Презентация «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры с помощью межпредметных связей»
Пояснительная записка к презентации
«Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная гимназия № 9»
г. Комсомольска-на-Амуре.
Хабаровского края
Тема: |
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры с помощью межпредметных связей» |
Автор работы: |
Шимко Марина Владимировна учитель физической культуры МОУ Гимназия № 9 |
г. Комсомольск-на-Амуре
В современном мире здоровье учащихся является приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Не смотря на приоритетность, вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Отмечается тенденция увеличения числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определенной мере компенсировать отрицательное влияние учебного процесса - это физическая культура.
На сегодняшний день поиски эффективных путей повышения воспитательного уровня процесса обучения в школе все больше привлекают внимание педагогов, ученых и практиков к проблеме межпредметных связей.
Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.
Осуществление межпредметных связей на практике вызывает немало трудностей: как организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы они хотели и умели устанавливать связи между различными учебными предметами как вызвать их познавательный интерес к мировоззренческим вопросам науки; каким образом соединить усилия учителей разных предметов в достижении воспитательного эффекта обучения?
Перед каждым учителем возникают вопросы: «Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного и тренировочного образовательного компонентов? Как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учетом его подготовленности, группы здоровья?
Следовательно, перед современным учителем стоит задача:
- обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники проявляли интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворение от уроков. В развитии интереса к предмету роль заинтересованности велика, особенно в младших классах. Заинтересованность рождает чувство ожидания. А от ее степени зависит и характер внимания учащихся на уроке, его активность, а также критичность ума, творческий подъем учащихся. Здесь можно отметить такую цепочку логической связи как заинтересованность, которая пробуждает любопытство, любопытство переходит в любознательность и пробуждает интерес к предмету, что в свою очередь рождает потребность в глубоком овладении знаниями и ведет к раскрытию и развитию потенциальных задатков и способностей.
Наиболее эффективно эти задачи реализуются при использовании межпредметных связей. Поэтому передо мной стал вопрос: как заинтересовать детей физическими упражнениями, как повысить работоспособность учащихся, как открыть для них мир физической культуры? На данные вопросы следует искать ответы в реализации межпредметных связей физической культуры с другими предметами, входящими в программу школьного обучения. Как показывает опыт межпредметные связи физической культуры с другими предметами, не только улучшают физическую подготовленность, но и повышают интерес учащихся к занятиям физической культурой.
Ведущей педагогической идеей опыта является не шаблонность и разнообразие урока, а именно воспитание интереса к занятиям физической культурой. Используя игровые, соревновательные, и интегрированные способы выполнения задания.
Игры с дидактическим и сюжетным содержанием.
Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует детей. А подвижные игры с дидактическими элементами и сюжетным содержанием особенно желанны для школьников. Специально подобранные подвижные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, способность к творчеству, обостряют наблюдательность. Дети подчас даже незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки, у них формируются необходимые черты личности.
Очень важно также, подводя итоги игр, учитывать возрастную специфику играющих, не обижать «провинившихся», а, наоборот, стимулировать их к дальнейшим действиям.
Подвижные игры с дидактическим и сюжетным содержанием должны быть простыми и доступными, интересными и занимательными и обязательно требующими от детей проявления физических усилий и сообразительности. Только в этом случае они вызовут у ребят желание бегать, играть, думать.
Мой опыт показывает, что нетрадиционные формы проведения занятий поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к учению.
Вывод
Из всего выше сказанного, хотелось бы отметить, что реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира.
При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам.
Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Усиливая реализацию межпредметных связей, мы можем более точно определить роль наших предметов в будущей жизни учеников.
Библиографический список
1. Всесвятский Б. В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. — М.: Просвещение, 1985.
2. Зверев И. Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. — М.: Просвещение, 1985.
3. Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. — М.: Просвещение, 1986.
4. Максимова В. Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. — М.: Просвещение, 1987.
5. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. — М.: Просвещение, 1986.
6. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1989.
7. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 1983.
Славская К. А. Развитие мышления и усвоение знаний. - / Под ред.
8. Менчинской Н. А. И др. – М.:Просвещение, 1972.
9. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Нар. образование, 1985.
10. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи и связь с жизнью–в основу обучения. – Нар. образование, 1979, №5.
11. Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи – М., Педагогика, 1989