12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зажигина Полина Ивановна368
Россия, Вологодская обл., Вологда

Сведения об авторе

  1. Зажигина Полина Ивановна
  2. Учитель физики, первая квалификационная категория
  3. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 32»
  4. Вологодская область, г. Вологда

Конспект урока физики в 10 классе по теме «Электрическое поле»

Конспект урока по физике в 10 классе по теме «Электрическое поле» базового уровня. Учащиеся вовлекаются в дебаты на тему теории взаимодействия электрических зарядов. На уроке учащиеся развивают навыки и умения смыслового чтения, самостоятельной работы в группе и индивидуально, развивают коммуникативную культуру. Благодаря необычному формату учащихся повышается мотивация к изучению предмета и знания становятся более прочными.

Тема урока: Электрическое поле

Цель урока: изучить природу взаимодействия тел посредством электрического поля.

Задачи:

  • изучить теории дальнодействия и близкодействия;
  • рассмотреть экспериментальные подтверждения каждой теории;
  • исследовать свойства электрического поля.

Планируемые результаты:  

Предметные: 

  • расширить знания относительно понятия «электрическое поле»;
  • формирование представлений о теориях дальнодействия и близкодействия в науке;
  • исследовать его свойства;
  • изучить основные характеристики электрического поля и способы его представления.

Метапредметные: 

  • развитие навыков и умения смыслового чтения, самостоятельной работы в группе и индивидуально; 
  • развитие умения отражать результаты своей деятельности в устной и письменной форме;
  • развитие логического мышления;
  • развитие умения преодолевать трудности при достижении поставленной цели;
  • развитие познавательного интереса.

Личностные: 

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
  • содействовать развитию коммуникативной культуры;
  • воспитание ответственного отношения к учению.

Тип урока:

  • по дидактической цели: изучение нового материала;
  • по способу организации: сочетание различных способов (беседа и практическая работа);
  • по ведущему методу обучения: проблемный.

Метод обучения: проблемный. 

Средства обучения:

  • учебник: Физика. 10 класс: базовый уровень / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. Н. А. Парфентьевой. М. : Просвещение, 2014. - 416 с.
  • оборудование: штатив, гильза из фольги на нити, пластмассовая линейка, шерсть, шелк;
  • мультимедийный проектор, компьютерная презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель приветствует и настраивает учащихся на продуктивную работу.

Ученики приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность.

  1. Постановка учебной проблемы, цели  и темы урока

Учитель просит учащихся вспомнить, что изучали на последних уроках физики, какие законы узнали. Учащиеся вспоминают про законы взаимодействия электрических зарядов, закон сохранения электрического заряда, закон Кулона для расчета силы взаимодействия. Учитель предлагает учащимся решить для актуализации знаний несколько задач из задачника Марон Е.А.

А) Два одинаковых металлических шарика, имеющих заряды 9 ∙ 10 -8 Кл и 3 ∙ 10 -8 Кл, приведены в соприкосновение и разведены на прежнее расстояние. Определите отношение модулей сил взаимодействия шариков до и после взаимодействия. (Ответ: 0,75)

Б) Два закрепленных заряда 1,1 ∙ 10 -9 Кл и 4,4 ∙ 10 -9 Кл находятся на расстоянии 12 см друг от друга. Где надо поместить третий заряд, чтобы он находился в равновесии? (Ответ: на расстоянии 4 см от первого заряда, на прямой, соединяющей эти заряды)

Учитель спрашивает, знают ли учащиеся, как осуществляется взаимодействие между точечными электрическими зарядами? На основе этого можно сформулировать цель урока: узнать, как осуществляется взаимодействие между точечными электрическими зарядами.

  1. Организация командной работы

Учащиеся делятся на три команды: представители теории дальнодействия, представители теории близкодействия и критики. Каждая команда знакомится с текстом и подготавливает выступление в поддержку своей теории. Выступление должно содержать основные принципы теории и их экспериментальное подтверждение. Представлять выступление команды должны минимум два человека: «теоретик» и «экспериментатор». Команда критиков готовит вопросы к выступающим командам по тексту обеих теорий. Учащиеся работают с текстом из учебника: команда «Близкодействие» с. 290, команда «Дальнодейсвтие» с. 291, критики с. 290-291, готовят эксперименты для подтверждения своей теории.

  1. Изучение нового материала. Творческое применение знаний

Примерное выступление учащихся команды «Близкодействие»:

согласно теории близкодействия взаимодействие между удалёнными друг от друга телами всегда осуществляется с помощью промежуточных звеньев (или среды), передающих взаимодействие от точки к точке.

Например, водитель автобуса заставляет дверь открыться, нажимая на кнопку и направляя так сжатый воздух в цилиндр, управляющий механизмом двери. Т.е. между водителем и дверью существует непрерывная соединительная линия, в каждой точке которой совершается некий физический процесс. Именно с помощью этого процесса, распространяющегося от точки к точке, происходит передача действия, причём не мгновенно, а стой или иной скоростью.

Для объяснения происхождения электромагнитных сил были придуманы невидимые истечения, окружающие планеты и магниты; незримые атмосферы вокруг наэлектризованных тел.

Учащиеся команды «Критиков» задают вопросы:

  • есть ли экспериментальное подтверждение?
  • если есть частицы или «истечение» какова их масса?
  • почему не меняется масса тел при электризации?

Учащиеся команды «Близкодействия» пробуют ответить на поставленные вопросы.

Выступление команды «Дальнодействие»: всякое взаимодействия осуществляется мгновенно и через пустоту, то есть действие со стороны любых тел может передаваться мгновенно на сколь угодно большие расстояния. Рассмотрим примеры, подтверждающие эту теорию: пластмассовая линейка, потертая о шерсть, притягивает к себе гильзу из фольги даже на расстоянии.

Учащиеся команды «Критиков» задают вопросы: будет ли притягиваться гильза в космосе в вакууме?

Учащиеся команды «Дальнодействия» пробуют ответить на поставленные вопросы.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель подводит итоги: на экран выведены основные положения обеих теорий. Учитель предлагает голосованием выбрать ту теорию, которая кажется более достоверной. В зависимости от исхода голосования учитель должен подвести учащихся к осознанию того, что электрическое поле - это та материя, которая передает взаимодействие между заряженными телами.

Необходимо чтобы учащиеся самостоятельно ответили на вопрос, заданный в начале урока: как осуществляется взаимодействие между точечными электрическими зарядами?

Учитель выставляет оценки за работу в классе.

Домашнее задание: прочитать параграфы 87, 88, ответить на вопросы со с. 294

 

Список использованной литературы и источников:

  1. Физика. 10 класс: базовый уровень / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. Н. А. Парфентьевой. М. : Просвещение, 2014. - 416 с.
  2. Физика. 10 класс. Опорные конспекты и разноуровневые задания. Марон Е.А. СПб.: 2013. - 96 с.
  3. https://infourok.ru/urok-v-klasse-po-teme-elektricheskoe-pole-1037552.html
  4. https://znanio.ru/media/konspekt_uroka_blizkodejstvie_i_dalnodejstvie_elektricheskoe_pole-224432
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.