Конспект урока по физике: «Электролампы. Электрические нагревательные приборы»
Тема урока: «Электролампы. Электрические нагревательные приборы»
Пояснительная записка
Цели:
- ознакомить учащихся с различными видами электроламп и электрическими приборами; изучить устройство и принцип действия каждого вида электроламп, показать сравнительные характеристики электроламп, выяснить преимущество энергосберегающей электролампы;
- развивать самостоятельность, аналитические навыки в виде анализа и сравнения, умение формулировать и аргументировать свою точку зрения;
- воспитывать убежденность в возможности познания законов природы, уважительное отношение к мнению оппонента при обсуждении проблем, ответственность.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, учебник А.В. Перышкин Физика 8 класс, дополнительная информация, рабочая тетрадь.
Тип урока – изучение нового материала
Время реализации урока - 45 мин.
Хронологическая карта урока
Этапы урока |
Временная реализация |
1.Организационный момент. Приветствие, внешняя оценка готовности к работе, организация внимания учащихся. Сообщение общего хода урока. Установка на совместную деятельность.
|
2 мин |
2.Актуализация знаний. Обобщение и систематизация знаний по теме «Нагревание проводников электрическим током» 1.Учащимся предлагается ответить на вопросы (фронтальный опрос) 2.Индивидуальная работа по карточкам. |
5 мин |
3. Мотивация и целеполагание. Подведение учащихся к теме урока и осознание важности данной темы. |
3мин |
4.Постановка проблемы. 1.Работа с текстом и выдвижение гипотезы. |
5 мин |
5.Открытие новых знаний. 1. Самостоятельная работа учащихся в группах. 2. Представление результатов работы. 3. Показ презентации (слайд 1, 2) |
10 мин |
6.Стадия осмысления 1.Выяснение преимуществ энергосберегающей лампы (экспериментальная работа в парах). 2. Показ презентации (слайд 3,4,5) |
10 мин |
7.Закрепление полученных знаний 1. Самостоятельная работа с учебником |
6 мин |
8. Итог урока 1.Что нового узнали? Что вызвало затруднения? С чем справились без затруднений? 2.Домашнее задание |
2 мин |
9. Рефлексия. 1. Учащиеся выражают свое настроение. |
2мин |
План-конспект урока
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок имеет широкое применение в повседневной практике. Правильность ваших ответов на уроке будет зависеть от наблюдательности, от умения анализировать свои наблюдения и делать выводы.
Однажды великого мыслителя Сократа спросили: «Что легче всего в жизни? Он сказал, что «легче всего поучать других, а труднее всего познавать себя и познавать окружающий мир». На уроках физики мы изучаем…(Какие явления?). Физика – наука… (О чем?). Я вижу, вы готовы к новым открытиям.
2.Актуализация знаний.
2.1 Фронтальная работа
Почему при прохождении тока по цепи выделяется тепло?
Сформулируйте закон Джоуля – Ленца.
Две проволоки, нихромовая и медная, одинаковой длины и сечения,
соединены последовательно. В какой из них выделится большее количество теплоты за то же время?
2.2 Индивидуальная работа по карточкам
Учащиеся заполняют таблицу, в которой пропущены некоторые буквы в формулах.
3. Мотивация и целеполагание.
Первым искусственным источником света, освоенным людьми еще в самой глубокой древности, был огонь костров, факелов, лучин и других горящих предметов. И служили людям эти источники света в течение многих тысячелетий.
И только в конце XIX века появился электрический свет в быту, после изобретения лампы накаливания, впервые созданной в 1874 году Г. Гебелем.
С тех пор прошло чуть более столетия, и человечество стало перед выбором: какими искусственными источниками света пользоваться?
Ребята как вы думаете: О каких источниках света сегодня пойдет речь? Какие виды электроламп мы с вами используем для освещения помещений? Изменится ли в ближайшем будущем подход к освещению?
В 2009 году Дмитрий Медведев подписал федеральный закон "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. В связи с этим в средствах массовой информации очень часто поднимается вопрос о переходе населения страны на энергосберегающие лампы.
Итак, тема урока «Электролампы. Электрические нагревательные приборы». Запишите тему урока в тетрадь.
На уроке мы выясним, устройство и принцип действия каждого вида электроламп, посмотреть сравнительные характеристики электроламп выяснить преимущества энергосберегающей электролампы, ознакомиться с электрическими нагревательными приборами.
4.Постановка проблемы.
Учитель зачитывает выдержку из исследовательской работы старшеклассника: «Экономить энергию должно все человечество и каждый человек в отдельности. Это самый простой способ уменьшить загрязнение окружающей среды.
В нашем доме за последнее время наряду с обычными электрическими лампами появились энергосберегающие лампы. Я задался вопросом о целесообразности приобретения родителями тех или иных видов ламп».
Итак, сформулируйте, какую гипотезу в своей работе выдвинул старшеклассник?
Вывод: переход на энергосберегающие лампы- путь к экономии электроэнергии.
5.Открытие новых знаний.
5.1 Первая группа работа с учебником (устройство лампы накаливания)
5.2 Вторая группа с дополнительным источником (устройство энергосберегающей лампы)
5.3 Представление результатов работы (выступления учащихся от каждой группы)
5.4 Учитель демонстрирует устройство электроламп (слайд 1,2).
6.Стадия осмысления
6.1 Экспериментальная работа в парах.
Используя данные для ламп (лампа накаливания мощностью 60ВТ и энергосберегающая лампа мощностью 11Вт, что соответствует 60Вт лампы накаливания), определите работу тока за один месяц (30 дней) и стоимость израсходованной энергии при тарифе 3,94 руб. (время работы 4 ч. ежедневно).
Вывод: экономия денежных средств с учетом стоимости энергосберегающей лампы.
6.2 Учитель демонстрирует таблицу с расчетами и таблицу со сравнительными характеристиками (слайд 3,4,5)
7. Закрепление полученных знаний
7.1 Работа с текстом учебника (прочитать параграф 54) и ответить на вопросы:
Являются ли электролампы электрическими нагревательными приборами?
8.Итог урока.
1.Что нового узнали?
Что вызвало затруднения?
С чем справились без затруднений?
Выставление отметок за урок с комментариями. Выяснить согласие детей с отметкой. Кто не согласен, поставить накопительный бал.
2.Домашнее задание &54, упражнение 27, сообщение по теме: «Электроприборы и класс потребления электроэнергии».
9.Рефлексия.
Ребята, выразите одним предложением своё настроение на уроке.
Учащиеся выражают свое настроение.
Учитель благодарит детей (каждого ребенка в отдельности) за ту или иную работу на уроке.
Литература:
1. А.В.Перышкин «Физика-8», М.: Дрофа, 2014.
2. З.В Александрова «Уроки физики с применением информационных технологий», М.:Глобус, 2009.
3.Интернет-ресурсы.
7
Анохина Галина Ивановна