12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена335
Являюсь руководителем РМО учителей географии Люблю свою работу!
Россия, Волгоградская обл., р.п.Ерзовка
Материал размещён в группе «Уроки географии»

Министерство образования и науки Российской Федерации

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ерзовская средняя школа имени Героя Советского Союза

Гончарова Петра Алексеевича»

403010, Волгоградская область, Городищенский муниципальный район,

р.п. Ерзовка, улица Школьная, 2

 

 

 

      1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности « Загадки геологии»

 


 

 

Автор программы:

Красильникова Елена Павловна учитель географии

 


 

 

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Каждый камень имеет свою тайну, свою загадку. И откуда взялся на свет тот или иной минерал - тоже загадка. Сколько разных горных пород и минералов - столь­ко загадок. Многое из того, что узнают ребята на занятиях, станет для них открытием. А опыты и наблюдения, которые будут проведены на занятиях-лабораториях, помогут сделать им первые шаги в мир науки и это  для ребят начало пути в удивительный,  и полный тайн мир природы.

Степень сложности, выбор отдельных форм, темпы прохождения работы в лаборатории могут быть различными.

           Программа рассчитана на 34 практических часов.

Направленность программы. Программа «Загадки геологии » имеет научно-техническую направленность и направлена на развитие исследовательских способностей воспитанников подросткового возраста с высоким уровнем познавательной активности, склонностью к исследовательской деятельности в области геологии и экологии.

Геология — одна из важнейших наук о Земле. Она занимается изучением состава, строения, истории развития Земли и процессов, протекающих в её недрах и на поверхности. Современная геология использует новейшие достижения и методы ряда естественных наук - математики, физики, биологии, географии. Значительный прогресс ознаменовался появлением ряда пограничных наук о Земле — геофизики, палеографии и др. Особо следует отметить многостороннюю связь геологии с географией. Связь геологии с географией создала науку о геоморфологии - науку о рельефе.

Несмотря на то, что камень (особенно руды), горючие полезные ископаемые имеют широкое распространение в жизни, дети, да порой и взрослые, знают о них значительно меньше, чем о растениях, насекомых, рыбах, птицах и других животных.

Школьные программы по географии включают в себя краткие геологические сведения о полезных ископаемых, их распространении, отдельных экзогенных и эндогенных процессах. Однако эти данные носят разрозненный характер и, порой, трудно усваиваются.

На уроках географии детям иногда показывают коллекции полезных ископаемых, однако рассмотреть хорошо каждый камень, сравнить с другими и узнать его свойства - не хватает времени.

Учёба в объединении восполнит эти пробелы. Небольшие экспедиции по поселку помогут ребятам узнать свой край, собрать коллекцию минералов и полезных ископаемых. Эти экспедиции же будут большой школой для изучения экологических проблем поселка и Земли, в целом.

С нарастанием научно-технического прогресса эти проблемы приобрели особую остроту и актуальность, став, по словам В.И. Вернадского, могучей силой; человек по суммарному эффекту воздействия на природу уже является глобальным фактором, превосходящим многие природные процессы. Под антропогенным процессом оказались все экологические сферы — гидросфера, атмосфера, литосфера, а через них — биосфера. Таким образом, сознавая угрозу собственной гибели, человечество выдвинуло экологию в разряд первостепенных дисциплин.

Важнейшее значение имеет процесс непрерывного экологического образования, а знание экологических закономерностей и взаимоотношений во многом определяет решение экологических проблем. Изучение экологии в курсах школы и других учебных заведений носит в настоящее время обязательный характер. Во многом оно дополнится работой в объединении во внеурочное время, где элемент постоянного общения ребят с природой сыграет положительную роль.

Основная цель программы: формирование сознательного, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются: ликвидация геологической и экологической неграмотности у ребят, а также привитие навыков к научно-практической исследовательской деятельности, что достигается как практическими видами работ — сбором коллекции горных пород и минералов, описанием их свойств, так и научно-реферативными видами — составлением докладов по геолого-экологическим темам, проведением экологических исследований в р.п. Ерзовка, участием в научно-практических и краеведческих конференциях.

