Обучающая игра на тему «Звуковое лото с грамматическим заданием для автоматизации звука [л]»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший дидактический материал в работе с детьми, имеющими особенности в развитии
ЗВУКОВОЕ ЛОТО С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ
ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА Л
Автор Сергачёва Анна Анатольевна, учитель-логопед.
Дисциплина: Логопедия
Цель: автоматизация звука Л в словах, словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
закрепление правильного произношения звука Л в словах в разных позициях, во фразах;
формирование лексико-грамматического строя речи: образование формы родительного падежа существительных единственного и множественного числа; согласование существительных с числительными при счёте, образование родственных слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
формирование навыка деления слов на слоги и умения определять количество слогов в слове;
развитие умения составлять предложения с заданным словом;
коррекция психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта
развитие коммуникативных навыков.
Аудитория: дети 5-9 лет с общим недоразвитием речи, имеющие недостатки произношения звука Л, а также дети, имеющие задержку психического развития.
Игра в «Звуковое лото» позволяет организовать работу с детьми как в индивидуальной форме, так и в подгрупповой. Для поддержания речевой активности следует ограничивать количество детей до 2-3.
Ожидаемые результаты
В результате игры в «Звуковое лото» дети быстрее научатся правильно произносить звук Л в словах, словосочетаниях и предложениях; образовывать формы родительного падежа существительных единственного и множественного числа; согласовывать существительные с числительными, образовывать родственные слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; делить слова на слоги и определять количество слогов в слове; составлять предложения с заданным словом, а также взаимодействовать друг с другом в процессе игры.
Описание игры
Игра «Звуковое лото» состоит из восьми карточек, деревянных фигурок, соответствующих предметам на карточках, и мешочка, в который складываются деревянные фигурки.
Карточки поделены на 6 клеток, в каждой клетке содержится предмет, в названии которого звук Л, и условный значок, показывающий, какое грамматическое задание нужно выполнить с этим словом.
Условные обозначения на карточках.
Ведущий (обычно это ребёнок) достает из мешочка фигурку, называет её, правильно проговаривая звук Л. Тот игрок, у которого на поле изображение такого же предмета, забирает ее, выполняет грамматическое задание с этим словом и кладет фигурку на карточку. Цель – закрыть все ячейки на своем поле. Кто первым сделает это – тот и победил.
Данное пособие использую в своей работе уже год, с тех пор, как приобрела на Озоне деревянные фигурки на все звуки позднего онтогенеза. Тогда и возникла идея сделать разнообразные игры с этими фигурками. Дети полюбили «Звуковое лото». Занятия с использованием данного пособия проходят более увлекательно для детей и эффективно, повышается мотивационная заинтересованность.
Я всегда приветствую многофункциональные пособия. Карточки «Лото» можно использовать и для других логопедических игр. Например, предлагаю детям поиграть в «Прятки». Детям нужно определить место звука Л в слове и спрятать картинку под нужной схемой.
А потом можно поиграть ещё и в «Жадину»: дети убирают плашку со схемой и согласовывают название картинки с притяжательным местоимением мой, моя, моё или мои: моё молоко, мой лось, моя лодка…
Можно ещё поработать над смысловым и грамматическим оформлением предложений. Предлагаю поиграть в «Путаницу». Инструкция для ребёнка: «Послушай предложение. Так бывает или нет? Исправь предложение, скажи правильно, чётко произноси звук Л в словах».
Молоко пьёт малыша из бутылочки.
Слава рубит пилой ветки.
Лось-домашнее животное.
Мила красит ногтями лак.
Добыча ловит акулу.
Лодка плывёт над рекой.
«Звуковое лото с грамматическим заданием» - интересное многофункциональное пособие для работы с детьми с особенностями в развитии, позволяющее решать на одном занятии разные логопедические и психологические задачи.
Информационные ресурсы
Лебедева И. Л. Большая логопедическая игротека. Звук Л. – Изд-во «Детство-Пресс», 2016г.
Игры в логопедической работе с детьми. Пособие для логопедов./ Под редакцией В.И.Селивёрстова. 3-е изд. М.Просвещение, 1987г.
Картинки из интернета.
Кузнецова Виктория Владимировна
Сергачева Анна Анатольевна