Лэпбук «Автоматизация звуков [Л] и [Л’]»

1
0
Материал опубликован 5 February 2019 в группе

 

Методический паспорт Лэпбука:

Лэпбук: «Звуки [Л] и [Л’]»

Тема: « Автоматизация звуков [Л] и [Л’]»

Возраст детей: 6 – 7 лет

Автор: Полуэктова Людмила Ивановна

Введение

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.

В настоящее время перед педагогами детского сада совершенно иная задача - заменить диктующую педагогику на современную педагогику развития, педагогику творчества и свободы.

Педагогическое творчество - это активный поиск, в результате которого возникает что-то новое, оригинальное, способствующее эффективности работы воспитателя.

Одним из таких средств обучения дошкольников является Лэпбук.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

вариативность - в лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части;

доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности;

насыщенность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей

Дидактическое пособие «Звуки [Л] и [Л’]» представляет собой папку в 3 разворота. На страницах папки имеются различные кармашки, книжки – гармошки, которые заполняются практическим материалом. Порядок расположения кармашков позволяет воспитателю сохранять структуру занятия, что обеспечивает реализацию всех коррекционных задач. В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику, словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики). Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции. Занятия с лэпбуком можно проводить с одним ребенком или подгруппой детей.

Цель пособия: ознакомление дошкольников с занимательной формой работы по развитию речи, использовать её на этапе автоматизации звуков [Л] и [Л’]

Задачи:

закрепить правильное произношение звуков [Л] и [Л’] в слогах, словах, фразах;

расширить, обогатить и активизировать словарь детей;

развивать навыки грамматически правильной речи; развивать фонематический слух, навыки звукового анализа; развивать творческие способности дошкольников.

Актуальность.

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения».

К.Д. Ушинский

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и грамотно выражать свои мысли - это наиболее насущные проблемы, стоящие перед дошкольным учреждением. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Увеличилось число воспитанников с проблемами психического плана - гипервозбудимость, недостаточная работоспособность, быстрая утомляемость, пассивность. Действительно, многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения превращается в интересную игру.

В пособии отражены следующие разделы:

 

Наименование заданий

Содержание Лэпбука

фото

1

Догадайся сам и загадай друзьям

2

Чистоговорки: произнеси чистоговорки, правильно проговаривая звуки [Л] и [Л’]


 


 

3

Игровое упражнение «Определи место звука в слове»

закрепить знание о звуках [Л] и [Л’], упражнять в правильном нахождении звука в начале, середине и конце слова.

4

Профиль правильной артикуляции звуков [Л],

Кончик языка узкий, смыкается с поверхностью основания верхних резцов;

- средняя часть спинки языка опущена;

- корень языка отодвинут назад, поднят вверх;

- язык в форме седла;

- мягкое небо поднято (Л – ротовой звук).

[Л’] - корень языка опущен;

-средняя часть спинки более приподнята;

-место смычки расширяется;

- язык чуть продвигается вперёд.

5

Игра «Половинки» складывать целое изображение из двух частей, развивать зрительное восприятие, память, речь, мелкую моторику рук и координацию движений.

6

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звуков [Л] и [Л’] «Блинчик», «Индюк», «Месим тесто».

7

Игровое упражнение «Парашютисты» - подбери к картинке соответствующую ей звуковую схему.

8

Дидактическая игра «Домино»

совершенствовать навык определения последнего звука в слове,  способствовать запоминанию зрительного образа букв,    закреплять умение соотносить  звук  и букву, развивать словарный запас.

9

Характеристика звука

с помощью символов дать характеристику заданному звуку, гласный или согласный, согласный твёрдый или мягкий, согласный звонкий или согласный глухой.

гласный

глухой согласный звонкий согласный


 

Заключение

Результатом использования Лэпбука является осмысление ребенком необходимости правильного произношения звуков [Л] и [Л’] в собственной речи. Необычная подача материала обязательно привлечет внимание ребенка, чтобы поиграть, а также повторить пройденный материал. Проведенная работа с Лэпбуком внесет много положительных моментов в общее и речевое развитие дошкольников.

Эффективность данного пособия состоит в том, что в процессе освоения игр у ребёнка повышается познавательная активность. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии. К. Д. Ушинский когда – то сказал, что знания будут тем прочнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Постепенное выполнение заданий и упражнений позволяет формировать у детей предпосылки учебной деятельности, развивает внимание, воспитывает настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата, а это самый высокий показатель данного пособия.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.