муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №207»
Звуковой лэпбук
«Болталочка»
Методические рекомендации
к коррекционно-дидактическому пособию
Автор-составитель:
учитель-логопед
Моргунова И.В.
Новокузнецкий округ, 2020
Аннотация
Звуковой Лэпбук «Болталочка» - это учебно-дидактическое пособие для закрепления правильного произношения звука [Л] у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома.
Лэпбук содержит игры и упражнения для автоматизации звука [Л]. Материал можно использовать во время индивидуальной и подгрупповой работы.
Пособие предназначено для логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а так же родителей воспитанников. Компактность, простота и мобильность использования позволяет играть с ребенком за столом, в дороге.
Целевая аудитория: дети 4-6 лет с нарушением речи.
Актуальность
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования.
Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, усваивается социальный опыт, закрепляются знания. Поэтому, важной задачей дошкольного обучения является: создание условий, необходимых для большего использования игр в образовательном процессе.
Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе и дальнейшей жизни.
Логопедическая коррекционная работа в детском саду направлена на исправление речевых недостатков, которые препятствуют успешному освоению программного материала. При этом одной из главных задач является нормализация звуковой стороны речи.
Современные педагоги, в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования, ищут новые подходы, идеи, способы и средства обучения, для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.
Одним из таких средств обучения дошкольников является ЛЭПБУК. Это книжка - раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объединены одной целью.
ЛЭПБУК - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечающее требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;
- обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Использование этого пособия, позволяет решать сразу несколько задач:
пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
повысить познавательную активность и работоспособность детей;
активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
увеличивать объем коррекционного воздействия.
Работа с лэпбуком также отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность педагога наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности.
Методические рекомендации для педагогов
при работе со звуковым лэпбуком
«Болталочка»
Описание пособия.
В соответствии с ФГОС ДО выделяются несколько направлений развития и образования детей. Если обратится к адаптированной образовательной программе МБ ДОУ № 207, то при реализации образовательной области «Речевое развитие» основной задачей является коррекция речевых нарушений воспитанников.
Для того чтобы решить эту задачу, и повысить интерес детей к логопедическим занятиям был разработан звуковой лэпбук «Болталочка», для закрепления правильного произношения звука [Л].
Данное пособие предназначено для работы с детьми 4-7 лет и может быть использовано в разных вариантах:
- как наглядный материал для коррекционной работы учителя – логопеда в процессе индивидуальной коррекционной ОД;
- в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению изучаемого звука (по заданию логопеда).
Цель: закреплять в игровой форме произношение звука [Л] изолированно, в слогах, словах, чистоговорках, стихах, предложениях, связной речи.
Задачи, реализуемые в процессе использования учебно - дидактического пособия «Лэпбук «Болталочка»:
- способствовать правильному произношению звука [Л] в речи;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- развивать навыки грамматически правильной речи, фонематический слух, навыки звукового анализа;
- развивать сотрудничество между детьми, учителем-логопедом и воспитателями детского сада
Лэпбук - это не только интересное и полезное, но и универсальное пособие. В нем представлены игры и упражнения, нацеленные не только на автоматизацию звука [Л], но и задания для развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, формирования лексико-грамматического строя речи.
Работа с лэпбуком также способствует развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
Известно, что при тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации звука затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны.
Именно Лэпбук позволяет логопеду совместно с воспитателями и детьми творчески подойти к автоматизации поставленных звуков, разнообразить приёмы работы, повысить работоспособность и долгое время удерживать внимание воспитанника.
Содержание
Пособие включает в себя задания, которые способствуют исправлению и закреплению произношения звука [Л] в речи.
1. Артикуляционная гимнастика в картинках.
Цель: - выработка полноценных движений и формирования артикуляционного уклада , необходимого для правильного произнесения звука [Л].
Упражнения: «Заборчик», «Месим тесто», «Блинчик» «Чистим зубки», «Вкусное варенье», «Индюк», « Пароход гудит», «Грибок» и другие.
2. Игра «Болталочки»
Цель:-выработка изолированного произношения звука "Л".
Ребёнку предлагается провести пальчиком по дорожке и длительно произносить звук "Л"
3. Игры со слогами.
Цель: - закреплять произношение звука [Л] в слогах.
-«Помоги Лунтику пройти по дорожке»
-«Помоги самолётику пролететь между облаками»
-«Считай и называй». Назвать столько слогов ла (лы,ло,лу), сколько квадратов(кругов, овалов и др.) на картинке.
