12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сырая Ольга Сергеевна341
Стаж педагогической деятельности 23 года. Мама троих сыновей . Интересы: волейбол, легкая атлетика, выпечка, СЕМЬЯ.
Россия, Краснодарский край, Тихорецк
3

Эффективные пути повышения познавательной активности учащихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Эффективные пути повышения познавательной активности учащихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.


Содержание

1.

Литературный обзор состояния вопроса.

3

1.1.

История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении.

3

1.2

История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

4

1.3.

Основные понятия, термины в описании педагогического опыта (глоссарий).

4

2.

Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

5

3.

Педагогический опыт.

6

3.1.

Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

6

3.2.

Актуальность педагогического опыта (решение в представленном опыте задач, сформулированных в стратегических документах по развитию системы образования).

10

3.3.

Научность в представляемом педагогическом опыте.

10

3.4.

Результативность педагогического опыта (мониторинг результативности, описание положительных педагогических эффектов).

11

3.5.

Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта (аналоговый анализ образовательного продукта: перечень материалов, аналогичных предлагаемому опыту, сопоставление и отличие представляемого опыта от аналогов).

11

3.6.

Технологичность представляемого педагогического опыта (описание необходимых и достаточных педагогических и материально-технических условий реализации данного опыта в практической деятельности, ресурсное обеспечение, финансово-экономическое обоснование внедрения образовательного продукта, описание возможных сложностей при использовании представленного образовательного продукта, пути их преодоления).

12

3.7.

Описание основных элементов представляемого педагогического опыта (цель, содержание, технологии внедрения, формы обучения, модели деятельности учащихся и педагога).

12

4.

Выводы.

14

5.

Список используемой литературы и интернет - ресурсов.

15

1.Литературный обзор состояния вопроса.

1.1.История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении.

Активизация познавательной активности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, двигательная пассивность. Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. Активизация познавательной активности способствует развитию познавательного интереса.

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

привлечение учащихся к целям и задачам урока;

возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;

включение учащихся в интересную для них форму работы.

Важным приемом активизации познавательной активности учащихся является формирование у них положительной мотивации обучения.

Мотивы, побуждающие к приобретению знаний и умений, могут быть различными. К ним относятся, прежде всего, широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чувство долга, ответственности перед коллективом, родителями. Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учения, он для них более значим (имеет личностную ценность), потому является действенным, реальным мотивом учения. Это произойдет, если процесс познания будет для них привлекательным. Опыт самостоятельной деятельности учит тому, чтобы любопытство и первоначальная любознательность переросли в устойчивую черту личности - познавательный интерес.

Положительная мотивация благотворно влияет на овладение учащимися способами учебно-познавательной деятельности. Формирование умений благотворно влияет на формирование мотивов учения учащихся. Способы учебно-познавательной деятельности являются не только средствами удовлетворения познавательной потребности, но и сами становятся ими.

Условия, для проявления познавательной активности:

создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;

включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;

использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

использование проблемных ситуаций;

практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

1.2.История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Традиционными формами работы, активизирующими познавательную активность учащихся в гимназии №8 и в Тихорецком районе, являются использование на уроках подвижных игр, соревновательных моментов, проведение первого этапа районной и Всекубанской Спартакиады, военно-спортивной игры «А ну-ка, парни!» и др. Нетрадиционные формы организации обучения учащихся встречаются недостаточно часто.

1.3.Основные понятия, термины в описании педагогического опыта. Глоссарий. 
Педагогический опыт – результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач.
Передовой педагогический опыт – возникает из массового опыта, превосходит его по отдельным параметрам или в целом, отличаясь от него по ряду признаков, важнейшими из которых являются: актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильность результатов.
Инновационный (творческий) педагогический опыт – высшая степень проявления передового педагогического опыта, характеризующаяся системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса.

Познавательный интерес - избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью.

Интерес - мощный побудитель активной личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.

Информационные технологии – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, видео, кино).

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

2.Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

Работа над данной проблемой ведется с 2011 года по настоящее время на базе МБОУ гимназии №8. Число учащихся гимназии в этот период превышает 1300 человек. Базой для формирования представляемого педагогического опыта являются учащиеся 1-11 классов МБОУ. Среди них и одаренные учащиеся и физически слабо развитые.

3. Педагогический опыт.