1.     Сформировать у учащихся  умение  задавать исследовательский вопрос;

2.     Ставить  задачи, позволяющие решить поставленные вопросы путем опытов, которые  должны быть поддержаны теоретическими знаниями;

3.     Развитие у учащихся любознательности, творческих способностей и умения самостоятельно добывать знания.

4.     Углубление знаний учащихся по темам геологического содержания для построения целостной картины окружающего мира.

5.     Развитие у учащихся интереса к вопросам охраны и рационального использования полезных ископаемых Земли (нашей страны и региона).

6.     Воспитание у учащихся чувства коллективизма, творчества и дружбы.

7.     Ознакомление учащихся с элементами организации исследовательской работы.

 

 

 

Цель работы: Формирование устойчивого интереса к геологии, через  умение задавать исследовательский вопрос.

       Занятия проводятся в занимательной и научно-популярной формах. Главная особенность освоения материала - применение  лабораторных заданий, поддерживаемые теоретическим материалом.

        Средствами, обеспечивающими реализации данной программы, яв­ляются  каменный материал, книги, небольшие коллекции, простые химические соединения солей. Основой методики программы служит  лабораторное исследование.

        При организации образовательного процесса используются всё раз­нообразие методов обучения:

• словесные, наглядные, практические (по источнику знаний)

•объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частич­но-поисковый (по характеру познавательной деятельности);

На занятиях используются следующие формы:

• лекции-рассказы, лекции-беседы с использованием дидактиче­ских материалов и технических средств обучения;

• практические работы;

• викторины, игры (подвижные и словесные);

• просмотр учебных видеоматериалов.

           Для реализации программы подготовлены следующие методические материалы:

• учебно-методические пособия:  «Легенды и бы­ли о камнях», «Свойства минералов», «Полезные ископаемые »;

• рефераты: «Камни-талисманы», «Морфология минералов и их агрегаты» и др.;

• сформированы коллекции минералов и горных' пород, полезных ископаемых;

• подобран комплект фотографий, видеофильмов.

 

Ожидаемые результаты:

1.     Выбраны три основных направления  из предложенных тем;

2.     Сформирован исследовательский вопрос и  выбраны задачи его выполнения.

3.     Проведен исследовательский практикум:

4.     Выполнены  три  работы по темам:

1)    Как растут кристаллы? (выполнение творческого задания  «Морская пучина») .

2)    Медный купорос – это соль? (медный купорос).

3)    Как определить  натуральность камня? (геммологические исследования янтаря).

5.     Оформление полученных результатов.

6.     Выступление на школьной конференции проекта.

 

 В год обучения ребята знакомятся с основами геологии: с формой, размерами и строением Земли, с различными эндогенными и экзогенными процессами, с различными горными породами и минералами, их свойствами.

В программе школы новые предметы, один из которых — химия. В настоящую программу внесены элементы геохимии, что позволит им углубить знания по основному предмету. Ребята будут изучать основные свойства полезных ископаемых, большое внимание будет уделено изучению руд железных, цветных и малых металлов, горючих полезных ископаемых.

Кроме того, большой объём занятий теоретических и практических будет проведен по изучению истории Земли.

Экологические проблемы района, города, края и Земли, в целом, приобрели особую остроту и актуальность.

В первый год обучения в объединении ребята знакомятся с причинами обострения социально-экологической ситуации в мире, с глобальными экологическими проблемами: с «парниковым эффектом», кислотными дождями и т. д.

Программа предусматривает более глубокое изучение процессов, создающих лик Земли: геохимической классификации минералов, методов изучения глубинного строения Земли. Особое внимание уделено экологическим проблемам: образованию и утилизации отходов, отрицательному влиянию развития и роста городов на химический состав воздуха, почву, рельеф и т.д.

Срок реализации программы — 1 года. Возраст учащихся 11-16 лет.

 

Форма занятий — групповая и по звеньям. В группах могут заниматься:

1-го года обучения от 12 до 15 чел.; звено: 6 — 7 чел.;

от 10 до 12 чел.; звено 5 — 6 чел.;

от 8 до 10 чел.; звено 4 — 5 чел.

