Тема интегрированного урока: «Повторение правописания безударных окончаний имён существительных. Время космических открытий»

2
0
Материал опубликован 15 December 2017 в группе

Тема интегрированного урока : ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ВРЕМЯ КОСМИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ.

Цели урока:

1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в единственном числе.

2. Развивать орфографическую зоркость.

3. Сформировать представление о космосе, о первых летательных аппаратах, о первом космонавте.

3. Понимать особую роль России в мировой истории.

4. Учить исследовать практические ситуации, выдвигая предположения, и понимать необходимость их проверки на практике; применять знания в нетрадиционных обстоятельствах; самостоятельно и в группе выполнять различные задания, умение оценивать свою деятельность.

5. Воспитывать коммуникативные качества учащихся.

Планируемые результаты

Метапредметные:

Личностные УУД:

- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать способность к самооценке, оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения

Регулятивные УУД

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять  план своего действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

-Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания.

Предметные:

- Уметь использовать в речи  речевые единицы.

- Уметь сравнивать разные  формы имен существительных.

- Знать  правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.

- Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста,

- Выявлять сущность, особенности объектов.

Ход урока.

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок. На фоне лирической музыки. Слайд 2

- Настал новый день. Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Улыбнитесь друг другу. Мы добры и приветливы, спокойны и ласковы.

Глубоко вдохните и выдохните… выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту нового дня, тепло солнечных лучей. Давайте возьмемся за руки и передадим всю теплоту наших сердец друг другу, мысленно пожелаем себе и всем, кто рядом, ЛЮБВИ, РАДОСТИ, и УДАЧИ.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Постановка темы и цели урока. Актуализация знаний.

- Запишите сегодняшнюю дату (12 апреля) Слайд 3.

- Какой праздник, связанный с космосом отмечается в этот день в нашей стране?

- Кто из вас знает, почему в нашей стране, да и во всем мире празднуют этот

великий день?

- Я думаю, чтобы стать космонавтом, надо много знать и уметь. Поэтому мы начнём с интеллектуальной разминки.

Интеллектуальная разминка. Слайд 4

- Отвечаем очень быстро!

1. К I склонению относятся имена существительные …

2. Ко 2 склонению относятся имена существительные…

3. К 3 склонению относятся имена существительные …

4. Что значит поставить существительное в начальную форму?

5. Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных I склонения.

6. Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных 2 склонения.

7. Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных 3 склонения.

8. Назовите весенние месяцы … Что общего в этих словах?

- Вспомните все вопросы и сформулируйте тему сегодняшнего урока. Слайд 5 (Тема «Повторение правописания безударных окончаний имён существительных», «Время космических открытий»)

- Что мы должны уметь, чтобы правильно написать безударное окончание имён существительных?

(- учиться ставить имя существительное в начальную форму;

- научиться безошибочно определять тип склонения и падеж имени существительного;

- научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания)

- Узнать о космических открытиях.

Работа с пословицей. Слайд 6

- В каком же году произошёл первый полёт человека в космос?

- Как звали человека, который совершил этот полет?

Этот парень, этот русский парень.

Улыбнулся, как лишь он умел,

И узнали люди, что Гагарин,

Совершая подвиг, песни пел.

- Как вы думаете, почему поступок Юрия Алексеевича Гагарина можно назвать героическим?

Если оч.нь з . х . теть, можно (в)космос п . л . теть.

- Как понимаете смысл этой пословицы?

- Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

- Каких гласных букв в этой пословице больше?

- В чистописание повторяем написание буквы о.

Запись пословицы, выделение орфограмм.

3. Повторение теоретических сведений об имени существительном

Решение проблемной ситуации, проблемной задачи. Слайд 7

- Проверим, сколько хорошо вы владеете материалом по теме урока.

-Одинаковые ли окончания в именах существительных?

-Подумай, почему разные окончания в словах:

о мыш… - о мышк… (о мыши - о мышке)

о мам… - о матер… (о маме - о матери)

о шерст…- о шёрстк… (о шерсти - о шёрстке)

Что нужно знать, чтобы не ошибиться в обозначении безударного гласного звука и в окончаниях имён существительных?

Составьте кластер «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных». Работа в группах. Слайд 8

- У вас на столах карточки с последовательностью правописания безударных падежных окончаний имён существительных. Расставьте их в нужном порядке.

« Имя существительное»

Поставить существительное в начальную форму.

Определить склонения

Определяю падеж

Подобрать слово-помощник с ударным окончанием

- Проверим работу. Слайд 8

- Попробуйте оценить свое умение писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе. (Показывают уровень умения на «шкале успеха» - карточки) Слайд 9


 

4. Изучение нового материала (окружающий мир). Слайд 10.

- Как вы понимаете, что такое космос?

– Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.

Работа в группах (каждая получает своё задание.)