3.1.Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Повышение познавательной активности учащихся происходит в течение всего дня. Обязательную двигательную нагрузку каждого ребенка составляют урочные формы работы. Показательным для современного эффективного урока является разнообразие организационных форм, средств, методов и приемов, используемых учителем. Занятия нельзя строить по раз и навсегда избранному шаблону. Во время проведений уроков по физической культуре я стараюсь заинтересовать детей, разнообразить уроки с помощью применения нестандартных приемов, методик и различных оздоровительных систем. Для этого использую систему хатха-йоги, скипинг, игровые приемы, стречинг, дыхательную гимнастику, аутогенную тренировку, построение гимнастических пирамид, сюжетно-игровые уроки, уроки с применением ИКТ, комплексы упражнений для формирования правильной осанки (Приложение № 4), комплексы точечного массажа и самомассажа (Приложение № 5).

Мой педагогический опыт свидетельствует, что при работе с классом в условиях урока необходимо в первую очередь и с максимальной настойчивостью использовать реальные возможности фронтальных методов воздействия на учащихся для целенаправленного воспитания у них внутренних положительных мотивов занятий физическими упражнениями. Начинать можно с применения игровых комплексов, которые каждый учитель может составить самостоятельно. Игровые комплексы (Приложение № 14) могут содержать подвижные игры, эстафеты, упражнения соревновательного характера в парах и др. Игровые комплексы в силах составить содержание целого урока. Можно применять их только в конкретной части урока в зависимости от поставленных задач. При правильной организации игр и игровых упражнений они всегда доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, дают возможность для проведения личной активности и инициативы. И это, естественно, повышает интерес к занятиям физическими упражнениями.
Начиная с первых уроков в школе, учу детей делать правильные выводы: например, после бега у человека учащается пульс, а если человек находится в покое, то пульс восстанавливается, что это значит?

В свои уроки я ввожу элементы йоги, учу детей правильному дыханию, а затем мы переходим к выполнению простейших асан (поз) (Приложение № 15).

Широко применяю скипинг (прыжки на скакалке) (Приложение № 16) на уроках в связи с тем, что он не требует большого пространства, сложного инвентаря, прост в обучении и бесспорно интересен детям. И еще огромный плюс этого занятия в том, что он помогает почувствовать себя на равных с остальными даже тем детям, которые не особенно быстры, сильны в других видах спорта. Особенный интерес вызывают у учащихся прыжки на длинной скакалке: индивидуальные с места и с забеганием, с поворотами, с приседаниями, а также с максимальной скоростью вращения скакалки. Групповые прыжки на длинной скакалке позволяют продемонстрировать не только индивидуальные качества, но и чувство локтя, товарищества, умение работать в коллективе. Поэтому различные групповые прыжки (с места, с забеганием, по 5-10 чел) всегда привлекают учащихся.

Использование на уроках продуктов информационных технологий (презентация, интерактивная доска, видеоматериалы, учебный фильм и др.) (Приложение №11.1, 11.2) вызывает особый интерес, ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом. Особую значимость приобретает использование ИКТ на уроках у учителей, которые в силу возраста, состояния здоровья или физической подготовленности не могут правильно показать особенности техники или тактики при обучении двигательным действиям.

Завершающим уроком раздела гимнастика является любимая моими учениками групповая работа – построение пирамид (Приложение №17). Здесь решающее значение в оценивании работы микрогруппы имеет эстетическое оформление. При таком построении урока даже учащиеся подготовительной группы имеют возможность стать полноценными участниками коллективной работы, реализуя ситуацию успеха и повышая мотивацию к дальнейшим занятиям физической культурой.

В заключительной части урока под музыку проводим с учениками элементы аутогенной тренировки - упражнения сюжетного воображения (Приложение № 6). Их цель — создать состояние покоя, внутреннего комфорта, отдыха. Основные сенсорные представления — зрительные. Музыкальное подкрепление — плавная негромкая музыка. Следует вжиться в эту картину, прочувствовать и зафиксировать ее в сознании.

Очень большой интерес у детей младшего школьного возраста вызывает звуковая дыхательная гимнастика. Звуковые упражнения следует выполнять на произнесение различных гласных и согласных звуков.