Формами организации деятельности в учебном процессе являются – лекции, походы, экскурсии, работа с минералогической коллекцией, картами.

Основной формой подведения итогов являются итоговые научно-практические конференции, а также результаты участия в международных, всероссийских, краевых и районных конкурсах, смотрах, конференциях.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, часов

Количество часов учебных занятий

Теоретические

Практические

Выездные /индивид./

1.

Вводное занятие.

1

1

-

-

2.

Земля – планета.

2

1

1

-

3.

Вулканизм и биосфера.

1

-

-

-

4.

Химический состав земной коры.

2

-1

1

-

5.

Минералы.

3

1

1

-1

6.

Ювелирные камни. Камни в прошлом и настоящем.

2

1

-1

-

7.

Классификация ювелирных камней по ценности.

2

1

1-

-

8.

Горные породы.

2

1

1

-

9.

Горные породы Городищенского района.

2

1

 

1

10.

Главнейшие типы полезных ископаемых.

3

1

2

-

11.

Полезные ископаемые Городищенского района.

3

-1

1

-1

12.

Основные проблемы экологии.

3

1

-

2

13.

Охрана окружающей среды.

2

1

-1

 

14.

Сточные воды, их роль в загрязнении окружающей среды.

3

1

-1

1

15.

«Парниковый эффект»

1

1

-

-

16.

Заключительное занятие.

2

-

2

-

 

ИТОГО:

34

14

13

6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности. Общие понятия об геологии и экологии.

2. Земля – Планета.

Краткие сведения о солнечной системе, месте планеты Земля в этой системе

Практическое занятие.

Изучение планеты Земля по глобусу и карте.

3. Вулканизм и биосфера.

Вулканы на Земле. Магма. Газ. Земная кора. Первичная атмосфера Земли.

4. Химический состав земной коры.

Горные породы. Состав земной коры – см. таблицу

Элементы

в процентах

0

49,13

Sj

26

Al

7,45

Fe

4,2

Mg

2,35

  1. Ca

3,25

Na

2,4

К

2,35

H

0,15

С

0,36

S

0,1

Mn

0,12

Практические занятия:

Составление таблицы состава земной коры и использование её в дальнейшем как наглядное пособие.

5. Минералы.

Знакомство с понятием – «минерал». Свойства кристаллических веществ.

Представление о кристаллической решётке. Формы нахождения минералов.

Демонстрирование форм на примерах.

Практические занятия:

Задание по определению формы минерала.

Составление шкалы твёрдости.

Занятие по определению твёрдости.

Определение механических свойств минералов

6. Ювелирные камни в прошлом и настоящем.

История применения и поиска ювелирных и поделочных камней.

Практические занятия:

Работа с коллекцией минералов.

7. Классификация ювелирных камней по ценности.

Приводится классификация ювелирных камней по их ценности.

Сведения о перечисленных в плане камнях.

Практические занятия:

Определение свойств камней, их описание.

8. Горные породы.

Понятия о магматических, метаморфических и осадочных породах.

Практические занятия:

Работа с коллекцией по определению горных пород.

9. Горные породы.

Краткие сведения о геологическом строении района и края.

Практические занятия:

Описание отобранных образцов.

Выездные занятия:

Отбор образцов для создания коллекции горных пород района и края: мергели, песчаники, аргиллиты, алевролиты и др

10. Главнейшие типы полезных ископаемых.

Руды. Горючие сланцы, камни, вода

Практические занятия:

Полезные ископаемые России. Работа с коллекцией.

11. Полезные ископаемые.

Нефть, газ, ртуть, гипс, цементное сырьё, песок, гравий, минеральные и гидротермальные источники вод

Практические занятия:

Изучение карты полезных ископаемых .

12. Основные проблемы экологии.

Понятие «биосфера» и причины ее загрязнения.

Химические загрязнения. Газообразные и аэрозольные загрязнители.

