12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пахомова Лариса Борисовна645
Россия, Алтайский край, г.Горняк
7

Творческий отчет «Формирование художественно – эстетической культуры старших дошкольников в процессе декоративно – прикладной деятельности»

МБДОУ «Детский сад Звёздочка»

Опыт работы по теме:
«Формирование художественно – эстетической культуры старших дошкольников в процессе декоративно – прикладной деятельности»

Воспитатель:

Пахомова Лариса Борисовна

 


 


 


 

Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,

умение понимать и ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному творчеству.

Наталья Алексеевна Ветлугина

Актуальность:

На современном этапе развития нашего общества, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Актуальной темой на сегодняшний день является: введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в которых художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей».

Приоритетным направлением моей деятельности является художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративно – прикладной деятельности, что способствуют формированию личностного развития, активизации творческого процесса, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект. Для этого использую различные виды искусства (рисование, лепка, художественное конструирование).

Работу строю в соответствии с основной образовательной программой дошкольной образовательной организации детского сада «Звёздочка», разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом примерной основной

образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой.

Опыт формировался под влиянием взглядов и научных работ кандидата

педагогических наук, доцента кафедры дошкольного образования Тамары Семеновны Комаровой. Мною были изучены и использованы публикации и программа эстетического воспитания "Красота, Радость, Творчество" авторы Т.С. Комарова, А.В.Антонова, М.Б.Зацепина,

А.В.Никитина  «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.АЛыковой «Изобразительная деятельность в детском саду», Е.Шабельниковой « Поделки из пластилина», ознакомившись с которыми, я ещё раз убедилась в необходимости совершенствования методов и средств художественно – эстетического развития детей.

Работу по данной теме начала в средней группе и продолжила в подготовительной к школе группе.

Цель моей деятельности – развитие художественно-эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусство.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

формировать навыки работы с различными материалами;

способствовать овладению разными технологическими приёмами.

развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать;

воспитывать эстетический вкус, потребность в познании прекрасного;

поддерживать склонность творческого самовыражения детей: стремление к импровизации, экспериментированию с цветом, придумыванию композиции, освоению различных художественных техник, материалов и средств, созданию художественных образов.   

Считаю, что для решения задач художественно-эстетического развития  детей дошкольного возраста необходимыми средствами, являются: природа, искусство, художественная деятельность, развивающая предметно - пространственная среда.

Изучив требования ФГОС к развивающей предметно- пространственной среде, исходя из поставленных задач для формирования художественно- эстетических способностей детей, определила требования к среде:

развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и безопасной.

В создание развивающей предметно-пространственной среды активно подключала детей, т.к. это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде. Продуманная среда развития сама побуждала детей к активности, проявлению инициативы и творчества. Так в группе были созданы все необходимые условия для осуществления работы по художественно-эстетическому развитию воспитанников: оформлены театральный, музыкальный уголки; уголок книги – библиотека; разнообразные виды театров; атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, игр - драматизаций.

Эффективно использую, как групповые комнаты, так и раздевалки: в них размещаю выставки фотографий: «Наши любимцы», «Осенняя мелодия», так же размещаю рисунки и поделки детей из природного материала, выставки к новогодним праздникам – «Новогодняя игрушка», «Снеговичок», « Хоровод новогодней ёлочки», осенним – «Осенние фантазии» - поделки из овощей и фруктов…

В группе создала уголок изобразительного искусства, здесь находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования (краски гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, кисточки, карандаши, пластилин ...).

Есть разнообразный материал для нетрадиционных форм рисования: трубочки, заостренные палочки, перо, ручки, поролоновая губка, ватные палочки и т.д..

Наличие экспонатов с учётом национально- культурных традиций: изделия народно-прикладного творчества, например, дымковские игрушки, некоторые из них были изготовлены вместе с детьми – это дымковские барышни.

Включаю в среду изобразительные материалы (репродукции картин художников, произведений народного искусства, книжной графики, произведений детского творчества), что способствует творческой активности детей.

Для систематической работы по знакомству детей с произведениями изобразительного искусства в группе отведено специальное место: создана небольшая «Полочка красоты» - не простая, а волшебная! На ней появляются очень красивые предметы и вновь исчезают. Кто первый из детей заметит на полочке новое, тот получает право первым рассмотреть этот предмет: взять его в руки и, если это, возможно, поиграть с ним. Работа с «Полочкой красоты» осуществляется в повседневной жизни. Для этого использую любые произведения народного, декоративно-прикладного искусства.

В уголке «Моя семья» размещены альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки, связанные с темой семьи, творческие работы различных жанров, сделанные членами семьи.

Так же в группе регулярно создаю мини-музеи. Дети чувствуют свою причастность к нему. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, пополняют музей своими рисунками и поделками.

При пополнении экспонатов в мини - музее «Хлеб всему голова», дети изготовили калачики в технике тестопластики; для музея «Многообразие ложки» сделали ложку из бумаги и раскрасили ее хохломской росписью; создавая музей « В мире динозавров», дети лепили динозавриков из разных видов пластилина, налепили ящериц в технике миллефиори.

Моя задача, как педагога, научить детей понимать прекрасное в искусстве и в жизни, а для этого необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, развитие эмоциональных и познавательных процессов.

Ожидаемые результаты:

Дети знают нетрадиционные приемы и техники рисования и могут их использовать для развития художественного творчества.

Дети знают традиции русской национальной культуры, народные промыслы.

Дети умеют самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные им способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.).

У ребенка развивается мелкая мускулатура рук.

Дети имеют навыки коммуникативного общения.

У детей развивается интерес, и совершенствуются устойчивые технические навыки в изобразительной деятельности.

У детей развивается творчество и фантазия, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление.

У ребенка развивается культура деятельности, сформированы навыки сотрудничества.

Работу по развитию художественно – эстетической культуры старших дошкольников через декоративно-прикладное искусство строю в трех направлениях:

 специально-организованное обучение;

 совместная деятельность;

 самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие с детьми осуществляю с учетом дифференцированного подхода и включением разнообразных форм и методов работы:

 регламентированные занятия художественно- эстетического цикла;

 интегрированные занятия;

 посещение театров, выставок;

 организация самостоятельной художественной деятельности;

 организации игровой деятельности детей в течение дня;

 занятия по интересам (ИЗО)

 организация выставок детского творчества;

 конкурсы по выявлению творческих способностей;

Для активизации творческого воображения и мышления использую следующие приемы:

Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками. Это игры – опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой.

Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации:

в рисовании: ладонная и пальцевая техники, монотипия, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами, листьями,

«Пуантилизм» - точечная живопись,   в этой технике дети учились рисовать осенние пейзажи, грибы, животных и т. д.; « Эбру» (рисование на воде) - используя данную технику, дети создают необычные картины, что дает возможность каждому ребенку почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства.

в лепке: лепка из солёного теста, бумажной массы, фольги

в аппликации: сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина).

Для развития творческих способностей дошкольников использую метод проектов, что поддерживает повышенный интерес детей к занятиям.

Мной разработаны проекты по пластилинографии: «Дымковская игрушка», «Как у наших мастеров», в которых формируются и развиваются основы художественной культуры через народное декоративно-прикладное искусство;

проекты «Ящерица», «Куколка» - знакомство детей с техникой «миллефиори», изготовление поделок в этой технике;

« Оригами» - искусство складывания фигурок из бумаги, в этой технике были изготовлены цветы тюльпан и лилия, а также модные платья , которые в последующем были подарены мамам, бабушкам на праздники;

Каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность, развить способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве. Результатом такой деятельности становится участие воспитанников ДОУ в конкурсах районного, городского, регионального уровня. 

В последний год наблюдается позитивная динамика участия дошкольников в конкурсных мероприятиях. Наши воспитанники активно принимали участие в краевых конкурсах: «Я – сказочник», «Моя очаровательная зверушка»; всероссийских творческих конкурсах: « Я - художник – иллюстратор», «Подарки

любимой маме», «Рассударики», «Пластилиновые фантазии».

Так же дети активно участвуют в городских выставках детского творчества: «Пожарная ярмарка», «Пасхальная радость», «Душой к природе прикоснись» и многие другие, где занимают призовые места.

В образовательный процесс вовлекаю не только детей, но и родителей, чтобы последние могли овладеть педагогическими навыками, которые будут им необходимы  при обучении ребенка в школе. В своем сотрудничестве с родителями с целью формирования их активной позиции использую следующие формы и методы работы: родительские собрания, консультации, «круглые столы» на различные темы, индивидуальные беседы, дискуссии, открытые занятия, дни открытых дверей, проведение совместных праздников, развлечения, анкетирование. В группе работает «служба информации», где родители могут познакомиться с новыми печатными изданиями, получить сведения о работе ДОУ, группы, о том, чем занимался ребенок сегодня в саду. В своей работе стараюсь максимально удовлетворить выявленные пожелания родителей.

Одним из условий формирования художественно - творческих способностей детей является - развитие креативности самого педагога.

Занимаюсь дизайном в группе, люблю рисовать (вместе с детьми оформляем группу картинами из соленого теста), увлекаюсь созданием картин и скульптур из обычного и скульптурного пластилина - это куклы, дымковские барышни, смешарики, фигуры- службы (пожарный, полицейский, врач). В данный период вместе с детьми работаем над куклами в национальных костюмах.

Я считаю, что в проделанной мною работе есть положительные результаты:

- оформлена развивающая среда в группе;

- сформированы начала художественно – эстетической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение творческо-художественные умения, которые проявляются в области разных искусств: рисовании, лепке, художественном конструировании

- дети учатся практическим действиям творческого самовыражения: стремление к импровизации, экспериментированию с цветом, придумыванию композиции, освоению различных художественных техник, материалов и средств, созданию художественных образов;

- у детей развивается: творчество и фантазия, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление культура деятельности, формируются навыки сотрудничества.

   

Таким образом, чтобы развить у наших детей действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре (а это одна из главных трудных задач), нам необходимы три составные части красоты: литература, живопись, музыка, которые призваны спасти мир.

Так происходит своеобразный вдох – напитывание детей образами, впечатлениями, эмоциями. А после вдоха неизбежен выдох – творческое самовыражение детей. Такой процесс можно назвать «дыханием творчества»

г. Горняк

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.