Сюжетно - игровой урок (Приложения №1, №10), дает возможность более разнообразить работу учителя, а элементы интеграции способствуют развитию познавательного интереса. Данная форма урока направлена на закрепление умений и навыков учащихся. Строим занятие так, что бы они доставляли удовольствие и радость, отмечая достижения учащихся разной физической подготовленностью. Применяя игровые методы и подключая умственную активность, ребёнок заинтересовывается упражнением и не замечает самого факта его выполнения. Использование межпредметных связей позволяет не только заинтересовывать ребят выполнением упражнения, но и проверить их знания, полученные на уроках по другим предметам. Игра в начальных классах позволяет повысить мотивацию ученика. Предположим, на уроке по физической культуре мы проходим развитие скоростно-силовых качеств. Наряду с игровыми методами (игры с использованием беговых, прыжковых заданий), можно поиграть с ребятами, например, в “Живую математику”. Для самых маленьких: закрепление материала” Чётные и нечётные числа”. Класс можно рассчитать на 1-2 или по порядку. По команде: “Чётные”- упражнение выполняют только вторые либо все чётные номера и соответственно по команде: “Нечётные”- упражнение выполняют только первые или все нечётные номера. Постепенно усложняя задания в плане умственной активности и по мере прохождения материала по программе, в упражнение можно включать математические действия. Вот, например, использование связи физическая культура и грамматика. Упражнения даются с закреплением того или иного материала. На пример правописание глаголов оканчивающиеся на - тся, - ться, или слова с безударными гласными. В первом случае можно одновременно закреплять материал по математике: ” чётные и нечётные числа ”. Расчёт по порядку; чётные упражнение в случае наличия мягкого знака в окончание глагола, нечётные – его отсутствие. Например: драться - выполняют чётные; дерётся – выполняют нечётные номера. Очень нравится ребятам задания связанные со звукобуквенным анализом. Дети выбирают любую букву из алфавита и должны её представить в любом слове, где она есть, как она пишется и как произносится звук. Победителем этих маленьких соревнований станет, естественно только тот, кто имеет не только хорошие физические качества, но и правильно решает задания связанные с другими предметами. Если проанализировать схему этих игр-соревнований, то вместо математики и русского языка можно использовать другие учебные дисциплины. Такие занятия повышают познавательную активность учащихся и показывают, что мало обладать сильными мышцами, надо ещё уметь думать и грамотно применять свои знания. Данные примеры используются мною на уроках физической культуры уже в течение многих лет и всегда вызывают интерес у моих учеников.
Но активности познавательной деятельности, проявленной на уроке, требуется выход и во внеурочные формы работы. Одной из форм работы учителя, стимулирующей познавательную активность учащихся, я считаю вовлечение их в участие в предметных дистанционных олимпиадах, викторинах и конкурсах-играх (Приложение №20.1). Существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. К этой категории можно отнести как одаренных детей, так и детей, имеющих низкий уровень физической подготовленности и слабое здоровье. Для последних участие в дистанционных олимпиадах является, чуть ли не единственным способом создания «ситуации успеха» в данной предметной области. А повышение уровня знаний в области здоровьесбережения дает им стимул к самосовершенствованию. Чем раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребенка, тем легче и быстрее становится формирование собственной самооценки. Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам. К сожалению, не все дети имеют возможность участвовать в платных олимпиадах. Но и тут я нашла выход из ситуации. На теоретических уроках и во внеурочное время я провожу с учащимися школьную олимпиаду по заданиям, присланных дистанционных олимпиад. Итоги подвожу в классе, вместе с детьми анализируя задания, которые вызвали у них особые затруднения. Ученики, занявшие призовые места в различных конкурсах и олимпиадах стимулируются грамотами, которые торжественно вручаются на общешкольной линейке, а родители получают благодарственные письма. О том, что дистанционные олимпиады содержат в себе большие резервы для активизации познавательной деятельности и развития познавательных интересов, говорит рефлексивный материал учащихся - «…это бездонный мир творчества», «олимпиады раскрепощают», «…у меня появилась уверенность» т.д

Очень нравятся моим ученикам творческие проекты, которые они готовят дома, а потом защищают в классе. Это создание кроссвордов на тему физической культуры и здорового образа жизни (Приложение № 7.1), написание сочинений о придуманном ими виде спорта, который дети хотели бы включить в олимпиаду. А какие стихи и загадки (Приложение № 7.2) приносят мои ученики! Совместно с детьми мы разрабатываем сценарии спортивных праздников и агитбригад (Приложения №2, №12). Несомненно, это очень стимулирует их познавательную активность.

