – метла. Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, Но с водой не знается…. - Что общего у всех этих животных? |
- Жираф - Корова - Кошка Ответы детей |
ПУУД: формулирует вывод на основе анализа. |
||||||||||||||||
Организация познавательной деятельности |
Работа в группе (у каждой группы на парте картинки кошки, собаки, лисы и коровы) - Откройте учебники на стр.38. Изучите по рисунку строение тела жирафа. Найдите указанные части тела у других зверей, на ваших картинках. - Какие части тела вы можете выделить? На доске:
- Какие части тела вы выделили у своих животных? - Какой вывод можно сделать? - Назовите главный признак зверей. -Чем покрыто тело птиц, рыб? - Чем покрыто тело зверей? -Сделайте вывод. Тело покрыто шерстью. Шерсть – мех или волосы. Это первый отличительный признак зверей. Количество шерсти у них может быть различным, например, у слона ее мало, а у белого медведя ее много.. - От чего это зависит? |
Работают в группе, подписывают части тела животного на картинке, показав стрелочкой. Заслушивание ответов детей. От каждой группы по одному человеку рассказывают, что сделали. - Тела разных зверей имеют разную форму и размер, но части тела у всех зверей одинаковые. - перьями, чешуёй. - Шерстью - Тело зверей покрыто шерстью. - Это зависит от того , в каком месте живет зверь |
КУУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. ПУУД: отвечает на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретённые знания. ПУУД: умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других РУУД: определяет и формулирует цель для дальнейшей работы с помощью учителя. |
||||||||||||||||
Физкультминутка |
У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.) Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.) Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь. (Повороты туловища.) Раз, два. три. четыре. Три. четыре, раз. два. (Наклон вперед и выпрямиться.) Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.) Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.) Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.) Раз. два. три. четыре, (Повороты туловища.) Три. четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.) Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.) И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.) Повернись туда - сюда! (Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.) Раз, два, три, четыре (Повороты туловища.) Три, четыре, раз, два. |
Выполняют движения. |
РУУД – действуют с выдвинутыми учителем ориентирами. ЛУУД: формирует ЗОЖ |
||||||||||||||||
Продолжение работы |
- А на какие две группы можно разделить зверей? - Чем они отличаются? Практическая работа (в группе) - Рассмотрите шерсть животных. Изучите её строение. Назовите этих зверей. Неизвестных вам зверей узнайте с помощью атласа-определителя. - Проверьте свою работу на стр.91 - Что необычного вы заметили в строении тела некоторых зверей? - С чем это связано? Игра «Назови детёныша» - Я буду называть взрослое животное, а вы его детёныша. Собака – Кошка – Корова- Свинья – Лось – Верблюд – -Чем кормят эти звери своих детёнышей? Звери вскармливают своих детёнышей молоком. Поэтому их ещё называют… - Найдите на стр.39 как ещё называют зверей? -Муравьишка пошёл в лес гулять, чтобы познакомиться с дикими зверями. Отгадайте загадки, и вы узнаете, кого он увидел. А ребята немного расскажут вам об этом звере. 1. Он из леса вышел снова, Познакомьтесь это... 2. Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под вьюжный вой 3.Зверь ушастый, летом серый, 4. Зверька узнали мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубе серенькой зимой, А в рыжей шубке - летом. - Зачем звери зимой шубку меняют? 5. В день детёныш получает. Триста литров молока.И в длину он достигает.Десять метров лишь пока.Став огромным, многотонным, - Что интересного узнали из загадки про кита? - Кита, к какой группе отнесём? |
Дикие и домашние Ответы детей Работают с лупой, рассматривают шерсть различных зверей. Ответы детей Предположения детей (с местом обитания некоторых зверей) - Молоком - Млекопитающие Подготовленный ученик рассказывает про лося Подготовленный ученик рассказывает про медведя Подготовленный ученик рассказывает про зайца Подготовленный ученик рассказывает про белку Ответы детей - Кит -Кит кормит детёнышей молоком. -Звери |