- Предлагаю вам узнать немного больше о космосе. Каждый из вас получил лист с текстом и заданием. Вы читаете текст, отвечаете на вопросы. Затем читаете текст повторно и отмечаете знаком «V» то, что уже знали раньше, новую информацию отмечаете знаком «+».

Примерные тексты.

1 группа. Космическая орбитальная станция. 

– У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают.
Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие  пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.

Вопросы:

1. Как называется дом космонавтов? 
2. Зачем он нужен?
3. На что похож космический дом?

2 группа. Как работают космонавты.

– Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.

Вопрос: Что делают космонавты на космической станции?


 

3 группа. Животные-космонавты. 

– Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы. Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

Вопросы:

1. Какие животные  летали в космос?
2. Что узнали о полёте мышки?

4 группа. Собаки-космонавты. 

– Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собак подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не боятся  тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос.

Вопросы:

1. Как готовили собак для полёта в космос?
2. Как звали первую собаку-космонавта?

5 группа. Первый космонавт

– 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!»
Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым.

Вопросы:

1. Как зовут первого космонавта?
2. Сколько минут продолжался первый полёт?

6 группа. Скафандр.

– В космосе одновременно  и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции. Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.

Вопросы:

Как называется одежда космонавтов?

Зачем нужен скафандр?


 

Работа по учебнику. Слайд 11.

Чтение статьи на с. 144-145

5. Физкультминутка. Слайд 12. Проследите за полетом ракеты

6. Реализация общеучебных умений и навыков.

Слайд 13.

Подумайте, какое следующее задание мы будем выполнять? Сформулирйте задание

[и] – е [и] – и

Сладй 10. в экипаж[и], у дорог[и], по дорог[и], в скафандр[и], в тетрадк[и], к кабин[и], к площадк[и]

Работа в группах

Задания (разного уровня сложности):

1 группа. Поставьте существительные в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж.

к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (тетрадь), о (бабушка), в (деревня)

2 группа. Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.

Играл на дудочк.., подошёл к осин.., смастерил для бабушк.., увидал мыш.., шёл рощ..й, прелестное дитя

3 группа. Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж.

На ветк.., сердце дочер, по тропинк.., на окошк.., на огород.., у черёмух.., в Казан…

Давайте проверим вашу работу. Отвечает представитель от группы (дети отвечают, ученики из других групп исправляют или дополняют ответы, все тут же сравнивают свою работу с ответами на экране и т. д.)

-У кого всё правильно?

-У кого есть ошибки?

-В каком месте ошибки?

-В чём причина?

-Исправьте ошибки.

7. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль (Читает задания, выбирает правильный ответ и обводите букву, выбранного ответа)

Тест

Найти словосочетание с ошибкой.

Р – мечтать о собаке

Т – ехать на машине

С – найти в коробки

Ч – слова из песни

Найти словосочетание с пропущенной буквой и.

Д – в Сибир. , по математик. , из библиотек.

М – в жидкост. , ради дочер. , по площад.

Э – по дорог. , в стакан. , из рощ.

Ж – на сирен. , к внучк. , о голуб.

Какой строчке все существительные относятся к одному склонению .

О – вода, Петя, дядя

Л – конь, площадь, степь

Х – стул, конь, печь

Б – роща, пень, город

Найти слово с раздельным написанием.

П – (на)певать

Ц – (у)летать

Г – (на)берегу

Ю – (не)жный

Найти слово, где в приставке пишется О.

Т – н..летать

У – п..бежать

Ш – з..крыть

Ф – н..дрезать

Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его. (СМОГУ) Значит, я думаю, вы сможете хорошо написать диктант по данной теме.

Слайд 14. Посмотрите на экран, сверьте свои ответы с ответами на слайде. Найдите ошибки, которые вы допустили, и оцените свою работу по следующим критериям:

Слайд 14

0 ошибок – «5»,

1 ошибка – «4»,

2 ошибки – «3»,

больше 2 ошибок – «2».

9. Итог урока.

Вспомним, какие задачи ставились на уроке. Какие знания и умения мы должны были повторить?

Достиг ли наш урок желаемых результатов?

10. Рефлексия.

Слайд 15.

- На второй «шкале успеха» отметьте тот уровень, на котором вы сейчас, в конце урока, обладаете умением писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа. Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?

- Как вы оцениваете свою работу? Слайд 16

- В полёте, космонавты должны выполнять специальные «космические правила». Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.

Космонавт, не забудь
Во вселенную держишь (путь).
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать
Должен много, много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных, звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).

Расскажите по схеме:

- узнал …

- научился …

- могу похвалить себя…

11. Домашнее задание. Слайд 17

Составить рассказ о работе космонавта. Определите склонения, падежные окончания имён существительных.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ответ #49510 был удален 15 December 2017


Похожие публикации