Презентация «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры с помощью межпредметных связей»

1
0
Материал опубликован 14 September 2016

Пояснительная записка к презентации

«Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная гимназия № 9»

г. Комсомольска-на-Амуре.

Хабаровского края

 

Тема:

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры с помощью межпредметных связей»

Автор работы:

Шимко Марина Владимировна учитель физической культуры

МОУ Гимназия № 9

 

г. Комсомольск-на-Амуре

В современном мире здоровье учащихся является приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Не смотря на приоритетность, вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Отмечается тенденция увеличения числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определенной мере компенсировать отрицательное влияние учебного процесса - это физическая культура.

На сегодняшний день поиски эффективных путей повышения воспитательного уровня процесса обучения в школе все больше привлекают внимание педагогов, ученых и практиков к проблеме межпредметных связей.

Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.

Осуществление межпредметных связей на практике вызывает немало трудностей: как организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы они хотели и умели устанавливать связи между различными учебными предметами как вызвать их познавательный интерес к мировоззренческим вопросам науки; каким образом соединить усилия учителей разных предметов в достижении воспитательного эффекта обучения?

Перед каждым учителем возникают вопросы: «Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного и тренировочного образовательного компонентов? Как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учетом его подготовленности, группы здоровья?

Следовательно, перед современным учителем стоит задача:

- обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники проявляли интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворение от уроков. В развитии интереса к предмету роль заинтересованности велика, особенно в младших классах. Заинтересованность рождает чувство ожидания. А от ее степени зависит и характер внимания учащихся на уроке, его активность, а также критичность ума, творческий подъем учащихся. Здесь можно отметить такую цепочку логической связи как заинтересованность, которая пробуждает любопытство, любопытство переходит в любознательность и пробуждает интерес к предмету, что в свою очередь рождает потребность в глубоком овладении знаниями и ведет к раскрытию и развитию потенциальных задатков и способностей.

Наиболее эффективно эти задачи реализуются при использовании межпредметных связей. Поэтому передо мной стал вопрос: как заинтересовать детей физическими упражнениями, как повысить работоспособность учащихся, как открыть для них мир физической культуры? На данные вопросы следует искать ответы в реализации межпредметных связей физической культуры с другими предметами, входящими в программу школьного обучения. Как показывает опыт межпредметные связи физической культуры с другими предметами, не только улучшают физическую подготовленность, но и повышают интерес учащихся к занятиям физической культурой.

Ведущей педагогической идеей опыта является не шаблонность и разнообразие урока, а именно воспитание интереса к занятиям физической культурой. Используя игровые, соревновательные, и интегрированные способы выполнения задания.

Игры с дидактическим и сюжетным содержанием.

Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует детей. А подвижные игры с дидактическими элементами и сюжетным содержанием особенно желанны для школьников. Специально подобранные подвижные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, способность к творчеству, обостряют наблюдательность. Дети подчас даже незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки, у них формируются необходимые черты личности.

Очень важно также, подводя итоги игр, учитывать возрастную специфику играющих, не обижать «провинившихся», а, наоборот, стимулировать их к дальнейшим действиям.

Подвижные игры с дидактическим и сюжетным содержанием должны быть простыми и доступными, интересными и занимательными и обязательно требующими от детей проявления физических усилий и сообразительности. Только в этом случае они вызовут у ребят желание бегать, играть, думать.

Мой опыт показывает, что нетрадиционные формы проведения занятий поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к учению.

Вывод

Из всего выше сказанного, хотелось бы отметить, что реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира.

При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам.

Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Усиливая реализацию межпредметных связей, мы можем более точно определить роль наших предметов в будущей жизни учеников.

 

Библиографический список
1. Всесвятский Б. В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. — М.: Просвещение, 1985.
2. Зверев И. Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. — М.: Просвещение, 1985.
3. Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. — М.: Просвещение, 1986.
4. Максимова В. Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. — М.: Просвещение, 1987.
5. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. — М.: Просвещение, 1986.
6. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1989.

7. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 1983.

Славская К. А. Развитие мышления и усвоение знаний. - / Под ред.