Выездные занятия:

Экологическое обследование р Ерзовка.

.

13. Охрана окружающей среды.

Охрана природы. Охрана окружающей среды

Охрана природы не только предпосылка выживания человека, но и непременное условие достижения гармонии между ним и природой.

Выездные задания:

Экологическая акция по уборке « пруда Ерзовский».

14. Сточные воды и их значение в загрязнении окружающей среды.

Характеристика сточных вод, их роль в загрязнении среды и методы их очистки

Выездные задания:

Экскурсия к устью р. Паук. Характеристика сточных вод. Их роль в загрязнении среды и методы их очистки.

15. Озоновые дыры «парниковый эффект».

Понятие об озоновом слое.

Практические занятия:

Исследование работы котельных на различном топливе.

16. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы обучения. Награждение лучших учащихся.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы необходимы следующие методические пособия:

Коллекция горных пород и минералов.

Шкала твёрдости МООСа (ребята готовят сами).

Видеоаппаратура и учебные видеофильмы.

Микроскоп школьный, лупы.

Горный компас, геологические молотки.

Географические и геологические карты, атласы.

Приложением к программе является подборка дидактического материала:

Основные сведения о планетах Солнечной системы.

Наглядные материала об истории Земли, минералах магматических, метаморфических и осадочных пород.

Информация о типах вулканов и извержений.

Рисунок о веществах, выделяемых в остывающем очаге гранитной магмы и за его пределами, в земной коре.

Фотографии и пригласительные билеты научно-практических итоговых конференций объединения.

Для проверки полученных знаний воспитанниками 1-го, 2-го и 3-го года обучения разработаны вопросы к тестам. Педагог может группировать вопросы в тест в зависимости от пройденного материала и целей проверки.

К программе дается методическая разработка занятия по теме «Магматизм — как вулканизм и интрузии».

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Основными методами оценки полученных результатов является тестирование, которое проводится в конце каждой темы и составление рефератов по выбранным и пройденным темам, защита которых проводится на итоговых конференциях, а также оценка по итогам участия в выставках и исследовательской деятельности.

Закрепление пройденного материала по каждой теме планируется проводить в конце каждой темы в ходе игр типа «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером», «Третий лишний» и т.д.

Проверка знаний воспитанников осуществляется в конце каждого года обучения посредством проведения итоговых научно-практических конференций, а также по результатам участия учащихся в городских и краевых научно-практических конференциях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

Гавриленко Б.Б. Очерки о проблемах геологии. - М.1999 г.

Кэррол Лейн Фентон, Милдред Адамс Фентон. Каменная книга. - М.: изд. Наука, 1997 г.,

С 662.

Доклад «О состоянии природоползования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2006 г.».- Краснодар, 2007 г., С.380.

К.Н. Паффенгольц и др. Геологический словарь. - М.: Изд. Недра, 1973 г., С. 453.

Гужин Г.С. Экология Кубани, 1995 г.

Гладышев Т.П. Магия камня, ТОО «Диамант», 1997 г.

Жарков В.Н. Внутреннее строение земли и планет.

Короновский Н.В. Основы геологии, 1982 г.

Корнилов Н.И. Ювелирные камни». Изд. Недра, 1983 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Бочавер А.Л. Планета Земля. Изд. АСТ, 2002 г.. - 315 С.

Аксенов М., Володин В. И др. Энциклопедия для детей. Геология. - Издательский центр: Аванта, 2006, - 688 С.

Годен К. Вулканы. - М.: Изд. Махаон, 2006, - 122 С.

Марк Колтун. Земля, 1994 г.

Ребрген Б.М.У колыбели геологии и горного дела. Изд. Недра, 1994 г.

Ребрген Б.М. Справочник туриста, М.: Профиздат, 1982 г.

Роджер Кут. Планета Земля, 1997 г.

Ридерз Дайджест . Азбука природы, 1997 г., 336 С.

Ридерз Дайджест. Атлас вселенной для детей, 2001 г.

Фереман А.Е. Занимательная минералогия, 1994 г.

Опубликовано в группе «Уроки географии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.