Лэпбук «Автоматизация звуков [Л] и [Л’]»
Методический паспорт Лэпбука:
Лэпбук: «Звуки [Л] и [Л’]»
Тема: « Автоматизация звуков [Л] и [Л’]»
Возраст детей: 6 – 7 лет
Автор: Полуэктова Людмила Ивановна
Введение
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.
В настоящее время перед педагогами детского сада совершенно иная задача - заменить диктующую педагогику на современную педагогику развития, педагогику творчества и свободы.
Педагогическое творчество - это активный поиск, в результате которого возникает что-то новое, оригинальное, способствующее эффективности работы воспитателя.
Одним из таких средств обучения дошкольников является Лэпбук.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
вариативность - в лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части;
доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности;
насыщенность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей
Дидактическое пособие «Звуки [Л] и [Л’]» представляет собой папку в 3 разворота. На страницах папки имеются различные кармашки, книжки – гармошки, которые заполняются практическим материалом. Порядок расположения кармашков позволяет воспитателю сохранять структуру занятия, что обеспечивает реализацию всех коррекционных задач. В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику, словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики). Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции. Занятия с лэпбуком можно проводить с одним ребенком или подгруппой детей.
Цель пособия: ознакомление дошкольников с занимательной формой работы по развитию речи, использовать её на этапе автоматизации звуков [Л] и [Л’]
Задачи:
закрепить правильное произношение звуков [Л] и [Л’] в слогах, словах, фразах;
расширить, обогатить и активизировать словарь детей;
развивать навыки грамматически правильной речи; развивать фонематический слух, навыки звукового анализа; развивать творческие способности дошкольников.
Актуальность.
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения».
К.Д. Ушинский
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и грамотно выражать свои мысли - это наиболее насущные проблемы, стоящие перед дошкольным учреждением. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Увеличилось число воспитанников с проблемами психического плана - гипервозбудимость, недостаточная работоспособность, быстрая утомляемость, пассивность. Действительно, многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения превращается в интересную игру.
В пособии отражены следующие разделы:
|
Наименование заданий |
Содержание Лэпбука фото |
1 |
Догадайся сам и загадай друзьям |
|
2 |
Чистоговорки: произнеси чистоговорки, правильно проговаривая звуки [Л] и [Л’]
|
|
3 |
Игровое упражнение «Определи место звука в слове» закрепить знание о звуках [Л] и [Л’], упражнять в правильном нахождении звука в начале, середине и конце слова. |
|
4 |
Профиль правильной артикуляции звуков [Л], Кончик языка узкий, смыкается с поверхностью основания верхних резцов; - средняя часть спинки языка опущена; - корень языка отодвинут назад, поднят вверх; - язык в форме седла; - мягкое небо поднято (Л – ротовой звук). [Л’] - корень языка опущен; -средняя часть спинки более приподнята; -место смычки расширяется; - язык чуть продвигается вперёд. |
|
5 |
Игра «Половинки» складывать целое изображение из двух частей, развивать зрительное восприятие, память, речь, мелкую моторику рук и координацию движений. |
|
6 |
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звуков [Л] и [Л’] «Блинчик», «Индюк», «Месим тесто». |
|
7 |
Игровое упражнение «Парашютисты» - подбери к картинке соответствующую ей звуковую схему. |
|
8 |
Дидактическая игра «Домино» совершенствовать навык определения последнего звука в слове, способствовать запоминанию зрительного образа букв, закреплять умение соотносить звук и букву, развивать словарный запас. |
|
9 |
Характеристика звука с помощью символов дать характеристику заданному звуку, гласный или согласный, согласный твёрдый или мягкий, согласный звонкий или согласный глухой. |
гласный
глухой согласный звонкий согласный |
Заключение
Результатом использования Лэпбука является осмысление ребенком необходимости правильного произношения звуков [Л] и [Л’] в собственной речи. Необычная подача материала обязательно привлечет внимание ребенка, чтобы поиграть, а также повторить пройденный материал. Проведенная работа с Лэпбуком внесет много положительных моментов в общее и речевое развитие дошкольников.
Эффективность данного пособия состоит в том, что в процессе освоения игр у ребёнка повышается познавательная активность. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии. К. Д. Ушинский когда – то сказал, что знания будут тем прочнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Постепенное выполнение заданий и упражнений позволяет формировать у детей предпосылки учебной деятельности, развивает внимание, воспитывает настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата, а это самый высокий показатель данного пособия.