8. Менчинской  Н. А. И др. – М.:Просвещение, 1972.

9. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Нар. образование, 1985.

10. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи и связь с жизнью–в основу обучения. – Нар. образование, 1979, №5.

11. Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи – М., Педагогика, 1989


межпредметные связи
PPTX / 5.01 Мб

Предварительный просмотр презентации

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры с помощью межпредметных связей » Учитель физической культуры МОУ Гимназия №9 М.В.Шимко г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

В исследованиях известных ученых-педагогов И.Д. Зверева, В.М. Коротова, М.Н. Скаткина и др межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения. Прогрессивные педагоги – Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская Подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания. Актуальность межпредметных связей в школьном обучении. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.

-имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника, решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности ребенка. (Анищенко В.С. , 1999). Физическая культура в школе -раскрыть учащимся подлинный смысл физической культуры как средства гармонического развития человека, организации здорового образа жизни, укрепления здоровья, подготовки к трудовой деятельности. Следовательно, учащимся необходимы теоретические знания, повышающие эффективность физических упражнений и занятия по теории должны стать частью учебного процесса, основной формой которого является урок. Задача учителя

2. Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках. 3. Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов. При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общие направления: 1. Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта. Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

Учитель физической культуры не может действовать в одиночку в предметной системе обучения, а должен работать в содружестве со своими коллегами. У школьников появляется личная ответственность за свои знания, умения включать их в реальную деятельность. Школьники учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Повышается результативность физической подготовленности при сдаче контрольных нормативов. Плодотворной и эффективной деятельности учащихся способствуют нетрадиционные формы проведения занятий. Межпредметная связь даёт возможность. Работать самостоятельно Проявлять себя в лидерстве Развивать творческие способности

Игры с дидактическим и сюжетным содержанием: Живая цепочка. Учитель строит детей в колонну по одному и, все время меняя направление, водит ее за собой, имитируя движения животных и птиц. Например, «идем, как гуси» (ходьба на согнутых ногах), «прыгаем, как кенгуру» (прыжки на двух ногах), «идем, как медведи» (медвежья походка), «полетели, как журавли» (махи руками) и др. Гуси Моржи Медведи Журавли

Игры с дидактическим и сюжетным содержанием: Не путай сигналы (Светофор). Дети выстраиваются в одну шеренгу. Учитель стоит перед строем, в руках у него три картонных кружка разного цвета - красный, зеленый, желтый, которые он внезапно показывает играющим. На зеленый цвет дети начинают маршировать на месте, на желтый - перестают маршировать и дружно хлопают в ладоши, на красный - быстро приседают и замолкают. Отмечаются игроки, которые реже путали сигналы. Правила пешеходного перехода на светофоре (1- 4 класс). 2 класс 3 класс 4 класс

Игры с дидактическим и сюжетным содержанием (1 класс): Скульптуры. Играющие стоят в шеренге. Назначаются трое водящих. По сигналу учителя дети разбегаются врассыпную, продолжая ходить и бегать по площадке. Учитель подает команду: «Внимание!». Дети останавливаются. Затем учи­тель произносит: «Изобразим лыжника!» (футбо­листа, пловца, боксера и др.). Играющие прини­мают соответствующую позу. Водящие в течение 15-20 сек. осматривают придуманные ребятами позы, и каждый выбирает себе лучшую «скуль­птуру». Игроки, показавшие лучшие «скульпту­ры», меняются ролями с водящими. Снова пода­ется команда, и игра продолжается. По ее окон­чании отмечаются игроки, выполнившие наибо­лее удачные «скульптуры». Боксёры Пловцы Каратисты Гимнасты

Эстафеты с дидактическим и сюжетным содержанием (2 класс): Угадай и собери слово Придумай и нарисуй машину будущего Переходим болото

Уроки с использованием дидактического и сюжетного содержания (1-4 класс):

подводя итоги игр, учитывать возрастную специфику играющих не обижать «провинившихся», стимулировать их к дальнейшим действиям. Очень важно Подвижные игры должны быть простые доступные интересные занимательные

Оценивание удовлетворение от урока

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации