12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дулесова Ирина Федоровна57
Россия, Пермский край, п.Октябрьский

Вводный урок по физике в 8 классе по теме «Электрические явления»

  Автор: Дулесова Ирина Федоровна

учитель физики

МБОУ «Октябрьская средняя 

 общеобразовательная школа №1»

Пермский край.

Тип: Урок получения новых знаний.

Метод обучения: проблемное обучение.

Цель урока:

Выяснение сущности процесса электризации тел.

 Задачи урока:

1. Изучить явление электризации;

2. Развитие навыков работы с оборудованием;

3. Формирование умения работать в группе;

4. Прогнозирование ситуации успеха.

Ход урока:

В начале урока весь класс делится на группы по 4-6 человек

Здравствуйте, ребята. У нас сегодня будет очень увлекательный урок.

В начале урока послушайте легенду.

«Давным-давно в  Древней  Греции жил философ Фалес Милетский. Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном. Как то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что  к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало еще больше, чем сильнее вытиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснениями этого явления к отцу. Фалес понял, причина в веществе, из которого сделано веретено. Поэтому,  как только к пристани города причалил корабль финикийских купцов, он  накупил различных янтарных изделий и убедился, что все изделия, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы.»

Слайд 1 Янтарь – природная смола необычайной красоты.

Янтарь в переводе на греческий язык - электрон. Стоит немного потереть кусочек янтаря, как он начинает притягивать к себе все, что вокруг лежит – это свойство янтаря получило название электризация, а наблюдаемые явления были названы электрическими явлениями.

В окружающем нас мире происходит различные физические явления, с некоторыми из которых мы уже познакомились – механические, тепловые. Начиная с сегодняшнего урока, мы будем знакомиться с не менее, нужными и важными для человека явлениями природы, которые называются электрическими явлениями. Тема нашего урока: «Электризация тел».

Слайд 2 Электризация тел

 

Считается, что начало науки об электрических явлениях положили, именно,  опыты Фалеса с чудесным янтарем, способным притягивать к себе небольшие тела. 

Только ли янтарь способен притягивать к себе другие тела?

Янтаря у вас на столах нет, но на ваших столах лежат другие тела: пластмассовая линейка, стеклянная палочка, металлическая палочка, эбонитовая палочка, кусок шерсти, кусок меха, кусок шелка, лист бумаги, тонкие бумажные полоски, тонкие полиэтиленовые полоски, мелкие кусочки бумаги, металлические гильзы, подвешенные на нитях, детские воздушные шарики (ненадутые).

Слайд 3 Фотография оборудования, лежащего на столе обучающихся

Экспериментальная задача: Работая в группах, вам необходимо выяснить, обладают ли другие тела, таким же свойством как янтарь. Результаты работы в группе необходимо представить всему классу.

Учитель не должен явно формулировать цель эксперимента, который будут проводить обучающиеся. Для обучающихся не нужно определять последовательность действий. Обучающиеся самостоятельно проводят эксперименты, используя необходимое с их точки зрения оборудование, имеющееся на учебном столе. Результаты своих экспериментов группа представляет остальным обучающимся класса (другим группам) совместно обсуждают (при необходимости) и формулируют вывод.

Ограничивать время проведения эксперимента обучающимися не нужно.

Работая в группах обучающиеся могут сформулировать следующие выводы:

        1.Тела электризуются при трении;

2.Кроме янтаря электризуются и другие тела;

3.При трении электризуются оба тела;

4.Нужно правильно выбрать два тела для электризации (например: эбонитовая палочка и кусок меха);

5.Наэлектризованные тела могут притягивать небольшие тела (например мелкие кусочки бумаги);

6.Наэлектризованные тела могут притягиваться к друг другу или отталкиваться;

7.Наэлектризовать металлический стержень трением не получается;

8.Наэлектризовать тело - значит сообщить ему электрический заряд.

Учитель внимательно наблюдает за работой обучающихся, но не вмешивается в процесс работы. Если обучающиеся делают что-то неверно нужно оказать помощь, но таким образом, чтобы обучающиеся сами получили верный результат.

Учитель: Вы самостоятельно проводили эксперименты и много нового узнали о явлении электризации, но следующие эксперименты мы проведем вместе и вам будет небольшая подсказка.

Стеклянная палочка хорошо электризуется трением о шелк, приобретая положительный заряд, эбонитовая палочка хорошо электризуется трением о мех, приобретая отрицательный заряд.

У вас на столах две металлические гильзы, подвешенные на изолирующих нитях и задания для каждой группы.

Задание 1 группе: наэлектризуйте стеклянную палочку трением о шелк, коснитесь этой палочкой каждой гильзы, а затем приблизьте их друг к другу.

Задание 2 группе: наэлектризуйте эбонитовую палочку трением о мех, коснитесь этой палочкой каждой гильзы, а затем приблизьте их друг к другу.

Задание 3 группе: наэлектризуйте стеклянную палочку трением о шелк, коснитесь этой палочкой одной гильзы, наэлектризуйте эбонитовую палочку трением о мех, коснитесь этой палочкой другой гильзы, а затем приблизьте их друг к другу.

Сформулируем общий вывод:

1.В природе существует два рода электрических зарядов – положительные и отрицательные;

2.Одноименные заряды отталкиваются;

3.Разноименные заряды притягиваются.

Заключение урока.

С глубокой древности у людей вызывало страх, такое электрическое явления природы, как молния. Позднее люди научились использовать электричество в своей жизни. Попробуйте представить себе, что будет, если электричество исчезнет из нашей привычной жизни... Жители больших городов и маленьких деревень лишаться не только света, но и тех благ к которым привыкли: водоснабжения, газификации, транспортного обеспечения. Остановиться производство. Жизнь человечества замрет. Сегодня именно электрическая энергия обеспечивает нормальную жизнь общества. Нас окружает множество технических устройств, которые работают за счет электрической энергии. Но чтобы понять, каким образом работает сотовый телефон или компьютер, необходимо изучить электричество с самого простого – электризации тел

Сегодня на уроке каждый из вас хорошо поработал, у каждого есть лист самооценки, оцените свою работу и оставьте отзывы.

Спасибо за работу!

Домашнее задание: п.25,26.

ЛЕГЕНДА  ОБ  ОТКРЫТИИ  ЭЛЕКТРИЗАЦИИ

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.