Совсем недавно в России стала проводиться Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре. Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматривается одним из критериев оценки деятельности образовательных учреждений, деятельности педагога при прохождении им аттестации. В тоже время участие в олимпиадном движении позволяет детям повысить уровень самооценки; способствует расширению и углублению знаний по учебным предметам, повышению их познавательной активности. С каждым годом в гимназии растет число участников школьного этапа Всероссийской олимпиады. Наши ученики не боятся пробовать свои силы и стремятся оказаться в числе тех, кому будет доверено защищать честь гимназии на муниципальном уровне. Для подготовки детей к олимпиаде были разработаны «Задания для проведения Олимпиады по волейболу для выявления лучших игроков» (Приложение № 3), «Задания для подготовки к теоретическому этапу олимпиады по физической культуре» (Приложение № 8). Результативность выступления учащихся гимназии на муниципальном и краевом этапе Всероссийской олимпиады школьников достаточно высока, что говорит о том, что наша работа ведется в правильном направлении.

В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по ОФП, спортивным играм, легкой атлетике, спортивному ориентированию и т.д. Учителями физкультуры по плану спортивно-массовой работы гимназии проводятся соревнования первого этапа Всекубанской спартакиады, районной спартакиады, Кубка губернатора Краснодарского края по легкой атлетике, настольному теннису, соревнования «Белая ладья» и «Чудо-шашки», Президентские игры и состязания и многие другие (Приложение 13). В связи с большим объемом мероприятий и загруженностью учителей, возникает острая необходимость в привлечении к организации и судейству школьных соревнований активистов – спортсменов, членов клуба «Чемпион». В школе ежегодно реализуется проект «Спортсмен – общественник» (Приложение № 9.1), целью которого стала подготовка судей по различным видам спорта среди учащихся. Дети с готовностью откликнулись на предложение педагогов и под нашим руководством осуществляют судейство соревнований и осуществляют помощь педагогам на уроках физической культуры (Приложение № 9.2).

Школа наш второй дом, привычно говорим мы. Только, почему-то, в этом доме нет родителей, которые все меньше времени уделяют детям и их здоровью. Большая часть подростков находиться в положении, когда родители заняты только работой. Мы пытаемся исправить эту ситуацию. Наиболее активные родители входят в состав клуба Чемпион. Заинтересованность и поддержка родителей в начинаниях ребенка, совместное посещение занятий и тренировок идет на пользу всем. Стали традиционными спортивные состязания "Папа, мама и я – спортивная семья" (Приложение № 18). Подобные соревнования укрепляют контакт между старшими и младшими в семье, между школой и семьей, создают общее хорошее настроение.

Все эти формы организации в комплексе позволяют повысить познавательную активность моих учеников, как на уроках физической культуры, так и во внеурочной деятельности. Слова Брюса Ли, наиболее точно отражают мое отношение к процессу обучения и воспитания: «Учитель не открывает истины, он — проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам».

3.2.Актуальность педагогического опыта

Представляемый педагогический опыт соответствует социальному заказу госу­дарства, общества; Закону об образовании РФ; региональной образова­тельной политике; передовым идеям совре­менной педагогики и психо­логии; профессиональным интере­сам педагогической общест­венности.

Среди основных проблем, которые встречаются в моей образовательной практике в первую очередь повышение уровня технологизации, а именно, тот факт, что, подрастающее поколение предпочитает всё больше времени проводить за компьютером, а не за занятиями физической культурой. Ухудшилась физическая подготовка школьников, прослеживается низкий уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой, спортом, к здоровому образу жизни. Учащиеся «с головой» погружены в учебу, посещают дополнительные занятия по основным школьным предметам. Представляемый педагогический опыт повышает познавательную активность учащихся и, как следствие этого, способствует формированию у учащихся морального и психического здоровья, осознанной потребности в систематическом физическом усовершенствовании.

3.3.Научность в представляемом педагогическом опыте.

Материалы представляемого педагогического опыта соответствуют основополагающим положениям современной педагогики, психологии и ме­тодики преподавания.

