Активизация познавательной деятельности на уроках химии
Конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Проблемы, подходы и решения при разработке современного занятия»
Активизация познавательной деятельности на уроках химии
В данной статье хочется затронуть проблемы уроков химии и те решения, которые лично мне позволяют с ними справиться.
Химия – наука точная и сложная. Не всем учащимся она даётся легко. Но ни для кого не секрет, что это и одна из интереснейших наук. Детей можно и нужно заинтересовать своим предметом, а значит, замотивировать на его изучение.
Именно поэтому для активизации познавательной деятельности я часто прибегаю к активным методам обучения - провожу уроки в форме КВН, круглого стола, игры-путешествия, урока-суда и др. Активные методы обучения не обязательно должны быть на протяжении всего урока. Иногда для того, чтобы весь урок прошёл на «Ура», достаточно пятиминутного фрагмента такой деятельности, которая заинтересует учащихся.
Одним из приёмов АМО в качестве творческого задания является метод сочинения химических сказок. Чаще такая работа предлагается для домашнего задания, но при наличии времени её можно включать и в ход урока. В любом случае, сказки дети любят и сочинять, и слушать. В нашей школе имеется настоящий сборник «Русские химические сказки», составленный учащимися разных лет обучения.
Даже слабоуспевающий ученик во время поиска дополнительной информации для своей сказки просмотрит массу литературы и обязательно найдёт для себя что-то новое и интересное. Иногда получаются очень содержательные работы – и в плане литературного творчества, и с химической точки зрения. Иногда ребята дополняют свою сказку соответствующей презентацией. Большим плюсом является и то, что часто наилучшие работы предоставляют те дети, которые учатся не на «отлично». Творческая работа их настолько увлекает, что впоследствии они уже не позволят себе не выучить урок по химии или просто учиться вполсилы.
Считаю, что составление химических сказок является одним из методов активизации познавательной деятельности. Могу поделиться с коллегами некоторыми детскими работами.
Железное королевство
«В металлическом царстве, в железном государстве жила-была королева Железо. Всё в этом царстве было сделано из железа: и дворцы были железными, и мосты, и дороги, и главная площадь, и даже церковный собор. В этом королевстве проживали маленькие железные человечки. Они были очень весёлыми, сверкали на солнце своими железными одеждами. Все жили очень дружно и счастливо, королева заботилась о своих подданных, а те отвечали ей любовью.
И всё у них было бы хорошо, если бы однажды не повадилась прилетать в королевство злая колдунья Коррозия. Она поселялась в маленьких добрых сердцах железных человечков и медленно разрушала их. Жители города становились злыми, завистливыми, одним словом – ржавыми. Ржавели не только люди, но и дороги, дворцы, мосты.
И тогда королева Железо решила позвать на помощь своего друга Цинка. Он встал на пути Коррозии и принял на себя все её удары. Цинк погиб, но королевство Железа было спасено».
Эльвира К.
Алюминий
«В большом семиэтажном доме, в третьем подъезде на третьем этаже живёт Алюминий - самый спортивный и интеллигентный металл. Спортивный он потому, что легко может вытягиваться в проволоку и прокатываться в фольгу толщиной до 0,01мм. Любит он закаляться, обладает очень большой электрической проводимостью и теплопроводностью. Алюминий носит серебристо-белый костюм, а сверху надевает шубу из очень прочной тонкой пленки оксида.
Алюминий – очень интеллигентный и дружелюбный металл, так как его реакции с неметаллами всегда сопровождаются выделением большого количества теплоты. Он при температуре легко реагирует с многими неметаллами, а с галогенами, с кислотами (кроме концентрированных серной и азотной), с солями менее активных металлов взаимодействует без нагрева. После каждой такой деловой встречи он образует новые соединения.
Алюминий каждое утро пьет «Актимель» и его иммунитет состоит из трех слоев (2е; 8е; 3е), поэтому почти во всех своих соединениях он имеет степень окисления +3. Алюминий знает, что он нужный и полезный металл, так как из его прочных сплавов делают самолеты, ракеты и многое другое, еще у него отличная коррозийная стойкость – это очень важно для лодок, катеров; хорошая электропроводность – для высоковольтных линий; высокая теплопроводность и неядовитость – для производства посуды.
Алюминий гордится своим предназначением и рад, что может помогать людям и удовлетворять их потребности, но в тоже время он очень скромный. Несмотря на то, что алюминий является в нашем железном веке вторым по значению металлом, он свой блеск тратит не только для себя. Алюминий стал самым крупным в мире производителем зеркал и позволяет людям любоваться собой, жить ярче и интереснее».
Алексей З.
Сказка по химическому уравнению SO3 + H2O = H2SO4
«Как-то раз в семье газов появилась бесцветная дымящая жидкость SO3. Девочка росла и ничего не знала о своём проклятье, которое напророчил ей старец: «Если SO3 сольётся с водой - быть беде. Эту беду можно распознать по красной окраске лакмуса и приручить её».
Однажды SO3 убежала без разрешения родителей в лес, чтобы посмотреть на чудный и чистый родник, который все хвалили за его целебные свойства. Но девочка была так неаккуратна, что упала в родник. И тогда все растущие рядом растения исчезли. Теперь эту воду невозможно было пить, так как она сжигала всё живое.
На следующий день родители и их соседи отправились на поиски SO3 в лес, взяв с собой волшебный посох из лакмуса. Шли они, шли и вдруг увидели, что вокруг знакомого родника нет растительности. Все очень удивились этому, а один из родителей от удивления уронил посох в родник; тот сразу окрасился в красный цвет. И тогда все поняли, что пророчество старца сбылось – SO3, упав в воду, образовала серную кислоту, которая разъедала всё на своём пути.
Позже умные люди научились обращаться с этой опасной жидкостью, найдя ей применение в промышленности».
Зоя К.
Как известно, «сказка – ложь, да в ней намёк…» на то, что составление сказок помогает заинтересовать детей и всей наукой химией в целом, и данной темой в частности. Конкретный материал при этом, как показывает практика, изучается практически на 100%. Рекомендую всем воспользоваться таким простым и интересным методом обучения.
Зубова Ольга Алексеевна, учитель химии