-«Слоговая ромашка»
4. Игры со словами.
Цель: - закреплять произношение звука [Л] в словах.
Игра «Звуковые пазлы».
Цель: - закреплять произношение звука «л» в словах с прямым и обратным слогом ; - учить определять первый и последний звук в слове
Инструкция. Назови первое слово (со звёздочкой), выдели последний звук и подбери картинку, которая начинается на этот звук. И далее продолжи цепочку.
Игра «Определи место звука в слове».
Цель: - закреплять произношение звука [Л] в словах с прямым и обратным слогом ; -упражнять детей в позиции звука в слове (в начале, середине, конце).
Педагог предлагает воспитаннику маленькие картинки. Ребенок называет картинку, определять позицию звука [Л] в слове и располагает её около нужного дирижабля.
Игра «Ходилки».
Цель: -закреплять произношение звука [Л] в словах.
-помоги жабе Клаве дойти до домика;
-помоги Золушке дойти до замка;
-помоги Лунтику дойти до домика;
-помоги колобку убежать от лисы.
Игра «Зашумленные картинки»
Цель: -закреплять произношение звука [Л] в словах;- развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
Инструкция: найди и назови картинки, которые спрятаны.
Игра «Домино».
Цель: -закреплять звук [Л] в словах; -упражнять в употреблении существительных мн. числа именительного падежа, согласовании числительных с существительными.
Игра «Один- много»
Дети называют изображения предметов на картинках в ед. числе (например, «яблоко и облако»), затем во мн. числе на картинках предыдущего игрока ( например, «платья и яблоки»).
Игра «Сколько всего?»
Выкладывая картинки, дети называют общее количество изображённых предметов - своих и предыдущего игрока( например: «два платья, шесть яблок и три облака») .
5. Автоматизация звука [Л] в чистоговорках.
Цель: -закреплять произношение звука [Л] в словах, чистоговорках; развивать чувство ритма и рифмы, память.
6. Автоматизация звука [Л] в предложениях.
Цель: -закреплять произношение звука [Л] в предложениях.
7. Автоматизация звука [Л] в связной речи.
Цель: -закреплять произношение звука [Л] в связной речи.
Составление рассказов цепной организации.
Пересказывание или составление рассказа по серии картинок.
8.Автоматизация звука [Л] в стихах.
Цель: -закреплять произношение звука [Л] в стихах.
9 . Игра «Собери букву».
Цель: -закреплять произношение звуков "Л" И "ЛЬ" в словах;- закреплять зрительный образ буквы Л; учить дифференцировать понятия звук и буква; способствовать развитию пространственных представлений и мелкой моторики.
Заключение
Результатом использования учебно-дидактического пособия является осмысление ребенком - логопатом необходимости правильного произношения звука «Л» в речи.
Критерии оценки успешной автоматизации звука «Л»:
- самостоятельность повторения (с помощью взрослого, с небольшой помощью, без помощи взрослого);
- скорость произнесения чистоговорок (произносит медленно или быстро, с запинками или без);
- чистота произнесения (во всех словах правильно произносится звук «Л»).
При этом педагогам и родителям важно контролировать правильность произнесения ребенком звука «Л» в самостоятельной речи.
Лэпбук привлекает интерес детей своим ярким внешним видом и является прекрасным способом подачи всей имеющейся информации в компактной форме.
Работа с лэпбуком, внесёт много положительных моментов в общее и речевое развитие детей:
1. Объединит детей, родителей и педагогов, то есть будет социально направлена.
2. Поможет успешнее пройти процесс автоматизации и введения звука в речь
3.Будет развивать творческое мышление детей, любознательность, находчивость, воображение, мелкую моторику, пространственную ориентировку, что тесно связано с развитием речи.
4.Поспособствует обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, формированию фразовой речи.
Используемая литература и ресурсы.
1.Баскакина И.В. Логопедический игры. Рабочая тетрадь для исправления звука С. М.: «Айрис – пресс», 2008.
2.Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников.- Москва «Астрель», 2001г.
3.Комарова Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.- М.: Издательство ГНОМ, 2012.
4.Османова Г.А., Позднякова Л.А. Учимся правильно произносить звуки Л и Ль/ Г.А., Османова, Л.А. Позднякова.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2017.
5.Сеть ресурсов интернет.