РУУД – действуют с выдвинутыми учителем ориентирами. РУУД – аргументирует своё мнение и позицию. ПУУД: отвечает на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретённые знания. ПУУД: умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других ЛУУД: проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам; формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. ПУУД: умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. РУУД – аргументирует своё мнение и позицию. |
||||||||||||||||
Первичное осмысление |
- Откройте тетради и выполните задание 3 и 4 на стр.27-28 |
Выполняют работу в тетради. Взаимопроверка |
КУУД: контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
||||||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
- Сейчас я буду читать вам утверждения, а вы если согласны на листочке ставите «+», если не согласны – «-» 1. У всех птиц есть крылья. 2. Все птицы умеют летать 3. Если животное большое, то это – зверь. 4. Летучая мышь – это птица. 5. Кит – это большая рыба. 6.Кошка и мышка относятся к одной группе – звери. 7. Бабочка, дятел, летучая мышь относятся к одной группе, потому что они умеют летать. - Всё ли правильно вы сделали? Если задание выполнено верно поставьте себе - - если, при выполнении возникали какие - то сомнения - - если при выполнении было много ошибок – |
Самопроверка по эталону Оценивают свою работу |
ЛУУД: проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам; формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. ПУУД: отвечает на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретённые знания. |
||||||||||||||||
Творческая работа по изготовлению «Барашка из ватных палочек» |
- Какую цель мы сегодня перед собой ставили в начале урока? Что было главным? - Мы выполнили поставленную цель? - Чем покрыто тело зверей? -Сегодня мы с вами изготовим зверя. Угадайте кого. Шерстяная его шуба. Сострижём и тётя Люба. Из неё спрядёт нам пряжу На доске Картинка с изображением барана - Вспомните, на какие две группы можно разделить зверей? - Назовите домашних зверей. - Чем покрыто тело зверей? - Для чего зверям шерсть? - На уроке технологии, какие можно использовать материалы, чтобы показать, что тело покрыто шерстью? - Давайте сегодня изготовим барашка, используя подручные материалы. Показ презентации с пошаговым изготовление барашка. - Для работы нам понадобится (слайд 1) - Картон - Ватные палочки - Пластилин (черный и белый) и ножницы. -Проверим рабочее место и вспомним правила техники безопасности (слайд 2) · Работай на клеёнке или на дощечке. · Бери для работы нужный цвет пластилина. · Отрежь стекой нужное количество пластилина. · Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким. · По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом. - Берем пластилин белого цвета и делим его на две части – одна должна быть немного больше (для туловища), а вторая – поменьше (для головы) (слайд 3) - Из пластилина формируем два овала и соединяем туловище с головой будущего барашка. Берем пластилин черного цвета и делаем из него глазки, ушки, хвостик и ножки барашка (слайд 4) - Теперь возьмем ватные палочки и обрежем от них кончики с ватой – это будет шерсть нашего барашка. Очень осторожно вставляем ватные палочки в туловище барака как можно плотнее друг к другу (слайд 5) - Наш барашек, сделанный из ватных полочек готов! |
Выяснить, кто такие звери. Выявить главные признаки этой группы. Шерстью Барашек - На диких и домашних Ответы детей - Шерстью Ответы детей - Использовать вату, шерстяные нитки, ватные палочки. Выполняют работу с пошаговой инструкцией. |
КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других. ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя. РУУД определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, РУУД составление плана и последовательности действий. |
Рефлексия деятельности на уроке
Я знаю кто такие звери |
|
Я могу отличить зверей от других групп |
|
Я знаю главный признак зверей |
|
Я знаю второе название зверей |
|
Я знаю, почему их так называют |
|
Я выполняю технику безопасности при работе с пластилином и ножницами |
- Если вам было интересно на уроке, и считаете, что достигли поставленной цели, подарите (нарисуйте) улыбку Муравьишке.
ЛУУД: проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам; формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
РУУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.