Тема интегрированного урока: «Повторение правописания безударных окончаний имён существительных. Время космических открытий»
Тема интегрированного урока : ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ВРЕМЯ КОСМИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ.
Цели урока:
1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в единственном числе.
2. Развивать орфографическую зоркость.
3. Сформировать представление о космосе, о первых летательных аппаратах, о первом космонавте.
3. Понимать особую роль России в мировой истории.
4. Учить исследовать практические ситуации, выдвигая предположения, и понимать необходимость их проверки на практике; применять знания в нетрадиционных обстоятельствах; самостоятельно и в группе выполнять различные задания, умение оценивать свою деятельность.
5. Воспитывать коммуникативные качества учащихся.
Планируемые результаты
Метапредметные:
Личностные УУД:
- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать способность к самооценке, оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
-Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания.
Предметные:
- Уметь использовать в речи речевые единицы.
- Уметь сравнивать разные формы имен существительных.
- Знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.
- Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста,
- Выявлять сущность, особенности объектов.
Ход урока.
1. Организационный момент. Психологический настрой на урок. На фоне лирической музыки. Слайд 2
- Настал новый день. Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Улыбнитесь друг другу. Мы добры и приветливы, спокойны и ласковы.
Глубоко вдохните и выдохните… выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту нового дня, тепло солнечных лучей. Давайте возьмемся за руки и передадим всю теплоту наших сердец друг другу, мысленно пожелаем себе и всем, кто рядом, ЛЮБВИ, РАДОСТИ, и УДАЧИ.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Постановка темы и цели урока. Актуализация знаний.
- Запишите сегодняшнюю дату (12 апреля) Слайд 3.
- Какой праздник, связанный с космосом отмечается в этот день в нашей стране?
- Кто из вас знает, почему в нашей стране, да и во всем мире празднуют этот
великий день?
- Я думаю, чтобы стать космонавтом, надо много знать и уметь. Поэтому мы начнём с интеллектуальной разминки.
●Интеллектуальная разминка. Слайд 4
- Отвечаем очень быстро!
1. К I склонению относятся имена существительные …
2. Ко 2 склонению относятся имена существительные…
3. К 3 склонению относятся имена существительные …
4. Что значит поставить существительное в начальную форму?
5. Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных I склонения.
6. Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных 2 склонения.
7. Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных 3 склонения.
8. Назовите весенние месяцы … Что общего в этих словах?
- Вспомните все вопросы и сформулируйте тему сегодняшнего урока. Слайд 5 (Тема «Повторение правописания безударных окончаний имён существительных», «Время космических открытий»)
- Что мы должны уметь, чтобы правильно написать безударное окончание имён существительных?
(- учиться ставить имя существительное в начальную форму;
- научиться безошибочно определять тип склонения и падеж имени существительного;
- научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания)
- Узнать о космических открытиях.
● Работа с пословицей. Слайд 6
- В каком же году произошёл первый полёт человека в космос?
- Как звали человека, который совершил этот полет?
Этот парень, этот русский парень.
Улыбнулся, как лишь он умел,
И узнали люди, что Гагарин,
Совершая подвиг, песни пел.
- Как вы думаете, почему поступок Юрия Алексеевича Гагарина можно назвать героическим?
Если оч.нь з . х . теть, можно (в)космос п . л . теть.
- Как понимаете смысл этой пословицы?
- Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
- Каких гласных букв в этой пословице больше?
- В чистописание повторяем написание буквы о.
Запись пословицы, выделение орфограмм.
3. Повторение теоретических сведений об имени существительном
Решение проблемной ситуации, проблемной задачи. Слайд 7
- Проверим, сколько хорошо вы владеете материалом по теме урока.
-Одинаковые ли окончания в именах существительных?
-Подумай, почему разные окончания в словах:
о мыш… - о мышк… (о мыши - о мышке)
о мам… - о матер… (о маме - о матери)
о шерст…- о шёрстк… (о шерсти - о шёрстке)
Что нужно знать, чтобы не ошибиться в обозначении безударного гласного звука и в окончаниях имён существительных?
Составьте кластер «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных». Работа в группах. Слайд 8
- У вас на столах карточки с последовательностью правописания безударных падежных окончаний имён существительных. Расставьте их в нужном порядке.
« Имя существительное»
↓
Поставить существительное в начальную форму.
↓
Определить склонения
↓
Определяю падеж
↓
Подобрать слово-помощник с ударным окончанием
- Проверим работу. Слайд 8
- Попробуйте оценить свое умение писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе. (Показывают уровень умения на «шкале успеха» - карточки) Слайд 9
4. Изучение нового материала (окружающий мир). Слайд 10.
- Как вы понимаете, что такое космос?
– Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.