Изучен уровнь мотивации школьников к занятиям физической культурой. В результате анкетирования, выяснено, что заниматься физической и спортом хотят дети, у которых уже имеются достижения в этой области, а дети с низким уровнем физической подготовленности и слабым здоровьем считают занятия спортом сложными, неинтересными и занимающими много времени. Параллельно с этим были изучены формы и методы обучения учащихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Разработаны и систематизированы материалы для проведения теоретических и практических уроков в помощь учителю (кроссворды и загадки на тему здорового образа жизни, комплекс упражнений для формирования правильной осанки, комплексы точечного массажа и самомассажа, комплексы для релаксации, конспекты сюжетно-игровых уроков и т д.). Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке системы взаимодействия традиционных и нетрадиционных методик ведения урока, с помощью которой повысится познавательная активность учащихся гимназии.

3.4.Результативность педагогического опыта (мониторинг результативности, описание положительных педагогических эффектов).

В течение последних 5 лет у моих учеников наблюдается стабильно высокое качество знаний, умений и навыков. Мои учащиеся регулярно посещают уроки и спортивные секции, а также не пропускают ни одно спортивное мероприятие, проводимые в школе и районе. Ежегодно среди моих учащихся стабильно высокое число победителей и призёров школьной и районной олимпиады по физической культуре (Приложения №19.1, 19.2). Мои ученики систематически участвуют и становятся призерами и победителями дистанционных предметных олимпиад, викторин и конкурсов (Приложение № 20.2). Стабильно высокой остается результативность участия учащихся гимназии в районной, Всекубанской спартакиаде и прочих спортивно-массовых мероприятиях района и края (Приложение № 21). Результативность достигнута применением представленного педагогического опыта.

Теоретический анализ литературы, опросы педагогов, учащихся и родителей позволили сделать вывод о том, что работа в данном направлении не достаточно четко организована. С введением нетрадиционных форм и методов значительно растет мотивация учащихся к занятиям физической культурой и познавательная активность учащихся.

Но наряду с высоким педагогическим потенциалом такой формы обучения мы столкнулись и с определенными трудностями. Они заключались в организации учащихся в условиях переполненности зала. Но если данные формы работы используются педагогами уже с первых дней обучения в гимназии, то к переходу в среднее и старшее звено обучения степень познавательной активности ребенка уже достаточно высока. И эти трудности становятся легко преодолимыми.

3.5.Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта (аналоговый анализ образовательного продукта: перечень материалов, аналогичных предлагаемому опыту, сопоставление и отличие представляемого опыта от аналогов).

Инновационность представляемого педагогического опыта составляет удачная комбинация элементов опубликованных методик.

Исходя из анализа полученных результатов, можно сделать вывод, что учителями района используются преимущественно традиционные формы, методы и средства обучения. Эти формы не позволяли должным образом мотивировать учащихся гимназии к систематическим занятиям физической культурой и спортом, заинтересовать их к изучению предмета на повышенном уровне.

В качестве новой альтернативной формы работы с учащимися гимназии

предложена система интеграции традиционных и нетрадиционных форм работы.

3.6.Технологичность представляемого педагогического опыта

Описанный опыт представляет особую значимость для педагогов общеобразовательных учреждений. Использование в практике работы представленного опыта позволит профессионально и систематически подойти к решению данной проблемы. Для организации уроков и внеурочной деятельности учащихся предлагаются материалы приложений, которые будут полезны как начинающим учителям, так и педагогам со стажем.

3.7.Описание основных элементов представляемого педагогического опыта

Ведущая идея опыта: Создание в гимназии единого образовательного пространства, позволяющего комплексно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с учащимися и тем самым способствовать развитию у них познавательной активности.

Цель представляемого педагогического опыта: создание условий для формирования устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, к получению научных знаний в области здоровьесбережения.

При реализации проекта были использованы различные методы:

теоретический анализ литературы – использован с целью сбора информации по проблеме, подбора материала по теме;

анкетирование – нами было проведено анкетирование педагогов, учащихся и

родителей с целью выявления актуальности данной проблемы, наиболее актуальных форм работы;

наблюдение – данный метод применялся с целью отслеживания интереса учащихся к занятиям в ходе реализации исследования;

беседа – проведенные беседы позволили нам выявить круг интересов учащихся;

анализ передового педагогического опыта – данный метод позволил нам выявить используемые педагогами формы и методы ведения урока и организации внеурочной деятельности учащихся, а также изменившуюся ситуацию после реализации на практике данного опыта;

Этапы работы:

Подготовительный этап – изучение современной научно-популярной, методической и педагогической литературы по вопросам организации обучения школьников.