Работа в группах (каждая получает своё задание.)
- Предлагаю вам узнать немного больше о космосе. Каждый из вас получил лист с текстом и заданием. Вы читаете текст, отвечаете на вопросы. Затем читаете текст повторно и отмечаете знаком «V» то, что уже знали раньше, новую информацию отмечаете знаком «+».
Примерные тексты.
1 группа. Космическая орбитальная станция.
– У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают.
Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.
Вопросы:
1. Как называется дом космонавтов?
2. Зачем он нужен?
3. На что похож космический дом?
2 группа. Как работают космонавты.
– Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.
Вопрос: Что делают космонавты на космической станции?
3 группа. Животные-космонавты.
– Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы. Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
Вопросы:
1. Какие животные летали в космос?
2. Что узнали о полёте мышки?
4 группа. Собаки-космонавты.
– Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собак подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не боятся тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос.
Вопросы:
1. Как готовили собак для полёта в космос?
2. Как звали первую собаку-космонавта?
5 группа. Первый космонавт
– 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!»
Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым.
Вопросы:
1. Как зовут первого космонавта?
2. Сколько минут продолжался первый полёт?
6 группа. Скафандр.
– В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции. Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.
Вопросы:
Как называется одежда космонавтов?
Зачем нужен скафандр?
Работа по учебнику. Слайд 11.
Чтение статьи на с. 144-145
5. Физкультминутка. Слайд 12. Проследите за полетом ракеты
6. Реализация общеучебных умений и навыков.
Слайд 13.
• Подумайте, какое следующее задание мы будем выполнять? Сформулирйте задание
[и] – е [и] – и
Сладй 10. в экипаж[и], у дорог[и], по дорог[и], в скафандр[и], в тетрадк[и], к кабин[и], к площадк[и]
• Работа в группах
Задания (разного уровня сложности):
1 группа. Поставьте существительные в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж.
к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (тетрадь), о (бабушка), в (деревня)
2 группа. Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.
Играл на дудочк.., подошёл к осин.., смастерил для бабушк.., увидал мыш.., шёл рощ..й, прелестное дитя
3 группа. Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж.
На ветк.., сердце дочер, по тропинк.., на окошк.., на огород.., у черёмух.., в Казан…
– Давайте проверим вашу работу. Отвечает представитель от группы (дети отвечают, ученики из других групп исправляют или дополняют ответы, все тут же сравнивают свою работу с ответами на экране и т. д.)
-У кого всё правильно?
-У кого есть ошибки?
-В каком месте ошибки?
-В чём причина?
-Исправьте ошибки.
7. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль (Читает задания, выбирает правильный ответ и обводите букву, выбранного ответа)
Тест
Найти словосочетание с ошибкой.
Р – мечтать о собаке
Т – ехать на машине
С – найти в коробки
Ч – слова из песни
Найти словосочетание с пропущенной буквой и.
Д – в Сибир. , по математик. , из библиотек.
М – в жидкост. , ради дочер. , по площад.
Э – по дорог. , в стакан. , из рощ.
Ж – на сирен. , к внучк. , о голуб.
Какой строчке все существительные относятся к одному склонению .
О – вода, Петя, дядя
Л – конь, площадь, степь
Х – стул, конь, печь
Б – роща, пень, город
Найти слово с раздельным написанием.
П – (на)певать
Ц – (у)летать
Г – (на)берегу
Ю – (не)жный
Найти слово, где в приставке пишется О.
Т – н..летать
У – п..бежать
Ш – з..крыть
Ф – н..дрезать
– Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его. (СМОГУ) Значит, я думаю, вы сможете хорошо написать диктант по данной теме.
Слайд 14. Посмотрите на экран, сверьте свои ответы с ответами на слайде. Найдите ошибки, которые вы допустили, и оцените свою работу по следующим критериям:
Слайд 14
0 ошибок – «5»,
1 ошибка – «4»,
2 ошибки – «3»,
больше 2 ошибок – «2».
9. Итог урока.
– Вспомним, какие задачи ставились на уроке. Какие знания и умения мы должны были повторить?
– Достиг ли наш урок желаемых результатов?
10. Рефлексия.
Слайд 15.
- На второй «шкале успеха» отметьте тот уровень, на котором вы сейчас, в конце урока, обладаете умением писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа. Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?
- Как вы оцениваете свою работу? Слайд 16
- В полёте, космонавты должны выполнять специальные «космические правила». Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.
Космонавт, не забудь
Во вселенную держишь (путь).
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать
Должен много, много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных, звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Расскажите по схеме:
- узнал …
- научился …
- могу похвалить себя…
11. Домашнее задание. Слайд 17
Составить рассказ о работе космонавта. Определите склонения, падежные окончания имён существительных.