Практический этап – выбор методов и приемов, технологий, разработка и применение системы нетрадиционных заданий, игр и упражнений. Анкетирование учащихся, педагогов и родителей. Проведение учебной и тренировочной работы, организация спортивно-массовых мероприятий в гимназии, участие в районной и Всекубанской спартакиаде. Диагностика качества обучения, отслеживание результатов и изучение мотивации школьников.

Обобщающий этап – выводы по итогам работы.

Предполагалось, что в результате разработки, апробации и внедрения предложенной интегрированной системы традиционных и нетрадиционных форм обучения существенно повысится мотивация учащихся, что приведет к повышению их познавательной активности.

В целом, были определены следующие критерии, которые позволили бы оценить полученный результат:

- методическое обеспечение инновационной деятельности;

- уровень мотивации (по посещаемости уроков, тренировочных занятий, по заинтересованности детей на уроках);

- активность детей в спортивно-массовых мероприятиях;

- результативность участия учащихся гимназии во Всероссийской олимпиаде школьников и дистанционных предметных олимпиадах, викторинах и конкурсах;

- результативность участия учащихся гимназии в районной, Всекубанской спартакиаде и прочих спортивно-массовых мероприятиях района и края.

Формы обучения, описываемы в представляемом педагогическом опыте:

Традиционные.

Нетрадиционные:

- элементы хатха-йоги;

- скипинг;

- стречинг;

- звуковая дыхательная гимнастика;

- построение гимнастических пирамид;

- уроки с применением ИКТ;

- элементы аутогенной тренировки;

- сюжетно-игровые уроки;

- игровые приемы;

- кроссворды и загадки на тему здорового образа жизни;

- комплекс упражнений для формирования правильной осанки;

- комплексы точечного массажа и самомассажа;

- вовлечение учащихся в дистанционные предметные олимпиады, викторины и конкурсы;

- творческие проекты учащихся;

- привлечение родителей к организации спортивно-массовой работы в гимназии;

- реализация межпредметных связей.

4.Выводы.

Обобщая свой опыт работы в течение нескольких лет, я могу уверенно сказать, что предлагаемая система интеграции традиционных и нетрадиционных форм работы с учащимися даёт ощутимые результаты:

Мои учащиеся аккуратно посещают уроки и спортивные секции, а также не пропускают ни одно спортивное мероприятие, проводимое в школе и районе;

ежегодно среди моих учеников стабильно высокое число победителей и призёров школьной и районной олимпиады по физической культуре;

мои ученики систематически участвуют и становятся призерами и победителями дистанционных предметных олимпиад, викторин и конкурсов;

стабильно высокой остается результативность участия учащихся гимназии в районной, Всекубанской спартакиаде и прочих спортивно-массовых мероприятиях района и края.

Представляемый педагогический опыт существенно повышает познавательную активность учащихся и, как следствие этого, способствует формированию у учащихся морального и психического здоровья, развитию положительной мотивации, осознанной потребности к самостоятельным и организованным занятиям физической культурой, спортом, обретению знаний и умений здорового образа жизни.

5. Список используемой литературы и интернет-ресурсов.

Ананьева, Н.А. Здоровье и развитие современных школьников Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская //Школа здоровья. 2001. Т. 1. 1. С 13-18.

Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье. Н.М. Амосов.з-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 2008. 64 с.

Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 1. - С. 22-26.

Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 23-25.

Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 21-26, 39-40.

Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение,2010.с.120

Белов, В.И. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие В.И. Белов, Ф.Ф. Михайлович М.: «Недра Коммюникейшенс Лтд», 2009. -664 с.

Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

Зайцева Н.В., Чепурных Е.Е., Синягина Н.Ю. и др. Анализ эффективности реализации мероприятий подпрограммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» (1998-2003г.)-М., 2004

Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей. Педагогика, 2003 №6 . с.27-32.

Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10-15.

Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 2010.с18

Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современном обществе. Самарское отделение Литфонда. 2010.с199

Пустовалова В.В. «Работа с одаренными детьми». Инновационный проект подготовки к этапам олимпиады. Депертамент образования Администрации, Томск, 2007 год.

http://к hutorskoy.borda.ru

www.eidos.ru/shop /


www.eidos.ru .

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.